Планирование как результат конструктивной деятельности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:38, лекция

Описание

Логическим итогом технологии конструирования образовательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности педагога. При этом важно отметить, что при составлении планов организации учебно-познавательной деятельности школьников (уроков и других форм организации учебного процесса) учитель имеет возможность обращаться к имеющимся рекомендациям, а при планировании воспитательной работы, учитывая ее специфику и принципиальное отличие от преподавания, многие, в том числе опытные педагоги, испытывают большие затруднения.

Работа состоит из  1 файл

Планирование как результат конструктивной деятельности педагога.docx

— 27.84 Кб (Скачать документ)

Планирование  как результат конструктивной деятельности педагога

Логическим итогом технологии конструирования образовательного процесса является материализация проекта  педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта  в зависимости от опытности педагога. При этом важно отметить, что при  составлении планов организации  учебно-познавательной деятельности школьников (уроков и других форм организации  учебного процесса) учитель имеет  возможность обращаться к имеющимся  рекомендациям, а при планировании воспитательной работы, учитывая ее специфику  и принципиальное отличие от преподавания, многие, в том числе опытные  педагоги, испытывают большие затруднения.

Сами подходы  к планированию учебной и внеучебной деятельности школьников обусловлены существенными отличиями преподавания и воспитательной работы как основных видов педагогической деятельности. Вместе с тем в планировании учителя-предметника и классного руководителя много общего. Прежде всего и в одном, и в другом случае оно должно строиться на основе научно обоснованного прогноза и проекта предстоящей согласованной деятельности педагогов и воспитанников, их взаимодействия и строго отвечать тем образовательным задачам, которые стоят перед коллективом. Задачи обучения и воспитания - основные исходные данные для составления конкретных планов жизнедеятельности учебно-воспитательного коллектива.

Материализация  проектов руководства как учебно-познавательной, так и другими видами деятельности школьников во внеучеб-ное время требует также учета данных педагогической диагностики относительно уровня развития коллектива и готовности воспитанников к коллективной творческой деятельности, уровня обученности и подготовленности к восприятию новой информации, общего развития и воспитанности учащихся. В планах должны найти свое отражение интересы и потребности учащихся и предусмотрена их соотнесенность с общественными интересами. Должен быть предусмотрен тот факт, что интересы и потребности в школьном возрасте являются предметом особого внимания педагогов, поскольку идет активный процесс их формирования.

Научно обоснованное планирование предполагает продуманную  соотнесенность планов отдельных учебно-воспитательных коллективов с общешкольным планом. Здесь имеется в виду, прежде всего, их ориентированность на подготовку и активное участие в общешкольных традиционных мероприятиях (смотрах, конкурсах, олимпиадах, праздниках, субботниках  и т.п.). В планах классных руководителей, кроме того, должны быть отражены и  те общественно полезные дела, которые  организуются для параллельных или  определенной группы классов. В них  обязательно должна предусматриваться  связь с другими классными  коллективами, детскими общественными  организациями и ближайшим школьным окружением. Содержание планов учебно-воспитательной работы, естественно, зависит от состояния  учебно-материальной базы школы, возможностей сотрудничества с другими образовательными, культурно-просветительными, спортивно-оздоровительными учреждениями.

К планам учебно-воспитательной работы как документам, направляющим деятельность педагогов, предъявляется  ряд существенных требований. Обобщая  имеющиеся подходы (Н.И.Болдырев, Д.М.Гришин и др.), совокупность этих требований можно представить в следующем виде:

• целенаправленность и конкретность образовательных  задач;

• разумная детализированность и краткость плана, его компактность;

• разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание  просвещения и организации деятельности детей;

• преемственность, систематичность и последовательность;

• сочетание перспективности  и актуальности намеченных видов  работы;

• единство педагогического  руководства и активности воспитанников;

• реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;

• связь внутриклассной работы с работой вне школы;

• согласованность  плана с другими планами школы  и детских общественных организаций; гибкость и вариативность планирования.  

 

§ 4. Планирование работы классного руководителя

Подготовка к  разработке плана. План работы классного  руководителя - конкретное отображение  предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях. Отсюда - целесообразность органичного сочетания перспективного плана воспитательной работы и планов конкретных воспитательных мероприятий.

Опыт показывает, что лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план работы на весь учебный год, а затем последовательно  разрабатывает детальные планы  на учебные четверти. Однако это  определяется опытностью педагога, а  также сложившимися традициями школы  и возможными указаниями со стороны  органов управления образованием.

Л.Ю.Гордин считает, что чем старше школьники, тем реальнее составление плана на более длительный срок, т.е. на весь учебный год, и в тех классах, где классный руководитель уже не первый год знает ребят, имеет представление об уровне их воспитанности, возможностях и интересах. И наоборот, чем младше учащиеся, чем меньше времени классный руководитель проработал с данным коллективом, тем целесообразнее планировать воспитательную работу на четверть или полугодие. 

 

Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предшествующего учебного года, когда становится известным  распределение учебной нагрузки и классного руководства на новый  учебный год. Если классный руководитель принимает новый класс, ему необходимо познакомиться с личными делами воспитанников, их семьями, изучить  сложившуюся систему воспитательной работы в классе, традиции, официальную и неофициальную структуру коллектива. Все это поможет осуществлению преемственности в воспитательной работе.

В конце учебного года целесообразно провести с помощью  школьного психолога диагностические "срезы" в классе с целью  выявления психологической атмосферы, сплоченности, ценност-но-ориентационного единства и других существенных параметров коллективной жизнедеятельности. Полезно выявить преобладающие отношения воспитанников между собой, а также к учебе, труду, природе, искусству и другим явлениям и процессам окружающей действительности.

Таким образом, подготовительный этап к составлению плана воспитательной работы классного руководителя сводится к сбору информации о классном коллективе и отдельных воспитанниках, которая определит характер доминирующих воспитательных задач.

Технология составления  плана. Подготовка к составлению  плана работы классного руководителя завершается составлением характеристики классного коллектива и отдельных  учащихся. Это начальный этап развертывания технологической цепочки разработки программы жизнедеятельности класса и учащихся на предстоящий период.

Следующий этап предполагает знакомство классного руководителя с общешкольным планом воспитательной работы, который, как правило, готов  к началу нового учебного года. Из него необходимо отобрать все те общешкольные мероприятия, а также общественно  полезные дела по параллелям и группам  классов, в которых класс должен принять участие. Будучи соотнесенными  с конкретными датами, эти мероприятия  заложат основной каркас плана жизнедеятельности  коллектива. Здесь необходимо подчеркнуть  недопустимость отождествления планов работы классного руководителя и  жизнедеятельности коллектива класса.

Опытные педагоги после  этих двух этапов приступают к формулированию конкретных задач воспитательной работы с классом на учебный год, продумыванию системы мероприятий и отбору реально выполнимых общественно  полезных дел. А начинающим классным руководителям целесообразно предварительно соотнести информацию, полученную на предыдущих этапах, с общими данными  об особенностях возраста учащихся класса и имеющимися рекомендациями в помощь классным руководителям.

При определении  доминирующих воспитательных задач  надо исходить из принятого нами целостного подхода к организации педагогического  процесса. Не разрозненные мероприятия  по направлениям воспитательной работы, а реальные дела и разнообразные  виды деятельности должны составлять основу планов. Задачи воспитания, а следовательно и конкретное содержание на строго очерченный период времени должны определять социальная, возрастная и индивидуальная ситуации развития. Социальная ситуация как бы диктует идеи коллективных дел (что делать коллективу), возрастная - обусловливает выбор форм деятельности, а ситуация индивидуального развития придает содержательной стороне работы с детьми неповторимость. Соответственно выделяются и три основных объекта внимания классного руководителя: коллектив, деятельность и индивидуальность.

 

В целях обеспечения  гармоничного развития личности каждого  школьника, отбирая содержание, классный руководитель должен включить в план, а затем и в реальный педагогический процесс познавательную, трудовую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, ценностно-ориентационную и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы и внутри названных видов  деятельности достигалось достаточное  разнообразие их конкретных видов.

Когда план в целом  сформирован, наступает период его "доводки". Классный руководитель обсуждает его отдельные разделы  с коллегами, учителями, работающими  с классом, родителями и учащимися, а также осуществляет корректировку  с планами работ класса, детских  общественных организаций. План классного  руководителя богаче плана жизнедеятельности  коллектива, поскольку содержит воспитательные мероприятия, касающиеся как коллектива в целом, так и отдельных воспитанников, их изучения, направления работы с  родителями. Он, образно выражаясь, составляет своеобразный фон, на который  налагается план работы класса, его  актива, органов ученического самоуправления и отдельных учащихся. В своей  совокупности, дополняя друг друга, эти  планы предусматривают необходимое  содержание тех учебных и общественно  полезных дел, организация и выполнение которых направлены на формирование ценных деловых и нравственных качеств  у школьников.

