Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:03, реферат
В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится – будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это – люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди всегда выделялись в особую группу, в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним.
Понятие нормы и
отклонения от нормы в социальной
педагогике
В любом обществе
независимо от того, на какой стадии
развития оно находится – будь
то процветающая, экономически развитая
страна или развивающееся общество,
есть люди, которые требуют особого
внимания к себе. Это – люди, имеющие
какие-либо отклонения в физическом,
психическом или социальном развитии.
Такие люди всегда выделялись в особую
группу, в обществе и государстве
складывалось особое отношение к
ним. Однако в разные времена в
зависимости от конкретных культурно-исторических
условий отношение к этой категории
людей было самым различным: в
одних обществах, как, например, в
Древней Спарте, оно отличалось крайней
жестокостью вплоть до их физического
уничтожения, в других было милосердно-сострадательным.
В современных США
и западноевропейских государствах
практически реализуется
Сегодня проблема отношения
к людям с ограниченными
Но даже в условиях
интеграции, когда выделяют различные
проблемы или характер ограничений
в возможностях людей, тем самым
уже полагают, что внешние обстоятельства,
в которых они находятся, или
состояние их здоровья не соответствуют
определенным, принятым в данном обществе
нормам. Сфера нормального всегда
имеет в сознании людей свои границы,
а все то, что находится за их
пределами, определяется как «ненормальное»,
«патологическое». На практике – осознанно
или неосознанно – происходит
оценивание индивидов по признаку соответствия
или несоответствия норме, которая
и определяет эти границы.
Понятие нормы широко
используется в медицине, психологии,
педагогике, социологии и других науках.
Попытка дать точное и единственно
верное определение этому понятию,
скорее всего, обречена на неудачу. Так,
например, только в медицине ученые
насчитывают до 200 его определений.
Сложность в определении
понятия «норма» не только терминологическая,
но и содержательная. Например, нравственные
нормы не могут быть раз и навсегда
зафиксированы во всех без исключения
сообществах, потому что они, во-первых,
имеют национальную специфику, а
кроме того со временем преобразуются,
изменяются. Так, в США после второй
мировой войны в течение двух-
Причем, чем демократичнее
общество, тем терпимее оно относится
к нестандартным формам проявления
личности, в то время как тоталитарные
режимы склонны строго регламентировать
поведение человека, жестоко наказывать,
если допускается отклонение от предписанных
норм.
При этом важно помнить,
что норма – это некое
В медицине, психологии,
социологии имеются свои показатели,
параметры, характеристики нормы. То, что
не соответствует норме, обозначается
другим словом – «отклонение».
Для социальной педагогики
понятия «норма» и «отклонение
от нормы» – очень важные. Они
используются для характеристики процесса
развития и социального поведения
ребенка.
Отклонения могут
носить как негативный, так и позитивный
характер. Например, отклонениями от нормы
в развитии ребенка являются и
умственная отсталость и талантливость.
Такие негативные отклонения в поведении,
как преступность, алкоголизм, наркомания
и др., оказывают отрицательное
влияние и на процесс социального
становления человека, и на развитие
общества в целом. Позитивные же отклонения
в поведении, к которым можно
отнести все формы социального
творчества: экономическую
В социальной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.
Типы отклонений
Отклонения от нормы
условно можно разделить на четыре
группы: физические, психические, педагогические
и социальные. Рассмотрим их подробнее.
Физические отклонения
от нормы прежде всего связаны
со здоровьем человека и определяются
медицинскими показателями. В медицине
для каждой возрастной и половой
группы детей определяются свои показатели
(вес, рост, объем груди и пр.), которые
характеризуют здоровье ребенка. Фактически
это – идеальные показатели, и
вряд ли можно найти такого ребенка,
который точно соответствовал бы
им.
На начало 90-х годов
в России, по статистическим данным,
каждый пятый ребенок рождается
нездоровым, в том числе 5-8% – с
наследственной патологией и 1-2% – с
врожденными аномалиями в развитии.
В настоящее время лица с ограниченными
возможностями в здоровье составляют
свыше 10% от общего числа обучающихся
в образовательных учреждениях
системы образования. В специальных
средствах образования
Отклонения в здоровье
могут быть вызваны или наследственными
факторами, или какими-либо внешними
обстоятельства ми: тяжелой экологической
обстановкой, неудовлетворительным качеством
питьевой воды, снижением общего уровня
жизни семьи и др.
Существует довольно
много классификаций людей, имеющих
отклонения в здоровье и развитии.
Так, Всемирная организация
недуг – любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;
ограниченная возможность – любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;
недееспособность (инвалидность)
– любое следствие дефекта
или ограниченная возможность конкретного
человека, препятствующая или ограничивающая
выполнение им какой-либо нормативной
роли, исходя из возрастных, половых
или социальных факторов.
В проекте закона
РФ о специальном образовании
физические отклонения определяются исходя
из возможностей обучения ребенка. В
законе введено понятие, принятое в
западных странах, «лица с ограниченными
возможностями здоровья». К ним
относят детей, имеющих физический
и (или) психический недостатки, которые
препятствуют освоению образовательных
стандартов без создания специальных
условий для получения
К физическим недостаткам
относят подтвержденные в установленном
порядке временные или
Психический недостаток
– это утвержденный в установленном
порядке временный или
Тяжелый недостаток
– подтвержденный в установленном
порядке физический или психический
недостаток, выраженный в такой степени,
что образование в соответствии
с государственными образовательными
стандартами является недоступным.
К отклонениям в физическом развитии
ребенка могут быть отнесены: болезнь,
нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного
аппарата.
Психические отклонения
от нормы прежде всего связаны
с умственным развитием ребенка,
его психическими недостатками. К
этой группе отклонений прежде всего
относятся задержка психического развития
(ЗПР) ребенка и умственная отсталость
детей, или олигофрения (от греч. малый
и ум) Умственная отсталость может
быть обусловлена врожденными
Еще одной разновидностью
психических отклонений являются нарушения
эмоционально-волевой сферы
Особую группу отклонений
представляет одаренность детей. Это
своеобразное сочетание способностей,
обеспечивающее успешность выполнения
какой-либо деятельности. Способности
– характеристика личности, выражающая
меру освоения некоторой совокупности
деятельности. Мера одаренности и
таланта устанавливается не по характеристикам
самих способностей, а по характеру
продуктов деятельности, отличающихся
новизной, нестандартностью, оригинальностью
и другими показателями.
Хорошо известно,
что у ребенка проявляются
разные способности: одни проявляют
способности к музыке, другие –
к математике, третьи – к изучению
иностранных языков и т.д. Только
при благоприятных внешних
В настоящее время
разработаны уникальные методики, позволяющие
обнаружить ранние способности детей
к музыке, изобразительному искусству,
некоторым видам спорта, интеллектуальные
способности детей, а также методики
их формирования. Однако этим проблема
не исчерпывается: возникает множество
вопросов: как обнаруживать способности
детей в обычной и специальной
школе, как помочь ребенку в реализации
этих способностей, какие существуют
пути и средства развития одаренности
детей?
Причины физических
и психических отклонений у детей
весьма основательно проработаны в
науке. При этом следует заметить,
что ограничения на уровне биологической
организации человека встречаются
не так часто – лишь у 8-10 % детей;
количество же детей, пострадавших от
неблагоприятных условий
Информация о работе Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике