Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:19, реферат

Описание

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет
исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную
сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное,
объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический
материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития
общества, его производительных сил и производственных отношений; история –
как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики;
психология – в связи с изучением становления личности развивающегося
человека.

Работа состоит из  1 файл

Педагогика как наука.docx

— 38.41 Кб (Скачать документ)

Толстого   (1828-1910),   Н.    И.    Пирогова    (1810-1881).    Целостное,

систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было дано  в

трудах К. Д. Ушинского (1824-1870).  Большой вклад в развитие  советской

педагогики внесли Н. К.  Крупская  (1869-1939),  А.  В.  Луначарский  (1875-

1933), М. И.  Калинин  (1875-1946),  А.  С.  Макаренко  (1888-1939),  В.  А.

Сухомлинский (1918-1970).

    То,  что  педагогика  выдвинула   такое   большое   количество   крупных

педагогов, не является  случайным.  Общество  с  его  интенсивным  развитием

производства, науки  и  культуры  требовало  повышения  грамотности  основных

производителей. 
 
 

Связь педагогики с другими науками 

    Процесс  разностороннего взаимопроникновения  наук, развитие комплексного

изучения  педагогических  явлений  объективно  требуют  органической   связи

педагогики  с  другими   науками.   Педагогика   развивается,   укрепляя   и

совершенствуя свои  связи  с  философией,  социологией,  этикой,  эстетикой,

психологией,  анатомией  и  физиологией  человека,  гигиеной,   этнографией,

математикой, кибернетикой и др.

    В тесных  взаимоотношениях педагогика находится  с  общей,  возрастной  и

педагогической    психологией.    Психология    вскрывает     закономерности

психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм  изменений

психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются  при

разработке  организации  познавательной  деятельности  учащихся  в  процессе

обучения.  Развита  связь  педагогики  с  социальной  психологией,   которая

изучает  взаимоотношения,  чувства,  настроения,   мнения,   оценки,   черты

характера и особенности  психического  склада  людей,  находящихся  в  разных

социальных условиях.

      Исключительно  ценными  знаниями  о  природе   физического   развития

человека, педагогику вооружает общая и возрастная  физиология,  составляющая

естественнонаучную    основу     обучения     и     воспитания.     Изучение

условнорефлекторной деятельности  помогают  раскрывать  научные основы  тех

изменений, которые  происходят в человеке под влиянием внешних воздействий  и

связаны с формированием умений, навыков и привычек.

    Новые,  дополнительные возможности для  исследования процессов обучения  и

воспитания перед  педагогикой открывает быстро развивающаяся  область  знания,

которая  получила  название   теории   управления.   Возникнув   в   системе

общественных наук, она использует достижения кибернетики,  которая  раскрыла

наиболее общие  закономерности управления сложными  динамическими  системами.

При этом, однако, надо  иметь  в  виду,  что  кибернетика  изучает  процессы

управления безотносительно  к качественной  природе  самоуправляемых  систем;

воспитание же представляет собой систему, обладающую  глубокой  качественной

спецификой,  своими  специфическими  закономерностями,  которые  кибернетике

недоступны.

    Самостоятельность  любой науки состоит не в  том, пользуется она  или   не

пользуется данными  других наук. Советская педагогика использует материалы  и

данные смежных  наук для решения своих задач, на  основе  строгого  отбора  и

выявления границ их применения.

    Итак, педагогическая  наука – это сгусток многовекового  опыта обучения и

воспитания подрастающих поколений.  Педагогическая  наука  –  это  результат

многолетних  исследований   закономерностей   формирования   всесторонне   и

гармонически развитой  личности.  Знание  педагогической  науки  помогает  в

каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

    Давний  спор  о  том,  что  такое   педагогика  –  наука  или   искусство,

разбивается о  практику. Испытание практикой  подтверждает  многократно:  без

глубокого знания науки  воспитания  не  развивается  искусство  воспитывать.

Знание   закономерностей   обучения   и   воспитания,   овладение   методами

педагогического  процесса  –  основа  учительского  мастерства.  К  усвоению

педагогики надо подходить как к научно  –  познавательной  деятельности,  на

базе  которой может и должно  развиваться педагогическое  искусство как

неотъемлемый элемент  педагогической деятельности.  А  педагогом  может  быть

далеко не  каждый.  Это  должен  быть  человек  имеющий  призвание,  призыв,

внутреннее осознание  того, что это  его  путь  –  путь  поиска,  постоянного

беспокойства, путь сомнений необыкновенной  требовательности  к  себе,  путь

упорного, каждодневного  труда. 
 
 

Принципы педагогики, и ее функции 

    Непременным  условием выделения и функционирования  любой науки  является

наличие в ней  категориального аппарата. Каковы основные понятия  (категории)

педагогической  науки?