Заключительный  этап в технологической цепочке  создания плана воспитательной работы - это его обсуждение на классном собрании, закрепление ответственных  за организацию тех или иных мероприятий, распределение поручений активу и отдельным воспитанникам.

Структура плана. В  реальной школьной практике планы работы классных руководителей имеют различную  структуру. Это связано с различными условиями функционирования школ и  отдельных классных коллективов  как педагогических систем. Структура, а следовательно, и сами формы планов работы зависят и от уровня педагогической квалификации классного руководителя. Если опытный педагог может ограничиться кратким планом работы, то начинающим учителям целесообразно рекомендовать составление подробных, развернутых планов. 

 

Традиционная структура  плана работы классного руководителя имеет следующий вид.

1. Краткая характеристика  и анализ состояния воспитательной  работы.

2. Воспитательные  задачи.

3. Основные направления  и формы деятельности классного  руководителя.

4. Координация воспитательной  деятельности учителей, работающих  в классе.

5. Работа с родителями  и общественностью.

Все планы классного  руководителя должны открываться кратким  анализом состояния воспитательной работы за предыдущий год и характеристикой  класса. Характеристика отражает уровень  общей воспитанности коллектива, его успеваемость и дисциплину, а  также сформированность таких качеств, как трудолюбие, ответственность, организованность, общественная активность и др. Анализируется структура межличностных взаимоотношений (лидеры, аутсайдеры, микрогруппы), преобладающее настроение в классе, содержание ценностных ориентаций, определяющих общественное мнение. Дается характеристика отдельных воспитанников, в частности допускающих отклонение от принятых норм поведения, отстающих в учебе и др.

Во втором разделе  формулируются основные, доминирующие воспитательные задачи, которые будут  решаться в новом учебном году. Их должно быть немного, чтобы гарантировалось  их действенное, а не формальное, выполнение. Важно, чтобы задачи учитывали состояние  классного коллектива, уровень его  развития, а также общие задачи, стоящие перед школой. Поскольку  нет одинаковых коллективов, то и  задачи не могут быть одинаковыми  даже в параллельных классах. Во многом они зависят и от опытности, и  квалификации классного руководителя.

Третий раздел несет  основную содержательную нагрузку, определяя  как главные направления деятельности, так и способы решения воспитательных задач. Именно этот раздел определяет структурное своеобразие плана, поскольку в нем отражаются те или иные подходы к развитию и  формированию личности.

Если исходить из того, что личность школьника как  целостная психическая система  формируется не "по частям", что  любой вид деятельности так или  иначе отражается на ее формировании, то этот раздел плана принимает следующий  вид.

В четвертом разделе  традиционного плана намечаются конкретные мероприятия по координации  воспитательных воздействий всех учителей, работающих в классе. Это могут  быть педагогические совещания, специальные  консилиумы, индивидуальные беседы с  отдельными учителями и другие формы  работы.

Заключительный  раздел "Работа с родителями" содержит круг вопросов, предполагаемых для  обсуждения на родительских собраниях, хотя темы лекций и бесед могут  корректироваться в зависимости  от складывающихся обстоятельств; намечаются сроки посещения семей с целью  изучения условий жизни и воспитания детей; планируются формы индивидуальной работы с родителями, связь с родительским комитетом и возможности привлечения  родителей к участию в жизни  класса и школы.

В настоящее время  считается общепризнанным, что планирование по разделам в соответствии с основными  направлениями воспитания (трудовое, нравственное, эстетическое и др.) "разрывает" целостный педагогический процесс  на части, не охватывает всего многообразия педагогических задач. Признание педагогической общественности в последние годы получил вариант плана, предложенный Н. Е. Щурковой, в котором в органическом единстве нашли отражение комплексный, деятельностный и личностный в его индивидуально-творческой интерпретации подходы [1]. Выделяя в качестве основных объектов воспитания коллектив, деятельность воспитанников и развитие индивидуальности, Н. Е. Щуркова предлагает на большом листе (в целях оперативности и возможности работы с планом в течение года) после обозначения доминирующих задач выделить три соответствующих раздела: организация коллектива, организация воспитывающей деятельности и организация работы по развитию индивидуальности. Форма такого плана работы классного руководителя имеет следующий вид. 

Информация о работе Планирование как результат конструктивной деятельности педагога