План урока по теме: « Право и его роль в жизни общества и государства»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:02, лекция

Описание

Цели:

Образовательные:

- объяснить учащимся, что такое право, признаки и функции права;

-объяснить, что не бывает прав без обязанностей;

Развивающие:

- способствовать развитию умения учащихся характеризовать смысл основных понятий; -- - умение работать с документами;

-развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях с юридической точки зрения;

- развивать умение делать выводы

Воспитательные:

- содействовать воспитанию осознанного уважения к правам и обязанностям друг друга;

- воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний;

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: отрывки из законов Хаммурапи, классная доска.

Литература: Учебник для 9 класса Обществознание, Судебник Хаммурапи, Уголовный кодекс РФ.

Работа состоит из  1 файл

нетрадиционный.docx

— 19.56 Кб (Скачать документ)

План  урока по теме: « Право и его роль в жизни общества и государства».

Класс: 9

Цели:

Образовательные:

- объяснить  учащимся, что такое право, признаки  и функции права;

-объяснить,  что не бывает прав без обязанностей;

Развивающие:

- способствовать  развитию умения учащихся характеризовать  смысл основных понятий; -- - умение работать с документами;

-развивать  умение ориентироваться в потоке  разнообразной информации и в  типичных жизненных ситуациях  с юридической точки зрения;

- развивать  умение делать выводы

Воспитательные:

- содействовать  воспитанию осознанного уважения  к правам и обязанностям друг  друга;

- воспитывать  у учащихся стремление реализовать  свои возможности и способности,  стремление к получению знаний;

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: отрывки из законов Хаммурапи, классная доска.

Литература: Учебник для 9 класса Обществознание, Судебник Хаммурапи, Уголовный кодекс РФ.

Ход урока

I Организационный момент (1-2 минуты)

     Ребята, доброго утра! Сегодня на уроке мы переходим к изучению нового раздела обществознания – право, которое как раз таки и поможет Вам защитить себя в нашей непростой жизни, узнаем его роль и место в нашей жизни а так же в государстве. Запишем тему нашего урока

II Сообщение нового материала (25 минут)

       Каждый человек в своей жизни  выполняет множество различных  социальных ролей. Например: сейчас  мы с вами в школе, где  моя социальная роль – учитель,  ваша – учащиеся. После школы  мы идем домой. Наши социальные  роли меняются. Ваша социальная  роль – сын (или дочь), внук (внучка).  

     Сейчас  я вам предлагаю вспомнить  и назвать все социальные роли, которые вы выполняли в своей  жизни или те, которые вам предстоит  выполнить. (Социальные роли –сын, дочь, покупатель, потребитель) 

Социальные  роли С кем взаимодействует  в данной социальной роли Права Обязанности Законы Кто охраняет
Сын, дочь С другими членами  семьи (мама, папа) Статья 54. Право ребенка  жить и воспитываться в семье Статья 87. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать  своих нетрудоспособных нуждающихся  в помощи родителей и заботиться о них. Семейный кодекс и т.д. Инспектор по охране детства
Покупатель, потребитель Продавец, изготовитель Статья 7. Право  потребителя на безопасность товара (работы, услуги) Статья 52.

з) cвоевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.

Закон о защите прав потребителей Комитет по Защите прав потребителей
 

     Из  этого следует, что все мы с  вами субъекты права, у нас есть права  и мы несём обязанности.

     Право получило свое название с латинского слова «justitia» (правда, справедливость). Понималось это слово в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. Однако слово право может иметь разный смысл. Например, каждый человек имеет  право на свободу слова. Что это означает?

     Считаете  ли вы, что право  возникло с появлением человека? В частности  было ли право в  первобытном обществе?

     Конечно же, не было. А чем тогда руководствовались  первобытные люди в своей жизни? Обычаями и традициями. А они в  свою очередь были окружены обрядами, ритуалами и церемониями.

     Но  по мере усложнения жизни, появления  государства, развития собственности  всё сложнее было обходиться устным преданием. К тому же правители хотели, чтобы правила были едиными по всей стране (ведь в каждом месте  были свои особенности). В итоге появились  письменные законы, сначала для особых случаев и ситуаций, а затем  и своды законов. Одним из древнейших законов был свод законов вавилонского царя Хаммурапи около 4 тысяч лет  назад. Это был большой шаг  вперёд, так как право - важнейший  способ сделать жизнь государства  и общества стабильной, предсказуемой, менее конфликтной. А такие явления, например, как кровная месть между родами приводила к постоянным междоусобицам, мятежам, бесконечным убийствам.

       Перед Вами на листочках статьи из законов Хаммурапи, давайте руководствуясь этими законами, решим задачу.

     Один  знатный вавилонский гражданин  прогуливался утром по рынку, и ему  приглянулся великолепный глиняный сосуд, он спросил у купца, сколько  он стоит? Купец ответил гражданину, но его эта цена не устроила, и  он попросил снизить стоимость сосуда, однако купец категорически отказался. Гражданин очень рассердился  и ударил купца, нанес ему телесные повреждения.

     Рассудите данную ситуацию с  точки зрения законов  Хаммурапи.

     И с точки зрения современного законодательства.

     Насколько применимы эти  законы в  современном  обществе? Почему эти  законы теперь полностью  противоречат существующим?

     Уголовный Кодекс РФ. Ст. 116 Побои

     1. Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.

     А теперь подробнее остановимся на современном праве. А именно современном  праве России. Различные учёные выделяют различные признаки права, среди них наиболее распространены:

     Нормативность (устанавливает правила поведения)

     Общеобязательность

     Обеспеченность  государством

     Право носит объективный характер

     Формальная  определённость — нормы права  выражены в официальной форме.

Как вы понимаете  эти признаки, объясните каждый из них своими словами.

III Закрепление материала (10 минут)

Итак, давайте  с вами, ещё раз повторим, что  такое «Право».

Как вы понимаете  такое выражение «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого»?

     А теперь давайте разделимся на две  команды, и каждая команда по очереди  будет называть права  человека и  гражданина в РФ.

IV. Подведение итогов. (1-2 минуты)

       Наш урок подошел к концу. Сегодня многие из вас проявили активность. Ну а те, кто не реализовал себя на уроке, покажет свои возможности на последующих уроках.

Выставление оценок. 

   Домашнее  задание: 1. Стр. 81. Учебник Кравченко. Разрешить проблему, параграф 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Законы Хаммурапи. Я  —    царь  могучий  сред и     царей мои слова превосходны, моя мудрость бесподобна.

196.  Если    кто-нибудь    повредит      глаз    у  свободного,    то   должно    повредить     глаз    ему   (самому).

197.  Если    он   сломает     кость   у   свободного,   то  должно   сломать    кость   ему.

202.   Если    кто-нибудь    ударит     по   щеке    лицо     высшего     положения, 

то   должно     публично     ударить   его   шестьдесят      раз   плетью    из   воловьей кожи.

203.   Если   свободный     ударит    по   щеке   свободного     одинакового     поло­

жения,      то  обязан      уплатить    мину    серебра.

Информация о работе План урока по теме: « Право и его роль в жизни общества и государства»