Пейзажная живопись – одно из средств воспитания и развития детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить развитие навыков изобразительной деятельности у старших дошкольников через ознакомление с пейзажной живописью. В связи с поставленной целью в работе решается ряд задач:
1) Подбор и обработка методической литературы;
2) Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на темы “Что такое природа?”, “Какие явления и объекты природы можно назвать красивыми и почему?”;
3) Рисование на темы “самое красивое” и “самое некрасивое”;
4) Наблюдение в природе (за цветущими деревьями, кустами, цветами, животными и т.д.);
5) Рассматривание иллюстраций, пейзажных картин о природе;
6) Чтение художественной литературы, стихотворений, прослушивание музыкальных произведений о природе;
7) Проведение с детьми дидактических игр на различие оттенков одного цвета.

Работа состоит из  1 файл

VVYeDYeNIYe.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

     Однако  пейзаж- это не просто изображение  общих свойств природы, её естественных закономерностей (время года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определённой эпохи. В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени.

     Художественный  пейзаж - высшая ступень восприятия человеком природы. Художник пейзажист  располагает большими возможностями отбора, обобщения и выражения гармонии её естественной красоты языком живописи. В. Г. Белинский писал: «ландшафт, созданный на полотне талантливым живописцем, лучше всяких живописных видов природы… в нём нет ничего случайного и лишнего, все части подчинены целому, всё направлено к одной цели, всё образует собою одно прекрасное, целостное и индивидуальное. Действительность прекрасна сама по себе, но прекрасна по своей сущности, по своим элементам, по своему содержанию, а не по форме. В этом отношении действительность есть чистое золото, но не очищенное, в куче руды и земли: наука и искусство очищают золото действительности, перетопляют его в изящные формы ”.[7]

     Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами её объекты. В  зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж- поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж), море (морской), горы (горный), космос (космический); изменённая человеком природа - сёла и города (соответственно сельский и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы (индустриальный), изображение какой-либо местности в определённую эпоху (исторический), а также сказочный и фантастический пейзажи.

     Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями  пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстаёт  во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь всё это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи: колорит, композиция, рисунок. Художник показывает красоту каждого мгновения, каждого состояния природы.

     Как научить детей видеть всё это  великолепие, расшевелить чувства, разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией  живописного пейзажа - вот сложнейшая задача взрослого.

     Психологи и педагоги утверждают, что для  полноценного восприятия художественного  произведения детям необходим запас  наблюдений, опыта положительно- активного  отношения к окружающему. Глаз, воспитанный  на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой “накладывании” имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.

     Эстетически оценивая явления природы, человек  вкладывает в эту оценку своё содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, т. е. связывает восприятие внешних  качеств природы со своими переживаниями. Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты. ( в данном случае речь идёт о наблюдении, которое, как уже говорилось необходимо применять на самом первом этапе ознакомления детей с природой). Только после такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить глаз ребёнка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий, пространства, - это непростая и многотрудная задача. Смотреть и видеть - не одно и тоже.

     Воспитать глаз эстетически - значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться такими открытиями, удерживать их в памяти, проникаться восторгом и радостью перед “музыкой” и певучей гармонией природы. Это важно, так как через это закладывается фундамент эстетического восприятия, миросозерцания, мирочувствования, а значит, эстетического и художественного развития детей. Чудесное поселяется в душе ребёнка и живёт как радостное переживание, взволнованное удивление, любовь к своему краю, своей Отчизне.

     Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания, о которых могут почерпнуть из других источников - литературы, кино и т. д. (например, морской, горный, лесной пейзажи). Надо познакомить детей с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи- колорите, композиции, рисунке.

     Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты  живописного пейзажа, надо вложить  в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребёнка, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а глаза - зорче. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  ЧАСТЬ 

3.1. Организация исследования 

     Эксперимент проводился в  ДОУ №35 г. Новомосковска. Детей старшего дошкольного возраста знакомят с живописным пейзажем и  его видами, формируя эмоционально-ценностный опыт отношения к природе и  её изображению в художественных картинах. Задачи педагога на этом этапе (программа “Детство”):

- Учить  детей внимательно вглядываться  в окружающую природу, видеть  и понимать её красоту, ощущать  гордость за ту землю, на  которой они живут, которую  воспевают в своих произведениях  художники, поэты, писатели и композиторы; учить видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать её звуки, запахи, формы;

- Развивать  эмоциональную, чувственную сферу  детей, глубину, осознанность  и многогранность чувственного  восприятия природы и её изображения в произведениях искусства, способность к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим, воображение и ассоциативное мышление;

- Развивать  у детей потребность в общении  с прекрасным, способность испытывать  от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством художника, создавшего прекрасный образ пейзажа. Учить не только пониманию замысла произведения, его содержания, но и умению видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений (многообразие цветовой гаммы, позволяющей передать не только время года, суток, но и состояние природы, настроение и отношение к увиденному; особенности рисунка как средства изображения характера образа, его типичных и индивидуальных черт; особенности композиции: расположение произведения на том или ином формате полотна, использование линейной перспективы для построения планов, лини горизонта и выделении главного в картине; техника наложения цветового пятна для создания более выразительного образа).

