Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:16, курс лекций
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Понятие и сущность содержания образования. Факторы, влияющие на отбор содержания образования. Компоненты содержания образования.
Характеристика основных носителей содержания образования.
Сущность традиционного
(объяснительно-
Личностно-ориентированное обучение.
Многие деятели педагогики
не считали этот стиль подходящим
и выдвигали идеи гуманного отношения
к ученику, к воспитанию ребенка
вообще. Они пытались эти идеи реализовать
на практике хотя бы в масштабе одной
школы или даже всего-навсего
одной группы. При этом имелось
в виду учитывать особенности
внутреннего мира каждого ученика.
Так, профессора В.Г. Пряникова и З.И. Равкин
полагают, что “личностно-ориентированный
подход к каждому ученику” был уже у Конфуция
(VI — VB. ДО Н.Э., Китай). Эти идеи мы найдем
у педагогов-гуманистов Витторино да Фельтре
(XV в., Италия), М. Монтеня (XVI в. Франция)
Эразма Роттердамского (XV—XVI в., Голландия)
и др. Педагогические мысли Ж.Ж. Руссо (XVIII
в., Франция), Л.Н. Толстого CXIX — начало
XX в., Россия) также пронизаны идеей уважения
личности ребенка, свободного воспитания.
Исторические примеры можно продолжить.
Между тем эти идеи, несмотря на их прогрессивность,
не воплощались в практику массовых школ.
Они, естественно, имели место в системе
домашнего обучения детей в дворянских,
помещичьих семьях. Там можно было учесть
всесторонне особенности каждого ребенка.
Но общего положения в массовой системе
воспитания и обучения отдельные примеры
не меняли.
Сильное влияние на реформу системы образования
в США, а затем в ряде стран Европы, в том
числе и в СССР, в начале XX в. и в течение
нескольких десятилетий имели идеи Д.
Дьюи (1859—1952). Он считал, что словесно-репродуктивное
обучение не готовит учащихся к жизни;
авторитарную педагогику заменял активной
самодеятельностью самих уча-
щихся в учении. В середине XX в. и позднее
о себе заявили представители гуманистической
психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Комбс,
Р. Мей, В. Франкль, Р. Берне и др.). Я-концепция,
которую они разработали, исходит из того,
что поведение человека есть внешнее проявление
его внутреннего мира. И с этой идеей нельзя
не согласиться. По их мнению, причины
поведения людей заключаются в их эмоциях
и убеждениях, надеждах, ценностях и устремлениях.
Внутренний же мир ребенка формируется,
прежде всего, в условиях семьи, ближайшего
социального и природного окружения. Школьное
обучение будет успешным только тогда,
когда учитывается реальная Я-концепция
учащегося любого возраста. Этот фактор
может быть и стимулирующим, и тормозящим
учебную деятельность. Я-концепция признает
изначальную ценность человека как уникальной
личности.
Исходя из этого, представители гуманистической
психологии (К. Роджерс, Р. Берне и др.) предлагают