Пейзажная живопись – одно из средств воспитания и развития детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить развитие навыков изобразительной деятельности у старших дошкольников через ознакомление с пейзажной живописью. В связи с поставленной целью в работе решается ряд задач:
1) Подбор и обработка методической литературы;
2) Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на темы “Что такое природа?”, “Какие явления и объекты природы можно назвать красивыми и почему?”;
3) Рисование на темы “самое красивое” и “самое некрасивое”;
4) Наблюдение в природе (за цветущими деревьями, кустами, цветами, животными и т.д.);
5) Рассматривание иллюстраций, пейзажных картин о природе;
6) Чтение художественной литературы, стихотворений, прослушивание музыкальных произведений о природе;
7) Проведение с детьми дидактических игр на различие оттенков одного цвета.

Работа состоит из  1 файл

VVYeDYeNIYe.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

- Кончается  весна. Последний месяц весны  называют цветущим маем. Почему май называют цветущим? Вспомним, какие деревья цвели в мае (черёмуха…).

Черёмуха  душистая

С весною расцвела

И ветки  золотистые

Что кудри  завила… (С. Есенин)

- Какие  деревья расцвели в садах? (Вишни,  яблони.)

Как молоком  облитые,

Стоят сады вишнёвые,

Тихохонько  шумят… (Н. Некрасов)

- Какими  цветущими кустами мы любовались  в мае? (Сиренью.) А каких больше  всего цветов мы видели на  полянах, возле дорог, заборов? 

Уронило солнце. У него чудесный.

Лучик золотой. Золотистый цвет.

Вырос одуванчик - Он большого солнца

Первый, молодой. Маленький портрет. (О. Высотская)

     А какие весенние цветы распустились на клумбах, в скверах, в парках? (Тюльпаны, нарциссы.) Дети, какие же краски вам  нужны, чтобы изобразить цветущий май?

     Если  дети забудут назвать какую-либо краску для изображения цветущих деревьев, кустарников, цветов, педагог спрашивает, каким цветом они нарисуют, например, кисти сирени и т. п.

- Посмотрите  на свои палитры. Там имеется  несколько чашечек с зелёной  краской. Сколько вы заметили оттенков зелёной краски? Зачем вам нужна разная зелёная краска? (Листва деревьев, трава - имеют разные оттенки зелёного цвета.) Все названные вами краски можно назвать яркими и светлыми.

     Рисунки, выполненные такими красками, должны получится радостными. Майскую природу можно нарисовать по-разному. Можно изобразить поляну, луг перед лесом с цветущими одуванчиками, например как на этой картине (показывает репродукцию или иллюстрацию с соответствующей композицией). Можно нарисовать сад, сквер, где на клумбах расцвели весенние цветы, как, например, на этой картине. Можно нарисовать цветущие кусты сирени, черёмуху и др. А ещё можно изобразить цветущий яблоневый или вишнёвый сад. И все эти разные рисунки будут про цветущий май.

     Воспитатель спрашивает двух-трёх детей об их замыслах и предлагает приступить к рисованию. В процессе рисования при необходимости напоминает о форме кистей черёмухи, сирени, о способах их изображения, об использовании разных оттенков зелёного цвета. Демонстрирует иллюстративный материал при затруднениях у детей в построении композиции рисунков. В конце занятия педагог говорит:

- Дети! Давайте представим себе, что  мы привезли свои рисунки в  детский сад, который находится  далеко от нас, на Севере. Там  весна совсем не похожа на  нашу. А детям Севера интересно узнать про нашу весну, про деревья и цветы, которые растут в наших краях. Пусть те, кто нарисовал эти рисунки, расскажут, как они изобразили цветущий май.

     Дети (4-5) по очереди рассказывают, что  они нарисовали (поляну в лесу, луг  с цветами перед лесом, цветущий яблоневый сад и др.), как расположили деревья, кустарники, какие краски использовали. Педагог от имени детей с Севера задаёт рассказчикам вопросы, если их рассказы не полные. Затем помещает на стенд рисунки остальных детей и спрашивает:

- Можно  ли все наши рисунки назвать  ”Цветущим маем”?

     Подчёркивает, что про одно и то же можно нарисовать рисунки с разным содержанием. Предлагает детям рассмотреть все рисунки  про весну, отобрать интересные и  разные и оформить выставку ”Цветущая  весна”.  

Занятие 2. Рисование (акварель). Тема “Дикие и  домашние животные”.

     В проведении занятия участвовали  две группы детей по 5 человек  старшего дошкольного возраста. Программные  задачи:

Закрепить у детей представления об объектах природного мира- животных. Закрепить знания о диких и домашних животных, отличия их мест обитания, питания, повадках и т. д.

     Материал:

Иллюстрации животных из различных мест земного  шара (тигры, гепарды, жирафы; медведи, лисы, волки и др.). А также рисунки  художника иллюстратора- Е.Чарушина с изображением животных, (зайцы, медвежата, котята и др.) У детей белые листы бумаги, кисти, акварель.

Ход занятия.

     Дети, мы с вами говорили о природе, её явлениях. Давайте ещё раз вспомним, что такое природа? А кто населяет леса, степи и пустыни? Да, обитатели этих природных зон - животные. Воспитатель раскладывает перед детьми иллюстрации, рисунки с изображением животных.

- Дети, какие животные здесь изображены? Где и с кем они живут?  А как можно ещё сказать  про этих животных, если одни  живут рядом с людьми, а другие - в лесу, степи, пустыне? Правильно, это домашние и дикие животные.

Дети  вместе с воспитателем рассматривают  иллюстрации животных.

- Назовите  диких, а потом домашних животных. Посмотрите, как художник- иллюстратор  Е. Чарушин изобразил животных, их размеры, окрас, позы.

     Делается  вывод: животные отличаются друг от друга  своими пропорциями, окраской, длинной  шерсти, своеобразием внешнего вида. Затем  педагог говорит детям, чтобы  каждый сам выбрал, какого детёныша будет рисовать, взять картинку с его изображением, ещё раз внимательно рассмотрел животное и нарисовал его, в какой либо позе или движении. Животное может сидеть, бежать, лежать, прыгать.

     В ходе занятия воспитатель направляет внимание отдельных детей на те или  другие характерные особенности животного. Например, на расположение глаз, носа на мордочке животного. В конце занятия дети рассказывают о своих рисунках (кто это, что делает, где живёт, чем питается и т. д.).  

3.2. Результаты исследования 

     Полученные  данные эксперимента № 1.

Из 24 детей  определили в своих рисунках как  ”красивое”:

1. Труд  людей, орудия труда 3 рисунка

2. Семья,  семейные отношения 4 рисунка

3. Природа,  природные объекты и явления  13 рисунков

4. Герои  сказок и мультфильмов 2 рисунка

5. Цветовые  пятна и цветосочетания 1 рисунок

Определили  в своих рисунках как “некрасивое”:

     Природа, природные объекты и явления 1 рисунок (где было изображено дождливое, осеннее утро; использовались чёрные, “грязные” краски). Этот рисунок  нарисовал мальчик, назвав его “Некрасивое”.

     Мальчику  был задан вопрос: “Что ты нарисовал  и почему так назвал свой рисунок?”  Мальчик ответил: “Я нарисовал осень, когда идёт дождь, а на улице много  луж, грязно и плохая погода. Я не люблю когда осень, не люблю грязь”. Таким образом, мальчик выразил  своё отношение к плохой погоде, дождливой осени в рисунке, изобразив явление чёрными красками.

     И всё-таки самым красивым для детей  явилась природа, её объекты и  явления (рисунков о природе было 13). Дети использовали очень яркие  краски, к примеру, красота осени - это богатство цветовой палитры: жёлтый, синий, оранжевый, коричневый и др.; последнее тепло нежаркого солнца; мелкий, тихий дождь; цветы, вобравшие тепло солнечных деньков и др. Названия детских рисунков о природе были разнообразными:

“Солнце отражается в воде” (Ира К.),

“Спелые ягоды” (Алёна Б.),

“Лето” (Паша М.),

“Яблоки на дереве” (Полина С.),

“Красиво” (Данил О.),

“В природе” (Алёна С.),

“Природа” (Вика Т.) и т. д.

     Следующей задачей эксперимента являлось определение  эстетического отношения детей к своему рисунку. Оно определялось вопросами: “Как ты считаешь, рисунки детей могут быть красивыми? Какие из этих ты назвал (а) бы красивыми? Как ты считаешь, твой рисунок красивый?» и др.

