Планирование как результат конструктивной деятельности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:38, лекция

Описание

Логическим итогом технологии конструирования образовательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности педагога. При этом важно отметить, что при составлении планов организации учебно-познавательной деятельности школьников (уроков и других форм организации учебного процесса) учитель имеет возможность обращаться к имеющимся рекомендациям, а при планировании воспитательной работы, учитывая ее специфику и принципиальное отличие от преподавания, многие, в том числе опытные педагоги, испытывают большие затруднения.

Работа состоит из  1 файл

Планирование как результат конструктивной деятельности педагога.docx

— 27.84 Кб (Скачать документ)

 

Два вспомогательных  раздела, которые располагаются  на оборотной стороне листа, должны содержать характеристику классного  коллектива и характеристику индивидуальных особенностей учащихся, в которых  отражаются и условия жизни воспитанников  в семье (особенно если имеются сложности); их интересы и склонности, и в  связи с этим - какие кружки, секции, учреждения дополнительного образования  они посещают, а если не посещают, то почему; состояние здоровья и наиболее ярко выраженные личностные особенности.

В практике воспитания сложились многообразные формы  планирования работы классных руководителей, и, учитывая специфические условия  различных районов страны, города и села, школ-новостроек и школ, имеющих  давние традиции, нет нужды в жесткой  унификации формы этого плана. Классный руководитель сам выбирает форму  плана, ориентируясь на требования, которые  к нему предъявляются, и на свою педагогическую Я-концепцию.

Планирование и  подготовка воспитательного мероприятия. На основе перспективного плана воспитательной работы классный руководитель составляет план работы на неделю, который конкретизирует воспитательные мероприятия. Этот план целесообразно совмещать с дневником  классного руководителя. Приведем различные  варианты недельных планов классного  руководителя.

Объект особого  внимания - подготовка воспитательного  мероприятия. Во многих случаях процесс  подготовки намного значимее по силе воспитательного воздействия, нежели само мероприятие. Воспитательный эффект остается даже в том случае, если мероприятие по каким-либо причинам не состоялось (например, не смог прийти приглашенный гость и т.п.). Л. Ю. Гордин отмечает, что общим правилом планирования воспитательной работы с классом является план лишь тех дел и мероприятий, которые могут быть тщательно, без спешки и штурмовщины, подготовлены и качественно проведены, которые будут, безусловно, выполнены и принесут коллективу класса моральное удовлетворение, переживание радости успеха.

Каждое планируемое  дело необходимо реально спроектировать во времени, отвести достаточно дней, а иногда и недель на его тщательную подготовку. Учитывая, что устойчивый воспитательный эффект может быть получен только тогда, когда организаторами и исполнителями дела являются сами учащиеся, целесообразно использовать опыт организации коллективных творческих дел по методике И. П. Иванова.

Предварительная работа воспитателей. Определяется роль данного  коллективного творческого дела (КТД) в жизни коллектива, выдвигаются  конкретные воспитательные задачи; намечаются варианты дела, которые будут предложены воспитанникам как возможные; строится перспектива возможного дела. На этой стадии идет поиск, разведка дел. Если коллектив на первом этапе развития, то педагоги сами выводят детей на общественно значимую работу; если на втором - то в поиске участвует  актив; если на третьем - все члены  коллектива проводят поиск по намеченным маршрутам (например, "класс", "микрорайон", "природа", "пресса", "малыши" и др.).

Коллективное планирование КТД. Оно происходит на общем собрании коллектива. Составляется общий план жизни коллектива на очередной период. Сначала работа идет в микрогруппах, а затем сообща решаются вопросы-задачи, например: для кого организуется КТД? Кому на радость и пользу? Кто будет участвовать? С кем вместе? Каким должен быть совет дела, кто в него войдет? Где лучше провести КТД? Как лучше его провести? В конце сбора сводятся воедино наиболее интересные, полезные предложения из микрогрупп, происходят выборы совета дела.

Коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет план подготовки и проведения КТД, организует микрогруппы для подготовки добрых дел "по секрету". На этой стадии могут быть проведены встречи с людьми, способными оказать помощь в проведении дела, готовятся материалы, изучается литература, периодическая печать, создается пресс-центр и т.д. Опыт показывает, что в целом оправдавшей себя методикой организации коллективных творческих дел не стоит злоупотреблять. Нельзя отказываться и от традиционных бесед, диспутов, конференций и других положительно зарекомендовавших себя форм организации педагогического процесса. В этом случае классный руководитель готовит план или план-конспект, в котором отмечает: тему и форму организации работы; цель и задачи ее проведения, время проведения (дата, час); место проведения мероприятия; кому поручается его подготовка и проведение (распределение поручений); оборудование и оформление; форму учета результатов проведенной работы. Тщательно продуманный план конкретного мероприятия - необходимое условие его качественного проведения, условие достижения и предметного и воспитательного результатов.

 

Вопросы и задания

1. В чем сущность  технологии конструирования педагогического  процесса?

2. Из каких действий  учителя складывается постановка  педагогической задачи?

3. Какова технология  прогнозирования педагогического  процесса?

4. Раскройте особенности  конструирования содержания образования.

5. В чем специфика  творческого подхода к конструированию  педагогического процесса?

6. Какова технология  планирования педагогического процесса?

7. Раскройте содержание  этапов планирования работы классного  руководителя.

8. Назовите и  охарактеризуйте разделы плана  работы классного руководителя.

9. Каковы особенности  планирования и подготовки воспитательного  мероприятия?


Информация о работе Планирование как результат конструктивной деятельности педагога