Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:16, курс лекций
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Учет национальных и региональных традиций в процессе воспитания.
На современном этапе своего развития Россия переживает период значительных преобразований как в политической, экономической сферах, так и в социальной и культурной жизни. Перед педагогикой остро стоит проблема создания педагогических условий, способствующих максимальной самоактуализации и самореализации выпускников вузов в новом социокультурном пространстве.
Актуальность нашего исследования
обусловлена существенными
Обеспечение подготовки специалистов высокого уровня является одной ведущих задач современного художественного образования. Ее решение возможно в процессе адаптации существующих программ через их многовариативность, многообразие и многопрофильность, что позволяет обеспечивать адекватность художественно-педагогического процесса динамике и эволюции преобразований, происходящих в сфере культуры и искусства. Это обусловливает необходимость в поиске новых подходов к созданию современной художественно-образовательной модели, соответствующей международным критериям качества образования и обеспечивающей доверие к российским дипломам во всем мировом художественном пространстве. Современная профессиональная школа уходит от господствовавшего в течение многих лет тотального, стандартного, унифицированного образования и переходит на образование вариативное, образование по выбору, которое не может не опираться на исторические, духовные и социально-культурные истоки, традиции и новации народной педагогики и культуры, составляющие основу жизнедеятельности населения того или иного региона.
Анализ исследований (Е.В. Бондаревская, В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.А. Садовничий, В.В. Сериков, В.И. Слабодчиков и др.), посвященных высшему образованию, позволяет констатировать, что «...сегодня высшее образование становится не только средством передачи молодому поколению накопленных знаний, формирования его культурно-нравственного и гуманитарного потенциалов, но и важнейшим фактором подготовки его к жизни в новых условиях, решению нестандартных задач. Оно должно способствовать развитию взаимопонимания, солидарности и терпимости между людьми, между этническими, социальными, культурными и религиозными группами, а также между суверенными нациями» [3, с. 71-72].
В настоящее время появляется объективная необходимость в подготовке учителей, способных эффективно осуществлять этнохудожественное образование с учетом региональных особенностей культуры своей малой Родины.
Проблема профессионального образования специалистов этнокультурной деятельности относится к числу комплексных и является предметом изучения многих гуманитарных наук.
Решению теоретико-методологических аспектов изучения этнокультурного развития регионов России способствовали культурологические исследования (А.И. Арнольдов, С.Н. Артановский, М.А. Ариарский, А.А. Аронов, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Л.Н. Гумилев, И.С. Гуревич, С.Н. Иконникова, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, И.В. Малыгина, В.М. Межуев, А.Я. Флиер и др.).
Анализ изученных работ
выявил интерес к различным
Анализ исследований по реформированию
педагогического образования в
России с учетом целей и задач
включения регионального
За годы учебы студент
развивается интеллектуально, духовно,
нравственно, поэтому необходимо менять
содержание, формы и методы учебно-воспитательного
процесса по мере прогрессивного развития
личности с учетом национальных особенностей
региона, связанных с историей, традициями
многонациональной культуры Урала.
Для Урала постановка данного
вопроса приобретает особую актуальность,
поскольку геополитическое
Как отмечает профессор В.А. Шаповалов, «этнокультурная компетентность предполагает готовность к преодолению трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями различных этнических общностей, а именно:
- непредвзятость позиции
при оценке других людей, их
национально психологических
- способность эмоционально,
участливо и тактично
Характерными особенностями
культурного освоения территории любого
региона являются постепенное формирование
общего и особенного нравственно-психологического
климата, приспособление к природно-климатическим
и ландшафтным условиям, постепенная
трудовая специализация населения.
Перед образовательными учреждениями
особенно остро встала проблема педагогического
управления развитием двух объективных
процессов: этнической социализации учащихся,
формирования у них здорового
этнического самосознания и достоинства,
чувства привязанности к своему
народу, уважения к своей истории
и культуре, привычек позитивного
общения, культивирования у студентов
уважительного отношения к
Одной из характерных тенденций в развитии современного образования является его регионализация. Поэтому инновационная технология моделирования региональной системы этнокультурного образования должна опираться на комплексное методологическое обоснование регионализации как социально-педагогического феномена, и, в том числе, уточнение и спецификацию применительно к сфере этнохудожественного образования и воспитания такого понятия, как «региональный образовательный компонент».
В педагогической науке понятие
«Региональный компонент в
Сегодня регионализацию программ
по искусству тесно связывают
с развитием культурно-
Региональный компонент
художественного образования
При рассмотрении региона как социальной системы следует учитывать, что его приоритетным системообразующим фактором является культура, обладающая специфическими территориальными особенностями и взаимодействующая с социально-культурными и экономическими факторами развития локального пространства. В свою очередь региональная система образования представляет собой совокупность организационных структур, находящихся на определенной территории и включенных в социально-экономическую систему региона, и обеспечивает полноту и непрерывность образования учащихся, проживающих на данной территории. Создание регионально-образовательной системы призвано повысить культурно-образовательный уровень студентов с опорой на его духовное наследие, ментальность различных национальных слоев и разнообразный уклад жизни.
В методике преподавания изобразительного
искусства и ДПИ наиболее распространен
принцип последовательного
Таким образом, предлагается несколько подходов к изучению региональной культуры:
1. Последовательное изучение
предполагает первоначальное
2. Параллельное изучение
ведется через сравнение
3. Интегрированное изучение
предполагает рассмотрение
Такие подходы в изучении
культуры и искусства региона
позволяют воспитывать у
При разработке регионального компонента в качестве методологических задач выступают:
- создание оптимальных вариантов программ;
- выбор активных форм и методов обучения и контроля знаний.
Содержание регионального компонента этнохудожественного образования, по нашему мнению, должно способствовать:
- усвоению ведущих идей,
основных понятий и научных
фактов о многонациональной
- привитию любви и уважения к традиционной национальной культуре народов, проживающих на Урале;
- воспитанию активно-
В структуру регионального образовательного компонента на первом этапе входят общие представления:
- о древнейшей этнической истории края (для нас Древний Аркаим; образ жизни кочевого периода башкирского народа; сведения о племенах заселяющих регион);
- о сказаниях, былинах,
легендах, поэзии башкирского народа,
а также знакомство с
- о кочевом жилище, его
особенностях внутреннего
- о традиционных предметах
домашнего обихода и их
- об особенностях традиционного
костюма (конструктивных и
- о народных праздниках и обрядах.
Особое место в системе этнохудожественной подготовки студентов занимает научно-исследовательская деятельность, нацеленная на дальнейшее изучение региональных аспектов традиционной художественной культуры.
Значительно повысить уровень профессиональной подготовки специалистов для работы с детьми помогает организация производственных и педагогических практик.
Подготовке в области
методики изучения традиционного искусства
способствуют методические материалы
интегративного типа, которые имеют
реальное воплощение в педагогической
практике, в издаваемых совместно
с преподавателями учебно-
Будущие педагоги участвуют
в этнокультурной образовательно-воспитательной
работе Русско-славянской гимназии, где
совместно с учащимися проводят
научно-исследовательскую