Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:16, курс лекций
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Таким образом, на факультете
искусств разработана и реализуется
система вовлечения студенческой молодежи
в процесс не только изучения, но
и продолжения, развития традиций Урала.
Научные разработки преподавателей
и студентов находят широкое
применение в городских и сельских
образовательных учреждениях
Широкая апробация и поддержка программного содержания учебно-методических материалов подтвердили актуальность разработки региональной направленности системы непрерывного этнохудожественного образования. Реальные результаты работы свидетельствуют о наличии глубокого интереса к культурному наследию Урала со стороны студентов, о желании активно участвовать в сохранении и развитии его традиционных форм.
Содержание понятия «Базовая культура личности».
Общее понятие о дидактике. Предмет дидактики. Дидактика общая и частная.
Дидактика — это крупная
отрасль педагогики, разрабатывающая
теорию образования и обучения.
Уточним: обучение является объектом изучения
ряда наук: психологии, методик частных
учебных предметов, логики, кибернетики-(например,
программированное обучение) и др. Притом
разных исследователей интересуют проблемы
своей науки, у них есть свой предмет.
Предметом дидактики, как считают ученые-педагоги,
выступают “обучение как средство образования
и воспитания человека” (И.Я. Лернер, М.Н.
Скаткин), “связь, взаимодействие преподавания
и учения, их единство” (В.В. Краевский)”,
а также условия, необходимые для протекания
процесса преподавания-учения (Ч. Куписевич)”.
Дидактика является одновременно и теоретической
и нормативно-прикладной наукой. Нормативно-прикладная
функция заключается в том, что на основе
своих законов и закономерностей дидактика
устанавливает принципы обучения, определяет
содержание образования, дает рекомендации
о применении соответствующих форм, методов,
средств и организации обучения.
Теми же вопросами, что и дидактика занимаются
методики преподавания частных учебных
дисциплин, но в пределах одного конкретного
учебного предмета (математики, истории,
биологии и т.д.). Их потому и называют частной
дидактикой.
Общая дидактика решает следующие задачи.
1. Она определяет цель образования и обучения.
Иначе говоря, отвечает на вопрос: для
чего учить? Именно от этой целевой установки
зависит все остальное в обучении. Если
целью обучения признать усвоение содержания
образования, то наряду с ней дидактика
решает и другую, не менее важную задачу:
разностороннее воспитание гармонически
развитой личности через обучение. Таким
образом, обучение выступает одним из
средств воспитания и развития человека.
Следовательно, дидактика призвана решать
проблемы развития и формирования личности
в учеб-ном процессе и через обучение.
2. Из цели вытекает и содержание образования
и обучения. То есть дидактика ищет ответ
на вопрос: чему учить?
3. Возникает еще один вопрос: как учить?
Это значит, что дидактика разрабатывает
вопрос о формах, методах и организации
учебной работы.
4. В процессе обучения используются соответствующие
дидактические средства: учебники и учебные
пособия, наглядно-изобразительные, звуковые,
различные технические средства, радио-
и электронная техника, учебное оборудование.
Все они играют существенную роль во взаимосвязи
преподавания — учения. Одна из задач
дидактики — разработка общих принципов
создания и использования этих средств
в учебных целях.
5. Дидактика изучает общие законы, закономерности
и тенденции в учебном процессе. На их
основе, как уже было сказано, формулируются
принципы и правила обучения. Соблюдение
последних обеспечивает успех обучения.
Знание их позволяет эффективно и целенаправленно
варьировать учебный процесс в зависимости
от возраста учащихся, индивидуальных
особенностей ученика, особенностей содержания
учебного материала, межпредметных связей,
форм, методов и приемов учебной работы.
6. В дидактике также разрабатываются вопросы,
связанные с источниками и методами исследования
проблем обучения; рассматриваются перспективы
развития и совершенствования содержания,
форм, методов и организации образования.
Дидактика анализирует и обобщает конкретные
данные частных дидактик, вместе с тем
общая дидактика сама служит научной основой
частных методик и выполняет для них роль
методологии. Дидактика имеет непосредственную
связь с гносеологией (теорией познания),
формальной логикой (воспитание культуры
мышления), психологией, социологией, историей
педагогики, кибернетикой (организация
обратной связи в процессе обучения) и
другими науками.
Дидактика как наука о преподавании и учении охватывает в своих исследованиях обучение по всем предметам и все уровни учебной работы. В связи с этим мы называем ее общей дидактикой или общей теорией преподавания и учения.
На этот общий характер дидактики обратил внимание уже Я. А. Коменский, отразив его в названии своего труда, изданного в 1657 г., и определив дидактику как универсальное искусство обучения.
Кроме общей дидактики существуют также дидактики частные, или так называемые методики обучения отдельным предметам. Содержание этих дидактик определяют теоретические основы преподавания и изучения тех или иных дисциплин на определенных уровнях обучения. К примеру, дидактика математики (методика обучения математике) занимается разработкой теории преподавания и изучения именно этого предмета, причем она может относиться к обучению математике и в начальной, и в средней, и в высшей школах. Аналогичным образом методики обучения (дидактики) биологии, географии, языку и т. п. представляют собой теории преподавания и изучения этих предметов в плане различных уровней школьных занятий.
