Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:47, курсовая работа
Цель исследования – изучить развитие навыков изобразительной деятельности у старших дошкольников через ознакомление с пейзажной живописью. В связи с поставленной целью в работе решается ряд задач:
1) Подбор и обработка методической литературы;
2) Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на темы “Что такое природа?”, “Какие явления и объекты природы можно назвать красивыми и почему?”;
3) Рисование на темы “самое красивое” и “самое некрасивое”;
4) Наблюдение в природе (за цветущими деревьями, кустами, цветами, животными и т.д.);
5) Рассматривание иллюстраций, пейзажных картин о природе;
6) Чтение художественной литературы, стихотворений, прослушивание музыкальных произведений о природе;
7) Проведение с детьми дидактических игр на различие оттенков одного цвета.
Однако пейзаж- это не просто изображение общих свойств природы, её естественных закономерностей (время года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определённой эпохи. В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени.
Художественный пейзаж - высшая ступень восприятия человеком природы. Художник пейзажист располагает большими возможностями отбора, обобщения и выражения гармонии её естественной красоты языком живописи. В. Г. Белинский писал: «ландшафт, созданный на полотне талантливым живописцем, лучше всяких живописных видов природы… в нём нет ничего случайного и лишнего, все части подчинены целому, всё направлено к одной цели, всё образует собою одно прекрасное, целостное и индивидуальное. Действительность прекрасна сама по себе, но прекрасна по своей сущности, по своим элементам, по своему содержанию, а не по форме. В этом отношении действительность есть чистое золото, но не очищенное, в куче руды и земли: наука и искусство очищают золото действительности, перетопляют его в изящные формы ”.[7]
Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами её объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж- поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж), море (морской), горы (горный), космос (космический); изменённая человеком природа - сёла и города (соответственно сельский и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы (индустриальный), изображение какой-либо местности в определённую эпоху (исторический), а также сказочный и фантастический пейзажи.
Пейзажная
живопись отличается от других жанров
(натюрморта, портрета) иными измерениями
пространства: многоплановостью, линейной
и воздушной перспективой; многомерностью,
многообъектностью. В ней предстаёт
во взаимосвязи богатое
Как научить детей видеть всё это великолепие, расшевелить чувства, разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией живописного пейзажа - вот сложнейшая задача взрослого.
Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно- активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой “накладывании” имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.
Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту оценку своё содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, т. е. связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями. Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты. ( в данном случае речь идёт о наблюдении, которое, как уже говорилось необходимо применять на самом первом этапе ознакомления детей с природой). Только после такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить глаз ребёнка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий, пространства, - это непростая и многотрудная задача. Смотреть и видеть - не одно и тоже.
Воспитать глаз эстетически - значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться такими открытиями, удерживать их в памяти, проникаться восторгом и радостью перед “музыкой” и певучей гармонией природы. Это важно, так как через это закладывается фундамент эстетического восприятия, миросозерцания, мирочувствования, а значит, эстетического и художественного развития детей. Чудесное поселяется в душе ребёнка и живёт как радостное переживание, взволнованное удивление, любовь к своему краю, своей Отчизне.
Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания, о которых могут почерпнуть из других источников - литературы, кино и т. д. (например, морской, горный, лесной пейзажи). Надо познакомить детей с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи- колорите, композиции, рисунке.
Чтобы
подвести ребёнка к постижению красоты
живописного пейзажа, надо вложить
в эту работу своё сердце, суметь
передать своё видение, свои ощущения,
подобрать слова, которые бы тронули ребёнка,
нашли взволнованный отклик в его душе.
И тогда любовь к красоте, влечение к ней
навсегда поселятся в сердце ребёнка,
сердце станет добрее, а глаза - зорче.
3.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ЧАСТЬ
3.1.
Организация исследования
Эксперимент проводился в ДОУ №35 г. Новомосковска. Детей старшего дошкольного возраста знакомят с живописным пейзажем и его видами, формируя эмоционально-ценностный опыт отношения к природе и её изображению в художественных картинах. Задачи педагога на этом этапе (программа “Детство”):
- Учить
детей внимательно
- Развивать
эмоциональную, чувственную
- Развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством художника, создавшего прекрасный образ пейзажа. Учить не только пониманию замысла произведения, его содержания, но и умению видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений (многообразие цветовой гаммы, позволяющей передать не только время года, суток, но и состояние природы, настроение и отношение к увиденному; особенности рисунка как средства изображения характера образа, его типичных и индивидуальных черт; особенности композиции: расположение произведения на том или ином формате полотна, использование линейной перспективы для построения планов, лини горизонта и выделении главного в картине; техника наложения цветового пятна для создания более выразительного образа).
- Способствовать
полихудожественному развитию
- Продолжать работу над формированием у детей представлений о пейзаже как о жанре живописи, его видах и особенностях. Расширять представления о пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и в промежуточных, межсезонных её состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), в различное время суток (утро, полдень, вечер, ночь), при различной погоде (ветер, дождь, снег, гроза, туман и т. д.).
- Познакомить
детей с такими видами пейзажа,
Следуя художественным задачам программы “Детство”, которые направлены на формирование эмоционально-эстетического отношения детей к природе и последующего изображения её в рисунках, будут проведены практические эксперименты.
Эти
эксперименты будут реализовывать цели,
поставленные в выпускной работе. Реализовав
эти цели и сделав выводы, можно подтвердить,
либо опровергнуть теоретическую часть
работы, сделать для себя новые открытия,
которые будут нужны в дальнейшей профессиональной
деятельности.
Эксперимент № 1 (констатирующий).
Цель. Определить
особенности эстетического
1. Изучение характера представлений детей о красоте;
2.Определение
своеобразия эстетического
Рисование (гуашь), тема “Самое красивое” и “Самое некрасивое” (по выбору).
В проведении эксперимента участвовали две группы детей (старшего возраста) по 12 человек. Поставленные задачи решались в процессе беседы, наблюдений, подводя детей к пониманию того, что красота - это то, от чего человек получает удовольствие. Нужно было стимулировать детей на определение красоты в самом себе и вокруг себя (в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях).
Так,
для изучения представлений детей
о красоте задавались вопросы: “Что
такое, по-твоему, красота? Что ты видел
красивое? Что можно назвать некрасивым?
Что можно сделать красивое? Кто
может сделать “красивое”? ”.
Эксперимент № 2 (констатирующий и формирующий).
Цель. Определить особенности изображения детьми старшего дошкольного возраста разнообразия природных явлений и объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных и климатических. Задачи:
1. Определить, какие выразительные средства, используют старшие дети при рисовании природы;
2. Какие используют цвета красок, отражая время года, климатические условия и своё отношение к природе.
3. Закрепить и уточнить знания детей о явлениях и объектах природы, формировать интерес к природе и положительное отношение к ней.
Для решения этих задач было проведено несколько занятий по рисованию, в которых участвовали дети старших групп.
Занятие 1. Рисование (акварель). Тема “Цветущий месяц май”.
В проведении занятия участвовали две группы детей по 7 человек старшего дошкольного возраста. Программные задачи: учить передавать в сюжетном рисунке характерные особенности природы в последний месяц весны; продолжать работать над разнообразием композиций в пейзажных рисунках детей; учить использовать светлые и яркие краски для передачи радостного настроения.
Материал: у воспитателя три-четыре репродукции или крупные иллюстрации с разной композицией, на которых изображён конец весны. У детей белые листы бумаги, мягкие кисточки и краски акварель, среди которых два-три оттенка зелёного цвета.
Предварительная работа.
1. Наблюдения
за весенними изменениями в
природе, экскурсии в природу,
наблюдение за цветущими
2. Чтение и разучивание стихов, пение песен о весне, рассматривание иллюстраций, пейзажных картин о весне (композиция, цветосочетание).
3. Проведение с детьми дидактических игр на различение оттенков одного цвета.
Ход занятия.
Воспитатель говорит: