Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:56, реферат
Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.
1. Введение
2. Понятие «педагогическая технология»
3. Формирование методологических знаний и умений учащихся
4. Современные психолого-педагогические технологии обучения
5. Игровые педагогические технологии
6. Групповые технологии
7. Дистанционное обучение
8. Авторская педагогическая технология С.Н. Лысенковой (опережающее обучение с использованием опорных схем)
9. Технология мозгового штурма
10. Заключение
11. Список литературы
Учебно-методическая работа преподавателей предполагает выход на новый уровень - сотрудничество со специалистами по психологии и информационным технологиям, а также со студентами и пользователями Интернет.
В виртуальном пространстве особое значение имеет постоянное совершенствование и обновление ресурсов, поэтому образование “on line” должно быть в некотором смысле универсальным. Это требует использования в обучении активизирующих методов и технологий. В дистанционном образовании большую роль играют виртульные семинары, конференции и форумы, электронная переписка с преподавателями. Не теряют своей актуальности психолого-педагогические технологии: моделирующие программы, предназначенные для проведения деловых игр в сети, виртуальные психологические тесты и опросы, коллективная работа в сети (например, с использованием телемостов и телеконференций) могут успешно дополнять виртуальное образование, повышать его качество и интерес к нему.
Важной проблемой виртуального обучения является критерий оценки знаний. Дистанционное образование во многом самостоятельный процесс, поэтому в задачи преподавателей входит формирование активного отношения молодежи к учению. В связи с этим необходимо не только внедрение тестового контроля, но и оценки самостоятельности и активности студента.
Учебная программа должна быть максимально гибкой - учащийся должен иметь право выбора наиболее доступной и удобной для него формы обучения. В виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтересованность учащегося, и если обучающие технологии не будут это учитывать, возникает опасность его «потери» - студент в любой момент может перейти к конкуренту или вернуться к традиционным формам обучения.
Итак, дистанционное образование создает широкие возможности применению обучающих и информационных технологий, подразумевает их совместное применение. Вместе с тем, на современном этапе его организация образует целый комплекс нерешенных проблем. Даже самые лучшие и передовые технологии - как информационные, так и психолого-педагогические - без адекватной организации учебного процесса могут оказать обратное, порой разрушительное, воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить их в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной работы преподавателей и студентов.
Авторская педагогическая технология С.Н. Лысенковой (опережающее обучение с использованием опорных схем)
О достаточном уровне управления учебным процессом можно говорить лишь тогда, когда в результате учащиеся овладевают знаниями и умениями на уровне планируемых результатов.
С И. Лысенковой разработана технология опережающего обучения с использованием опорных схем и конспектов. Концептуальные положения ее технологии:
личностный подход в педагогике сотрудничества;
успех — главное условие развития детей в обучении;
комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;
предупреждение ошибок, а не работа над ними;
последовательность, системность содержания учебного материала;
дифференциация, доступность задания для каждого;
к полной самостоятельности — постепенно;
через знающего ученика учить незнающего.
С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Трудную тему она начинает не в заданные программой часы, а намного раньше. Это перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5—7 минут). В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Далее следует обобщение по теме на основе определенных знаний.
Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:
1. предварительное введение первых порций будущих знаний;
2. уточнение новых понятий, их обобщение, применение;
3. развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.
Такое распределенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего сведения и последующего повторения понятий. Он называется пробно-порциональным.
Вторым «китом», на котором основана технология С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление. Методический прием «комментируемое управление», представляющий собой, но существу, ответ с места на вопрос о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, поддерживать непрерывную обратную связь со всем коллективом. Лысенкова объединила комментирование трех действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает, одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.
С помощью комментированного управления:
средний и слабый тянутся за сильным учеником;
развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;
ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.
Наконец, третий «кит» системы С.Н. Лысенковой — это опорные схемы — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Весьма важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а ученикам — легче учиться.
