Планирование и проведение эмпирического исследования (практической части) в рамках проектной работы учащегося школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 11:48, реферат

Описание

Важнейшей частью проектной работы школьника считается эмпирическое исследование (направленное на сбор и анализ данных по проблеме) или разработка методики в области практической психологии (направленная на создание или адаптацию какой-либо программы диагностики, консультирования, коррекционной, развивающей работы, психопрофилактики, психологического просвещения). И в том и в другом случае должна быть определенная новизна по сравнению с уже существующим опытом в этой области. Эмпирическое исследование (от «эмпирическое» - опытное) - это исследование, проводимое с целью определения и выделения определенных закономерностей.

Работа состоит из  1 файл

Планирование и проведение эмпирического исследования.docx

— 74.62 Кб (Скачать документ)

 

4.1. Организация и проведение  экспериментального исследования

Прежде  всего обратимся к множеству  психологических эмпирических методов. Рассмотрим их с позиции общенаучных критериев, предъявляемых к организации исследования.

Вспомним  еще раз, что все методы, применяемые  для получения эмпирического  материала, можно условно разделить  на активные и пассивные. К первым относятся лабораторный эксперимент  и его различные модификации, квазиэксперимент. Ко вторым — наблюдение, клинический метод, метод анализа  продуктов деятельности, измерение  и корреляционные исследования, метод сбора информации (servey research), «архивное исследование» и т. д. Применяя методы первой группы, исследователь активно вызывает явление или процесс, воздействуя на объект. Используя же методы второй группы, он лишь довольствуется регистрацией естественного процесса. Другое дело, что регистрировать поведение исследователь может непосредственно или применяя некоторый инструмент (опросник, тест и т. д.). Так же как и воздействовать на испытуемого он может непосредственно в ходе беседы либо организуя деятельность обследуемого в лабораторном эксперименте с помощью исследовательских средств (приборов, заданий и т. д.). Это — второе «измерение» психологических эмпирических методов.

Существует  и третье измерение: в какой мере экспериментатор использует естественнонаучный подход к исследованию или «метод понимания» — непосредственной интерпретации поведения испытуемого, его внутреннего мира путем эмпатии или построения модели психики испытуемого в своей субъективной реальности. В чем-то (но не во всем) это измерение психологических методов сходно с измерением «инструментальность — непосредственность».

Наблюдение  тоже может быть инструментальным, например, при использовании видеозаписи, магнитофонной записи и другой аппаратуры. Однако, в отличие от измерительного корреляционного исследования, при этом отсутствует взаимодействие испытуемого с инструментом, как при измерении (выполнении теста).

В эксперименте и в ходе измерения испытуемый активно выполняет задания, а  при наблюдении и опросе никакой  задачи ему не ставится, он ведет  себя естественным образом (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Экспериментатор

Испытуемый

Выполнение задачи

Естественное поведение

Воздействует на процесс

Эксперимент

Беседа, опрос

Фиксирует естественный процесс

Измерение

Наблюдение


 

 

Существует  еще один важный критерий (он разделяет  методы организации исследования на две большие группы). Это — критерий соответствия метода признакам идеального исследования, как он понимается в современной методологии науки.

По  этому критерию различаются методы организации исследования:

1. Экспериментальное  исследование, систематическое наблюдение  или корреляционное исследование. Особенность их состоит в том, что исследователь пытается установить причинную или корреляционные связи между основными переменными, контролируя внешние переменные. Для этого он целенаправленно отбирает группы испытуемых или наблюдаемых индивидов, планирует определенным образом последовательность своих действий.

2. Естественные  эксперимент и наблюдение, беседа, клинический метод, метод описания частных случаев и др. Они применяются для выявления особенностей поведения человека. Служат источником для эмпирических обобщений и выдвижения индуктивных гипотез, которые в дальнейшем могут стать материалом для теоретических рассуждений и проверяться в критических экспериментах. Способы контроля переменных (независимой, зависимой, внешних) систематически не применяются, хотя возможно использование сложных техник фиксации данных (карт наблюдения, аудио- и видеоаппаратуры, тестов и др.).  

