Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:19, реферат

Описание

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет
исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную
сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное,
объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический
материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития
общества, его производительных сил и производственных отношений; история –
как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики;
психология – в связи с изучением становления личности развивающегося
человека.

Работа состоит из  1 файл

Педагогика как наука.docx

— 38.41 Кб (Скачать документ)

Педагогика как  наука 

    Каждая  наука в одном и том же  объекте изучения  выделяет  свой  предмет

исследования –  ту или иную  форму  бытия  объективного  мира,  ту  или  иную

сторону процесса  развития  природы  и  общества.  Воспитание  как  сложное,

объективно существующее  явление  изучается  многими  науками.  Исторический

материализм, например, рассматривает воспитание как частный  момент  развития

общества, его производительных сил и производственных отношений;  история  –

как  частный  момент  истории  классовой  борьбы   и   классовой   политики;

психология  –  в  связи  с  изучением  становления  личности  развивающегося

человека.  Самостоятельность  любой  науки   определяется,   прежде   всего,

наличием  особого,  собственного  предмета  исследования,  наличием   такого

предмета,  который  специально  не  исследуется   никакой   другой   научной

дисциплиной.

    В общей  системе наук, в  общей  системе   «вещей  и  знаний»  педагогика

выступает  как  единственная  наука,  имеющая  своим  предметом   воспитание

человека.

     Изучение  всякой науки начинается с  уяснения таких вопросов:  как   воз-

никла и развивалась  эта наука и какие специфические проблемы она исследует?

    В самом  деле, каждая наука имеет свою  историю и достаточно определённый

асект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается,

и знание которых имеет большое значение  для осмысления  её  теоретических

основ.

    Без   этого  оно  не  могло   развиваться.  Поэтому   растёт   количество

образовательно-воспитательных учреждений, расширяется  сеть  народных  школ,

дающих  необходимую подготовку  детям,  открываются   специальные   учебные

заведения по подготовке учителей и  начинает  преподаваться  педагогика  как

особая  научная  дисциплина.  Всё  это  давало   большой   толчок   развитию

педагогической  теории.

    Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика  по  мере

расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в  жизни

общества   всё   более   становятся   наукой   об   общих    закономерностях

воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

    Развиваясь, всякая  наука  обогащает   свою  теорию,  наполняется   новым

содержанием и  осуществляет дифференциацию своих  исследований.  Этот  процесс

коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика»  обозначается

целая система  педагогических наук.

    Педагогика   как   наука   подразделяется   на   ряд    самостоятельных

педагогических  дисциплин:

       1. Общая педагогика, исследует   основные  закономерности  воспитания

          человека; раскрывает  сущность,  цели,  задачи  и  закономерности

          воспитания, его  роль  в   жизни  общества  и  развитии  личности,

          процесс образования и обучения.

       2. Возрастная педагогика, изучающая  особенности воспитания людей   на

          различных этапах  возрастного   развития;  она  подразделяется  на

          предлых  (профессионально-технического,  высшего образования   и

          др.);

       3. Специальная  педагогика  –   дефектология,  изучающая  особенности

          развития, обучения и воспитания  аномальных детей. Которая в   свою

          очередь распадается  на  ряд   отраслей:  вопросами  воспитания  и

          обучения глухонемых и глухих  детей  занимается  сурдопедагогика,

          слепых и слабовидящих –   тифлопедагогика,  умственно   отсталых  –

          олигофренопедагогика, детей с расстройствами  речи при  нормальном

          слухе – логопедия;

       4.    Частная    методика,    исследующая    специфику    применения

          общихзакономерностей  обучения   к   преподаванию   определённого

          предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии

          и др.);

       5. История педагогики,  изучающая   развитие  педагогических  идей  и

          практики воспитания в различные  исторические эпохи.

    Интенсивно   развиваются,   как    самостоятельные,    такие    отрасли

педагогической  науки, как педагогика профтехобразования,  педагогика  высшей

школы, военная  педагогика, исправительно-трудовая  педагогика.  Складываются

такие части педагогики, как школоведение, педагогика  семейного  воспитания,

педагогика  детских   и   юношеских   организаций,   педагогика   культурно-

просветительной работы. 
 
 

История возникновения  педагогики 

    Обособление  и формирование педагогики как  науки были  вызваны  к   жизни

растущими   потребностями   общества   в   создании   специальных    учебно-

воспитательных  учреждений, в теоретическом осмыслении и  обобщении  стихийно

складывающегося  опыта  обучения  и   воспитания   подрастающих   поколений,

специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким  образом,

превратились  в  объективную  потребность   общества   и   стали   важнейшей

предпосылкой его  развития.

