Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 11:48, реферат
Важнейшей частью проектной работы школьника считается эмпирическое исследование (направленное на сбор и анализ данных по проблеме) или разработка методики в области практической психологии (направленная на создание или адаптацию какой-либо программы диагностики, консультирования, коррекционной, развивающей работы, психопрофилактики, психологического просвещения). И в том и в другом случае должна быть определенная новизна по сравнению с уже существующим опытом в этой области. Эмпирическое исследование (от «эмпирическое» - опытное) - это исследование, проводимое с целью определения и выделения определенных закономерностей.
Планирование и проведение эмпирического исследования
(практической
части) в рамках проектной
Важнейшей частью проектной работы школьника считается эмпирическое исследование (направленное на сбор и анализ данных по проблеме) или разработка методики в области практической психологии (направленная на создание или адаптацию какой-либо программы диагностики, консультирования, коррекционной, развивающей работы, психопрофилактики, психологического просвещения). И в том и в другом случае должна быть определенная новизна по сравнению с уже существующим опытом в этой области. Эмпирическое исследование (от «эмпирическое» - опытное) - это исследование, проводимое с целью определения и выделения определенных закономерностей.
Эмпирическое исследование
может выполняться в области
фундаментальных или
Этот объем определяется
количеством испытуемых, которые
были обследованы; количеством
использованных методик и
Эмпирическое исследование
или инновационная работа в
области практической
Первоначально пишется
теоретическая часть - в ней
необходимо рассмотреть
Далее необходимо перейти
к практической части
1. Применение уже готовых,
проверенных методов
2. Самостоятельное создание методов исследования. К такому типу может быть отнесена самостоятельная подготовка и придумывание вопросов к анкетам, опросникам, а также попытка создания теста.
Преимуществом осуществления
практической части по второму
типу является потенциальная
возможность более детального, тонкого
исследования закономерностей
Применение уже готовых методов, описанных серьезными психологическими изданиями, позволяет свести к минимуму вероятность ошибки.
Более подробно рассмотрим процесс проведения эмпирической части на примере проектной работы одного из слушателей нашей программы
Тема работы: "Мотивы
вступления подростков в
Для изучения и констатации
фактических данных о
Далее в параграфах, посвященных раскрытию хода исследования и анализу результатов, автор сопоставил результаты анкетирования трех отделов радикальной молодежной организации.
В исследовании участвовало 90 человек в возрасте от 17 до 20 лет. Автор исследовал, как влияют определенные черты личности на выбор одного из отделов радикальной молодежной организации. Таким образом, сопоставляя результаты между собой в абсолютных (числовых) и относительных (процентных) данных, автором делались выводы о мотивах вступления младших и старших подростков в сообщества радикальной направленности.
Анализируя результаты, автором была выявлена группа подростков, имеющих проблемы социальной адаптации и «подменяющих» членством в радикальной организации обычную человеческую жизнь.
Практической значимостью
данного эмпирического
В Заключении автором описаны возможные перспективы работы (потенциала развития идей в дальнейшем). Необходимо отметить, что наиболее значимой частью данной работы была масштабная практическая часть.
Теперь более подробно
остановимся на общих
Практическая часть
эмпирического исследования
Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Предметом исследования становятся определенные стороны или отношения объектов, психические процессы, состояния или свойства людей, функции и характеристики отдельных психических явлений, связи и влияние их друг на друга. В качестве предмета исследования может выступать, например, самооценка младших школьников, тогда объектом исследования будет группа младших школьников. Таким образом, предмет - это то, что находится в границах объекта. Предмет исследования определяет тему исследования. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть или как общее и частное.
Объектом исследования могут
быть определенные формы поведения,
деятельности людей (или животных),
психические явления (процессы, состояния,
свойства). Например: самооценка младшего
школьника может быть объектом исследования.
В таком случае предметом исследования
могут стать факторы
Если объект исследования - учебная деятельность школьника, процесс психического развития на определенной возрастной ступени, то предметом исследования могут стать определенные психологические факторы, механизмы, закономерности.
Если объектом исследования
являются психические процессы, то
предметом могут стать
Если объектом исследования будут психические состояния, то предметом его будут их проявления, причины, механизмы возникновения, последствия.
Если объектом исследования
оказываются психические
Таким образом, понятия предмета и объекта психологического исследования относительны и характеризуются только во взаимной связи.
На основе изучения литературы по проблеме школьник - исследователь ставит цель и задачи эмпирического исследования или инновационной работы в области практической психологии.
Цель работы характеризует ее ожидаемый результат. Какие же результаты научной и практической работы могут ожидаться в психологии? Вот некоторые из них, достаточно типичные:
1. Изучение психического явления.
2. Описание психологического феномена.
3. Изучение структуры
психического явления (или
4. Выявление психологических различий у испытуемых, относящихся к разным группам.
5. Выявление взаимосвязи психических явлений у одних и тех же испытуемых.
6. Изучение динамики возрастного
развития определенных
7. Изучение изменений
психического явления в
8. Обобщение, классификация,
типологизация каких-либо
9.Разработка и апробация
(или адаптация) методики
10.Разработка или адаптация
к новым условиям
11.Разработка или адаптация
к новым условиям методики
консультирования, коррекционной или
развивающей психологической
Цель работы обычно заключается в том, чтобы: «Изучить...», «Выявить...», «Рассмотреть...», «Определить...», «Дать характеристику...», «Доказать...». В любом случае работа должна содержать определенную новизну (поиск новых знаний, новых методов исследований или психологической практики или применение существующих знаний, методов исследования к новым условиям) и творческий подход к решению проблемы.
Задачи работы конкретизируют цель исследования или практической психологической деятельности и подразделяют ее достижение на определенные этапы. Последовательно решая поставленные задачи, исследователь или практический психолог продвигается к достижению цели. Обычно в исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач.
Планирование
эмпирического исследования пре
При планировании исследования
формулируется рабочая гипотеза
Общая гипотеза определяется
целью всего исследования. Кроме
этого формулируются частные
гипотезы, которые подлежат эмпирической
проверке и представляют собой предположительные
ожидаемые результаты. Гипотеза должна
быть верифицируемой, то есть проверяемой
(доказываемой или опровергаемой) с
помощью определенных методов научной
психологии. Для этого понятия, которые
она использует, и соответствующие
суждения предположительного характера
должны быть достаточно четкими и
конкретными. Необходимо определить экспериментальные
и математико-статистические критерии,
при которых исследователь
Для решения поставленных
задач подбираются