Педагогические технологии, применяемые в процессе формирования методологических знаний и умений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:56, реферат

Описание

Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.

Содержание

1. Введение
2. Понятие «педагогическая технология»
3. Формирование методологических знаний и умений учащихся
4. Современные психолого-педагогические технологии обучения
5. Игровые педагогические технологии
6. Групповые технологии
7. Дистанционное обучение
8. Авторская педагогическая технология С.Н. Лысенковой (опережающее обучение с использованием опорных схем)
9. Технология мозгового штурма
10. Заключение
11. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Педагогические технологии, применяемые в процессе формирования методологических знаний и умений.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

 

Химико-биологический  факультет

Кафедра профилактической медицины




РЕФЕРАТ

Педагогические технологии, применяемые в процессе формирования методологических знаний и умений

ОГУ 020208.65.8011.04 Р

 

 

 

Руководитель работы:

______________ Дроздова Е.А.

"_____"______________2011г.

Исполнитель:

студентка группы 08 БХ

_____________ Евдокимова М.С.

"_____"______________2011 г.

 

 

 

Оренбург 2011

 

Содержание

 

1.      Введение

2.      Понятие «педагогическая технология»

3.      Формирование методологических знаний и умений учащихся

4.      Современные психолого-педагогические технологии обучения

5.      Игровые педагогические технологии

6.      Групповые технологии

7.      Дистанционное обучение

8.      Авторская педагогическая технология С.Н. Лысенковой (опережающее обучение с использованием опорных схем)

9.      Технология мозгового штурма

10. Заключение

11. Список литературы


Введение

Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми,  производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.

Слово  “технология” применительно к воспитанию вошло в лексикон педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка. В энциклопедическом словаре дается такое определение технологии:   “  …Задача технологии как науки – выполнение физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов ”.

Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование  технос – искусство, мастерство, логос – учение.

Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «педагогическая технология»

Структурные и функциональные компоненты педагогической технологии

Понятие «педагогическая технология» появилось в начале 1960-х годов. С 1966 года в Англии раз в два года проходят конференции, по материалам которых выпускаются книги «Aspects of Educational Technology». Этот же термин используется и в американских педагогических журналах. В 70-е годы понятие «педагогическая технология» расширилось, к нему начали относить все, что касается совершенствования учебного процесса.

Технология (от греческого techne — «искусство, мастерство, умения» и логия — «наука») — совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.

Педагогическая технология — это «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов»

Таким образом, под педагогической технологией понимается набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями. Цели должны быть конкретны и измеримы; операции воспроизводимы (вероятность реализации технологии отдельным субъектом должна быть высокой, другие педагоги могут овладеть этим набором операций и успешно их использовать); операции должны иметь законченный процесс по достижению цели; субъективизм учителя должен быть сведен к минимуму. Свобода педагога возможна и необходима в том диапазоне действий, которые приводят к достижению целей. Поскольку на реализацию технологии влияют множество переменных, связанных как с особенностями педагогов, так и с особенностями учащихся, и условий, в которых протекает педагогический процесс, то творчество педагога не может быть исключено. Оно предполагается в любой технологии на уровне отдельных операций, действий.

В педагогической технологии можно выделить следующие функциональные компоненты деятельности педагогов:

 

      гностический

      проектировочный

      конструктивный

      организаторский 

      коммуникативный.

Таким образом, педагогические технологии учителя будут складываться из операций по накоплению знаний, по проектированию целей обучения и воспитания, по организации учебно-воспитательного процесса, по передаче знаний от коммуникатора (педагога) реципиентам (учащимся).

Гностический компонент включает в себя познание педагогом целей обучения и воспитания, содержания предмета преподавания, изучение самого себя, учащихся, принципов и технологий, проведения обучающих и воспитывающих занятии. Гностический компонент предполагает также набор операций по анализу эффективности своей деятельности. Эта задача является одной из важнейших при овладении на этапе познания педагогической деятельностью.

Проектировочный компонент включает в себя проектирование дальних целей (перспектив), операций, средств. Проектирование должно осуществляться с учетом половых различий.

Конструктивный компонент предполагает набор операций по подготовке предстоящего занятия.

Коммуникативный компонент включает в себя набор операций вербального и невербального взаимодействия с учащимися.

Организаторский компонент предполагает набор операций по подготовке и проведению занятий с учащимися. Два последних компонента тесно связаны друг с другом.

Существуют различные классификации технологий. Как минимум различают два основных типа технологий: педагогические и психологические. В педагогических технологиях операции и действия физически ощутимы. Психологические технологии носят скрытый характер: это психические операции и действия в психике конкретного человека. Однако провести четкую границу между ними довольно трудно.

Педагогические технологии могут быть классифицированы также следующим образом: технологии обучения, воспитания, развития, диагностики. Технологии обучения можно разбить на технологии обучения и самообучения (учения). Под технологиями обучения понимается набор операций по формированию знаний, умений, навыков.

Технологии воспитания — это набор операций по целенаправленному формированию относительно устойчивых и постоянных высокообобщенных отношений.

Технологии развития тесно связаны с технологиями обучения. Психическое развитие — это формирование умственных умений, это прирост каких-то операций в психике человеке. Но при формировании предметных умений тоже идет прирост психических умений, без этого они не могут сформироваться. Таким образом, там, где происходит формирование умений, всегда наблюдается психическое развитие. Однако если при обучении конечным продуктом являются знания, предметные умения, навыки, то при развитии идет замер сформированности умственных умений. Для преподавателя-предметника результатом являются предметные знания, умения, навыки и материалом является содержание предмета, которое должно быть усвоено. При психическом развитии материал воздействия может быть любой, а результатом (психическим материалом) является степень сформированности психических умений (операций). При физическом развитии результатом являются физические умения.

