Педагогические технологии, применяемые в процессе формирования методологических знаний и умений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:56, реферат

Описание

Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.

Содержание

1. Введение
2. Понятие «педагогическая технология»
3. Формирование методологических знаний и умений учащихся
4. Современные психолого-педагогические технологии обучения
5. Игровые педагогические технологии
6. Групповые технологии
7. Дистанционное обучение
8. Авторская педагогическая технология С.Н. Лысенковой (опережающее обучение с использованием опорных схем)
9. Технология мозгового штурма
10. Заключение
11. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Педагогические технологии, применяемые в процессе формирования методологических знаний и умений.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

      Учебно-методическая работа преподавателей предполагает выход на новый уровень - сотрудничество со специалистами по психологии и информационным технологиям, а также со студентами и пользователями Интернет.

      В виртуальном пространстве особое значение имеет постоянное совершенствование и обновление ресурсов, поэтому образование “on line” должно быть в некотором смысле универсальным. Это требует использования в обучении активизирующих методов и технологий. В дистанционном образовании большую роль играют виртульные семинары, конференции и форумы, электронная переписка с преподавателями. Не теряют своей актуальности психолого-педагогические технологии: моделирующие программы, предназначенные для проведения деловых игр в сети, виртуальные психологические тесты и опросы, коллективная работа в сети (например, с использованием телемостов и телеконференций) могут успешно дополнять виртуальное образование, повышать его качество и интерес к нему.

      Важной проблемой виртуального обучения является критерий оценки знаний. Дистанционное образование во многом самостоятельный процесс, поэтому в задачи преподавателей входит формирование активного отношения молодежи к учению. В связи с этим необходимо не только внедрение тестового контроля, но и оценки самостоятельности и активности студента.

      Учебная программа должна быть максимально гибкой - учащийся должен иметь право выбора наиболее доступной и удобной для него формы обучения. В виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтересованность учащегося, и если обучающие технологии не будут это учитывать, возникает опасность его «потери» - студент в любой момент может перейти к конкуренту или вернуться к традиционным формам обучения.

Итак, дистанционное образование создает широкие возможности применению обучающих и информационных технологий, подразумевает их совместное применение. Вместе с тем, на современном этапе его организация образует целый комплекс нерешенных проблем. Даже самые лучшие и передовые технологии - как информационные, так и психолого-педагогические - без адекватной организации учебного процесса могут оказать обратное, порой разрушительное, воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить их в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной работы преподавателей и студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторская педагогическая технология С.Н. Лысенковой (опережающее обучение с использованием опорных схем)

О достаточном уровне управления учебным процессом можно говорить лишь тогда, когда в результате учащиеся овладевают знаниями и умениями на уровне планируемых результатов.

С И. Лысенковой разработана технология опережающего обу­чения с использованием опорных схем и конспектов. Концепту­альные положения ее технологии:

      личностный подход в педагогике сотрудничества;

      успех — главное условие развития детей в обучении;

      комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;

      предупреждение ошибок, а не работа над ними;

      последовательность, системность содержания учебного мате­риала;

      дифференциация, доступность задания для каждого;

      к полной самостоятельности — постепенно;

      через знающего ученика учить незнающего.

 

С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы умень­шить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Трудную тему она начина­ет не в заданные программой часы, а намного раньше. Это перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспек­тивная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5—7 минут). В обсуждение вовлекаются сна­чала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Далее следует обобщение по теме на основе определенных знаний.

 

Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:

 

1.      предварительное введение первых порций будущих знаний;

2.      уточнение новых понятий, их обобщение, применение;

3.      развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

 

Такое распределенное усвоение учебного материала обеспечи­вает перевод знаний в долговременную память. Подход к структу­ре материала обусловлен задачами опережающего сведения и пос­ледующего повторения понятий. Он называется пробно-порциональным.

 

Вторым «китом», на котором основана технология С.Н. Лы­сенковой, является комментируемое управление. Методический прием «комментируемое управление», представляющий собой, но существу, ответ с места на вопрос о том, что делает ученик, помо­гает оптимально включить в работу весь класс, поддерживать непрерывную обратную связь со всем коллективом. Лысенкова объедини­ла комментирование трех действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает, одно­временно решается задача управления деятельностью всего класса.

 

С помощью комментированного управления:

 

      средний и слабый тянутся за сильным учеником;

      развивается логика рассуждений, доказательность, самостоя­тельность мышления;

      ученик ставится в положение учителя, управляющего клас­сом.

