Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:01, контрольная работа
Поскольку цели и задачи полового воспитания определяются интересами всего общества, эти интересы долины учитывать все аспекты полового воспитания, в том числе и той его части, которая касается непосредственно супружеских отношений, так как человек, который не может найти себя в труде и общественной жизни, не сможет успешно утвердиться и в сфере личной жизни.
Введение………………....................................…………………………………………………4
Определение понятий и значение полового воспитания….…………………….4
Развитие полоролевого самосознания………………………………………….…………6
Цели полового воспитания………………………………………………………….…………..10
Задачи полового воспитания…………………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………………………………….14
Литература……………………………………………………………………………………………..…16
Половое
воспитание ориентировано на то, чтобы
сегодняшние дети, став взрослыми
людьми, смогли создать счастливую
гармоничную семью. Одно из важнейших
условий реализации столь далекой
цели — преодоление разобщенности
мальчиков и девочек в
Ответы
на острые вопросы. На протяжении многих
веков люди рассматривали все, что
связано с полом, как постыдное,
не подлежащее обсуждению. И по сей
день, по данным научных исследований,
дети получают интересующие их сведения
преимущественно вне дома, в большинстве
случаев от старших «хорошо
Отвечать
на детские вопросы, даже если они
оказались для родителей
Исследователи обсуждаемой проблемы, педагоги-практики высказывают полярные мнения на технологию ответа: по мнению одних, объяснять следует без иносказаний и подмены примерами из жизни животных и растений (В.Е. Каган, О.К. Лосева); по мнению других, аналогии с жизнью животных и растений вполне уместны (Т.А. Куликова и др.). Педагоги и родители вправе выбрать, по-видимому, тот вариант объяснения, который они считают для себя более приемлемым. Главное, чтобы он не содержал «голой физиологии», натурализма, позволил бы детям составить представление о добрых взаимоотношениях родителей, их любви, уважении друг к другу и взаимной ответственности, о том, что рождение ребенка — большая радость и к этому событию вся семья готовится заранее. Дайте ребенку почувствовать свою собственную ценность, радость и благодарность оттого, что он родился и любим.
Отвечая
на «острые» вопросы детей, надо говорить
правду, и только правду, на доступном
их пониманию уровне. Недопустимы
ответы типа: тебя в капусте нашли,
купили в магазине, аист принес. Это
важно для сохранения доверия
ребенка к взрослым, создания иммунитета
против искаженных и опошленных «уличных»
сведений, выработки здорового и
естественного отношения к
В младше школьном возрасте вся нервно-психическая организация ребёнка отличается относительной устойчивостью. Нервная деятельность протекает в более спокойном темпе, чем в предшествующие дошкольные годы.
К
вопросам пола дошкольники и младшие
школьники проявляют чисто
Взрослые должны учитывать, что в этом возрасте мальчики и девочки, как правило, не имеют опыта совместной деятельности. Необходимо организовать совместную деятельность мальчиков и девочек, формировать у них способность к разделению обязанностей в интересах общего положительного результата.
В
возрасте 8-12 лет происходит накопление
сил, увеличивается физическая и
умственная работоспособность, развиваются
разнообразные формы
В
среднем школьном возрасте происходит
энергичный рост всего организма
и созревание полового аппарата, поэтому
этот возраст получил название переходного
периода или периода полового
созревания. Грани переходного возраста
не могут быть точно определены и
последние годы внимание учёных привлечено
к так называемой акселерации - индивидуальные
колебания полового развития. В соответствии
с более быстрым темпом общего
формирования организма девочек, половое
их развитие носит ускоренный характер:
у девочек примерно от 12-13 (и ранее)
до 16-17, у мальчиков – от13-14
до 17-18 лет. Период полового созревание
представляет собой чрезвычайно
важный этап в жизни растущего
человека, когда совершаются глубокие
изменения во всех сторонах его психофизической
организации и общий подъём жизнедеятельности
организма. Этот подъем проявляется
в новой вспышке энергии, роста,
резком нарастании мышечной силы, в
значительном развитии интеллекта, в
обогащении и углублении эмоциональной
сферы. Особенно ярок повышение жизнедеятельности
организма подростка
Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола.
Сферу полового воспитания составляют специфические отношения мужчиной и женщиной как супружеские, также и любые другие их отношения - в общественной жизни, в труде, отдыхе. Половое воспитание предполагает не только нравственное поведение взрослых, но также и нравственное поведение детей, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении.