 

3. Квазиэксперимент. «Промежуточный» между естественными  методами проведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных. Часто его отождествляют (в частности, Ф.-Дж. МакГиган) с методом систематического наблюдения, при котором экспериментатор не воздействует на исследуемый объект. Но такая точка зрения не оправданна. Другое дело, что воздействие может быть выделено в природе как независимое от исследователя, естественно происходящее, но в этом случае мы получаем исследовательский метод, занимающий именно промежуточное положение между экспериментом и наблюдением. Под квазиэкспериментом принято понимать такой метод, при котором не удается полностью реализовать схему, предписываемую идеальным исследованием, но эти отношения частично компенсируются использованием особых квазиэкспериментальных планов.

Согласно  традиции, экспериментальное исследование противопоставляется всем неэкспериментальным  методам, которые рассматриваются  в методологии науки с точки зрения того, чего им недостает, чтобы стать полноценным экспериментальным исследованием.

Так, Ф.-Дж. МакГиган противопоставляет экспериментальный  метод следующим:

1) классическому  клиническому методу;

2) естественному  наблюдению;

3) опросу;

4) архивному  исследованию;

5) установлению  корреляционной связи;

6) квазиэксперименту.

М. В. Мэтлин приводит иной список методов, противопоставляемых эксперименту:

1. Естественное  наблюдение, к которому примыкает  полевое исследование и полевой (естественный) эксперимент.

2. Опрос  (servey methods).

3. Корреляционное  исследование.

4. Архивное  исследование.

5. Изучение  отдельных случаев (case-study method или  case-history technique).

П. К. Козби противопоставляет эксперименту корреляционный метод, а также доэкспериментальные  методы: опрос, полевое наблюдение и  полевой эксперимент. Отдельно он рассматривает  методы измерения поведения, относя к ним архивный метод, самооценку (самоопрос) и тестирование. (Большинство  этих методов было рассмотрено в  разделе 2.3.)

Экспериментальное исследование в психологии отличается от других методов тем, что экспериментатор  активно манипулирует независимой  переменной, тогда как при прочих методах возможны лишь варианты отбора уровней независимых переменных. Нормальным вариантом экспериментального исследования является наличие основной и контрольных групп испытуемых. В неэкспериментальных исследованиях, как правило, все группы равноценны, поэтому проводится их сравнение.

По  формальным основаниям выделяется несколько  типов экспериментального исследования.  

 

 

 

 

 

Различают исследовательский (поисковый) и подтверждающий эксперимент. Различие их обусловлено  уровнем разработанности проблемы и наличием знаний о связи зависимой  и независимой переменных.

Поисковый (эксплораторный) эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой  и зависимой переменными. Поэтому  поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или  отсутствии причинной зависимости  между переменными А и В.

В случае, если существует информация о качественной связи между двумя переменными, выдвигается гипотеза о виде этой связи. Тогда исследователь проводит подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, в котором выявляется вид функциональной количественной связи между независимой и зависимой переменными.

Алгоритм  исследования в целом выглядит так:

1. Выдвигается  гипотеза о качественной причинной  связи А и В.

2. Проводится  поисковый эксперимент.

3. В  случае неподтверждения гипотезы  выдвигается другая качественная  гипотеза и проводится новый  поисковый эксперимент; если же  качественная гипотеза подтверждается, выдвигается количественная функциональная  гипотеза.

4. Проводится  подтверждающий эксперимент.

5. Принимается  (или отвергается) и уточняется  гипотеза о виде связи между  переменными.

В психологической  исследовательской практике для  характеристики различных видов  экспериментального исследования используются также понятия «критический эксперимент», «пилотажное исследование», или «пилотажный эксперимент», «полевое исследование», или «естественный эксперимент».

В разделе 1.6, посвященном рассмотрению общенаучных  методов, была дана характеристика критического эксперимента. Он проводится для того, чтобы одновременно проверить все возможные гипотезы. Подтверждение одной из них ведет к опровержению всех других возможных альтернатив. Постановка критического эксперимента в психологии требует не только тщательного его планирования, но и высокого уровня разработки научной теории. Поскольку в нашей науке преобладают не дедуктивные модели, а эмпирические обобщения, исследователи крайне редко проводят критический эксперимент.

Термин  «пилотажное исследование» применяется  для обозначения пробного, первого  эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Обычно пилотаж проводят перед «большим», трудоемким экспериментальным  исследованием, чтобы потом не тратить деньги и время попусту. Пилотажное исследование проводится на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки, связанные с выдвижением гипотезы, планированием исследования, контролем переменных и т.д. Кроме того, в ходе пилотажа можно сузить «зону поиска», конкретизировать гипотезу и уточнить методику проведения «большого» исследования.

