Педагогические методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:04, контрольная работа

Описание

Специальное направление в педагогической науке -- педагогические технологии обучения- появилось в шестидесятых годах прошлого столетия. Зародилось оно в США и Англии, а со временем получило свое распространение и в других странах. Появление этого понятия и исследовательского направления в педагогике- не простая случайность. Изначально, когда в западных странах в учебный процесс начали внедрять технику, педагогические технологии обучения связывали с техническими средствами обучения.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 90.82 Кб (Скачать документ)
  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на альтернативной основе.
 

  Одно из правил этой технологии гласит: излагай несколько  точек зрения, подходов, теорий как  истинные (в то время как истинной среди них является лишь одна точка  зрения, теория, один подход).

  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего на игровой основе.
 

  Наблюдается слишком  большой разрыв между академической  и практической деятельностью, имитирующей  реальную действительность и тем  самым помогающей вписать учебный  процесс в контекст реальной жизнедеятельности  детей.

  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе.
 

  Диалогу, как  известно, противостоит все еще имеющий  широкое распространение учительский  монолог. Ценность диалога в том, что вопрос учителя вызывает у  учащихся не только и не столько  ответ, сколько, в свою очередь, вопрос. Учитель и учащиеся выступают  на равных. Смысл диалога, таким образом, в том, что субъект-субъектные отношения реализуются на уроке не только в знанмевой, но и в нравственно-этической сфере. Технология, предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе.  

Это коллективные способы обучения, о которых подробно речь пойдет ниже.

  • Технологии, построенные на алгоритмической основе (М. Ланда).
  • Технологии, построенные на программированной основе (В. Беспалько).
 

  Весь этот "веер" технологий может раскрываться и  складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов; к  тому же технологии между собой тесно  взаимосвязаны.

Традиционная  педагогическая технология.  

Термин "традиционное обучение" подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.  

Отличительными  признаками традиционной классно-урочной  технологии являются следующие:

  • учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
  • класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
  • основной единицей занятий - урок;
  • урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают пал одним и тем же материалом;
  • работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
  • учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.
 

  Учебный год, учебный  день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между  уроками - атрибуты классно-урочной  системы.  

Цели обучения - подвижная категория, включающая в  зависимости от ряда условий те или  иные составляющие.   
 
 
 
 
 

В советской  педагогике цели обучения формулировались  так:

  • формирование системы знаний, овладение основами наук;
  • формирование основ научного мировоззрения;
  • всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика;
  • воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за светлое будущее всего человечества;
  • воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду.
 

  Таким образом, по своему характеру цель технологий обучения (ТО) - это воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН), а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией). В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились - исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в характере нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.  Массовая школа с традиционной технологией по-прежнему является "школой знаний", сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.  

Концептуальные  положения. Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я. А. Коменским:

  • научность (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);
  • природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется);
  • последовательность и систематичность (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);
  • доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);
  • прочность (повторение - мать учения);
  • сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
  • наглядность (привлечение различных органов чувств к восприятию);
  • связь теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится на применение знаний);
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей.
 

  Обучение- это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений - подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы и средства. Особенности содержания. Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем образования технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются в основном к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности.-75 % учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы отводится лишь 3 %, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания. Традиционная система остается единообразной, невариативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения - централизовано. Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют "коридоры", внутри которых (и только внутри) предоставлено право двигаться ребенку. Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3 % от академических. В воспитательной работе процветают педагогика мероприятий и негативизм воспитательных воздействий. Особенности методики. Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для раскрытия индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.  

Авторитаризм  процесса обучения проявляется в:

  • регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур ("школа насилует личность");
  • централизации контроля;
  • ориентации на среднего ученика ("школа убивает таланты").
 

  Позиция ученика: ученик- подчиненный объект обучающих воздействий, ученик "должен", ученик - еще не полноценная личность, бездуховный "винтик". Позиция учителя: учитель - командир, единственное инициативное лицо, судья ("всегда прав"); старший (родитель) учит; "с предметом к детям", стиль "разящие стрелы".   
 
 
 
 
 

Методы усвоения знаний основываются на:

  • сообщении готовых знаний;
  • обучении по образцу;
  • индуктивной логике от частного к общему;
  • механической памяти;
  • вербальном изложении;
  • репродуктивном воспроизведении.
 

  Процесс обучения как деятельность в ТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника.

В составе учебной  деятельности ребенка:

  • самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;
  • планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию;
  • итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым.
 

  В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд "из-под палки" со всеми  его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, лживости, конформизма - "школа уродует личность"). Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам; требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность. Однако в школьной практике ТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок. Количественная оценка - отметка - часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика. Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на "хороших" и "плохих". Названия "троечник", "двоечник" вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция). Особо существует проблема двойки. Она является непереводной оценкой, основанием второгодичества и отсева, т. е. решает во многом судьбу личности, и в целом представляет большую социальную проблему Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой, с семьей.

Традиционная форма обучения - классно-урочная. Ее отличают:

Положительные стороны Отрицательные стороны
Систематический характер обучения Шаблонное построение, однообразие
Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала o Нерациональное  распределение времени урока.o На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней усвоения перекладывается на домашние задания
Организационная четкость o Учащиеся  изолируются от общения друг  с другом.o Отсутствие самостоятельности
Постоянное  эмоциональное воздействие личности учителя o Пассивность  или видимость активности учащихся.o Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день).o Слабая обратная связь. Усредненный подход
Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении Отсутствие  индивидуального обучения
 

  

К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов. Представленные ниже сценарии уроков по различным дисциплинам дают учителю представление о практическом решении дидактических задач. 
 
 
 
 
 
 

Технологии  личностно-ориентированного образования.  

Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии является определение  позиции ребенка в образовательном  процессе, отношение к ребенку  со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий. Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процес о, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения. Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические тех ое й ия в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений. Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими. Сразу отметим неточность термина "личностно-ориентированное образование". Правильнее говорить "индивидуально-ориентированное образование", потому что все педагогические технологии являются личностно-ориентированными, так как задаются целью развития и совершенствования личности ребенка. Однако, следуя сложившейся традиции, впредь индивидуально-ориентированные технологии мы будем тоже называть личностно-ориентированными. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания. 

Информация о работе Педагогические методы обучения