Пейзажная живопись – одно из средств воспитания и развития детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить развитие навыков изобразительной деятельности у старших дошкольников через ознакомление с пейзажной живописью. В связи с поставленной целью в работе решается ряд задач:
1) Подбор и обработка методической литературы;
2) Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на темы “Что такое природа?”, “Какие явления и объекты природы можно назвать красивыми и почему?”;
3) Рисование на темы “самое красивое” и “самое некрасивое”;
4) Наблюдение в природе (за цветущими деревьями, кустами, цветами, животными и т.д.);
5) Рассматривание иллюстраций, пейзажных картин о природе;
6) Чтение художественной литературы, стихотворений, прослушивание музыкальных произведений о природе;
7) Проведение с детьми дидактических игр на различие оттенков одного цвета.

Работа состоит из  1 файл

VVYeDYeNIYe.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

     Н. П. Сакулина, Л. А. Раева в своих  исследованиях показали, что очень  важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира. [4] В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно.

     Другое  средство выразительности, используемое дошкольником - линия. Исследователи  отмечают, что предметы, явления, которые  близки ребёнку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.

     Композиция  – это способ соединения образов, способ построения произведения. [1] В  рисунках детей встречаемся как  с сюжетами, передающими развёрнутое  повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия.

     Характерным для старших дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной заполненности. На горизонтальной плоскости в развёрнутом виде изображается, например, вся лесная поляна: на первом плане трава, цветы, мелкие кустарники; выше - деревья, лес, по бокам – дома и постройки. Горизонтальную плоскость ребёнок мыслит в её реальной протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребёнка избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого.

     Ребёнку очень трудно передавать движение. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за мышью, вытянувшись как стрела и расправив когти; дует сильный ветер, раскачивая деревья и срывая осенний лист. Рисуя, ребёнок использует и такое средство, как агглютинация,- склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств разных предметов.

     Исследования  педагога детского творчества Н. Курочкиной показывают, что у детей 6-7 лет  наблюдается уже сознательное использование  цвета, формы, построение рисунка, выразительных  средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. [5]

     Поэтому дети старших возрастов по сравнению  с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные  выразительные приёмы, распространяя  их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приёмы, закрепляя их в своём сознании.

2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО  ВЗАИМОСВЯЗИ С  ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСЬЮ 

2.1. Содержание, формы  и методы работы  с детьми по  изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с пейзажной живописью 

     Познавательную  деятельность детей, направленную на объекты  пейзажей, следует рассматривать  как творческую. Познание ребёнком-дошкольником пейзажной живописи должно осуществляться “по законам красоты”. Это зависит от педагога, который сам чувствует, понимает красоту природы и может передавать это детям.

     Необходимо  развивать в детях умение созерцать  природу, наслаждаться ею, вглядываться, вслушиваться. В Японии, например, принято  проводить так называемые “уроки созерцания”, позволяющие развивать восприятие детей.

     В задачу ознакомления детей с пейзажами  входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и  другие, с животными и растительным миром. Все эти явления художники изображают на своих картинах. И предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний детей об объектах природы и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В своих рисунках дети изображают родную природу в разные сезоны, в разную погоду: “Золотая осень”, “Поздняя осень”, “Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром” (С. Есенин), “Времена года”, “Расцвели весенние цветы” и др. Такие сюжеты часто встречаются в детских рисунках, создаваемых и по заданию педагогов, и по замыслу самих детей.

     Также дети вырезают и наклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев и веток. Они лепят рыбок, птиц, зверей. А чтобы дети могли изобразить всё это, необходимо сформировать у них отчётливые представления об объектах природы. В связи с этим целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы, учитывая и задачи их последующего изображения, должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Детям при ознакомлении с природой следует давать правильные представления о жизни животных, растений, о красоте их внешнего вида, в интересной, часто своеобразной форме, повадках (у животных). Вместе с тем следует подчеркнуть красоту явлений природы, животных. Необходимо обратить внимание детей на красоту и изменчивость колорита неба, окрашенного тучами заходящего солнца, волшебность заиндевелых деревьев в алых отсветах заката, нежность весенней только-только появившейся зелени травы, листвы деревьев, нежность первых весенних цветов и т. п.

     Осуществлять  этот процесс необходимо так, чтобы  вызвать у детей положительное отношение, яркие эмоциональные проявления; всё это повышает интерес детей к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве, передавая форму и цвета её объектов и явлений. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что способствует повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми, делает жизнь детей интереснее и содержательнее, эмоционально богаче, вызывает у них желание сохранить красоту природы.

     Неоднократные опыты исследователей детского творчества показывают, что красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка и предложение изобразить то или иное явление встречается детьми с радостью. Вот на картине изображена золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети в своём воображении собирают листья, рассматривают их. Пусть дети пофантазируют, какое изображение можно составить из листьев. При этом неплохо узнать у детей, кто что придумал. Такие игры-упражнения нравятся детям и их можно проводить неоднократно, развивая воображение ребят.

