Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:19, реферат

Описание

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет
исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную
сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное,
объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический
материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития
общества, его производительных сил и производственных отношений; история –
как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики;
психология – в связи с изучением становления личности развивающегося
человека.

Работа состоит из  1 файл

Педагогика как наука.docx

— 38.41 Кб (Скачать документ)

определённой профессии, приобретаются им в специальных  учебных  заведениях.

Содержание  и  методика  общего  образования  обеспечивают  формирование   у

школьников познавательных  интересов  и  навыков,  необходимых  для  работы,

дальнейшего обучения и самообразования, служат  основой  политехнического  и

профессионального образования и осуществляются с  ними в тесной  взаимосвязи. 

    Образование  может  быть  достигнуто  разными   путями.  Это  может  быть

самостоятельное чтение, радио- и телепередачи, курсы,  лектории,  работа  на

производстве  и т.  п.  Но  наиболее  верным  и надёжным  путём   является

планомерно организованное обучение, имеющее своей целью  обеспечить  человеку

нормальное и  полноценное образование.  Содержание  образования  определяется

государственными  учебными планами,  учебными  программами  и  учебниками  по

изучаемым предметам.

    Ведущую   роль  в  осуществлении  образования   играет   систематическое

обучение,   которое   осуществляется   в   определённой   организации    под

руководством  специально   подготовленного   лица   (учителя,   воспитателя,

руководителя,   инструктора).   Обучение   представляет   собой    целостный

педагогический  процесс,  в  ходе  которого  решаются  задачи   образования,

осуществляется  воспитание и развитие учащихся.

    Процесс  этот,  прежде  всего  двусторонний.  С  одной  стороны,  в   нём

выступает обучающий  (педагог),  который  излагает  программный  материал  и

руководит этим процессом, а с  другой  – обучающиеся,  для которых данный

процесс  принимает  характер   учения,   овладения   изучаемым   материалом.

Совместная  их  деятельность  направлена  на  глубокое  и  прочное  усвоение

научных знаний, вырабатывание  умений и навыков, применение их  на  практике,

развитие   творческих   способностей,    формирование    материалистического

мировоззрения и  нравственно-эстетических взглядов и  убеждений.

    Обучение  должно быть доступным данному   классу,  возрасту,  уровню  ра-

вития. А доступным  является всё то, что основано  на  имеющихся  в сознании

ребёнка знаниях,  полученных  в процессе  обучения,  семейного воспитания,

непосредственного отражения природных и  общественных  явлений,  общения  со

взрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионных передачах, кинофильмах.

    Основные  понятия педагогики, как и явления,  которые в  них  отражаются,

неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично совпадают и  взаимно

связаны в едином  и целостном педагогическом  процессе.  Поэтому при их

характеристике  необходимо всегда видеть главную функцию  каждого  понятия  и

именно на этой основе отличать его от других категорий. 
 
 

Предмет и задачи педагогики 

    Термин  «педагогика» имеет два значения. Первое-  это область научного

знания,  наука,  второе  –  область  практической   деятельности,   ремесло,

искусство.

    Дословный  перевод с греческого  –   «детоводитель»  в  смысле  искусства

«вести ребенка  по жизни» т.е. обучать, воспитывать  его, направлять  духовное

и  телесное  развитие.  Часто  с   именами   людей,   ставших   впоследствии

знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. В  России  формально

педагогом  является  учитель,  ученый,  работник  управления,   менеджер   в

образовании (См. закон «Об образовании»).

    Что  касается термина педагогика, то  в мировом педагогическом  лексиконе

все  чаще  употребляются  новые  термины  –  «андрогогика»,  «антропогогика»

(антропос –человек).

    Каждая  наука имеет свой предмет - область действительности, которую  она

исследует.  Предметом  педагогики  является  педагогическая  система   (ПС).

Исследование, проектирование и разработка ПС является предметом  педагогики.

(Беспалько В.П., Кузьмина  Н.В.).  Элементы  ПС  фактически  охватывают  все

проблемы педагогической науки [1]. Забегая несколько  вперед,  отметим,  что

элементами канонической  педагогической  системы  являются:  цель  обучения,

содержание  обучения,  обучаемые,  обучающие,  методы,  средства   и   формы

обучения.

    Педагогическая  деятельность в рамках ПС тоже  является предметом  науки,

хотя изучается  еще психологией, эргономикой и  другими науками.

    В соответствии  с элементами  ПС  выделены  пять  структурных  элементов

педагогической   деятельности:   проектировочный   (цель),    конструктивный

(содержание),   коммуникативный   (обучающий-обучающийся),   организационный

(процесс и формы), гностический (преподаватель).  Иначе   говоря,  педагог  в

своей профессиональной деятельности ставит цели,  разрабатывает  содержание,

отбирает  средства,  организует  процесс  обучения  и   взаимодействия   его

участников.

 

Литература: 

       1. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося  обучения -М.,1986.

       2. Кочетов А.И. Организация   самовоспитания  школьников,  Мн.,  Нар.

          асвета, 1990

       3.  Педагогика:  учеб.  пособие  для  студентов  фак.  педагогики  и

          методики нач. Обучения пед. Ин-тов. / под ред. С. П.  Баранова  и

          др. - М.: Просвещение, 1976. – 352 с.

       4. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика. 1979.

       5. Шаталов В.Ф. Педагогическая  проза. – М.: Педагогика. 1980.

       6. Шаталов В.Ф. Точка опоры.  – М.: Педагогика. 1987.

       7. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – М.: Педагогика. 1989.

       8.   Шаталов    В.Ф.    Точка    опоры.    Организационные    основы

          экспериментальных исследований. –  Минск: Изд-во  Университетское,

          1990

       9. Харламов и. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов  ун-тов  и

          пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990. –

          576 с.

Информация о работе Педагогика как наука