    Вот  почему на определённой ступени  развития человеческого общества  и, в

частности,  в  более  поздний   период   рабовладельческого   строя,   когда

производство и  наука достигли значительного развития,  воспитание  выделятся

в особую общественную функцию,  т.е.  возникают  специальные  воспитательные

учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и  воспитание

детей. Это имело  место  во  многих  древних  странах,  но  более  или  менее

достоверные сведения о школах для мальчиков дошли  до нас  из  Египта,  стран

Ближнего Востока  и античной Греции.

    Надо  сказать, что уже в древнем   мире  многие  общественные  деятели   и

мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль  воспитания,  как  в

развитии общества, так и в жизни каждого человека.  Например,  по  законам

Солона (между 640 и 635 – ок.  559  гг.  до  н.э.)  полагалось,  чтобы отец

обязательно позаботился  о специальной выучке своих сыновей  в  той  или  иной

области труда.  По  мере  расширения  и  усложнения  воспитания  специальная

отрасль теоретических  знаний,  относящихся  к  воспитательной  деятельности,

стала разрабатываться  более интенсивно. Эта отрасль  знания, как  впрочем,  и

знания в других сферах  жизни  и  производства,  вначале  разрабатывалась  в

недрах философии. Уже в трудах древне-греческих философов – Гераклита (530-

470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.),  Сократа (469-399  гг.

до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.)  и

др.  –  содержалось  немало  глубоких  мыслей  по  вопросам  воспитания.  Из

античной Греции ведёт своё  происхождение  и  термин  «педагогика»,  который

закрепился в  качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?

    В   Древней  Греции  педагогами  назывались  рабы,  которым   аристократы

поручали присматривать  за своими  детьми,  сопровождать  их  в  школу  и  из

школы, нести учебные  принадлежности, а  также  совершать  с  ними  прогулки.

Греческое слово  «пейдагогос» (пейда – ребёнок,  гогос  – вести)  обозначает

«детоводитель».  В   дальнейшем   педагогами   стали   называть   специально

подготовленных  людей, которые занимались обучением  и  воспитанием  детей,  и

для которых педагогическая деятельность являлась профессией.  Отсюда  особая

наука о воспитании стала называться – педагогикой.

    Надо  сказать, что из Древней Греции  ведут своё происхождение   и  многие

другие педагогические понятия и  термины,  например,  школа,  что,  означает

«досуг»,  гимназия  -   общественная   школа   физического   воспитания,   а

впоследствии просто средняя школа, и др.

    Значительное  место занимали вопросы воспитания  также в  трудах  древне-

римских философов  и  ораторов.  Интересные  педагогические  идеи,  например,

выска-зывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.),  Квинтилиан  (42-118  гг.

до н.э.) и др.

    В   средние  века  проблемы   воспитания   разрабатывались   философами-

богословами, педагогические идеи которых носили религиозную  окраску  и  были

пронизаны церковной догматикой.

     Дальнейшее  развитие педагогическая мысль  получила в трудах  мыслителей

эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи -  итальянский

гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан

Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский  (1465-1536)

и др.

    Они   критиковали  механическую  зубрёжку,  процветавшую   в   обучении,

выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение  личности  от  оков

угнетения.

    Несмотря  на  интенсивное  развитие  воспитательной  теории,  педагогика

продолжала оставаться частью философии. Как особая наука  педагогика  впервые

была выделена из системы философских знаний  в  начале  XVII  в.  Оформление

педагогики    как    самостоятельной    научной    дисциплины    большинство

исследователей  связывает с  именем  великого  чешского  педагога  Яна  Амоса

Коменского  (1592-1670).  Сформулированные  им   принципы,   методы,   формы

организации  учебной  работы  с  детьми  и  нравственного  воспитания  стали

неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.

    Неоценимое  значение для  становления   научной  педагогики  имели   труды

таких виднейших  деятелей, как Ж.  Ж.  Руссо  (1712-1778),  Д.  Дидро  (1713-

1784), К. А. Гельвеция  (1715-1771)  во  Франции,  Джон  Локк  (1632-1704)  в

Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)  в  Швейцарии,  Фридрих  Адольф

Вильгельм Дистервег (1790-1866)  и Иоганн  Фридрих Гербарт  (1776-1841)  в

Германии.

    Родоначальниками  революционно-демографических   взглядов   в   русской

педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И.  Герцен  (1812-1870),  Н.

Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861).  На  становление

отечественной  научной  педагогики  большое  влияние  оказали  труды  Л.  Н.

Информация о работе Педагогика как наука