     Таким образом эстетическая выразительность, красота рисунка для ребёнка заключалась в цветовом решении(37,2%), многоплановой композиции(26,8%), детализации(27,0%). Часто встречались ответы: ”Рисунок красивый, потому что аккуратный”(62,8%).

     На  вопрос: “Что бы ты внёс в свой рисунок, чтобы он стал красивее? ”- дети отвечали: “Закрашу красивым цветом”; “Нарисую ещё что-нибудь красивое… Цветы”; “Не знаю ещё пока”.

     Было  обозначено четыре условных уровня представлений  детей о красоте своего рисунка. “Нулевой”(26,5%): дети затруднялись в  высказываниях и не давали ответа. “Низкий” уровень(40%): красоту своего рисунка дети объясняли старанием. “Средний”(20%): красоту дети соотносили с колористическим решением и аккуратностью. “Высокий” уровень зафиксирован в 13,5% случаев. Красота рисунка объяснялась с позиций содержательной (смысловой) стороны, композиционного решения, соответствия колорита содержанию, аккуратного исполнения и законченности работы.

     Следовательно, эстетическое отношение детей к  своему рисунку во многом определяется использованием различных средств  выразительности, таких как: цвет, форма, линия, композиция и других. Что подтвердила глава II, в которой подробно описываются средства выразительности и их использование детьми старшего дошкольного возраста.

     Выводы.

     Из  полученных данных эксперимента №1, можно  утверждать, что красивое для всех детей - это приятные зрительные впечатления (цвет, форма предметов, орнаменты), положительно эмоционально переживаемые явления природы, хорошие поступки людей, результаты человеческой деятельности, труд и т. п. Некрасивое - всё неприятное, страшное и пугающее, то, что осуждается другими людьми, и то, что не приятно самим детям.

     Обогащение  представлений детей о красоте  вообще и о способах её достижения приводит к развитию образно-эстетической выразительности рисунков.

     В результате эксперимента была подтверждена теоретическая часть работы, сделав выводы о том, что дети глубоко воспринимают природу, определяют её как красивое, значимое явление, делая её предметом своего творчества.

     Изучив  содержание полученных на занятии рисунков старших дошкольников, можно сделать выводы, которые решают поставленную цель работы.

     Дети  рисовали деревья (берёзы, ели, тополя) в лесу (лугу, поляне); также цветущие среди деревьев цветы (одуванчики, тюльпаны и др.) и голубое небо с ярким  согревающим солнцем. Так дети представили майскую природу.

     Дошкольники выражали своё отношение к природе  с помощью выразительных средств. Самым значимым выразительным средством  для детей явился цвет. В рисунках были использованы такие цвета: зелёный (и его оттенки), жёлтый, голубой, коричневый, белый и др. Дети рисовали светлыми и яркими красками, выражая тем самым своё положительное отношение к природе, её объектам и явлениям.

     В основном дети рисовали тёплый весенний день. Но некоторым детям с помощью  цвета удалось передать холодный день весны. Для этого они использовали тёмно-синий цвет для неба, тёмно-зелёный цвет для листвы деревьев, передали движение (ветер), наклонив ветки деревьев в одну сторону. Так дети передали климатические особенности холодного весеннего дня, назвав свои рисунки соответственно: “Скоро будет дождь”, ”Гроза весной”, ”Солнце скрылось”.

     Некоторые дети использовали “неподражательный” цвет, специально рисуя дерево оранжевым, листву на деревьях красным или розовым, солнце коричневым. Для большей выразительности, правдоподобности климатического, сезонного состояния природы дети использовали различные оттенки одного цвета (для молодой листвы - светло-зелёный, для распустившейся листвы – тёмно-зелёный и т. д.).

     Дошкольники рисуют объекты, используя разную форму (деревья с шатровидной и круглой кроной и т. д.), облако одно большое или много маленьких.

     Особое  место в этих рисунках занимает средство гиперболизации качеств или отдельных  элементов с целью усиления впечатления. Так, чтобы показать мощь “проснувшегося”  весной дерева, ребёнок рисует его до неба, или огромное солнце с длинными лучами для того, чтобы показать, как оно сильно греет и ярко светит.

Информация о работе Пейзажная живопись – одно из средств воспитания и развития детей дошкольного возраста