Таким образом, педагогические технологии по развитию могут не ограничиваться конкретным содержанием предметов. Учителя-предметники цель своей работы видят в усвоении материала предметов. Педагоги, занимающиеся развитием, цель работы видят в формировании психических либо физических операциях.

Разновидностью технологий обучения, воспитания и развития могут быть технологии по коррекции (исправлению), профилактике (предупреждению), терапии (лечению), реабилитации (восстановлению).

При разработке педагогической технологии актуальным является определение того материала, который должен быть сформирован в психике учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование методологических знаний и умений учащихся

Требования, предъявляемые к учебному процессу, постоянно растут. Формированию знаний в нашей школе придается решающее значение. Однако в настоящее время требуется уточнение значимости знаний наряду с умениями, навыками и свойствами личности. Иногда педагог стремится к максимально глубокому усвоению всех знаний по изучаемому предмету. Это не всегда оправданно и ведет к перегрузке учащихся, к психическим срывам, к снижению мотивации обучения. Ученые высказывают мнение, что обучение, концентрирующее внимание на запоминании фактов, невольно тормозит развитие творческих способностей и даже приводит к потере талантов. Постоянное давление, жестко заданная программа "прохождения" материала, оценкомания приводят к тому, что учащиеся становятся не способными к работе без постоянной стимуляции извне.

Школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, но она может и должна дать ему опорные знания, вооружить его инструментом познания. Опыт показывает, что выпускники школ через 3-4 года почти полностью забывают то, что они изучали. В их памяти остаются только отрывочные сведения и в лучшем случае некоторое понимание общих законов. А ведь каждая наука включает в себя не только систему знаний, но также и процесс их добывания. Это обстоятельство сегодня недостаточно учитывается. Школьникам, как правило, преподносятся знания без показа того, как они были получены.

В результате мы имеем выпускника школы, не способного самостоятельно ориентироваться даже в не сложных ситуациях, так как он не получает в процессе обучения и воспитания так называемых методологических знаний и умений, которые дают возможность мобильно оперировать знаниями и умениями в различных ситуациях, являются важнейшим условием формирования у учащихся способности самостоятельно мыслить. Методологические знания обладают достаточной общностью и проявляются одинаковым образом во всех сферах человеческой деятельности. Надо отметить, что главным показателем эффективности обучения становится не только и не столько сумма предметных знаний, усвоенных учащимися, сколько сформированность у них умений и навыков самостоятельно приобретать новые знания в процессе учебной и дальнейшей трудовой деятельности.

Проблема формирования методологических знаний учащихся связана с проблемой активизации познавательной деятельности учащихся. Как показали исследования Щукиной Г.И., овладение знаниями, приемами, умениями, навыками тесно связано с познавательными интересами. Овладение приемами учебной работы изменяет отношение школьников к своей учебной деятельности, дает им возможность осознать, как надо учиться.

Многие исследователи отмечают, что интерес именно к процессу познания, потребность в познании, самостоятельном осмыслении знаний и добывании их «более и долее всего способен стимулировать активную учебную и внеучебную, в том числе творческую деятельность. Именно значимость процесса познания для личности делает знания и процесс познания самостоятельной ценностью, благодаря чему достигаются и многие другие функции знающего человека - ... умение при необходимости самостоятельно искать знания и т.д.»

Таким образом, для решения проблемы формирования методологических знаний и умений, необходимо найти им свое место в системе обучения. Если за знаниями мы видим далеко стоящие цели и знания нам помогают их достичь, то такое обучение способствует формированию развивающейся личности. Для эффективного формирования знаний важно по каждой теме определить уровень усвоения, связать знания с настоящей и будущей жизнью учащихся. Например, биология должна помочь учащимся быть физически и психически здоровыми. Одна из важных задач литературы — способствовать становлению жизненной позиции учащихся (умения выжить в этом мире), развитию свойств личности. Знания по литературе не могут быть целью только на уровне запоминания и понимания. Жизненно важные, созидающие суждения, убеждения должны достигать более глубинных психологических эффектов — принятия. Исходя из этого, знания, направленные на формирование ценностных ориентации, свойств личности учащихся, должны не только правильно пониматься, запоминаться, но и приниматься на достаточно глубоком уровне. Для этого и начали разрабатываться и применяться различные педагогические технологии, которые в настоящее время все более активно развиваются, трансформируются и используются уже не только в школах, но и в высших учебных заведениях, в учреждениях дополнительного образования, на многочисленных курсах и психологических тренингах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные психолого-педагогические технологии обучения

В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых формах познания. Активные методы обучения или нетрадиционные уроки повышают мотивацию обучения и интерес, формируют обстановку творческого сотрудничества, актуализируют личность обучающихся, воспитывают в них чувство собственного достоинства, дают им ощущение свободы и самое главное — приносят радость.
Активных методик обучения и воспитания достаточно много: сюда можно отнести групповую работу и работу в малых группах; диспуты, дискуссии; метод мозгового штурма; творческие работы (проекты, доклады, тематические сочинения-рассуждения); варианты проблемных ситуаций; игровые методики; ролевые игры; уроки-соревнования и уроки-викторины; реферативные и исследовательские работы. В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения (например, 25-й кадр для изучения иностранных языков; метод быстрого обучения навыкам машинописи), групповое обучение, обучающие игры и др. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах. Так, например, большое распространение получили тренинги на предприятиях - деловые игры для выработки и стимулирования определенных качеств и навыков сотрудников.

Информация о работе Педагогические технологии, применяемые в процессе формирования методологических знаний и умений