Половое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:01, контрольная работа

Описание

Поскольку цели и задачи полового воспитания определяются интересами всего общества, эти интересы долины учитывать все аспекты полового воспитания, в том числе и той его части, которая касается непосредственно супружеских отношений, так как человек, который не может найти себя в труде и общественной жизни, не сможет успешно утвердиться и в сфере личной жизни.

Содержание

Введение………………....................................…………………………………………………4
Определение понятий и значение полового воспитания….…………………….4
Развитие полоролевого самосознания………………………………………….…………6
Цели полового воспитания………………………………………………………….…………..10
Задачи полового воспитания…………………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………………………………….14
Литература……………………………………………………………………………………………..…16

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 43.12 Кб (Скачать документ)

   Половое воспитание ориентировано на то, чтобы  сегодняшние дети, став взрослыми  людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших  условий реализации столь далекой  цели — преодоление разобщенности  мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских  отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность (игровая, трудовая, художественная).

   Ответы  на острые вопросы. На протяжении многих веков люди рассматривали все, что  связано с полом, как постыдное, не подлежащее обсуждению. И по сей  день, по данным научных исследований, дети получают интересующие их сведения преимущественно вне дома, в большинстве  случаев от старших «хорошо информированных» ребят во дворе. А ведь приобретенная  таким образом информация может  отрицательно сказаться  на отношении  ребенка к полу, вызвать негативную реакцию, породить неверное представление  о взаимоотношениях полов как  о чем-то грязном. Следовательно, всю  информацию по вопросам пола родители и педагоги должны давать детям своевременно. Детей может интересовать очень  многое: примерно с трех лет они  задают вопросы об анатомических  различиях полов, выясняют, откуда берутся  дети, примерно с четырех — как  они попали в мамин животик и как им удалось выбраться из него. Может появиться интерес к участию отца в деторождении. Обычно первые вопросы ребенка еще просты и забавны, вызваны не сексуальными мотивами, а характерной для него любознательностью. Эту их особенность подметил К.И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти»:

  • Мама, кто раньше родился: ты или я?
  • Папа, а когда ты был маленький, ты был мальчик или девочка?
  • Мама родит девочек, а папа мальчиков?
  • Когда я родился, откуда ты узнала, что я Юрочка?
  • Мама, кто меня родил? Ты? Я так и знала. Если бы папа, то я была бы с усами.
  • А петух может совсем-совсем забыть, что он петух, и снести яичко?

   Отвечать  на детские вопросы, даже если они  оказались для родителей неожиданными или показались «возмутительными», надо в спокойной обстановке,   не повышая голоса и не прибегая к наказаниям за любопытство, а возможно, и неприличные выражения, используемые ребенком. Рекомендуется говорить не все, что знают сами взрослые. Объяснения должны быть простыми, ясными, доступными пониманию ребенка и не искажать истину. На вопрос «Откуда берутся дети?» первоначально можно ответить так: «Детей рожают мамы. Я родила тебя и твоего братика. Анютку, твою подружку, родила ее мама». В дальнейшем, когда ребенок подрастет, ответ на подобный вопрос, возможно, более сложный, должен быть и более обстоятельным, развернутым.

     Исследователи обсуждаемой проблемы, педагоги-практики высказывают полярные мнения на технологию ответа: по мнению одних, объяснять  следует без иносказаний и  подмены примерами из жизни животных и растений (В.Е. Каган, О.К. Лосева); по мнению других, аналогии с жизнью животных и растений вполне уместны (Т.А. Куликова и др.). Педагоги и родители  вправе выбрать, по-видимому, тот вариант  объяснения, который они считают  для себя более приемлемым. Главное, чтобы он не содержал «голой физиологии», натурализма, позволил бы детям составить  представление о добрых взаимоотношениях родителей, их любви, уважении друг к  другу и взаимной ответственности, о том, что рождение ребенка —  большая радость и к этому  событию вся семья готовится  заранее. Дайте ребенку почувствовать  свою собственную ценность, радость  и благодарность оттого, что он родился и любим.

     Отвечая на «острые» вопросы детей, надо говорить правду, и только правду, на доступном  их пониманию уровне. Недопустимы  ответы типа: тебя в капусте нашли, купили в магазине, аист принес. Это  важно для сохранения доверия  ребенка к взрослым, создания иммунитета против искаженных и опошленных «уличных»  сведений, выработки здорового и  естественного отношения к полу. Содержание ответа должно быть интересным ребенку, побуждающим его и в  следующий раз  обратиться с вопросом к близким ему людям. Желательно, чтобы до поступления в школу  ребенок уже располагал информацией  о различиях полов и продолжении  рода, полученной от родителей или  воспитателей.

     В младше школьном возрасте вся нервно-психическая  организация ребёнка отличается относительной устойчивостью. Нервная  деятельность протекает в более  спокойном темпе, чем в предшествующие дошкольные годы.

     К вопросам пола дошкольники и младшие  школьники проявляют чисто познавательный интерес. Задавая вопрос и выслушивая ответ на него, ребёнок лишь выясняет для себя какое-то обстоятельство. Его  интересуют лишь причинно-следственные отношения в природе и у  людей.

Взрослые  должны учитывать, что в этом возрасте мальчики и девочки, как правило, не имеют опыта совместной деятельности. Необходимо организовать совместную деятельность мальчиков и девочек, формировать  у них способность к разделению обязанностей в интересах общего положительного результата.

     В возрасте 8-12 лет происходит накопление сил, увеличивается физическая и  умственная работоспособность, развиваются  разнообразные формы социального  общения, растёт интеллект, оттесняя на второй план господствующую у школьников фантазию. В тоже время в организме  ребёнка происходит скрытый процесс, ведущий к новому скачку в развитии, который проявляется в последующие годы. Черты общего развития в младшем школьном возрасте характеризуют также и сексуальную сферу. Случайные периферические раздражения в 8-12 лет не вызывают обычно половых ощущений; расширение и углубление товарищеских связей, возникновение новых интересов (которые приносит с собой поступление в школу) поглощают всю энергию, направляя её по путям лежащим в стороне от сексуального поля. Но и в сексуальной сфере, как и во всей области развития, под внешним спокойным состоянием происходит скрытый интенсивный процесс развития, находящий своё выражение в различиях в строении тела мальчиков и девочек, во все большей дифференциации полов.

     В среднем школьном возрасте происходит энергичный рост всего организма  и созревание полового аппарата, поэтому  этот возраст получил название переходного  периода или периода полового созревания. Грани переходного возраста не могут быть точно определены и  последние годы внимание учёных привлечено к так называемой акселерации - индивидуальные колебания полового развития. В соответствии с более быстрым темпом общего формирования организма девочек, половое  их развитие носит ускоренный характер: у девочек примерно от 12-13 (и ранее) до 16-17,  у мальчиков – от13-14 до 17-18 лет. Период полового созревание представляет собой чрезвычайно  важный этап в жизни растущего  человека, когда совершаются глубокие изменения во всех сторонах его психофизической  организации и общий подъём жизнедеятельности  организма. Этот подъем проявляется  в новой вспышке энергии, роста, резком нарастании мышечной силы,  в  значительном развитии интеллекта, в  обогащении и углублении эмоциональной  сферы. Особенно ярок повышение жизнедеятельности  организма подростка проявляется  в тех глубоких изменениях, которые  происходят в его половой сфере. В  вопросах полового воспитания решающим являются общий тон воспитательной работы. Направляют половое развитие ребёнка и осуществляют половое  воспитание семья и школа.

      Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение  человека к представителям другого  пола.

      Сферу полового воспитания составляют специфические  отношения мужчиной и женщиной как  супружеские, также и любые другие их отношения -  в общественной жизни, в труде, отдыхе. Половое воспитание предполагает не только нравственное поведение взрослых, но также и  нравственное поведение детей, которые  должны быть правильно воспитаны  и в половом отношении.

      Цели  полового воспитания

      Цель  полового воспитания – овладение  представителями подрастающего  поколения нравственной культурой  в сфере взаимоотношения полов.

     Цель  и задачи полоролевого воспитания, как указывают отечественные ученые (Д. В. Колесов, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский), определяются интересами общества, в частности - необходимостью укрепления семьи и овладения подрастающим поколением культурой взаимоотношения полов без конфронтации.

     Целью полоролевого воспитания в отечественной педагогике традиционно считается формирование мускулинных качеств (В.В.Абраменкова, Д.А.Колесов, Т.А.Репина, Н.К. Ледовских и т.д.) у мальчиков (мужественности, эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представителям женского пола), фемининных - у девочек (женственность, заботливость, нежность, скромность, терпимость, стремление к мирному разрешению конфликтов).

     По  мнению М.А.Радзивиловой, целью полоролевого воспитания является не формирование мужской или женской личности с заданными свойствами, а создание условий для развития личности и индивидуальности (интеллект, мотивационная деятельность, эмоциональная саморегуляция) мальчиков или девочек, формирования их полоролевой воспитанности и содействие позитивной полоролевой социализации. В старшем дошкольном возрасте данная цель конкретизируется как развитие различных сфер мужской и женской индивидуальности, что предполагает осознание собственного образа Я-мальчик/я-девочка, гибкость полоролевого поведения, сформированность культуры взаимоотношения полов, способность устанавливать уважительные, партнерские отношения со сверстниками противоположного пола, овладение навыками реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых и реальных ситуациях.

     Н.Е.Татаринцева в качестве основной цели определяет создание педагогических условий, детерминирующих уровень развития полоролевого поведения: наличие представлений о культурных эталонах мужского и женского поведения, умение ребенка ставить себя на место другого (рефлексия), учет возрастных особенностей и накопленного в процессе жизнедеятельности социального опыта. И.П.Иванова и Н.А. Касухина делают в своей программе акцент на воспитании мужественности и женственности, взаимоуважения, взаимодополняемости, понимания психических и эмоциональных различий, ролей и назначения мужчины и женщины в семье и обществе; содействии преодолению стереотипов о мужском и женском типах поведения.

     Т.А.Репина определяет цель полоролевого воспитания как формирование в ребенке с дошкольного возраста основ качеств мужественности или женственности, правильных представлений о психических характеристиках будущего мужчины или будущей женщины. Она отмечает, что сформированные в дошкольном возрасте начала качеств мужественности и женственности помогут детям в будущем выполнять в соответствии с требованиями общества свои социальные обязанности (социальные роли) - общественные и семейные, к которым относятся обязанности супругов, родителей и т.д. Реализация обозначенной цели предполагает решение следующих задач:

– формирование первых идеалов семейных отношений  и начальных представлений о  мужественности и женственности, а  также социально одобряемых половых  ролях, соответствующих возрасту;

– обучение реализации этих представлений как в воображаемых ситуациях, так и в реальном взаимодействии дошкольников с окружающими людьми разного пола, в том числе со сверстниками противоположного пола;

– воспитание у ребенка чувства гордости за свой пол (без решения этой задачи у детей часто возникают отклонения в полоролевом развитии);

– преодоление  разобщенности между мальчиками и девочками в группе детского сада, возникающей главным образом  из-за различия их игровых интересов.

     Исследования, проводимые под руководством Л.В.Коломийченко, в качестве основной цели полового воспитания определяют формирование гендерной толерантности, как сложного личностного образования, проявляющегося в принимающем, заинтересованном, гуманном, терпимом отношении к представителям своего и противоположного пола. В ее «Программе социального развития детей дошкольного возраста» (раздел «Человек среди людей») задачи полового воспитания определены в соответствии с основными сферами личностного развития (когнитивная, эмоционально-чувственная, поведенческая). Особый интерес в организации полового воспитания представляют обозначенные принципы, в соответствии с которыми должен осуществляться отбор содержания при приобщении к различным аспектам гендерной, нравственно-этической и семейно-бытовой культуры:

– принцип  доступности, обеспечивающий адаптацию  научного знания к специфике возрастных, половых особенностей личностного  развития детей дошкольного возраста;

– принцип  научности, предполагающий отражение  в предъявляемом материале основных закономерностей развития людей  разного пола; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей  к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения;

– принцип  последовательности и концентричности, обеспечивающий постепенное обогащение содержания различных сфер гендерной, нравственно-этической и семейно-бытовой  культуры в соответствии с возрастными  возможностями детей, возвращение  к ранее пройденным темам на более  высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам к обобщенным представлениям по системе существенных признаков);

– принцип  прогностичности, ориентирующий на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере межполового взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения.

Информация о работе Половое воспитание