Планирование и проведение эмпирического исследования (практической части) в рамках проектной работы учащегося школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 11:48, реферат

Описание

Важнейшей частью проектной работы школьника считается эмпирическое исследование (направленное на сбор и анализ данных по проблеме) или разработка методики в области практической психологии (направленная на создание или адаптацию какой-либо программы диагностики, консультирования, коррекционной, развивающей работы, психопрофилактики, психологического просвещения). И в том и в другом случае должна быть определенная новизна по сравнению с уже существующим опытом в этой области. Эмпирическое исследование (от «эмпирическое» - опытное) - это исследование, проводимое с целью определения и выделения определенных закономерностей.

Работа состоит из  1 файл

Планирование и проведение эмпирического исследования.docx

— 74.62 Кб (Скачать документ)

Планируя методики и процедуры эмпирического исследования, важно обращать внимание на их валидность и надежность. Использование методик других авторов предполагает знание условий их разработки и предшествующей апробации. Текст методики, который содержит только вопросы (или задания) к испытуемому, ключ для оценки ответов и интерпретацию, существенно ограничивает возможности ее использования в научном исследовании. К применению ранее полученных норм в собственном исследовании нужно относиться очень осторожно, поскольку чаще всего они являются статистическими и зависят от выборки испытуемых и условий проведения методики. При планировании эмпирического исследования для старшеклассников может быть интересен большой аннотированный указатель литературы по методам и методикам исследования, подготовленный Л. В. Куликовым (2001, с. 137-160)

Необходимо внимательно  подходить к составлению выборки  испытуемых в эмпирическом исследовании. Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности испытуемых и другие параметры, которые могут оказать влияние на результаты. Выборка должна моделировать генеральную совокупность, то есть быть репрезентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых, существующие в популяции. При этом переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется. Выводы исследования должны распространяться на всех членов изучаемой группы людей, а не только на представителей этой выборки.

Важно правильно спланировать время, место и обстоятельства экспериментальной  работы, скорректировать их в зависимости  от реальных условий. Испытуемые не должны быть озабочены срочными делами и  чрезмерным дефицитом времени для  выполнения задания. Их не должны отвлекать  посторонние раздражители.

Школьник - исследователь  должен уметь установить такой доверительный  рабочий контакт с изучаемым  человеком, при котором может  быть получена достоверная информация. Доверие испытуемого к тому, что  его ответы и действия будут использоваться только в научных целях, уважение к исследователю будут этому  значительно способствовать. На этом этапе работы необходимо соблюдение норм профессиональной этики психолога (Крылов, Юрьев, 2000; Карандашев, 2000).

Использование методов  математической статистики при обработке  первичных эмпирических данных необходимо для повышения достоверности выводов как в научном исследовании, так и в разработке в области практической психологии. При этом не рекомендуется ограничиваться использованием таких показателей, как средние арифметические и проценты. Они чаще всего не дают достаточных оснований для обоснованных выводов из эмпирических данных.

Для выбора статистических критериев и знакомства с основами их применения для обработки эмпирических данных можно использовать ряд пособий (например, Гласе, Стенли,1976; Закс, 1976; Сосновский, 1979; Руниоп, 1982; Сидоренко, 2001; Большее, Смирнов, 1968). Множество критериев, приводимых обычно в учебниках по математической статистике, и сложное описание процедур их вычисления часто смущает начинающего исследователя. Многие из них используются достаточно редко. Каждый исследователь (и научный руководитель в том числе) предпочитает статистические критерии, исходя из своих знаний, опыта, типа задачи и вида данных, которые подлежат обработке.

Как же поступить школьнику - исследователю? Можно положиться на опыт и советы научного руководителя (при этом, однако, основательно разобравшись в смысле и процедуре критерия). Можно опереться на примеры,  приведенные в рекомендованных выше книгах. Одна из последних и лучших по ясности и доступности изложения - книга Е. В. Сидоренко (2001). Ее достоинство в том, что все приведенные методы описаны достаточно ясно, поэтапно, и могут быть использованы при так называемой «ручной» обработке данных.

