Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:19, реферат
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет
исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную
сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное,
объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический
материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития
общества, его производительных сил и производственных отношений; история –
как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики;
психология – в связи с изучением становления личности развивающегося
человека.
Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное,
систематизированное
раскрытие отечественных
трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской
педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-
1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А.
Сухомлинский (1918-1970).
То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных
педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием
производства, науки и культуры требовало повышения грамотности основных
производителей.
Связь педагогики
с другими науками
Процесс
разностороннего
изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи
педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и
совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой,
психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией,
математикой, кибернетикой и др.
В тесных
взаимоотношениях педагогика
педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности
психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений
психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются при
разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе
обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая
изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты
характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных
социальных условиях.
Исключительно ценными
человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая
естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение
условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы тех
изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и
связаны с формированием умений, навыков и привычек.
Новые,
дополнительные возможности
воспитания перед педагогикой открывает быстро развивающаяся область знания,
которая получила название теории управления. Возникнув в системе
общественных наук, она использует достижения кибернетики, которая раскрыла
наиболее общие закономерности управления сложными динамическими системами.
При этом, однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы
управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых систем;
воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой качественной
спецификой, своими специфическими закономерностями, которые кибернетике
недоступны.
Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не
пользуется данными других наук. Советская педагогика использует материалы и
данные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и
выявления границ их применения.
Итак, педагогическая
наука – это сгусток
воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат
многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и
гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в
каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.
Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство,
разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без
глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать.
Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами
педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению
педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на
базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как
неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть
далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв,
внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного
беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь
упорного, каждодневного
труда.
Принципы педагогики,
и ее функции
Непременным
условием выделения и
наличие в ней категориального аппарата. Каковы основные понятия (категории)
педагогической науки?
Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем, что она
исследует закономерности развития, формирования, воспитания, образования и
обучения личности.
Развитие
человека – это процесс
внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных
факторов.
Согласно диалектико-материалистической концепции развитие индивида
(онтогенез) представляет
собой процесс
изменений, закономерно происходящих в анатомо-физиологическом строении
человеческого организма. Советская педагогика не исключает влияния
наследственности на развитие человека. Известно, что наследственность
отражает заложенные в генетической программе человека особенности, которые
передаются от родителей к детям. Это и цвет кожи, глаз, волос, и
телосложение, и особенности нервной системы, а также задатки речи, мышления
и др.
На наследственность детей существенно влияет состояние психического
здоровья и образ жизни родителей. Например, крайне отрицательно влияют на
умственные способности детей алкоголизм, наркомания, токсикомания
родителей.
Развитие есть поступательное движение, переход от низшего к высшему, от
простого к сложному, от несовершенного к более совершенному.
Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под
психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также
потребностей, способностей и характера личности. Физическое развитие есть
развитие организма, мышц, подвижности суставов и др. Общее развитие –
развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.
Личность человека – результат действия и взаимодействия различных
факторов. Одни из них действуют более или менее независимо от воли и
сознания людей. К ним относятся биологическая природа человека,
общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни,
географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или меньшей
степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология, деятельность
государства, общественных учреждений. Третья группа факторов предполагает
организованное развитие. Все эти факторы в совокупности обеспечивают
формирование личности.
Значит,
формирование личности
влиянием многочисленных факторов, природных и общественных, внешних и
внутренних, действующих стихийно и согласно определённым правилам, с
применением определённых средств.
Воспитание - есть один из факторов формирования личности. Оно
заключается в том, что люди хотят теми или иными средствами достигнуть
определённой цели – развивать и образовывать у воспитанника определённые
качества. Качественное своеобразие воспитания, в отличие от других факторов
формирования личности, состоит в том, что воспитатель сознательно ставит
определённую цель и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства,
ведущие к её осуществлению. Таким образом, воспитание есть такое
общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях
направленного формирования личности.
Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития,
возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там,
где есть воспитание, на полную мощность используются положительные и
ослабляются отрицательные влияния микросреды. Там, где есть воспитание,
человек раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Процесс
воспитания направлен на
личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему миру –
к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже
система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче её
собственный духовный мир.
К числу важнейших и наиболее общих педагогических понятий относятся
также образование и обучение. Под образованием мы понимаем такую сторону
воспитания, которая состоит в овладении системой научных и культурных
ценностей, накопленных человечеством, в овладении системой познавательных
умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали,
поведения, нравственных и других качеств личности, развития её творческих
сил и способностей, подготовку к общественной жизни, к труду. В содержание
образования включаются все элементы социального опыта.
В зависимости от целей, характера и уровня подготовки различают
среднее, общее, политехническое, профессиональное и высшее образование.
Знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку, даёт
общеобразовательная школа. Знания, умения и навыки, необходимые работнику