Полевое исследование проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни, например между статусом ребенка в группе и количеством его контактов в игре со сверстниками или занимаемой им территории в игровой комнате. По своей сути полевое исследование (или полевой эксперимент) относится к квазиэкспериментам, так как при его проведении нет возможности строго контролировать внешние переменные, отбирать группы и распределять внутри них испытуемых, управлять независимой переменной и точно регистрировать зависимую переменную. Но в некоторых случаях «полевой», или естественный, эксперимент — единственно возможный способ получения научной информации (в психологии развития, этологии, социальной психологии, в клинической психологии или психологии труда и т. д.). Сторонники «естественного эксперимента» утверждают, что лабораторный эксперимент является искусственной процедурой, дает экологически невалидные результаты, поскольку «вырывает» испытуемого из контекста повседневной жизни. Но в полевых исследованиях ошибок, помех, влияющих на точность и надежность данных, неизмеримо больше, чем в лабораторном исследовании. Поэтому психологи стремятся планировать естественный эксперимент таким образом, чтобы схема его проведения была максимально близка к схеме лабораторного эксперимента, и перепроверяют результаты, полученные «в поле», более строгими процедурами.

Экспериментальное исследование в психологии, как и  в любых других науках, проводится в несколько этапов. Часть из них  обязательна, часть — в некоторых  случаях может отсутствовать, но последовательность шагов необходимо запомнить, чтобы не делать элементарных ошибок.

Приведем  основные этапы психологического экспериментального исследования и кратко рассмотрим их содержание.

1. Любое  исследование начинается с определения  его темы. Тема ограничивает область  исследований, круг проблем, выбор  предмета, объекта и метода. Однако  первым этапом собственно исследования  является первичная постановка  проблемы. Исследователь должен уяснить себе, чем он неудовлетворен в современном психологическом знании, где он ощущает пробелы, какие теории дают противоречащие друг другу объяснения поведения человека и т.д.

Эмпирическое  исследование проводится в трех основных случаях:

— проверка гипотезы о существовании явления;

— проверка гипотезы о существовании связи  явлений;

— проверка гипотезы о причинной зависимости  явления А от явления В.

Собственно  эксперимент применяется только для обнаружения причинной связи явлений. Что является основной причиной повышенной невротизации (синдром школьной дезадаптации) детей 6-7 лет в первые месяцы учебы в школе? Возможные варианты ответов: низкий уровень готовности к учебной деятельности (несформированность первичных учебных навыков), недостаточное развитие произвольности, низкий уровень интеллекта, социально-психологические проблемы вхождения в классный коллектив и т.д. Каждая из этих гипотез требует проверки, хотя все они кажутся обоснованными и правдоподобными.

2. После  первичной постановки проблемы  наступает этап работы с научной  литературой. Исследователь должен ознакомиться с экспериментальными данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересовавшего его явления.

К услугам  современного исследователя компьютерные базы данных, сети Internet или Relcom и др., библиотеки, специализированные журналы.

 

Первичная работа начинается с поиска определений  базовых понятий, которые содержатся в психологических словарях, а  также в словарях и энциклопедиях  по смежным дисциплинам. Там же имеются  и ссылки на основные публикации по проблеме. Следующий шаг — составление библиографии по тематике исследования с помощью библиотечных систематических каталогов. Предварительное знакомство с публикациями на тему исследования можно получить из реферативных журналов. В нашей стране единственный журнал такого рода, издаваемый ВИНИТИ, — «0.4. Биология. Раздел 0.4.II. Психология». Из зарубежных изданий наиболее авторитетным   является   Psychological Abstract, выпускаемый Американской психологической ассоциацией. В нем содержатся краткие аннотации на большинство работ, выходящих в англоязычных психологических журналах. Более подробную информацию об исследованиях, относящихся к выделенной проблеме, следует искать в самих публикациях: статьях научных журналов, сборниках и монографиях. Наиболее авторитетные психологические российские научные журналы: «Психологический журнал», издаваемый Российской академией наук; «Вопросы психологии» — орган Российской академии образования; «Вестник МГУ, серия Психология», выпускаемый издательством МГУ; «Психологическое обозрение» — орган Российского психологического общества; «Школа здоровья», издаваемый Центром «Диагностика, адаптация, развитие» им. Л. С. Выготского; «Иностранная психология», издаваемый Институтом психологии РАН.

Информация о работе Планирование и проведение эмпирического исследования (практической части) в рамках проектной работы учащегося школы