Выбор метода математической обработки полученных эмпирических данных - очень важная и ответственная  часть исследования. И делать это  лучше до того, как получены данные. При планировании исследования необходимо заранее продумать, какие эмпирические показатели будут регистрироваться, с помощью каких методов будут  обрабатываться, и какие выводы при  разных результатах обработки можно  будет сделать. Полезным руководством при этом может стать классификация  задач и методов их решения, которую  приводит Е. В. Сидоренко (2001, с. 34).

При выборе математико-статистического  критерия нужно, прежде всего, идентифицировать тип переменных (признаков) и шкалу, которая использовалась при измерении психологических показателей и других переменных - например, возраст, состав семьи, уровень образования. В качестве переменных могут выступать любые показатели, которые можно сравнивать друг с другом (то есть измерять). Это может быть время выполнения задания, количество ошибок, уровень самооценки, количество правильно решенных задач и качественные особенности их выполнения, личностные показатели, получаемые в психологических тестах, и другие. Следует иметь в виду, что в области практической психологии могут широко использоваться номинативные и порядковые шкалы. Речевые высказывания клиента, виды поведенческих реакций, улыбки, взгляды, - все это может рассматриваться в качестве переменных. Главное - иметь четкие и ясные критерии их отнесения к тому или иному типу в зависимости от поставленных гипотез и задач.

При выборе математико-статистического  критерия нужно ориентироваться  также на тип распределения данных, который получился в исследовании. Параметрические критерии используются в том случае, когда распределение  полученных данных рассматривается  как нормальное. Нормальное распределение  с большей вероятностью (но не обязательно) получается при выборках более 100 испытуемых (может получиться и при меньшем количестве, а может не получиться и при большем). При использовании параметрических критериев необходима проверка нормальности распределения.

Для непараметрических критериев  тип распределения данных не имеет  значения. При небольших объемах  выборки испытуемых, используемых обычно в начальной исследовательской  работе, целесообразно выбрать непараметрические  критерии, которые дают большую достоверность  выводам, независимо от того, получено ли в исследовании нормальное распределение  данных. В некоторых случаях статистически  обоснованные выводы могут быть сделаны  даже при выборках в 5-10 испытуемых.

Большинство психологических  работ сводятся к нескольким типам  исследовательских задач, которые  и предопределяют тип математико-статистического  критерия.

Во многих исследованиях  осуществляется поиск различий в  психологических показателях у  испытуемых, имеющих те или иные особенности. При обработке соответствующих  данных могут использоваться критерии для выявления различий в уровне исследуемого признака или в его  распределении. Для определения  значимости различий в проявлении признака в психологических исследованиях  часто используются такие показатели, как парный критерий Вилкоксона, U-критерий Манна-Уитни, критерий х-квадрат (х2), точный критерий Фишера, биномиальный критерий.

Во многих исследованиях  осуществляется поиск взаимосвязи  психологических показателей у  одних и тех же испытуемых. Для  обработки соответствующих данных могут использоваться коэффициенты корреляции. Связь величин друг с  другом и их зависимость часто  характеризуется коэффициентом  линейной корреляции Пирсона и коэффициентом  ранговой корреляции Спирмена.

Структура данных (и соответственно структура изучаемой психологической  реальности), а также их взаимосвязь  выявляется факторным анализом.

Во многих исследованиях  интерес представляет анализ изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых факторов, или, другими словами, оценка влияния разных факторов на изучаемый  признак. Для математической обработки  данных в таких задачах может  использоваться U-критерий Манна-Уитни, критерий Краскела-Уоллиса, Т-критерий Вилкоксона, критерий %Фридмана. Однако для исследования влияния, а тем более взаимовлияния нескольких факторов на изучаемый параметр полезнее может оказаться дисперсионный анализ. Исследователь исходит из предположения, что одни переменные могут рассматриваться как причины, а другие как следствия. Переменные первого рода считаются факторами, а переменные второго рода - результативными признаками. В этом отличие дисперсионного анализа от корреляционного, в котором предполагается, что изменения одного признака просто связаны с определенными изменениями другого (Сидоренко, 2001, с. 225).

Во многих исследованиях  выявляется значимость изменений (сдвига) каких-либо психологических, поведенческих  параметров и проявлений за определенный промежуток времени, в определенных условиях (например, в условиях коррекционного воздействия). Формирующие эксперименты в практической психологии решают именно эту задачу. Для обработки соответствующих  данных могут использоваться коэффициенты для оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака. Для этого часто применяются  критерии знаков, Т-критерий Вилкоксона.

Важно обратить внимание на ограничения, которые имеет каждый критерий. Если один критерий не подходит для анализа имеющихся данных, всегда можно найти какой-либо другой, возможно, изменив тип представления  самих данных. Прежде чем обрабатывать эмпирические данные, полезно проверить, существуют ли в пособии, которым  вы пользуетесь, критические значения, соответствующие количеству и типу ваших данных. В противном случае вас может ждать разочарование, когда ваши подсчеты окажутся напрасными по причине отсутствия в таблице  критических значений при объеме выборки, которая у вас была.

После знакомства с процедурой вычисления критерия можно проводить  «ручную» обработку данных или воспользоваться  статистической программой персонального  компьютера. Для компьютерной обработки  наиболее популярны среди психологов программы SPSS и Statistica.

Методы математической обработки  данных важно использовать и для  анализа результатов опытной  практической психологической работы. Для обоснования ее эффективности  полезно использовать конкретные психологические  и поведенческие показатели испытуемых «до» и «после». Выбору их важно уделять  особое внимание. Применение математико-статистических критериев для проверки значимости изменений придаст большую доказательность  выводам работы.

Рекомендуемая (использованная) литература

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов  С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 1999.

2. Волков Б.С., Вакова Н.В.  Методы изучения психики ребенка. - М., 1994.

3. Ганзен В.А., Багин В.Д.  Теория и методология психологического  исследования. Практическое руководство. - СПб., 1991.

4. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике  и психологии. - М.: Прогресс, 1976.

5. Готтсданкер Р. Основы  психологического эксперимента: Учебное  пособие. Пер. с англ. - М., 1982.

6. Давыдов В.В. Проблемы  развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1986.

7. Дружинин В. Н. Экспериментальная  психология: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА, 1997.

8. Дружинин В.И. Структура  и логика психологического исследования. - М., 1993.

9. Забродин Ю.М. Психологический  эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития. //История  становления и развития экспериментальной  психологии. - М., 1990.

10. Загвязинский В.И., Атаханов  Р. Методология и методы психолого-педагогического  исследования: Учеб. пособие для  студентов высших учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 208 с.

11. Карандашев В. Н. Психология: Введение в профессию. - М.: Смысл, 2000.

12. Корнилова Т. В. Введение  в психологический эксперимент:  Учебник. - М.: Изд-во Моск. ун-та; ЧеРо, 1997.

13. Крылов А. А., Юрьев  А. И. Этические принципы и  правила работы психолога // Практикум  по общей, экспериментальной психологии

14. Куликов Л.В. Психологическое  исследование: методические рекомендации  по проведению. - СПб., 1994.

15. Методические рекомендации  по организации и проведению  практики для студентов по  направлению 521000 и 020400 «Психология» /Под ред. О.Г. Посыпанова. - Калуга:КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2002. - 136 с.

16. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед.  учеб, заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое  исследование с элементами математической  статистики. - 3-е изд. - М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОС, 1998.

17. Общий практикум по  психологии: психологический эксперимент.  Ч. 1. Методические указания. /Под  ред. М.Б.Михалевского. - М., 1985.

18. Практикум по общей,  экспериментальной и прикладной  психологии: Учеб. пособие / В. Д.  Балин, В. К. Гайда, В. К.  Горбачевский и др. / Под общей  ред. А. А. Крылова, С. А.  Маничева. - СПб.: Питер, 2000.

19. Психологическая практика. /Под ред. В.К. Розова. - М., 1981. -160с.

20. Сидоренко Е. В. Методы  математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2001.

21. httf://kfmosu.itech.ru/practika/diplSPF.doc (информационный  источник)

 

 

 

 

Наименование:

курсовая работа Характеристика этапов проведения ИСУ

   

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2011

Объем (страниц):

6

Уникальность по antiplagiat.ru:

 
   
   
   

Дата публикации:

19.05.2012

   

Описание (план):

 
 

 
  
  
  
  
  
  
  
 

Контрольная работа

по  предмету:

«Исследование систем управления»

на  тему:

«Характеристика этапов проведения ИСУ»  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

г.Москва

2010 год

Содержание

Введение 

 

    

Актуальность. В условиях рыночной экономики предприятие нуждается в решении задач управления на качественно новом уровне. Необходимость оперативного реагирования на конъюнктуру рынка и быстро меняющуюся экономическую ситуацию требует перестройки внутренней микроэкономики предприятия, постановки управленческого учета, оптимизации процессов управления.     

Разработка  политики совершенствования процесса управления является актуальной для  компаний, работающих в любой отрасли  экономики. Это связано с тем, что большинство рынков является высоко конкурентными, а маркетинг на современном этапе является как раз тем эффективным инструментом, позволяющим компаниям добиться успеха на рынке.     

Политика  совершенствования начинается с  процесса исследования системы управления предприятием. Который в свою очередь, как и любой процесс в экономике, состоит из ряда этапов, без соблюдения которых процесс исследования не может быть эффективным.     

Именно  этим объясняется актуальность рассматриваемого вопроса для современного предприятия, которые с наступлением жесткой конкурентной ситуации должны уделять особое внимание именно совершенствованию своих систем управления, ориентируя их на новые условия рынка.    

В настоящей работе предполагается рассмотреть  основы процесса управления предприятием, а также уделить особое внимание целям предприятия.    

Цель настоящей работы состоит в подробном изучении этапов процесса исследования системы управления предприятием.    

На  основании данной цели были поставлены следующие задачи:

  • Определить предприятие как систему управленческих процессов
  • Рассмотреть процесс управления предприятием, его сущность
  • Выделить основные этапы ИСУ
  • Рассмотреть каждый этап подробно.
     

Работа  состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы, а также приложения.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

1. Процесс управления предприятием: сущность, этапы и элементы 

 

    

Управление  предприятием означает воздействие на него таким образом, чтобы оно достигало поставленной перед ним цели в изменчивых условиях внешней среды, причем без принципиальной потери устойчивости. Обычно цель предприятия, которая поставлена перед ним его владельцем, заключается либо в получении определенной прибыли, либо в захвате определенной доли рынка. Значит, управление должно заключаться в том, чтобы, сохраняя устойчивость одних показателей деятельности (производительности труда, торговой наценки, фондоотдачи и многих других), добиваться роста других: объемов реализации, активов, прибыли.     

Процесс управления — деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей фирмы путем реализации определенных функций с использованием методов управления.[4, 15-16]    

В Приложении 1 приведена модель управления предприятием.    

Основная  функция управления — это сохранение основного качества системы, а для  системы искусственной — достижение ее цели.[12, 198] Однако предприятие — система не совсем искусственная и потому изначально не всегда управляема. Полностью искусственные (технические, жесткие) системы тоже могут быть не абсолютно управляемы. Но по отношению к предприятию и его менеджерам приходится признать, что к ошибкам в управлении приводят не только объективные сложности, но и недостаток знаний, и ментальность самих управленцев. Однако неполная управляемость предприятием даст возможность управляющим оправдывать не только объективные неприятности, но и собственные огрехи и ошибки, не различая, что чем порождено. Эта ситуация должна с максимальной скоростью выявляться и корректироваться.    

Как правило, процессы управления фирмой очень  многообразны, многомерны и имеют  сложную структуру (состоят из большого числа стадий и фаз). В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, которые объединяются в циклы управления (Рисунок 1). [18, 69]      

 
  
  
  
  
  
  
  
  
 

Рисунок 1. Цикл управления предприятием    

Специалисты в области  менеджмента выделяют 5 относительно независимых и тесно связанных  друг с другом функций управления:[8, 94-96]

  1. принятие решения;
  2. организация;
  3. регулирование или контроль сверху;
  4. учет;
  5. обратная связь (контроль снизу).
    

Организация, живущая исключительно сегодняшним днем, без образа будущего, использует реактивный тип управления. Основная его идея сводится к тому, чтобы успеть отреагировать на постоянно возникающие воздействия окружающей среды. Главная задача организации в таком случае — накопить как можно больше ресурсов до возникновения неблагоприятных обстоятельств. Следовательно, не фирма управляет обстоятельствами, а обстоятельства — фирмой. У такой организации нет будущего, если не изменится характер действий, что. в свою очередь, должно быть обеспечено путем изменения ментальной модели руководства.    

Противоположный тип управления — активный. Он означает, что у организации есть потребность  не столько знать прошлое, сколько  представлять будущее, т.е. планировать  его. Тогда, доведя свои представления о будущем до высокого уровня детализации в виде целей, организация может принимать решения в настоящем. Таким образом, уже будущее начинает управлять настоящим: организация в настоящем выполняет действия, определяемые решениями, которые диктуются сформированным образом будущего. Главная задача организации в таком случае — наращивать величину ресурсов для своего развития, что позволяет ей, постоянно развиваясь, поступательно уходить вперед, опережая остальных.    

Свои  представления о будущем организация  формализует в виде взаимоувязанных целей, заданных во времени. Будущее становится структурированным: понятным, определенным, четким. Структура, с помощью которой предприятие управляет своим будущим, — целевая структура.     

Поскольку целевая структура будет определять, чем и как будет наниматься организация, то она оказывается в роли «задающей»: именно от нее будет образована функциональная структура, от которой, в свою очередь, организационная; на базе оргструктуры появится штатное расписание, далее — финансовая структура, бюджетная и т. д.     

Направленность  деятельности организации на достижение искомого результата придает ей целеустремленный характер.

2. Понятие исследования  систем управления  

 

    

Современная система управления предприятием состоит из множества  элементов, среди которых такие, как функции управления, организационную  структуру управления, персонал управления, технические средства управления, информацию, методы управления, технологию, финансы, управленческие решения. Каждый из этих элементов должен подробно исследоваться  как отдельно, так и совместно  с другими составляющими системы.     

Так исследование функций управления имеет большое практическое значение, так как они определяют структуру органов управления предприятия. В данном процессе выделяются общие функции управления, присутствующие у каждого предприятия (например, мотивация, организация, контроль и планирование), а также специфические функции управления, присущие отдельным компаниям. В целом специалисты отмечают, что каждая такая функция управления должна быть реализована в комплексе управленческих задач, которые в свою очередь обеспечивают достижение тех или иных целей предприятия.     

Исследование  организационной структуры также  должно быть построено эффективно и  направлено на достижение общих целей  предприятия. Вполне очевидно, что с течением времени организационная структура может устареть и не выполнять текущих требований рынка. Именно для этого постоянно требуется ее исследование и совершенствование.     

Одним из обязательных элементов процесса исследования системы управления компании является ее персонал, в этом случае необходимо изучать степень вовлеченности персонала во все процессы предприятия (управления, производства и пр.), анализируется то насколько эффективно используются таланты сотрудников.    

Помимо этого важно  исследовать технические средства управления. Вполне очевидно, что для  получения более высокой эффективности  важно комплексное использование  доступных технических средств, таких как телекоммуникационная связь, оснащение рабочего места, демонстрационная техника и пр. Исследование таких  средств в управлении предприятием способствует повышению эффективности  технологии управления, организации  управленческого труда и процесса управления на предприятии, используя  при этом более совершенную технику  и грамотное пользование ею руководителем.     

При исследовании информации и ее организованности в компании важно определить, как  организованы информационные потоки на предприятии, насколько важна и  актуальная существующая информации.    

На  эффективность управления также влияет и то, какие методы применяются при этом. Вполне очевидно, что данный вопрос также должен быть тщательно изучен в ходе исследования систем управления предприятием. Так же необходимо отметить, что при проведении исследований системы управления предприятием можно использовать  исключительно широкий арсенал разнообразных методов: теоретические, эмпирические, теоретико-эмпирические.    

Дадим определение термину «исследование  систем управления::    

Исследование  систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. [14, 74]    

На  Рисунке 2 приведем схему процесса. [7, 102]    

Рисунок 2 отражает широкий  перечень методов исследования систем управления на современном предприятии. Специалисты отмечают, что используя  данные методы можно добиться построения модели системы управления, провести оценку  и диагностику состояния системы управления, расчет характеристик системы управления, постановку диагноза, выявление и устранение организационных проблем, что будет составлять методологию исследований систем управления.    

Рисунок 2. Структура  исследования систем управления    

Процесс исследования систем управления предприятием имеет   последовательные  этапы. Выделим их на Рисунке 3. [7, 104]     

Рисунок 3. Этапы процесса ИСУ    

Все эти этапы можно объединить в  три группы -  подготовительная стадия, исследовательская стадия и стадия внедрения. Рассмотрим этапы более подробно.