- Способствовать  полихудожественному развитию детей,  подводя их к установлению  взаимосвязей между художественными  образами изобразительного искусства,  музыки, поэзии, литературы.

- Продолжать  работу над формированием у  детей представлений о пейзаже  как о жанре живописи, его видах и особенностях. Расширять представления о пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и в промежуточных, межсезонных её состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), в различное время суток (утро, полдень, вечер, ночь), при различной погоде (ветер, дождь, снег, гроза, туман и т. д.).

- Познакомить  детей с такими видами пейзажа,  как сельский, городской, архитектурный,  индустриальный, морской, горный, космический,  исторический. Дети познакомятся с художниками- пейзажистами и написанными ими картинами, с процессом создания произведения, получат представление о значении произведений искусства в жизни общества, каждого человека. Обратить внимание на расширение и активизацию словаря детей, наличие в нём оценочных эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые дети могут использовать в своих суждениях о художественных картинах. Нужно способствовать тому, чтобы полученные сведения дети использовали в своём изобразительном творчестве.  

     Следуя  художественным задачам программы  “Детство”, которые направлены на формирование эмоционально-эстетического  отношения детей к природе  и последующего изображения её в  рисунках, будут проведены практические эксперименты.

     Эти эксперименты будут реализовывать цели, поставленные в выпускной работе. Реализовав эти цели и сделав выводы, можно подтвердить, либо опровергнуть теоретическую часть работы, сделать для себя новые открытия, которые будут нужны в дальнейшей профессиональной деятельности.  

Эксперимент № 1 (констатирующий).

Цель. Определить особенности эстетического отношения  старших дошкольников к природе  и к своему рисунку. Задачи:

1. Изучение  характера представлений детей  о красоте;

2.Определение  своеобразия эстетического отношения детей к своему рисунку.

Рисование (гуашь), тема “Самое красивое” и  “Самое некрасивое” (по выбору).

     В проведении эксперимента участвовали  две группы детей (старшего возраста) по 12 человек. Поставленные задачи решались в процессе беседы, наблюдений, подводя детей к пониманию того, что красота - это то, от чего человек получает удовольствие. Нужно было стимулировать детей на определение красоты в самом себе и вокруг себя (в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях).

     Так, для изучения представлений детей  о красоте задавались вопросы: “Что такое, по-твоему, красота? Что ты видел  красивое? Что можно назвать некрасивым? Что можно сделать красивое? Кто  может сделать “красивое”? ”. 

Эксперимент № 2 (констатирующий и формирующий).

Цель. Определить особенности изображения детьми старшего дошкольного возраста разнообразия природных явлений и объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных и климатических. Задачи:

1. Определить, какие выразительные средства, используют старшие дети при рисовании природы;

2. Какие  используют цвета красок, отражая  время года, климатические условия  и своё отношение к природе.

3. Закрепить  и уточнить знания детей о  явлениях и объектах природы,  формировать интерес к природе и положительное отношение к ней.

     Для решения этих задач было проведено  несколько занятий по рисованию, в которых участвовали дети старших  групп.

Занятие 1. Рисование (акварель). Тема “Цветущий  месяц май”.

     В проведении занятия участвовали две группы детей по 7 человек старшего дошкольного возраста. Программные задачи: учить передавать в сюжетном рисунке характерные особенности природы в последний месяц весны; продолжать работать над разнообразием композиций в пейзажных рисунках детей; учить использовать светлые и яркие краски для передачи радостного настроения.

     Материал: у воспитателя три-четыре репродукции  или крупные иллюстрации с  разной композицией, на которых изображён  конец весны. У детей белые  листы бумаги, мягкие кисточки и  краски акварель, среди которых два-три оттенка зелёного цвета.

     Предварительная работа.

1. Наблюдения  за весенними изменениями в  природе, экскурсии в природу,  наблюдение за цветущими деревьями,  кустами, травянистыми растениями.

2. Чтение  и разучивание стихов, пение песен о весне, рассматривание иллюстраций, пейзажных картин о весне (композиция, цветосочетание).

3. Проведение  с детьми дидактических игр  на различение оттенков одного  цвета.

Ход занятия.

Воспитатель говорит:

Информация о работе Пейзажная живопись – одно из средств воспитания и развития детей дошкольного возраста