Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:47, курсовая работа
Цель исследования – изучить развитие навыков изобразительной деятельности у старших дошкольников через ознакомление с пейзажной живописью. В связи с поставленной целью в работе решается ряд задач:
1) Подбор и обработка методической литературы;
2) Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на темы “Что такое природа?”, “Какие явления и объекты природы можно назвать красивыми и почему?”;
3) Рисование на темы “самое красивое” и “самое некрасивое”;
4) Наблюдение в природе (за цветущими деревьями, кустами, цветами, животными и т.д.);
5) Рассматривание иллюстраций, пейзажных картин о природе;
6) Чтение художественной литературы, стихотворений, прослушивание музыкальных произведений о природе;
7) Проведение с детьми дидактических игр на различие оттенков одного цвета.
Н. П. Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира. [4] В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно.
Другое средство выразительности, используемое дошкольником - линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребёнку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.
Композиция – это способ соединения образов, способ построения произведения. [1] В рисунках детей встречаемся как с сюжетами, передающими развёрнутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия.
Характерным для старших дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной заполненности. На горизонтальной плоскости в развёрнутом виде изображается, например, вся лесная поляна: на первом плане трава, цветы, мелкие кустарники; выше - деревья, лес, по бокам – дома и постройки. Горизонтальную плоскость ребёнок мыслит в её реальной протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребёнка избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого.
Ребёнку очень трудно передавать движение. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за мышью, вытянувшись как стрела и расправив когти; дует сильный ветер, раскачивая деревья и срывая осенний лист. Рисуя, ребёнок использует и такое средство, как агглютинация,- склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств разных предметов.
Исследования педагога детского творчества Н. Курочкиной показывают, что у детей 6-7 лет наблюдается уже сознательное использование цвета, формы, построение рисунка, выразительных средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. [5]
Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приёмы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приёмы, закрепляя их в своём сознании.
2.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО
ВЗАИМОСВЯЗИ С
ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСЬЮ
2.1.
Содержание, формы
и методы работы
с детьми по
изобразительной деятельности
во взаимосвязи с ознакомлением
их с пейзажной живописью
Познавательную деятельность детей, направленную на объекты пейзажей, следует рассматривать как творческую. Познание ребёнком-дошкольником пейзажной живописи должно осуществляться “по законам красоты”. Это зависит от педагога, который сам чувствует, понимает красоту природы и может передавать это детям.
Необходимо развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться, вслушиваться. В Японии, например, принято проводить так называемые “уроки созерцания”, позволяющие развивать восприятие детей.
В задачу ознакомления детей с пейзажами входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Все эти явления художники изображают на своих картинах. И предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний детей об объектах природы и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В своих рисунках дети изображают родную природу в разные сезоны, в разную погоду: “Золотая осень”, “Поздняя осень”, “Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром” (С. Есенин), “Времена года”, “Расцвели весенние цветы” и др. Такие сюжеты часто встречаются в детских рисунках, создаваемых и по заданию педагогов, и по замыслу самих детей.
Также дети вырезают и наклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев и веток. Они лепят рыбок, птиц, зверей. А чтобы дети могли изобразить всё это, необходимо сформировать у них отчётливые представления об объектах природы. В связи с этим целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы, учитывая и задачи их последующего изображения, должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Детям при ознакомлении с природой следует давать правильные представления о жизни животных, растений, о красоте их внешнего вида, в интересной, часто своеобразной форме, повадках (у животных). Вместе с тем следует подчеркнуть красоту явлений природы, животных. Необходимо обратить внимание детей на красоту и изменчивость колорита неба, окрашенного тучами заходящего солнца, волшебность заиндевелых деревьев в алых отсветах заката, нежность весенней только-только появившейся зелени травы, листвы деревьев, нежность первых весенних цветов и т. п.
Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение, яркие эмоциональные проявления; всё это повышает интерес детей к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве, передавая форму и цвета её объектов и явлений. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что способствует повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми, делает жизнь детей интереснее и содержательнее, эмоционально богаче, вызывает у них желание сохранить красоту природы.
Неоднократные опыты исследователей детского творчества показывают, что красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка и предложение изобразить то или иное явление встречается детьми с радостью. Вот на картине изображена золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети в своём воображении собирают листья, рассматривают их. Пусть дети пофантазируют, какое изображение можно составить из листьев. При этом неплохо узнать у детей, кто что придумал. Такие игры-упражнения нравятся детям и их можно проводить неоднократно, развивая воображение ребят.
Детям старшего возраста после рассматривания листьев и игр с ними можно предложить нарисовать красивые осенние листья с натуры. Листья дети могут собирать на прогулке. Нужно предупредить детей о трудности рисования и помочь ребёнку рассмотреть конструкцию пластины листа. Обратить внимание на расположение прожилок, как бы организующих рисунок пластины.
Старшие
дошкольники с большим
Сказочную
декоративность васнецовским образам
придают некоторая условность, очеловеченность
животных (как правило, вертикальное положение
тела, занятость человеческими делами:
подметают пол, пилят дрова и т. п.) и орнаментированные
детали костюмов: у кота – украшенные
сапожки, у курицы – фартук и др.
2.2.
Влияние основных
средств по ознакомлению
с пейзажной живописью
на изобразительную
деятельность старших
дошкольников
На первом этапе ознакомления дошкольников с пейзажем важнейшую роль играет основное средство - метод наблюдения. Требования к наблюдению:
1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятельности означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей объекта, которые служат основой для изображения, позволяет наглядно представить художественный образ как результат изобразительной деятельности.
2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств рождаемых общением с природой, не может быть искусства, не может быть художественной, творческой деятельности.
3. Осмысленность
наблюдения. Изобразительная деятельность
требует особого восприятия
4. Активность
детей. В наблюдении
5. Повторность
наблюдений особенно важна для
создания детьми разнообразных,
6. Учёт
возрастных возможностей детей
и задач изображения при
Методика организации и проведения наблюдения с детьми предлагает необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизирующую познавательную деятельность детей, обогащение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т. п.
Существуют
некоторые особенности
Старшие дети способны более сознательно и активно воспринимать явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих чувств, представлений. Учитывая более сложные задачи изображения, со старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т. п. В наблюдениях со старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для этого, выделяя какие-то изобразительные признаки объектов, можно предложить ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт. В момент наблюдения целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема ”Одуванчики на лугу” или “Весенний цветущий луг”. Дети придумывают композицию рисунка, выделяя в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины будет полоса зелёного луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как, какими красками и материалами лучше рисовать весеннее небо, зелёный луг. Может быть акварелью по сырому фону, может быть цветными восковыми мелками т. п.
Таким образом, в старших группах действие восприятия, наблюдения теснейшим образом взаимосвязаны с действием замысливания. Замысел строится на основе непосредственных наблюдений, а развивающийся замысел симулирует дополнительное наблюдение. На следующем, втором этапе ознакомления дошкольников с природой особую роль играет искусство, в частности - пейзажная живопись.
Пейзаж (фр. paysage от pays- местность, страна)- жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы. [7]