Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:19, реферат
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет
исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную
сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное,
объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический
материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития
общества, его производительных сил и производственных отношений; история –
как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики;
психология – в связи с изучением становления личности развивающегося
человека.
определённой профессии, приобретаются им в специальных учебных заведениях.
Содержание и методика общего образования обеспечивают формирование у
школьников познавательных интересов и навыков, необходимых для работы,
дальнейшего обучения и самообразования, служат основой политехнического и
профессионального
образования и осуществляются с
ними в тесной взаимосвязи.
Образование может быть достигнуто разными путями. Это может быть
самостоятельное чтение, радио- и телепередачи, курсы, лектории, работа на
производстве и т. п. Но наиболее верным и надёжным путём является
планомерно организованное обучение, имеющее своей целью обеспечить человеку
нормальное и полноценное образование. Содержание образования определяется
государственными учебными планами, учебными программами и учебниками по
изучаемым предметам.
Ведущую
роль в осуществлении образования
обучение, которое осуществляется в определённой организации под
руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя,
руководителя, инструктора). Обучение представляет собой целостный
педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования,
осуществляется воспитание и развитие учащихся.
Процесс этот, прежде всего двусторонний. С одной стороны, в нём
выступает обучающий (педагог), который излагает программный материал и
руководит этим процессом, а с другой – обучающиеся, для которых данный
процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом.
Совместная их деятельность направлена на глубокое и прочное усвоение
научных знаний, вырабатывание умений и навыков, применение их на практике,
развитие творческих способностей, формирование материалистического
мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Обучение
должно быть доступным данному
вития. А доступным является всё то, что основано на имеющихся в сознании
ребёнка знаниях, полученных в процессе обучения, семейного воспитания,
непосредственного отражения природных и общественных явлений, общения со
взрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионных передачах, кинофильмах.
Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них отражаются,
неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично совпадают и взаимно
связаны в едином и целостном педагогическом процессе. Поэтому при их
характеристике необходимо всегда видеть главную функцию каждого понятия и
именно на этой
основе отличать его от других категорий.
Предмет и задачи
педагогики
Термин
«педагогика» имеет два
знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло,
искусство.
Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства
«вести ребенка по жизни» т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное
и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии
знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. В России формально
педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в
образовании (См. закон «Об образовании»).
Что касается термина педагогика, то в мировом педагогическом лексиконе
все чаще употребляются новые термины – «андрогогика», «антропогогика»
(антропос –человек).
Каждая наука имеет свой предмет - область действительности, которую она
исследует. Предметом педагогики является педагогическая система (ПС).
Исследование, проектирование и разработка ПС является предметом педагогики.
(Беспалько В.П., Кузьмина Н.В.). Элементы ПС фактически охватывают все
проблемы педагогической науки [1]. Забегая несколько вперед, отметим, что
элементами канонической педагогической системы являются: цель обучения,
содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы
обучения.
Педагогическая деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки,
хотя изучается еще психологией, эргономикой и другими науками.
В соответствии с элементами ПС выделены пять структурных элементов
педагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный
(содержание), коммуникативный (обучающий-обучающийся), организационный
(процесс и формы), гностический (преподаватель). Иначе говоря, педагог в
своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание,
отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его
участников.
Литература:
1. Давыдов В.В. Проблемы
2. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников, Мн., Нар.
асвета, 1990
3. Педагогика: учеб. пособие для студентов фак. педагогики и
методики нач. Обучения пед. Ин-тов. / под ред. С. П. Баранова и
др. - М.: Просвещение, 1976. – 352 с.
4. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика. 1979.
5. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – М.: Педагогика. 1980.
6. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика. 1987.
7. Шаталов В.Ф. Эксперимент
8. Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы
экспериментальных
1990
9. Харламов и. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и
пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990. –
576 с.