Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:03, реферат

Описание

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится – будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это – люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди всегда выделялись в особую группу, в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним.

Работа состоит из  1 файл

Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике.docx

— 34.57 Кб (Скачать документ)

Понятие нормы и  отклонения от нормы в социальной педагогике 

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится – будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого  внимания к себе. Это – люди, имеющие  какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди всегда выделялись в особую группу, в обществе и государстве  складывалось особое отношение к  ним. Однако в разные времена в  зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории  людей было самым различным: в  одних обществах, как, например, в  Древней Спарте, оно отличалось крайней  жестокостью вплоть до их физического  уничтожения, в других было милосердно-сострадательным. 

В современных США  и западноевропейских государствах практически реализуется концепция  интеграции людей, имеющих те или  иные отклонения, в общество, согласно которой эти люди рассматриваются  как обычные, равноправные его члены, только имеющие определенные проблемы или ограниченные возможности. Понятие  «человек с проблемами» широко используется в США, а понятие «люди с  ограниченными возможностями» больше характерно для европейских стран. 

Сегодня проблема отношения  к людям с ограниченными возможностями, прежде всего здоровья, становится все более актуальной вследствие того, что их число, как во всем мире, так и в России, имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изменить которую, по прогнозам ЮНЕСКО, мировое  сообщество в ближайшее время  не сможет. Поэтому рост числа лиц  с ограниченными возможностями, и прежде всего детей, следует  рассматривать как постоянно  действующий фактор, требующий не отдельных, частных, а планомерных  социальных решений. 

Но даже в условиях интеграции, когда выделяют различные  проблемы или характер ограничений  в возможностях людей, тем самым  уже полагают, что внешние обстоятельства, в которых они находятся, или  состояние их здоровья не соответствуют  определенным, принятым в данном обществе нормам. Сфера нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все то, что находится за их пределами, определяется как «ненормальное», «патологическое». На практике – осознанно  или неосознанно – происходит оценивание индивидов по признаку соответствия или несоответствия норме, которая  и определяет эти границы. 

Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Попытка дать точное и единственно  верное определение этому понятию, скорее всего, обречена на неудачу. Так, например, только в медицине ученые насчитывают до 200 его определений. 

Сложность в определении  понятия «норма» не только терминологическая, но и содержательная. Например, нравственные нормы не могут быть раз и навсегда зафиксированы во всех без исключения сообществах, потому что они, во-первых, имеют национальную специфику, а  кроме того со временем преобразуются, изменяются. Так, в США после второй мировой войны в течение двух-трех десятилетий курение было обычным, «нормальным» явлением, к которому общество относилось вполне лояльно. В  настоящее же время, когда общество включилось в борьбу против этой вредной  для здоровья человека привычки, курение  считается признаком дурного  тона. 

Причем, чем демократичнее  общество, тем терпимее оно относится  к нестандартным формам проявления личности, в то время как тоталитарные режимы склонны строго регламентировать поведение человека, жестоко наказывать, если допускается отклонение от предписанных норм. 

При этом важно помнить, что норма – это некое идеальное  образование, условное обозначение  объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. Использование понятия  нормы в общественных науках можно  сравнить с использованием понятия  «идеальный газ» в физике. В природе  такого газа нет, однако благодаря этому  понятию физикам удалось сделать  много открытий. Законы выявляются для идеального газа, но в каждом конкретном, реальном случае делается определенная поправка, вводится определенный коэффициент для того или иного  реального газа. 

В медицине, психологии, социологии имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы. То, что  не соответствует норме, обозначается другим словом – «отклонение». 

Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение  от нормы» – очень важные. Они  используются для характеристики процесса развития и социального поведения  ребенка. 

Отклонения могут  носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы  в развитии ребенка являются и  умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное  влияние и на процесс социального  становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно  отнести все формы социального  творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми. 

В социальной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку  отсчета, относительно которой можно  уточнять причины, вызывающие те или  иные отклонения, выяснять, каким образом  они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить  практическую социально-педагогическую деятельность.

Типы отклонений 

Отклонения от нормы  условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Рассмотрим их подробнее. 

Физические отклонения от нормы прежде всего связаны  со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половой  группы детей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди и пр.), которые  характеризуют здоровье ребенка. Фактически это – идеальные показатели, и  вряд ли можно найти такого ребенка, который точно соответствовал бы им. 

