Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:56, реферат
Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.
1. Введение
2. Понятие «педагогическая технология»
3. Формирование методологических знаний и умений учащихся
4. Современные психолого-педагогические технологии обучения
5. Игровые педагогические технологии
6. Групповые технологии
7. Дистанционное обучение
8. Авторская педагогическая технология С.Н. Лысенковой (опережающее обучение с использованием опорных схем)
9. Технология мозгового штурма
10. Заключение
11. Список литературы
С развитием информационных технологий большими темпами идет становление системы дистанционного образования - обучения через сеть Интернет, что открывает широкие возможности применению новейших психолого-педагогических методик.
Игровые педагогические технологии
Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.
Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Педагогические игры достаточно разнообразны по дидактическим целям, организационной структуре, возрастным возможностям их использования, специфике содержания.
Попытку классифицировать педагогические игры в соответствии с различными основаниями осуществил Г.К.Селевко.
В учебном процессе до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).
Педагогические игры выполняют 3 основные функции:
1. Инструментальная: формирование определенных навыков и умений;
2. Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся;
3. Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков.
Каждой функции соответствует определенный тип игры: инструментальная функция может выражаться в игровых упражнениях, гностическая - в дидактических, последняя - в ролевых играх.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функции и классификации педагогических игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда. Различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные с различными средствами передвижения и т.д.
Технология развивающих игр Б.Г.Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Главной особенностью развивающих игр является то, что удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социограмма.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.
«Деловой театр» — разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.
Психодрама и социограмма. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это также «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека.
Таким образом, деловые игры обучают:
сопоставлять свое мнение с мнением других;
оценивать свои амбиции и возможности, уровень авторитета и степень доверия со стороны коллектива;
находить выход из конфликтных ситуаций в деловой сфере и межличностном общении;
осознавать свои поведенческие и психологические установки;
выполнять различные функциональные роли и др.
Итак, роль обучающих игр в образовании чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся.
О результатах применения обучающих игр в педагогике свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.
Групповые технологии
По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, т.е. содержать в себе различные формы: обучение партнеров (в парах); группа, сидящая вместе; маленькая команда; задание для всех учащихся. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. При такой форме работы наиболее полно и отчетливо раскрывается система отношений обучающихся к миру, к одногруппникам, к самому себе. Эта форма работы не позволяет оставаться пассивным в учебном процессе, безразличным к другим членам группы, к выполняемому заданию, стимулирует такие важные способы взаимодействия, как групповая дискуссия, сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание, преодоление замкнутости, скованности, ошибкобоязни.
К групповым технологиям можно отнести:
классно-урочную организацию,
лекционно-семинарскую систему,
дидактические игры,
бригадно-лабораторный метод и др.
При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Сущность группового обучения состоит в следующем. На групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися, академические знания помогают учащимся выявить главные жизненные ценности.
Преимущества группового обучения:
учит основным навыкам жизни
действенное общение;
умение слушать;
умение стать на точку зрения другого;
умение разрешать конфликты;
умение работать сообща для достижения общей цели;
улучшается академическая успеваемость;
воспитывается самоуважение;
укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
появляется возможность избежать негативных сторон соревнования (состязания);
учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.
Дистанционное обучение
«Дистанционное обучение - это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующийся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь, спутниковое телевидение и т.п.).» Особенностью дистанционного обучения является, во-первых, обособленность (удаленность) учащегося от преподавателя; во-вторых, самостоятельность - это некий вариант заочного обучения; и, в-третьих, активная интеграция информационных средств и ресурсов в процесс обучения.
Какое же значение могут выполнять в дистанционном обучении педагогические технологии? В виртуальном пространстве они также могут выполнять функцию активизации процесса обучения, но на качественно ином уровне: они должны отвечать требованиям виртуальной среды и сочетаться с информационными технологиями. Последнее утверждение вызывает острую полемику среди специалистов тех стран, где новейшие технологии давно интегрированы в образовательный процесс. Особое развитие дистанционное обучение получило в европейских странах (Германии и Франции) и в Канаде. Для них важным является вопрос, какое влияние оказывает использование современных технических и информационных средств на учащихся.
Вот как оценивают использование новейших технологий в обучении французские специалисты. Новейшие технологии, по их мнению, имеют следующие преимущества:
способствуют повышению мотивации обучения;
являются источником информации, стимулируют самообразование, формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности;
повышают информативность, интенсивность, результативность образования;
способствуют его диверсификации, использованию игрового и скоростного обучения.
Вместе с тем, многие специалисты далеки от идеализации роли новейших технологий и даже ставят их использование под сомнение. Так, например, японский педагог С.Судзуки считает, что ЭВМ, с одной стороны, помогают развивать интеллект учащихся, но, с другой стороны, не обеспечивают прочного закрепления знаний. Французский педагог Л.Легран, рассматривая феномен мотивации учащихся при работе с компьютером, предлагает проанализировать, является ли возникающая при этом игра учебной. Кроме того, компьютерные занятия имеют и негативные последствия - невроз, снижение зрения и др.
В целом иностранные специалисты сходятся во мнении, что необходим комплексный подход к анализу новейших средств обучения, подразумевающий качественную подготовку/переподготовку учителей, а также сотрудничество ученых, педагогов и специалистов в области новейших технологий.
Все эти проблемы являются актуальными при анализе дистанционного образования, поскольку оно выступает сферой, полностью связанной с применением информационных технологий.
Одним из главных принципов дистанционного обучения является его доступность - каждый желающий может при определенных условиях стать «виртуальным студентом». Однако, здесь возникает еще одна проблема: как оптимально сочетать доступность с высоким качеством? Вот как видит возможные пути решения этой проблемы один из отечественных специалистов. Для совершенствования качества в сравнении с традиционными формами обучения программа дистанционного образования должна включать следующие принципы:
Баланс системы «качество - доступность» может быть достигнут при сочетании эффективного финансирования, при котором средства идут на создание образовательного пространства (информационных ресурсов и учебного материала), с оптимальной организацией процесса обучения. Последнее подразумевает разработку специализированного программного обеспечения, обеспечивающего поиск информации в сети, а также создание дополнительных ресурсов - электронных баз данных, библиотек и ссылок на необходимые источники.