Единственное исключение составляет методика начального обучения, берущая свое название не от учебного предмета, а от уровня, на котором проводится дидактическая работа (имеется в виду обучение на уровне начальной школы). Методика начального обучения охватывает дидактики разных предметов, изучаемых на этом уровне: родной язык, математика, природоведение, география, художественное и музыкальное воспитание, практическо-технические занятия и физическое воспитание. Аналогичным образом предметом дидактики высшей школы является процесс обучения, реализуемый в высших учебных заведениях.
Общая дидактика тесно связана с методиками обучения, ибо, с одной стороны, она базируется на результатах исследований, проводимых в рамках частных дидактик, а с другой — формулирует обобщения, составляющие теоретическую основу для всех частных дидактику
Механизм процесса обучения и его движущие силы.
Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития [19]. Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития [19].
Всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Все эти компоненты всестороннего развития понимаются в узком смысле, то есть соответственно как сформированность знаний, умений и навыков, воспитанность личностных качеств и развитость психической сферы личности.
Процесс обучения призван выполнять три функции - образовательную, воспитательную и развивающую.
Современная дидактика подчеркивает [20], что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Он призван комплексно влиять на личность, несмотря на то, что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса. Заметим, что грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле относительны и некоторые аспекты их взаимно пересекаются. Например, в понятие “образование” часто включают усвоение не только фактических и теоретических знаний, специальных умений, но и формирование общеучебных умений и навыков. В то же время интеллектуальные умения и навыки, входящие в общеучебные, часто относят к развитию личности. Термины “образование”, “воспитание” и “развитие” употребляются еще и в широком смысле. Тогда воспитание (в широком смысле) включает в себя обучение, образование и воспитание (в узком смысле). Само образование в широком смысле предполагает уже не только формирование личностных качеств, мировоззрения, нравственности личности.
Условное выделение образовательной, воспитательной и развивающей функции полезно для практической деятельности преподавателей при планировании задач обучения на занятиях.
Образовательная функция (в ее узком смысле) предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных знаний и умений. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.
Специальные умения и навыки включают в себя специфические только для учебного и отрасли науки практические умения и навыки. Например, по физике и химии это решение задач, проведение лабораторных опытов, осуществление исследовательских работ. Кроме специальных умений и навыков, в процессе образования учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам, например, навыками работы с книгой, справочниками, навыками чтения и письма, рациональной организацией домашнего труда.
Одновременно с образовательной функцией, процесс обучения реализует и воспитательную функцию. При этом у обучаемых формируется мировоззрение; нравственные, трудовые, эстетические, этические представления и взгляды; убеждения; способы соответствующего поведения и деятельности в обществе; система идеалов и ценностей, отношений к личности.
Воспитательная
функция органически вытекает из
самого содержания и методов обучения,
но вместе с тем она осуществляется
и посредством специальной
Между образованием и воспитанием существует не односторонняя связь: от обучения к воспитанию. Процесс воспитания при правильной организации тотчас же оказывает благотворное влияние на ход обучения, так как воспитание дисциплинированности и многих других качеств создает условия для более активного и успешного обучения. Собственно говоря, без должной воспитанности учеников эффективный процесс обучения просто невозможен. Вот почему процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функции. Речь идет о единстве, а не о параллельном, независимом их осуществлении. Единство воспитательной и образовательной функций обучения проявляются в том, что методы обучения выступают в роли отдельных элементов методов воспитания, а сами методы воспитания - в роли методов стимулирования учения.
Обучение
и воспитание способствуют развитию
личности. В таком случае, казалось
бы, нет необходимости говорить еще
и о развивающем обучении. Но жизнь
показывает, что обучение осуществляет
развивающую функцию обучения более
эффективно, если имеет специальную
развивающую направленность и включает
учащихся в такие виды деятельности,
которые развивают у них
В работах, посвященных проблеме развивающего обучения [21,22], выдвигались разнообразные принципы и пути ее решения. Наиболее известными являются положения о том, что для интенсивного развития мышления в процессе обучения необходимо обеспечить преподавание на высоком уровне трудности, в быстром темпе обеспечить осознание учащимися своих учебных действий. [21,22], выдвигались разнообразные принципы и пути ее решения. Наиболее известными являются положения о том, что для интенсивного развития мышления в процессе обучения необходимо обеспечить преподавание на высоком уровне трудности, в быстром темпе обеспечить осознание учащимися своих учебных действий.
Вместе
с тем развитие нельзя свести к
формированию мышления. Как было указано
выше, оно должно охватить все сферы
личности. И поэтому современная
дидактика ищет пути расширения развивающего
влияния обучения. Особенностью функции
развития является то, что она не
существует самостоятельно, а является
следствием образовательной и
Все три
функции обучения нельзя представлять
себе как три параллельно
1. Структура процесса обучения
При рассмотрении структуры процесса обучения необходимо выявить его строение, основные компоненты и связи между ними. Обучение является разновидностью учебной деятельности, которая носит двусторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие (учебно-материальное, морально-психологическое и эстетическое) преподавателя и обучаемых. При первом, самом широком, рассмотрении процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов - преподавания и учения., рассмотрении процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов - преподавания и учения.
Обучение
невозможно без одновременной деятельности
преподавателя и обучаемых, без
их дидактического взаимодействия. Как
бы активно не стремился сообщать
знания преподаватель, если при этом
нет активной деятельности самих
учеников по усвоению знаний, если преподаватель
не обеспечил мотивацию и
Взаимодействие
преподавателей и обучаемых может
протекать как в