 

Наконец, третий «кит» системы С.Н. Лысенковой — это опор­ные схемы — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Весьма важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они по­могут учителю лучше учить, а ученикам — легче учиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология мозгового штурма

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация кол­лективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

      творческое усвоение студентами учебного материала;

      связь теоретических знаний с практикой;

      активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

      формирование способности концентрировать внимание и мыс­лительные усилия на решении актуальной задачи;

      формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

 

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуаль­ность и вызывать активный интерес учащихся. Общим требовани­ем, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для моз­гового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед студентами как учебная задача.

 

Организационный этап проводится с одной академической груп­пой. До начала занятия, когда учащиеся входят в аудиторию и рас­саживаются по местам, можно включить бодрую, динамичную музыку, предпочтительно инструментальную, так как текст может повлиять на формирование установки.

 

В начале занятия преподаватель сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает за­дачу для поиска решения. Затем он знакомит учащихся с условия­ми коллективной работы и выдает им правила мозгового штурма.

 

После этого формируется несколько рабочих групп по 3—5 че­ловек. Каждая группа выбирает эксперта, в обязанности которого входит фиксация идей, их последующая оценка и отбор наиболее перспективных предложений. Формировать рабочие группы целесообразно в соответствии с личными пожеланиями учащихся, но группы должны быть при­мерно равными по числу участников.

 

Группы рассаживаются так, чтобы было удобно работать и что­бы учащиеся могли видеть друг друга.

 

Разминка проводится фронтально со всей группой. Цель этапа — помочь студентам освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Обычно разминка проводится как упражнение в быст­ром поиске ответов на вопросы. Для разминки важен быстрый темп работы. Поэтому, если возникает пауза, преподаватель сам должен выдвинуть 1—2 варианта ответа. Как только студенты начи­нают с трудом находить ответы, надолго задумываются, стоит пе­реходить к следующему вопросу. Для того чтобы создать и поддер­жать непринужденную и живую атмосферу, преподаватель подго­тавливает неожиданные, оригинальные вопросы, которые прямо с темой штурма не связаны, но взяты из близкой сферы.

 

Преподаватель в ходе разминки не дает оценки ответам студен­тов, однако все их воспринимает доброжелательно, поддерживая положительную реакцию аудитории.

 

В самом начале собственно «штурма» поставленной проблемы преподаватель напоминает проблему, уточняет поставленную зада­чу, дает критерии оценки идей, повторяет правила мозгового штур­ма.

 

Подается сигнал, после которого одновременно во всех группах начинается высказывание идей. Эксперт на отдельном листке записывает все выдвигаемые идеи. Преподавателю лучше не вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. Лишь в случае, когда группа нарушает правила работы (например, начинает обсуждать или критически оценивать идею), преподаватель в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние.

 

На этапе оценки и отбора лучших идей эксперты объединяются в группу и по выделенным критериям оценивают идеи, отбирая лучшие для представления участникам игры. Если есть возмож­ность, экспертам на время работы можно перейти в другое поме­щение, чтобы группа не мешала им.

 

Рабочие группы на этом этапе отдыхают. Можно включить му­зыку и дать возможность подвигаться, переключиться, либо пред­ложить им несложные задания в игровой форме, например, крос­сворд по данному курсу, обсуждение интересных ситуаций и др.

 

На заключительном этапе представители группы экспертов де­лают сообщение о результатах МШ. Они называют общее количе­ство предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их. По результатам обсуждения принимается коллективное решение о вне­дрении тех или иных предложений в практику.

 

Преподаватель подводит итоги, дает общую оценку работе групп. При этом важно отметить положительное в работе, моменты про­явления высокой степени творчества, успехи коллективной деятельности и т.п. Такая итоговая оценка создает в учебном процессе творческую атмосферу, поддерживает студентов. Даже если их группы не блестящи, все равно нужно опираться на положительное в работе, чтобы стимулировать у студентов желание добиться больших результатов в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Все обучающие, развивающие, воспитательные педагогические технологии направлены на то, чтобы разбудить активность учащихся, вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности, подвести эту деятельность к процессу творчества и, опираясь на самостоятельность, активность и общение, развивать логику рассуждений, доказательность, самостоя­тельность мышления.

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. Эффективное внедрение в образовательный процесс игровых, групповых, информационных технологий, методик мозгового штурма, опережающего обучения и многих других  позволит значительно расширить кругозор учащихся,  улучшить качество и уровень получаемых методологических знаний и умений, поможет раскрыть внутренний потенциал и сделать процесс обучения интересным и увлекательным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Информация о работе Педагогические технологии, применяемые в процессе формирования методологических знаний и умений