    Место  педагогики в системе наук  о человеке определяется  тем,  что  она

исследует закономерности развития, формирования, воспитания,  образования  и

обучения личности.

    Развитие  человека – это процесс становления  его личности  под  влиянием

внешних и внутренних, управляемых и  неуправляемых  социальных  и  природных

факторов.

    Согласно  диалектико-материалистической  концепции   развитие   индивида

(онтогенез)  представляет  собой  процесс  количественных   и   качественных

изменений,  закономерно  происходящих  в  анатомо-физиологическом   строении

человеческого  организма.  Советская   педагогика   не   исключает   влияния

наследственности  на  развитие  человека.  Известно,  что   наследственность

отражает заложенные в генетической программе человека  особенности,  которые

передаются  от  родителей  к  детям.  Это  и  цвет  кожи,  глаз,  волос,   и

телосложение, и  особенности нервной системы, а  также задатки речи,  мышления

и др.

    На наследственность  детей  существенно  влияет  состояние  психического

здоровья и образ  жизни родителей. Например, крайне  отрицательно  влияют  на

умственные   способности   детей   алкоголизм,   наркомания,    токсикомания

родителей.

    Развитие  есть поступательное движение, переход  от низшего к высшему, от

простого к сложному, от несовершенного к более совершенному.

    Различают   психическое,  физическое  и   общее  развитие  личности.  Под

психическим развитием  понимают развитие интеллекта, воли,  эмоций,  а  также

потребностей, способностей и характера личности.  Физическое  развитие  есть

развитие организма, мышц,  подвижности  суставов  и  др.  Общее  развитие  –

развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.

    Личность  человека  –  результат   действия  и  взаимодействия  различных

факторов. Одни из них  действуют  более  или  менее  независимо  от  воли  и

сознания  людей.   К   ним   относятся   биологическая   природа   человека,

общественные  отношения,  явления  общественной  психологии,  образ   жизни,

географическая  среда, условия  микросреды.  Другие  в  большей  или меньшей

степени зависят  от воли и сознания  людей.  Это  –  идеология,  деятельность

государства, общественных учреждений. Третья  группа  факторов  предполагает

организованное  развитие.  Все  эти  факторы  в  совокупности   обеспечивают

формирование личности.

    Значит, формирование личности человека  – это процесс её становления  под

влиянием  многочисленных  факторов,  природных  и  общественных,  внешних  и

внутренних,  действующих стихийно  и согласно  определённым  правилам,   с

применением определённых средств.

    Воспитание  -  есть  один  из  факторов  формирования   личности.   Оно

заключается в  том, что люди  хотят  теми  или  иными  средствами  достигнуть

определённой цели – развивать и  образовывать  у  воспитанника  определённые

качества. Качественное своеобразие воспитания, в отличие  от других  факторов

формирования личности, состоит в том,  что  воспитатель  сознательно  ставит

определённую цель  и,  стремясь  достигнуть  этой  цели,  находит  средства,

ведущие  к  её  осуществлению.  Таким   образом,   воспитание   есть   такое

общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других  в  целях

направленного формирования личности.

    Там,  где  есть  воспитание,  учитываются   движущие   силы   развития,

возрастные, типологические и индивидуальные  особенности  воспитуемых.  Там,

где  есть  воспитание,  на  полную  мощность  используются  положительные  и

ослабляются отрицательные  влияния  микросреды.  Там,  где  есть  воспитание,

человек раньше оказывается  способным к самовоспитанию.

    Процесс  воспитания направлен на формирование  социально  важных  качеств

личности, на создание и расширение круга её отношений  к окружающему  миру  –

к обществу, к людям,  к  самому  себе.  Чем  шире,  разнообразнее  и  глубже

система отношений  личности  к  различным  сторонам  жизни,  тем  богаче  её

собственный духовный мир.

    К числу  важнейших и наиболее  общих   педагогических  понятий  относятся

также образование  и обучение. Под образованием  мы  понимаем  такую  сторону

воспитания, которая  состоит в овладении системой  научных и культурных

ценностей, накопленных  человечеством, в  овладении  системой  познавательных

умений  и  навыков,  формирования  на  их  основе   мировоззрения,   морали,

поведения, нравственных и других качеств личности,  развития  её  творческих

сил и способностей, подготовку к общественной жизни, к  труду.  В  содержание

образования включаются все элементы социального опыта.

    В   зависимости  от  целей,  характера   и  уровня  подготовки  различают

среднее, общее,  политехническое,  профессиональное  и  высшее  образование.

Знания,   умения   и   навыки,   необходимые    каждому    человеку,    даёт

общеобразовательная школа. Знания, умения и  навыки,  необходимые  работнику

Информация о работе Педагогика как наука