3. Характеристика этапов  процесса ИСУ предприятием

3.1. Подготовительная  стадия 

 

    

Первая  группа этапов исследования систем управления – это подготовительная или предпроектная  стадия. Многие эксперты в области  менеджмента утверждают, что данная стадия является наиболее значимой для  предприятия, так как определяет дальнейших ход исследования и направление возможных результатов.    

Опыт  практиков в данной области показывает, что в большинстве случаев основными на данной стадии становятся этапы, связанные с проведением диагностики, детального анализа действующих в компании систем, а также разработкой технического задания на создание проекта такого вида систем. Данные этапы являются самыми трудоемкими по отношению к другим.    

В данную группу этапов входят такие  этапы исследования систем управления, как предварительное обследование, детальный анализ и разработка технического задания. [19, 123-124] Рассмотрим их.    

1. Предварительное обследование  системы управления. Данный этап  включает в себя следующие  действия:

  • проведение экспресс-обоснования необходимости проведения ИСУ, результат выражается в виде краткой справки;
  • подготовка и издание соответствующей документации руководства по проведению ИСУ, результат выражается в виде приказа руководителя предприятия;
  • выделение сотрудников, которые будут заниматься поставленной задачей (создание координационно-рабочей группы) результат выражается в виде приказа руководителя предприятия о создании данной группы;
  • определение и разработка методики проведения ИСУ;
  • планирование работ, в результате данный действий появляется план-график;
  • обучение сотрудников;
  • составление программы и проведение предварительного анализа информации, условий и методов ИСУ;
  • определение требований к системе управления, выявленных в ходе предыдущих действий, результатом является протокол обследования.
    

Специалисты отмечают, что перед подготовкой и изданием приказа о проведении ИСУ рационально провести предварительные работы, обосновывающие необходимость выполнения таких исследовательских работ. При этом наиболее выгодным в плане времени, а также затрат, будет является опрос менеджеров предприятия. По его итогам и полученным рекомендациям можно определить основные проблемы предприятия в области СУ, а также выяснить целесообразность задуманных исследований. По ответам на вопросы можно также определить положительные (сильные) и отрицательные («узкие») места в СУ, а также установить некоторые причины негативных сторон системы, обусловивших низкий уровень управления.    

2. Детальный анализ системы  управления. Данный этап включает  в себя следующие действия:

  • составление программы детального анализа СУ предприятия;
  • сбор документации, необходимой для проведения детального анализа (технической, нормативной, экономической и пр.);
  • собственно проведение детального анализа СУ;
  • описание результатов детального анализа в форме отчета.
    

После проведения детального анализа предприятие  получает более подробное обоснование  необходимости проведения ИСУ, а  также выявляет конкретные причины. Далее следует этап постановки технического задания.    

3. Разработка технического  задания. Этап состоит из:

  • определение целей и задач этапов исследования;
  • определение необходимых требований к системе управления предприятия;
  • выделение способов реализации результатов исследования;
  • определение перечня подлежащей разработке документации;
  • описание порядка рассмотрения и приёмки работ;
  • описание технико-экономического обоснования;
  • разработка плана-графика работ (проект технического задания);
  • согласование, утверждение технического задания (техническое задание).
    

От  того насколько качественно составлено техническое задание, будет зависеть и эффективность все проекта исследования. В первую очередь это зависит от его глубины, обоснованности приведенных выводов, а также правильности заложенных решений.    

После определения технического задания наступает следующая  стадия – исследовательско-проектная.

3.2. Исследовательско-проектная  стадия 

 

    

Исследовательско-проектная  группа этапов (стадия), как необходимое  и неотъемлемое продолжение подготовительной стадии, включает этапы работ, направленных непосредственно на создание рабочих  проектов СУ и ее подсистем. Рассмотрим их.    

1. Разработка и выбор  направления исследования системы  управления (разработка технического  проекта). Данный этап состоит из таких действий, как:

  • сбор и изучение соответствующей информации и документации, нормативно-методической документации (технической, научной, методологической, нормативной и пр.), результатом этого станет подготовленный комплект источников информации;
  • определение исходных гипотез по исследованию и разработке СУ;
  • выбор и обоснование направления ИСУ;
  • определение способов достижения целей и решения поставленных задач, определенных в ТЗ;
  • проведение сравнительных исследований;
  • организация разработки основных положений СУ;
  • проведение унификации и стандартизации документов управления, существующих на предприятии и необходимых для ИСУ;
  • разработка методики проведения исследовательско-проектных работ для определения задач управления;
  • рассмотрение и утверждение направлений исследования, т.е. технического проекта системы управления (технический проект).
    