Цели полового воспитания
Цель полового воспитания – овладение представителями подрастающего поколения нравственной культурой в сфере взаимоотношения полов.
Цель и задачи полоролевого воспитания, как указывают отечественные ученые (Д. В. Колесов, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский), определяются интересами общества, в частности - необходимостью укрепления семьи и овладения подрастающим поколением культурой взаимоотношения полов без конфронтации.
Целью полоролевого воспитания в отечественной педагогике традиционно считается формирование мускулинных качеств (В.В.Абраменкова, Д.А.Колесов, Т.А.Репина, Н.К. Ледовских и т.д.) у мальчиков (мужественности, эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представителям женского пола), фемининных - у девочек (женственность, заботливость, нежность, скромность, терпимость, стремление к мирному разрешению конфликтов).
По мнению М.А.Радзивиловой, целью полоролевого воспитания является не формирование мужской или женской личности с заданными свойствами, а создание условий для развития личности и индивидуальности (интеллект, мотивационная деятельность, эмоциональная саморегуляция) мальчиков или девочек, формирования их полоролевой воспитанности и содействие позитивной полоролевой социализации. В старшем дошкольном возрасте данная цель конкретизируется как развитие различных сфер мужской и женской индивидуальности, что предполагает осознание собственного образа Я-мальчик/я-девочка, гибкость полоролевого поведения, сформированность культуры взаимоотношения полов, способность устанавливать уважительные, партнерские отношения со сверстниками противоположного пола, овладение навыками реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых и реальных ситуациях.
Н.Е.Татаринцева в качестве основной цели определяет создание педагогических условий, детерминирующих уровень развития полоролевого поведения: наличие представлений о культурных эталонах мужского и женского поведения, умение ребенка ставить себя на место другого (рефлексия), учет возрастных особенностей и накопленного в процессе жизнедеятельности социального опыта. И.П.Иванова и Н.А. Касухина делают в своей программе акцент на воспитании мужественности и женственности, взаимоуважения, взаимодополняемости, понимания психических и эмоциональных различий, ролей и назначения мужчины и женщины в семье и обществе; содействии преодолению стереотипов о мужском и женском типах поведения.
Т.А.Репина определяет цель полоролевого воспитания как формирование в ребенке с дошкольного возраста основ качеств мужественности или женственности, правильных представлений о психических характеристиках будущего мужчины или будущей женщины. Она отмечает, что сформированные в дошкольном возрасте начала качеств мужественности и женственности помогут детям в будущем выполнять в соответствии с требованиями общества свои социальные обязанности (социальные роли) - общественные и семейные, к которым относятся обязанности супругов, родителей и т.д. Реализация обозначенной цели предполагает решение следующих задач:
– формирование первых идеалов семейных отношений и начальных представлений о мужественности и женственности, а также социально одобряемых половых ролях, соответствующих возрасту;
– обучение реализации этих представлений как в воображаемых ситуациях, так и в реальном взаимодействии дошкольников с окружающими людьми разного пола, в том числе со сверстниками противоположного пола;
– воспитание
у ребенка чувства гордости за
свой пол (без решения этой задачи
у детей часто возникают
– преодоление разобщенности между мальчиками и девочками в группе детского сада, возникающей главным образом из-за различия их игровых интересов.
Исследования, проводимые под руководством Л.В.Коломийченко, в качестве основной цели полового воспитания определяют формирование гендерной толерантности, как сложного личностного образования, проявляющегося в принимающем, заинтересованном, гуманном, терпимом отношении к представителям своего и противоположного пола. В ее «Программе социального развития детей дошкольного возраста» (раздел «Человек среди людей») задачи полового воспитания определены в соответствии с основными сферами личностного развития (когнитивная, эмоционально-чувственная, поведенческая). Особый интерес в организации полового воспитания представляют обозначенные принципы, в соответствии с которыми должен осуществляться отбор содержания при приобщении к различным аспектам гендерной, нравственно-этической и семейно-бытовой культуры:
– принцип доступности, обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;
– принцип
научности, предполагающий отражение
в предъявляемом материале
– принцип
последовательности и концентричности,
обеспечивающий постепенное обогащение
содержания различных сфер гендерной,
нравственно-этической и
– принцип прогностичности, ориентирующий на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере межполового взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения.