Половое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:01, контрольная работа

Описание

Поскольку цели и задачи полового воспитания определяются интересами всего общества, эти интересы долины учитывать все аспекты полового воспитания, в том числе и той его части, которая касается непосредственно супружеских отношений, так как человек, который не может найти себя в труде и общественной жизни, не сможет успешно утвердиться и в сфере личной жизни.

Содержание

Введение………………....................................…………………………………………………4
Определение понятий и значение полового воспитания….…………………….4
Развитие полоролевого самосознания………………………………………….…………6
Цели полового воспитания………………………………………………………….…………..10
Задачи полового воспитания…………………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………………………………….14
Литература……………………………………………………………………………………………..…16

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 43.12 Кб (Скачать документ)

Содержание:                                                                                                      стр

Введение………………....................................…………………………………………………4 

Определение понятий  и значение полового воспитания….…………………….4 

Развитие полоролевого самосознания………………………………………….…………6 

Цели полового воспитания………………………………………………………….…………..10 

Задачи полового воспитания…………………………………………………………………...13 

Заключение……………………………………………………………………………………………….14 

Литература……………………………………………………………………………………………..…16

 

     

     Введение

     Значение  полового воспитания в жизни человека очень велико.  Не случайно, по утверждению  исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о важности подготовки мальчиков  и девочек к взрослой жизни. Дело в том, что половое воспитание освобождает от ложного чувства  стыда, мешающего любить другого  человека, от неверного отношения  к одной из важнейших сторон жизни  — взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, помогает осознать и  освоить некоторые обязанности, чрезвычайно важные для предстоящей  семейной жизни. Тогда как распространенное сейчас «бесполое» воспитание («девочковое» поведение поощряется, а «мальчиковое» — порицается) приводит к формированию «усредненного существа»: фемининного (женственного)  мальчика, а потом и мужчины, и мускульной (мужественной) девочки, а потом и женщины, что служит одной из серьезных причин многочисленных разводов, поскольку представители противоположного пола оказываются неспособными выполнять надлежащие им социальные роли.

     Поскольку цели и задачи полового воспитания определяются интересами всего общества, эти интересы долины учитывать все  аспекты полового воспитания, в том  числе и той его части, которая  касается непосредственно супружеских  отношений, так как человек, который  не может найти себя в труде  и общественной жизни, не сможет успешно  утвердиться и в сфере личной жизни.

     Определение понятий и значение полового воспитания.

     Наиболее  важные понятия по данной теме.

     Пол — комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган).

     Половое воспитание — комплекс воспитательных и просветительных воздействий  на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе  половых ролей и взаимоотношений  между полами в общественной и  личной жизни.

     Полоролевое воспитание — составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой — доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.

     Родители  и педагоги стремятся развить  у детей, прежде всего положительное  эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему, соответствующие полу предпочтения и интересы; начальные качества мужественности и женственности  и, конечно же, добрые взаимоотношения между мальчиками и девочками. Для достижения такого результата важно формировать как  нравственные чувства и представления, нравственные мотивы поведения, так  навыки и умения, необходимые для  реализации полученных представлений, усвоенных знаний (Т.А. Репина, Н.К. Ледовских). 

     Половое воспитание составляющая часть общего процесса воспитательной работы дошкольных учебных заведений, школы и семьи, обеспечивающая правильное половое  развитие детей и молодёжи с нравственной, физической умственной и эстетических точек зрения. Компонентом полового воспитания является половое просвещение. Цели полового воспитания достигаются общими методами воспитательной работы, созданием здоровой моральной и бытовой среды, в котором первое место принадлежит опыту дружбы и товарищества в коллективе и внимательному, осторожному руководству половым развитием детей и молодежи со стороны учителей и родителей. А.С. Макаренко подчеркивал, что… «Половое воспитание не должно быть воспитанием только физиологическим, и утверждал, что половое влечение не может быть воспитано социально правильно, если мыслить его обособлено от развития личности. Культура половой жизни, - писал Макаренко, - есть не начало, а завершение. Отдельно воспитывая половое чувство, мы не только воспитываем гражданина, воспитывая же гражданина, мы тем самым воспитываем и половое чувство, но уже облагороженное основным направлением нашего педагогического внимания». В сложном процессе развития в детстве и юности половое развитие не занимает обособленного места, но с возрастом его влияние на физиологическую и психическую деятельность организма существенно меняется.

     Первые  анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками  замечены уже в эмбриональный  период их развития. Под воздействием половых гормонов, считают физиологи, формируются различия не только в  анатомических особенностях пола, но и в некоторых особенностях развития мозга. У новорожденных девочек  по сравнению с мальчиками почти  всегда меньше масса тела, сердца и  легких, удельный вес мускулатуры. Но уже через четыре недели девочки  начинают опережать мальчиков в  общем развитии, а в дальнейшем — раньше ходить и говорить. Их организм отличается большей сопротивляемостью  к заболеваниям. У них лучше  развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. Можно  привести и некоторые другие примеры. Мальчики лучше обучаются с помощью  зрения, девочки — с помощью  слуха. Дети разного пола по-разному  воспринимают и обрабатывают позитивную информацию, включая разные корковые системы. А это определяет разное эмоциональное отношение к воспринимаемому  миру, его осмыслению. Эмоциональной  сфере девочек свойственны более  яркие и частые проявления сочувствия окружающим. У них выше сопротивляемость стрессовым ситуациям, они успешней адаптируются к новым условиям. Мальчики и девочки отличаются также интересами и предпочтениями, что наиболее ярко проявляется в содержании, характере  их игр и рисунков.

     Половое развитие — результат не столько  биологических особенностей пола, хотя нельзя принижать роль физиологии и  генетики, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны  самых близких людей — членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений и сверстников, с которыми они себя идентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннего  осознания ими своей половой  роли.

     Развитие  полоролевого самосознания.

       Уже в шесть-семь месяцев ребенок  отличает мужчин от женщин, то  есть пол людей, по внешнему  виду, фиксируя их различия в том числе и по половому признаку. На втором году жизни, еще не выделяя себя среди окружающих, не называя себя «Я», знает, кто он: мальчик или девочка. Но в этом возрасте, а зачастую и в более старшем, ребенок еще затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчиков и девочек. Чаще всего он апеллирует к их одежде, лицу, голосу и длине волос. Старшие дошкольники ищут объяснение в наличии силы, характере игр.

     Полоролевая социализация в дошкольном возрасте. Половое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери — прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника — отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка — наличие в семье обоих родителей, т.е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола. При отсутствии одного из родителей, например отца, важно, чтобы в той или иной мере его замещал другой взрослый — родственник, друг, воспитатель.

     Эффективность полового воспитания зависит от учета  связанных с полом особенностей развития ребенка на всех возрастных этапах, начиная с самых ранних. В первые годы жизни особое значение имеет дифференцированное отношение к ребенку родителей, т.е. обращение с ним именно как с мальчиком или девочкой.

     Психологическими  наблюдениями установлено, что одни и те же особенности внешности  и поведения младенца в зависимости  от его пола вызывают у взрослых диаметрально противоположные реакции. Родители девочек считают фемининными (женственными) многие обнаруживаемые ими у дочерей черты поведения, а мальчиков – те же черты мускулинными (мужественными). С новорожденными девочками матери больше разговаривают, а на долю мальчиков приходится больше физических упражнений; отцы больше разговаривают с новорожденным сыном, чем с дочерью. Эти различия, особенно яркие в поведении родителей с первенцем, показывают, что практически с начала жизни ребенок и родители обусловливают поведение друг друга: пол проявляется и формируется не только как развивающиеся черты, но и как система отношений.

     Мужчина и женщина биологически и психологически различаются по своему месту и  роли в сложнейшей природосообразной системе продления человеческого рода. Психофизиологическая конституция мужчин предопределяет их более высокую готовность к экстремальным, рискованным ситуациям, потребность в риске, изменения себя и других, достижении различных целей. Ситуации, в которых требуется полная мобилизация, с дефицитом времени на принятие решения, с несколькими динамичными объектами для внимания – именно они позволяют мужчине мобилизоваться, проявить потенциальную энергию. Женщина, обладая более слабым типом нервной системы, склонна скорее избегать, чем стремиться к подобным условиям и ситуациям жизнедеятельности. Но зато она более приспособлена к тонкой, кропотливой и монотонной работе, требующей сосредоточения всего внимания на одном объекте (например, на грудном ребенке). Такие различия объективно обусловили появление исторически мужских и женских ролей и профессий.

     Дифференцированное, индивидуальное воспитание мальчиков  и девочек в соответствии с  идеалами мужественности и женственности  основывается на разделении семейных ролей между матерью и отцом. Основа полового воспитания – личный пример родителей, наблюдаемые ребенком изо дня в день их поступки и  высказывания. Если идеал мужественности и женственности формулируется  только на словах (а именно этим чаще всего приходится ограничиваться школьным педагогам), а на деле ни мать, ни отец не приближаются к эталонам мужественности и женственности, ребенок в большинстве  случаев практически не усваивает  требуемые образцы.

     Правильное  половое воспитание основывается на подчеркивании позитивных и компенсации  негативных черт мужской или женской  психофизиологической конституции, природного темперамента. При этом абсолютно  недопустимо противопоставление полов, выпячивание кажущихся преимуществ.

Формирование  половых стереотипов обусловлено  не только влиянием взрослых; в этом смысле дети рано становятся «учителями»  друг для друга. В детском саду наибольшее количество реакций отвержения со стороны сверстников заслуживают  те дети, чье поведение не соответствует  половой роли.

     Половое воспитание дошкольника должно включать ознакомление с элементарными сведениями о половых различиях и деторождении. Но еще более важным является опыт «неполовой» любви к родителям  и сверстникам – залог нравственности в зрелом возрасте.

   Эмансипация женщин, борьба за равноправие полов, активное участие женщин в трудовой, общественной и политической деятельности наложили отпечаток на социальные роли представителей обоего пола. Произошло  их смещение. Изменился традиционный стандарт мужественности (мужчине предписывались активность, сила, уверенность, властность, сдержанность, предприимчивость)  и женственности (от женщины ожидали мягкости, слабости, покладистости, зависимости, пассивности, эмоциональности). Если раньше распределение ролей и набор «мужских» и «женских» качеств были полярными (властность — подчинение), то сейчас все большую роль играют взаимопонимание, взаимозависимость и взаимопомощь. Поэтому родителям и педагогам, осуществляя половое воспитание, необходимо иметь в виду следующее. Для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями,  у тех и других надо формировать множество «общих», т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность, удельный вес проявления определенного «набора» нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными (Т.А. Репина).

   Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения  к представительницам женского пола, и в первую очередь желание  и способность защищать. Если мы хотим, чтобы девочки росли женственными, то особое внимание уделим воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

Информация о работе Половое воспитание