     Детям старшего возраста после рассматривания листьев и игр с ними можно  предложить нарисовать красивые осенние  листья с натуры. Листья дети могут  собирать на прогулке. Нужно предупредить детей о трудности рисования и помочь ребёнку рассмотреть конструкцию пластины листа. Обратить внимание на расположение прожилок, как бы организующих рисунок пластины.

     Старшие дошкольники с большим удовольствием  принимают предложение воспитателя передать объекты природы в рисунках. Особый же интерес у них вызывает предложение воспитателя изобразить живые существа: бабочек, разных жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с человеком. Со многими животными дети знакомятся, слушая сказки, рассказы, иллюстрированные художниками: Е. Чарушиным, В. Бианки. Так, Е. Чарушин изображает животных в трогательно реалистичной манере, передавая мягкость пушистого ворса детёнышей и плотный, более жёсткий ворс взрослых животных. В основе образов животных, изображаемых Ю. Васнецовым, сказочно-декоративная реалистичность. [5]

     Сказочную декоративность васнецовским образам  придают некоторая условность, очеловеченность животных (как правило, вертикальное положение тела, занятость человеческими делами: подметают пол, пилят дрова и т. п.) и орнаментированные детали костюмов: у кота – украшенные сапожки, у курицы – фартук и др.  
 
 
 
 
 
 

2.2. Влияние основных  средств по ознакомлению с пейзажной живописью на изобразительную деятельность старших дошкольников 

     На  первом этапе ознакомления дошкольников с пейзажем важнейшую роль играет основное средство - метод наблюдения. Требования к наблюдению:

1. Целенаправленность  наблюдения в изобразительной деятельности означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей объекта, которые служат основой для изображения, позволяет наглядно представить художественный образ как результат изобразительной деятельности.

2. Эмоциональность,  неравнодушие восприятия. Без чувств  рождаемых общением с природой, не может быть искусства, не  может быть художественной, творческой  деятельности.

3. Осмысленность  наблюдения. Изобразительная деятельность  требует особого восприятия предметов, явлений, выделение и осознание тех свойств, которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т. п.). Однако выделение этих признаков должно быть не механическим, а осмысленным. Ребёнок должен понимать многие видимые явления. Например, почему сосны в лесу высокие, стройные, могучие, а одна сосна выросла на берегу большая и корявая. Почему у зайца задние лапы сильнее и длиннее передних.

4. Активность  детей. В наблюдении необходимо  обеспечить самую разнообразную  активность детей: эмоциональную,  мыслительную, речевую, двигательную. Только при этом процесс наблюдения будет эффективен.

5. Повторность  наблюдений особенно важна для  создания детьми разнообразных,  выразительных образов. В процессе  неоднократных наблюдений дети  могут видеть один предмет  в изменяющихся условиях, а значит, с разными внешними характеристиками (берёзка в ясный солнечный день, на закате солнца, в ветреный день; лес в “золотую” и позднюю осень).

6. Учёт  возрастных возможностей детей  и задач изображения при отборе  объёма представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование реализуется и в содержании и в методике ведения наблюдения с детьми.

     Методика  организации и проведения наблюдения с детьми предлагает необходимость  выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизирующую познавательную деятельность детей, обогащение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т. п.

     Существуют  некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми разных возрастных групп. Старшие дети уже способны к принятию цели наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели желательно сообщить после эмоционального восприятия красоты природы. В данном примере надо дать возможность ребёнку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в сочетании красок. Целесообразно помочь детям “выплеснуть” свои чувства, выразить себя. Конечно, эта способность воспитывается. Если дети эмоционально глухи - задача педагога показать своё отношение, привлечь ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы в поле и др.

     Старшие дети способны более сознательно  и активно воспринимать явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих чувств, представлений. Учитывая более сложные задачи изображения, со старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т. п. В наблюдениях со старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для этого, выделяя какие-то изобразительные признаки объектов, можно предложить ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт. В момент наблюдения целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема ”Одуванчики на лугу” или “Весенний цветущий луг”. Дети придумывают композицию рисунка, выделяя в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины будет полоса зелёного луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как, какими красками и материалами лучше рисовать весеннее небо, зелёный луг. Может быть акварелью по сырому фону, может быть цветными восковыми мелками т. п.

     Таким образом, в старших группах действие восприятия, наблюдения теснейшим образом  взаимосвязаны с действием замысливания. Замысел строится на основе непосредственных наблюдений, а развивающийся замысел симулирует дополнительное наблюдение. На следующем, втором этапе ознакомления дошкольников с природой особую роль играет искусство, в частности - пейзажная живопись.

     Пейзаж (фр. paysage от pays- местность, страна)- жанр изобразительного искусства, предметом  которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы. [7]

Информация о работе Пейзажная живопись – одно из средств воспитания и развития детей дошкольного возраста