Далее наступает этап проведения исследований и проектных работ.    

2. Разработка проекта включает  в себя такие стадии, как проведения  самих исследований, а также проведение  проектных работ.    

В перечень действий по реализации данного этапа можно включить:

  • разработка рабочих гипотез исследования СУ,
  • формирование возможных моделей системы управления предприятием,
  • проведение теоретических и экспериментальных исследований,
  • обработка полученных в ходе исследований данных,
  • анализ результатов проведенных исследований и сопоставление их с обозначенными ранее гипотезами,
  • типизация управленческих процессов и документации,
  • разработка рабочей документации предприятия для решения задач СУ;
  • определение процедур управления;
  • апробация, корректировка модели системы управления, формулирование новых закономерностей, прогнозы и т.д., корректировка рабочей документации системы управления;
  • оценка готовности предприятия к реализации внедрения проекта и соответствующей документации;
  • разработка плана реализации разработанных мероприятий;
  • оценка эффективности исследований и проектных работ (материалы расчёта эффективности).
    

3.Оформление  отчётности и экспертиза исследований  и проектных работ, проекта  рабочего проекта системы управления включает в себя:

  • оформление отчёта о проведении исследований и проектных работ, проекта рабочего проекта, его рассмотрение и утверждение, результатом данных действий становится утверждённый отчёт исследований и проект;
  • организация и проведение экспертизы исследований и проектных работ системы управления;
  • план-график экспертизы.
    

В целом, специалисты отмечают, что  из всех этапов данной стадии основными, как правило, являются те, которые связаны с проведением исследований и разработкой проектной документации технического и рабочего проектов. [15, 64]

3.3. Стадия реализации, внедрения и совершенствования  

 

    

Заключительной  стадией процесса ИСУ является стадия реализации и внедрения результатов исследований. Во многом от данной стадии зависит эффективность всех работ, проведенных ранее, а также достижение поставленных ранее целей.     

Данная  стадия состоит из четырех последовательных этапов, которые рассмотрены далее.    

1. Выполнение планов реализации  рабочей документации, рабочего  проекта системы управления включает  две группы действий:

  • издание приказа о реализации проекта, о введении разработанной документации проекта, результатом данной работы является изданный и распространенный по предприятию приказ руководства;
  • выполнение планов по внедрению в работу предприятия разработанной документации.
    

2. Контроль и анализ  реализации разработанного проекта.  Этап состоит из:

  • контроль за реализацией проекта;
  • параллельная корректировка проекта;
  • заключительный анализ проекта после его внедрения.
    

3. Обобщение и оценка  результатов исследования и функционирования СУ. Состоит из 4 групп действий:

  • составление справки, где указывается обобщенный результат внедрения проекта;
  • предоставление расчетов, где указаны достижения проекта, соответствие полученных расчетов тем, которые были запланированы на этапе определения целей и задач;
  • анализ итогов функционирования новой СУ;
  • коммерческая сторона проекта (заключение контрактов).
    

4. Совершенствование системы  управления:

  • анализ функционирования и проведения работ по ИСУ;
  • корректировка рабочей документации и разработка новых рабочих документов проекта;
  • проведение мероприятий по развитию и совершенствованию системы управления.
    

В целом, совершенствование  СУ может осуществляться за счет проведения двух мер, либо за счет улучшения функционирования всех элементов СУ, либо за счет внедрения  новых элементов СУ.    

Подводя итог анализу, можно отметить, что  в разработке СУ важно предусмотреть участие подавляющего большинства подразделений и служб предприятия.  

Заключение 

 

    

Успех в управлении современной организацией зависит не только от топ-менеджеров, но и от каждого сотрудника, в первую очередь это связано с тем, что процесс управления предприятием – это процесс работы слаженной команды. Специалисты в области менеджмента отмечают, что процесс управления предприятием становится лёгким, только в том случае, когда его персонал может применять определенные принципы менеджмента в своей работе.    

В условиях постоянно меняющейся рыночной обстановке, предприятие постоянно  должно следовать современным тенденциям. В первую очередь необходимо постоянно проводить исследование существующей системы управления, с целью выявления слабых звеньев в ней.    

В настоящей работе особое внимание было уделено этапам исследования системы  управления предприятием. В ходе анализа было выявлено три группы этапов процесса ИСУ, каждый из которых является необходимым в ходе исследования систем управления на предприятии. В результате доказано, что в случае последовательного выполнения каждого этапа данный процесс будет носить исключительно положительный эффект.    

Подводя итоги настоящей работы, хотелось бы отметить, что от эффективности  управления зависят все процессы на предприятии. Именно поэтому данному  процессу в любой организации  важно уделять огромное внимание и постоянно его совершенствовать, в соответствии с меняющимися тенденциями рынка.   
  
  
  
  
  
  
 

Список  литературы 

 
    

  1. Андреев Г.И., Верба В.С., Волчихина В.И. и др. «Основы управления предприятием: В 3 кн.: Кн. 2: Модели и методы управления в условиях неопределенности: Учебное пособие для вузов (под ред. Андреева Г.И., Тихомирова В.А.)». - М: Финансы и статистика, 2006г. – 304с.
  2. Вахрушина М.А. «Управленческий анализ: Учебное пособие». – М.: ОМЕГА-Л, 2008г. – 388с.
  3. Заложнев А.Ю. «Внутрифирменное управление. Оптимизация процедур функционирования». - М.: ЗАО «ПМСОФТ», 2005. – 290.
  4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие – Мн., 2005. – 336 с.
  5. В. Капустин «Управление ресурсами предприятия». – Электронная статья.http://www.altrc.ru/?p=libr_card&item_id=493&group_id=38
  6. Кашкин В. «Антикризисные стратегии для лизинга». - "Банковское обозрение для бизнеса" №1/3 (118) февраль 2009
  7. Ленгдон К. «Принятие решений (пер. с англ. Мацака О.В.; под ред. Ливинской Н.А.)». - М: Эксмо, 2007. – 192с.
  8. Макареня Т.А. «Организация и планирование производства»: Учебное пособие. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.
  9. Модели и методы управления персоналом: российско-британское учебное пособие / Под ред. Е.Б. Моргунова – М., 2007. – 464 с.
  10. Опарина М.В. Системы управления в современном менеджменте. – М.: Олма-пресс, 2006 – с.184
  11. Организация и управление торговым предприятием. Учебник для ВУЗов. – М.: Инфра-М, 2005г.- 305с.
  12. Орлов А.И. «Теория принятия решений». – ЭКЗАМЕН, 2006. – 576с.
  13. Платонов Д.И. «Менеджмент (конспект лекций в схемах). – И.: Изд-во ПРИОР, 2005. – 192.
  14. Попов А. «Что значит управлять предприятием?». – Электронная статья.http://www.rusconsult.ru/cms-news.php?mode=view_news&id=308
  15. Прохоров А. П. Русская модель управления – М., 2006. – 376 с.
  16. Румянцева З.П. «Общее управление организацией. Теория и практика». - М.: Инфра-М, 2007. — 304.
  17. Сафронов Н.А. «Менеджмент». – Электронный учебник. http://books.efaculty.kiev.ua/ekpd/1/11/
  18. Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: Учебник. – М., 2008. – 556 с.
  19. Скляренко В. К., Прудников В. М. Экономика предприятия. – М. ИНФРА-М, 2006 г.
  20. Смирнова А.Н. Исследование элементов систем управления//Экспертиза, 2008, № 12 – с.36
  21. Е. А. Татарников «Управление предприятием. Конспект лекций». - Феникс, 2005 г. – 224с.
  22. Титова Н.Л. «Разработка управленческих решений: курс лекций». - Москва, 2005г.
  23. Хартман А. «Безупречное руководство». – ФЕНИКС, 2006г. – 256с.
  24. Шведова И.А., Кузнецова Т.Е. «Книга директора по маркетингу производственного предприятия». – СПб.: Питер, 2008. – 432с.

 
и т.д.................

Информация о работе Планирование и проведение эмпирического исследования (практической части) в рамках проектной работы учащегося школы