Технология мозгового штурма
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
творческое усвоение студентами учебного материала;
связь теоретических знаний с практикой;
активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес учащихся. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед студентами как учебная задача.
Организационный этап проводится с одной академической группой. До начала занятия, когда учащиеся входят в аудиторию и рассаживаются по местам, можно включить бодрую, динамичную музыку, предпочтительно инструментальную, так как текст может повлиять на формирование установки.
В начале занятия преподаватель сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Затем он знакомит учащихся с условиями коллективной работы и выдает им правила мозгового штурма.
После этого формируется несколько рабочих групп по 3—5 человек. Каждая группа выбирает эксперта, в обязанности которого входит фиксация идей, их последующая оценка и отбор наиболее перспективных предложений. Формировать рабочие группы целесообразно в соответствии с личными пожеланиями учащихся, но группы должны быть примерно равными по числу участников.
Группы рассаживаются так, чтобы было удобно работать и чтобы учащиеся могли видеть друг друга.
Разминка проводится фронтально со всей группой. Цель этапа — помочь студентам освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Обычно разминка проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы. Для разминки важен быстрый темп работы. Поэтому, если возникает пауза, преподаватель сам должен выдвинуть 1—2 варианта ответа. Как только студенты начинают с трудом находить ответы, надолго задумываются, стоит переходить к следующему вопросу. Для того чтобы создать и поддержать непринужденную и живую атмосферу, преподаватель подготавливает неожиданные, оригинальные вопросы, которые прямо с темой штурма не связаны, но взяты из близкой сферы.
Преподаватель в ходе разминки не дает оценки ответам студентов, однако все их воспринимает доброжелательно, поддерживая положительную реакцию аудитории.
В самом начале собственно «штурма» поставленной проблемы преподаватель напоминает проблему, уточняет поставленную задачу, дает критерии оценки идей, повторяет правила мозгового штурма.
Подается сигнал, после которого одновременно во всех группах начинается высказывание идей. Эксперт на отдельном листке записывает все выдвигаемые идеи. Преподавателю лучше не вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. Лишь в случае, когда группа нарушает правила работы (например, начинает обсуждать или критически оценивать идею), преподаватель в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние.
На этапе оценки и отбора лучших идей эксперты объединяются в группу и по выделенным критериям оценивают идеи, отбирая лучшие для представления участникам игры. Если есть возможность, экспертам на время работы можно перейти в другое помещение, чтобы группа не мешала им.
Рабочие группы на этом этапе отдыхают. Можно включить музыку и дать возможность подвигаться, переключиться, либо предложить им несложные задания в игровой форме, например, кроссворд по данному курсу, обсуждение интересных ситуаций и др.
На заключительном этапе представители группы экспертов делают сообщение о результатах МШ. Они называют общее количество предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их. По результатам обсуждения принимается коллективное решение о внедрении тех или иных предложений в практику.
Преподаватель подводит итоги, дает общую оценку работе групп. При этом важно отметить положительное в работе, моменты проявления высокой степени творчества, успехи коллективной деятельности и т.п. Такая итоговая оценка создает в учебном процессе творческую атмосферу, поддерживает студентов. Даже если их группы не блестящи, все равно нужно опираться на положительное в работе, чтобы стимулировать у студентов желание добиться больших результатов в будущем.
Заключение
Все обучающие, развивающие, воспитательные педагогические технологии направлены на то, чтобы разбудить активность учащихся, вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности, подвести эту деятельность к процессу творчества и, опираясь на самостоятельность, активность и общение, развивать логику рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления.
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. Эффективное внедрение в образовательный процесс игровых, групповых, информационных технологий, методик мозгового штурма, опережающего обучения и многих других позволит значительно расширить кругозор учащихся, улучшить качество и уровень получаемых методологических знаний и умений, поможет раскрыть внутренний потенциал и сделать процесс обучения интересным и увлекательным.
Список литературы