На начало 90-х годов  в России, по статистическим данным, каждый пятый ребенок рождается  нездоровым, в том числе 5-8% – с  наследственной патологией и 1-2% – с  врожденными аномалиями в развитии. В настоящее время лица с ограниченными  возможностями в здоровье составляют свыше 10% от общего числа обучающихся  в образовательных учреждениях  системы образования. В специальных  средствах образования нуждается  до 8% населения, а фактически получает возможность их использовать только четвертая часть нуждающихся  детей. Это означает, что процесс  социализации таких детей проходит с особыми сложностями и требует  специальной работы. 

Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследственными  факторами, или какими-либо внешними обстоятельства ми: тяжелой экологической  обстановкой, неудовлетворительным качеством  питьевой воды, снижением общего уровня жизни семьи и др. 

Существует довольно много классификаций людей, имеющих  отклонения в здоровье и развитии. Так, Всемирная организация здравоохранения  в 1980 году приняла британский вариант  трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

недуг – любая  утрата или аномалия психических  либо физиологических функций, элементов  анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;

ограниченная возможность  – любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается  нормой для человека;

недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта  или ограниченная возможность конкретного  человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной  роли, исходя из возрастных, половых  или социальных факторов. 

В проекте закона РФ о специальном образовании  физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. В  законе введено понятие, принятое в  западных странах, «лица с ограниченными  возможностями здоровья». К ним  относят детей, имеющих физический и (или) психический недостатки, которые  препятствуют освоению образовательных  стандартов без создания специальных  условий для получения образования. Также введено понятие «недостаток», выделены виды недостатков – физические, психические, сложные и тяжелые. 

К физическим недостаткам  относят подтвержденные в установленном  порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека, либо хроническое  соматическое или инфекционное заболевание. 

Психический недостаток – это утвержденный в установленном  порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том  числе повреждения мозга, а также  нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие  трудности в обучении. Сложный  недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке. 

Тяжелый недостаток – подтвержденный в установленном  порядке физический или психический  недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступным. К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного  аппарата. 

Психические отклонения от нормы прежде всего связаны  с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. К  этой группе отклонений прежде всего  относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения (от греч. малый  и ум) Умственная отсталость может  быть обусловлена врожденными дефектами  нервной системы или являться результатом болезни, травмы или  другой причины. У детей может  проявляться различная степень  выраженности умственной отсталости: от легкой – дебильности до глубокой – идиотии, К психическим отклонениям  относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения  произношения и заикания до сложных  дефектов с нарушениями чтения и  письма. 

Еще одной разновидностью психических отклонений являются нарушения  эмоционально-волевой сферы ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм – состояние  психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид – попытки к самоубийству. 

Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это  своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. Способности  – характеристика личности, выражающая меру освоения некоторой совокупности деятельности. Мера одаренности и  таланта устанавливается не по характеристикам  самих способностей, а по характеру  продуктов деятельности, отличающихся новизной, нестандартностью, оригинальностью  и другими показателями. 

Хорошо известно, что у ребенка проявляются  разные способности: одни проявляют  способности к музыке, другие –  к математике, третьи – к изучению иностранных языков и т.д. Только при благоприятных внешних условиях они приобретают форму одаренности. Большой знаток психологии ребенка  писатель Корней Чуковский в своей  знаменитой книге «От двух до пяти»  писал: «...Начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время  гениальным лингвистом. Поистине ребенок  есть величайший умственный труженик, который, к счастью, даже не подозревает  об этом». Психолог Н. Лейтес, изучавший  способности и одаренность в  детские годы, приводит в своих  работах многочисленные примеры  проявления одаренности великих  людей в ранние годы. Например, основатель кибернетики Н. Винер в 12 лет поступил в университет, а в 14 имел свою первую ученую степень; А.С. Грибоедов в 11 лет  поступил в Московский университет, а в 15 лет окончил два отделения (словесное и юридическое) философского факультета. И таких примеров много. 

В настоящее время  разработаны уникальные методики, позволяющие  обнаружить ранние способности детей  к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта, интеллектуальные способности детей, а также методики их формирования. Однако этим проблема не исчерпывается: возникает множество  вопросов: как обнаруживать способности  детей в обычной и специальной  школе, как помочь ребенку в реализации этих способностей, какие существуют пути и средства развития одаренности  детей? 

Причины физических и психических отклонений у детей  весьма основательно проработаны в  науке. При этом следует заметить, что ограничения на уровне биологической  организации человека встречаются  не так часто – лишь у 8-10 % детей; количество же детей, пострадавших от неблагоприятных условий развития, колеблется от 20 до 50%. 

Информация о работе Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике