Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 11:48, реферат
Важнейшей частью проектной работы школьника считается эмпирическое исследование (направленное на сбор и анализ данных по проблеме) или разработка методики в области практической психологии (направленная на создание или адаптацию какой-либо программы диагностики, консультирования, коррекционной, развивающей работы, психопрофилактики, психологического просвещения). И в том и в другом случае должна быть определенная новизна по сравнению с уже существующим опытом в этой области. Эмпирическое исследование (от «эмпирическое» - опытное) - это исследование, проводимое с целью определения и выделения определенных закономерностей.
Планируя методики
и процедуры эмпирического
Необходимо внимательно
подходить к составлению
Важно правильно спланировать время, место и обстоятельства экспериментальной работы, скорректировать их в зависимости от реальных условий. Испытуемые не должны быть озабочены срочными делами и чрезмерным дефицитом времени для выполнения задания. Их не должны отвлекать посторонние раздражители.
Школьник - исследователь
должен уметь установить такой доверительный
рабочий контакт с изучаемым
человеком, при котором может
быть получена достоверная информация.
Доверие испытуемого к тому, что
его ответы и действия будут использоваться
только в научных целях, уважение
к исследователю будут этому
значительно способствовать. На этом
этапе работы необходимо соблюдение
норм профессиональной этики психолога (Крылов, Юрьев, 2000; Карандашев, 2000)
Использование методов математической статистики при обработке первичных эмпирических данных необходимо для повышения достоверности выводов как в научном исследовании, так и в разработке в области практической психологии. При этом не рекомендуется ограничиваться использованием таких показателей, как средние арифметические и проценты. Они чаще всего не дают достаточных оснований для обоснованных выводов из эмпирических данных.
Для выбора статистических
критериев и знакомства с основами
их применения для обработки эмпирических
данных можно использовать ряд пособий
(например, Гласе, Стенли,1976;
Закс, 1976; Сосновский, 1979; Руниоп
Как же поступить школьнику - исследователю? Можно положиться на опыт и советы научного руководителя (при этом, однако, основательно разобравшись в смысле и процедуре критерия). Можно опереться на примеры, приведенные в рекомендованных выше книгах. Одна из последних и лучших по ясности и доступности изложения - книга Е. В. Сидоренко (2001). Ее достоинство в том, что все приведенные методы описаны достаточно ясно, поэтапно, и могут быть использованы при так называемой «ручной» обработке данных.
Выбор метода математической обработки полученных эмпирических данных - очень важная и ответственная часть исследования. И делать это лучше до того, как получены данные. При планировании исследования необходимо заранее продумать, какие эмпирические показатели будут регистрироваться, с помощью каких методов будут обрабатываться, и какие выводы при разных результатах обработки можно будет сделать. Полезным руководством при этом может стать классификация задач и методов их решения, которую приводит Е. В. Сидоренко (2001, с. 34).
При выборе математико-статистического критерия нужно, прежде всего, идентифицировать тип переменных (признаков) и шкалу, которая использовалась при измерении психологических показателей и других переменных - например, возраст, состав семьи, уровень образования. В качестве переменных могут выступать любые показатели, которые можно сравнивать друг с другом (то есть измерять). Это может быть время выполнения задания, количество ошибок, уровень самооценки, количество правильно решенных задач и качественные особенности их выполнения, личностные показатели, получаемые в психологических тестах, и другие. Следует иметь в виду, что в области практической психологии могут широко использоваться номинативные и порядковые шкалы. Речевые высказывания клиента, виды поведенческих реакций, улыбки, взгляды, - все это может рассматриваться в качестве переменных. Главное - иметь четкие и ясные критерии их отнесения к тому или иному типу в зависимости от поставленных гипотез и задач.
При выборе математико-статистического
критерия нужно ориентироваться
также на тип распределения данных,
который получился в
Для непараметрических критериев
тип распределения данных не имеет
значения. При небольших объемах
выборки испытуемых, используемых обычно
в начальной исследовательской
работе, целесообразно выбрать
Большинство психологических
работ сводятся к нескольким типам
исследовательских задач, которые
и предопределяют тип математико-
Во многих исследованиях
осуществляется поиск различий в
психологических показателях у
испытуемых, имеющих те или иные
особенности. При обработке соответствующих
данных могут использоваться критерии
для выявления различий в уровне
исследуемого признака или в его
распределении. Для определения
значимости различий в проявлении признака
в психологических
Во многих исследованиях
осуществляется поиск взаимосвязи
психологических показателей у
одних и тех же испытуемых. Для
обработки соответствующих
Структура данных (и соответственно
структура изучаемой
Во многих исследованиях интерес представляет анализ изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых факторов, или, другими словами, оценка влияния разных факторов на изучаемый признак. Для математической обработки данных в таких задачах может использоваться U-критерий Манна-Уитни, критерий Краскела-Уоллиса, Т-критерий Вилкоксона, критерий %2 Фридмана. Однако для исследования влияния, а тем более взаимовлияния нескольких факторов на изучаемый параметр полезнее может оказаться дисперсионный анализ. Исследователь исходит из предположения, что одни переменные могут рассматриваться как причины, а другие как следствия. Переменные первого рода считаются факторами, а переменные второго рода - результативными признаками. В этом отличие дисперсионного анализа от корреляционного, в котором предполагается, что изменения одного признака просто связаны с определенными изменениями другого (Сидоренко, 2001, с. 225).
Во многих исследованиях выявляется значимость изменений (сдвига) каких-либо психологических, поведенческих параметров и проявлений за определенный промежуток времени, в определенных условиях (например, в условиях коррекционного воздействия). Формирующие эксперименты в практической психологии решают именно эту задачу. Для обработки соответствующих данных могут использоваться коэффициенты для оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака. Для этого часто применяются критерии знаков, Т-критерий Вилкоксона.
Важно обратить внимание на ограничения, которые имеет каждый критерий. Если один критерий не подходит для анализа имеющихся данных, всегда можно найти какой-либо другой, возможно, изменив тип представления самих данных. Прежде чем обрабатывать эмпирические данные, полезно проверить, существуют ли в пособии, которым вы пользуетесь, критические значения, соответствующие количеству и типу ваших данных. В противном случае вас может ждать разочарование, когда ваши подсчеты окажутся напрасными по причине отсутствия в таблице критических значений при объеме выборки, которая у вас была.
После знакомства с процедурой вычисления критерия можно проводить «ручную» обработку данных или воспользоваться статистической программой персонального компьютера. Для компьютерной обработки наиболее популярны среди психологов программы SPSS и Statistica.
Методы математической обработки
данных важно использовать и для
анализа результатов опытной
практической психологической работы.
Для обоснования ее эффективности
полезно использовать конкретные психологические
и поведенческие показатели испытуемых
«до» и «после». Выбору их важно уделять
особое внимание. Применение математико-статистических
критериев для проверки значимости
изменений придаст большую
Рекомендуемая (использованная) литература
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов
С.М. Словарь-справочник по
2. Волков Б.С., Вакова Н.В.
Методы изучения психики
3. Ганзен В.А., Багин В.Д.
Теория и методология
4. Гласе Дж., Стенли Дж.
Статистические методы в
5. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учебное пособие. Пер. с англ. - М., 1982.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1986.
7. Дружинин В. Н.
8. Дружинин В.И. Структура
и логика психологического
9. Забродин Ю.М. Психологический
эксперимент: специфика,
10. Загвязинский В.И., Атаханов
Р. Методология и методы
11. Карандашев В. Н. Психология: Введение в профессию. - М.: Смысл, 2000.
12. Корнилова Т. В. Введение
в психологический эксперимент:
13. Крылов А. А., Юрьев
А. И. Этические принципы и
правила работы психолога // Практикум
по общей, экспериментальной
14. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. - СПб., 1994.
15. Методические рекомендации по организации и проведению практики для студентов по направлению 521000 и 020400 «Психология» /Под ред. О.Г. Посыпанова. - Калуга:КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2002. - 136 с.
16. Немов Р. С. Психология:
Учеб. для студентов высш. пед.
учеб, заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика.
Введение в научное
17. Общий практикум по психологии: психологический эксперимент. Ч. 1. Методические указания. /Под ред. М.Б.Михалевского. - М., 1985.
18. Практикум по общей,
экспериментальной и
19. Психологическая практика. /Под ред. В.К. Розова. - М., 1981. -160с.
20. Сидоренко Е. В. Методы
математической обработки в
21. httf://kfmosu.itech.ru/
Наименование: |
курсовая работа Характеристика этапов проведения ИСУ |
Предмет: |
Не определен |
Год сдачи: |
2011 |
Объем (страниц): |
6 |
Уникальность по antiplagiat.ru: |
|
Дата публикации: |
19.05.2012 |
Описание (план): |
|
Контрольная работа по предмету: «Исследование систем управления» на тему: «Характеристика
этапов проведения ИСУ» г.Москва 2010 год СодержаниеВведение
Актуальность. В условиях рыночной экономики предприятие нуждается в решении задач управления на качественно новом уровне. Необходимость оперативного реагирования на конъюнктуру рынка и быстро меняющуюся экономическую ситуацию требует перестройки внутренней микроэкономики предприятия, постановки управленческого учета, оптимизации процессов управления. Разработка политики совершенствования процесса управления является актуальной для компаний, работающих в любой отрасли экономики. Это связано с тем, что большинство рынков является высоко конкурентными, а маркетинг на современном этапе является как раз тем эффективным инструментом, позволяющим компаниям добиться успеха на рынке. Политика совершенствования начинается с процесса исследования системы управления предприятием. Который в свою очередь, как и любой процесс в экономике, состоит из ряда этапов, без соблюдения которых процесс исследования не может быть эффективным. Именно этим объясняется актуальность рассматриваемого вопроса для современного предприятия, которые с наступлением жесткой конкурентной ситуации должны уделять особое внимание именно совершенствованию своих систем управления, ориентируя их на новые условия рынка. В настоящей работе предполагается рассмотреть основы процесса управления предприятием, а также уделить особое внимание целям предприятия. Цель настоящей работы состоит в подробном изучении этапов процесса исследования системы управления предприятием. На основании данной цели были поставлены следующие задачи:
Работа состоит из введения,
трех параграфов, заключения и списка
литературы, а также приложения. 1. Процесс управления предприятием: сущность, этапы и элементы
Управление предприятием означает воздействие на него таким образом, чтобы оно достигало поставленной перед ним цели в изменчивых условиях внешней среды, причем без принципиальной потери устойчивости. Обычно цель предприятия, которая поставлена перед ним его владельцем, заключается либо в получении определенной прибыли, либо в захвате определенной доли рынка. Значит, управление должно заключаться в том, чтобы, сохраняя устойчивость одних показателей деятельности (производительности труда, торговой наценки, фондоотдачи и многих других), добиваться роста других: объемов реализации, активов, прибыли. Процесс управления — деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей фирмы путем реализации определенных функций с использованием методов управления.[4, 15-16] В Приложении 1 приведена модель управления предприятием. Основная функция управления — это сохранение основного качества системы, а для системы искусственной — достижение ее цели.[12, 198] Однако предприятие — система не совсем искусственная и потому изначально не всегда управляема. Полностью искусственные (технические, жесткие) системы тоже могут быть не абсолютно управляемы. Но по отношению к предприятию и его менеджерам приходится признать, что к ошибкам в управлении приводят не только объективные сложности, но и недостаток знаний, и ментальность самих управленцев. Однако неполная управляемость предприятием даст возможность управляющим оправдывать не только объективные неприятности, но и собственные огрехи и ошибки, не различая, что чем порождено. Эта ситуация должна с максимальной скоростью выявляться и корректироваться. Как правило, процессы управления фирмой очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого числа стадий и фаз). В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, которые объединяются в циклы управления (Рисунок 1). [18, 69] Рисунок 1. Цикл управления предприятием Специалисты в области менеджмента выделяют 5 относительно независимых и тесно связанных друг с другом функций управления:[8, 94-96]
Организация, живущая исключительно сегодняшним днем, без образа будущего, использует реактивный тип управления. Основная его идея сводится к тому, чтобы успеть отреагировать на постоянно возникающие воздействия окружающей среды. Главная задача организации в таком случае — накопить как можно больше ресурсов до возникновения неблагоприятных обстоятельств. Следовательно, не фирма управляет обстоятельствами, а обстоятельства — фирмой. У такой организации нет будущего, если не изменится характер действий, что. в свою очередь, должно быть обеспечено путем изменения ментальной модели руководства. Противоположный тип управления — активный. Он означает, что у организации есть потребность не столько знать прошлое, сколько представлять будущее, т.е. планировать его. Тогда, доведя свои представления о будущем до высокого уровня детализации в виде целей, организация может принимать решения в настоящем. Таким образом, уже будущее начинает управлять настоящим: организация в настоящем выполняет действия, определяемые решениями, которые диктуются сформированным образом будущего. Главная задача организации в таком случае — наращивать величину ресурсов для своего развития, что позволяет ей, постоянно развиваясь, поступательно уходить вперед, опережая остальных. Свои представления о будущем Поскольку целевая структура будет Направленность деятельности организации на достижение искомого результата придает ей целеустремленный характер. 2. Понятие исследования систем управления
Современная система управления
предприятием состоит из множества
элементов, среди которых такие,
как функции управления, организационную
структуру управления, персонал управления,
технические средства управления, информацию,
методы управления, технологию, финансы,
управленческие решения. Каждый из этих
элементов должен подробно исследоваться
как отдельно, так и совместно
с другими составляющими Так исследование функций управления имеет большое практическое значение, так как они определяют структуру органов управления предприятия. В данном процессе выделяются общие функции управления, присутствующие у каждого предприятия (например, мотивация, организация, контроль и планирование), а также специфические функции управления, присущие отдельным компаниям. В целом специалисты отмечают, что каждая такая функция управления должна быть реализована в комплексе управленческих задач, которые в свою очередь обеспечивают достижение тех или иных целей предприятия. Исследование организационной структуры Одним из обязательных элементов процесса исследования системы управления компании является ее персонал, в этом случае необходимо изучать степень вовлеченности персонала во все процессы предприятия (управления, производства и пр.), анализируется то насколько эффективно используются таланты сотрудников. Помимо этого важно
исследовать технические При исследовании информации и ее организованности в компании важно определить, как организованы информационные потоки на предприятии, насколько важна и актуальная существующая информации. На эффективность управления также влияет и то, какие методы применяются при этом. Вполне очевидно, что данный вопрос также должен быть тщательно изучен в ходе исследования систем управления предприятием. Так же необходимо отметить, что при проведении исследований системы управления предприятием можно использовать исключительно широкий арсенал разнообразных методов: теоретические, эмпирические, теоретико-эмпирические. Дадим определение термину « Исследование систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. [14, 74] На Рисунке 2 приведем схему процесса. [7, 102] Рисунок 2 отражает широкий перечень методов исследования систем управления на современном предприятии. Специалисты отмечают, что используя данные методы можно добиться построения модели системы управления, провести оценку и диагностику состояния системы управления, расчет характеристик системы управления, постановку диагноза, выявление и устранение организационных проблем, что будет составлять методологию исследований систем управления. Рисунок 2. Структура исследования систем управления Процесс исследования систем управления предприятием имеет последовательные этапы. Выделим их на Рисунке 3. [7, 104] Рисунок 3. Этапы процесса ИСУ Все эти этапы можно объединить в три группы - подготовительная стадия, исследовательская стадия и стадия внедрения. Рассмотрим этапы более подробно. 3. Характеристика этапов процесса ИСУ предприятием3.1. Подготовительная стадия
Первая группа этапов исследования систем управления – это подготовительная или предпроектная стадия. Многие эксперты в области менеджмента утверждают, что данная стадия является наиболее значимой для предприятия, так как определяет дальнейших ход исследования и направление возможных результатов. Опыт практиков в данной области показывает, что в большинстве случаев основными на данной стадии становятся этапы, связанные с проведением диагностики, детального анализа действующих в компании систем, а также разработкой технического задания на создание проекта такого вида систем. Данные этапы являются самыми трудоемкими по отношению к другим. В данную группу этапов входят такие этапы исследования систем управления, как предварительное обследование, детальный анализ и разработка технического задания. [19, 123-124] Рассмотрим их. 1. Предварительное обследование системы управления. Данный этап включает в себя следующие действия:
Специалисты отмечают, что перед подготовкой и изданием приказа о проведении ИСУ рационально провести предварительные работы, обосновывающие необходимость выполнения таких исследовательских работ. При этом наиболее выгодным в плане времени, а также затрат, будет является опрос менеджеров предприятия. По его итогам и полученным рекомендациям можно определить основные проблемы предприятия в области СУ, а также выяснить целесообразность задуманных исследований. По ответам на вопросы можно также определить положительные (сильные) и отрицательные («узкие») места в СУ, а также установить некоторые причины негативных сторон системы, обусловивших низкий уровень управления. 2. Детальный анализ системы управления. Данный этап включает в себя следующие действия:
После проведения детального анализа предприятие получает более подробное обоснование необходимости проведения ИСУ, а также выявляет конкретные причины. Далее следует этап постановки технического задания. 3. Разработка технического задания. Этап состоит из:
От того насколько качественно составлено техническое задание, будет зависеть и эффективность все проекта исследования. В первую очередь это зависит от его глубины, обоснованности приведенных выводов, а также правильности заложенных решений. После определения технического задания наступает следующая стадия – исследовательско-проектная. 3.2. Исследовательско-проектная стадия
Исследовательско-проектная группа этапов (стадия), как необходимое и неотъемлемое продолжение подготовительной стадии, включает этапы работ, направленных непосредственно на создание рабочих проектов СУ и ее подсистем. Рассмотрим их. 1. Разработка и выбор
направления исследования
Далее наступает этап проведения исследований и проектных работ. 2. Разработка проекта включает в себя такие стадии, как проведения самих исследований, а также проведение проектных работ. В перечень действий по реализации данного этапа можно включить:
3.Оформление отчётности и экспертиза
В целом, специалисты отмечают, что из всех этапов данной стадии основными, как правило, являются те, которые связаны с проведением исследований и разработкой проектной документации технического и рабочего проектов. [15, 64] 3.3. Стадия реализации, внедрения и совершенствования
Заключительной стадией процесса ИСУ является стадия реализации и внедрения результатов исследований. Во многом от данной стадии зависит эффективность всех работ, проведенных ранее, а также достижение поставленных ранее целей. Данная стадия состоит из четырех последовательных этапов, которые рассмотрены далее. 1. Выполнение планов реализации
рабочей документации, рабочего
проекта системы управления
2. Контроль и анализ
реализации разработанного
3. Обобщение и оценка
результатов исследования и
4. Совершенствование системы управления:
В целом, совершенствование СУ может осуществляться за счет проведения двух мер, либо за счет улучшения функционирования всех элементов СУ, либо за счет внедрения новых элементов СУ. Подводя итог анализу, можно отметить, что в разработке СУ важно предусмотреть участие подавляющего большинства подразделений и служб предприятия. Заключение
Успех в управлении современной организацией зависит не только от топ-менеджеров, но и от каждого сотрудника, в первую очередь это связано с тем, что процесс управления предприятием – это процесс работы слаженной команды. Специалисты в области менеджмента отмечают, что процесс управления предприятием становится лёгким, только в том случае, когда его персонал может применять определенные принципы менеджмента в своей работе. В условиях постоянно меняющейся рыночной обстановке, предприятие постоянно должно следовать современным тенденциям. В первую очередь необходимо постоянно проводить исследование существующей системы управления, с целью выявления слабых звеньев в ней. В настоящей работе особое внимание было уделено этапам исследования системы управления предприятием. В ходе анализа было выявлено три группы этапов процесса ИСУ, каждый из которых является необходимым в ходе исследования систем управления на предприятии. В результате доказано, что в случае последовательного выполнения каждого этапа данный процесс будет носить исключительно положительный эффект. Подводя итоги настоящей работы,
хотелось бы отметить, что от эффективности
управления зависят все процессы на предприятии.
Именно поэтому данному процессу в любой организации
важно уделять огромное внимание и постоянно
его совершенствовать, в соответствии
с меняющимися тенденциями рынка. Список литературы
|