Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:03, реферат

Описание

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится – будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это – люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди всегда выделялись в особую группу, в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним.

Работа состоит из  1 файл

Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике.docx

— 34.57 Кб (Скачать документ)

Таким образом, любое  отклонение нельзя рассматривать «в чистом виде», оно, как правило, интегрирует  другие виды отклонений. Поэтому в  федеральном законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной  ситуации». В эту категорию входят фактически все дети, о которых  шла речь выше: дети, оставшиеся без  попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом  и (или) физическом развитии; дети –  жертвы вооруженных и межнациональных  конфликтов, экологических и техногенных  катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных  ситуациях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в ; виде лишения  свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных  учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых  объективно нарушена в результате сложившихся  обстоятельств и которые не могут  преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. 

Для работы социального  педагога очень важное значение имеет  пограничная зона между нормой и  отклонением. Так, если говорить о социальных отклонениях, то между нормальным типом  поведения и отклоняющимся, отмеченным такими чертами, как безволие, чрезмерная активность, гнев и страх, резко выраженная внушаемость и др., располагается  неизмеримое количество переходных ступеней от нормы к отклонению, Вследствие этого нет возможности  провести четкую грань между естественным проявлением характера ребенка  и отклонениями в нем. 

Поэтому, с одной  стороны, работа социального педагога направлена на профилактику отклонений, предупреждение нарушений определенных норм и правил, принятых в обществе, с другой – на реабилитацию детей, в развитии которых установлены  те или иные отклонения. Это очень  важная и большая работа: как помочь детям, «выпавшим из социальной колеи», вернуться в общество.

Теории отклонений 

Уровень достигнутого сегодня знания позволяет выделить среди многочисленных факторов, являющихся источником отклонения в развитии ребенка  и его социализации, три основные группы: биогенные, социогенные и  психогенные. При этом можно сделать  вывод о том, что любая «поломка», любое ограничение потенциальных  возможностей человека неизбежно затрагивает  всю организацию в целом и ведет к нарушениям взаимодействия человека со средой, к «социальному выпадению». Связанные с этим процессы и явления изучаются учеными разных областей знания – социологии, психологии, социальной педагогики, медицины и др. Каждая из этих наук предлагает свои теории «выпадений», которые со временем развиваются, обогащаются новым содержанием и новыми технологиями. Кроме того, они тесно взаимодействуют между собой, взаимодополняя друг друга. Так, отклонения в поведении детей, имеющих ограниченные возможности, рассматривались вначале в русле медицинской модели, которая определяла подходы к их воспитанию и обучению. Согласно этой теории, отклонения в социальной жизнедеятельности таких детей, подобно отклонениям в телесных процессах, являются отражением и проявлением внутренних болезненных процессов. Иными словами, несоответствие социальной норме в поведении ребенка рассматривается как патология здоровья. 

В качестве причин, вызывающих отклоняющееся поведение, в рамках медицинской модели социального  выпадения выдвигались эндокринные  нарушения, нарушение созревания (акселерация  и недоразвитие), органические мозговые нарушения, генетические отклонения и  др. Тот факт, что социальное пространство, в котором находится ребенок, тоже оказывает на него свое воздействие, в рамках этой модели во внимание не принимается. Отсюда в научных работах  и методиках, касающихся проблем  воспитания таких детей, гораздо  шире используется медицинская терминология, чем социальная и педагогическая. На рубеже Х1Х-ХХ вв. в рамках медицинской  модели сформировалась теория социальной полезности людей с ограниченными  возможностями, которая получила широкое  распространение во многих развитых странах. Суть ее заключается в следующем. В обществе имеются люди, физические и психические возможности которых  ограниченны, но это не мешает им осуществлять хотя бы элементарную социально полезную деятельность, например, обслуживать  себя или выполнять какую-либо простую  работу. Это значит, что при необходимом  профессиональном обучении такие люди могут материально сами себя обеспечивать, а не становиться обузой и бременем для государства, которое их должно содержать. Кроме того, они могут  быть источником дешевой рабочей  силы, что также выгодно государству. Таким образом, в этой теории очевиден приоритет государства над личностью. Следует отметить, что в нашей  стране эта теория определяла позицию  государства в отношении людей, в том числе и детей, имеющих  ограниченные возможности, на протяжении многих десятилетий и, к сожалению, практически не утратила своего значения до сегодняшнего дня. 

В течение долгого  времени для обозначения людей  с ограниченными возможностями  повсеместно использовалось слово  «инвалид» (от лат. бессильный, слабый), которое противопоставляло эту  категорию граждан здоровым, сильным  людям, подчеркивая, что инвалиды –  более слабые, а потому менее способные. По сути дела это слово выражало отношение общества к данной категории  людей, которое проявлялось в  реальной жизни в том, что они  не могли решать самостоятельно свои проблемы, участвовать в политической и экономической жизни общества, быть избранными в органы власти наряду со здоровыми и многое другое. Жизнь  таких людей полностью контролировалась здоровыми людьми, находилась под  их абсолютным патронатом: что здоровые люди решат или захотят сделать  для инвалидов, то они и должны принимать. Этим медицинская модель оказывала определенное влияние  на законодательство, на социальную политику государства, организацию помощи людям  с ограниченными возможностями. 

В 60-х годах XX века на смену медицинской модели пришла социальная модель, развитию которой  послужила теория психоанализа. Этот новый подход к проблемам людей  с ограниченными возможностями  был инициирован ими самими, когда  они стали объединяться в ассоциации и различные движения, чтобы отстаивать свои права. В фокусе этой модели находятся  не внутренние причины, обусловливающие  ограниченные возможности человека (болезнь, нарушения в развитии и  т. д.), а взаимосвязь между отдельным  человеком и социумом. С этой точки  зрения ограничение возможностей человека вызвано во многом отношением к нему окружающих людей, выделяющим его из общества, а также барьерами, которые  существуют в окружающей его среде (архитектурной, социальной, психологической, педагогической и др.), рассчитанной прежде всего на здоровых людей. Другими  словами, ограниченные возможности  как проблема являются результатом  социальной, экономической и политической дискриминации таких людей в  обществе. Чтобы преодолеть ее, необходима интеграция людей с ограниченными  возможностями в общество на их собственных  условиях, а не путем их приспособления к нормам и правилам жизни здоровых людей. В связи с этим новым  подходом в современной зарубежной литературе слово «инвалид» как  выражающее социальное притеснение  и неравноправие определенной категории  граждан теперь не употребляется. 

В рамках социальной модели отклоняющееся поведение  детей стало рассматриваться  во взаимосвязи с процессами семейного  воспитания и межличностного взаимодействия. С разработкой таковой теории изменились приоритеты в объяснении социальных выпадений. Неадекватное, не соответствующее социальным ожиданиям  поведение детей и подростков стало рассматриваться как деформированный  процесс накопления социального  опыта, как результат субъективных нарушений, связанных с семейным неблагополучием, недостаточной педагогической культурой родителей, негативным балансом поощрений и наказаний, отсутствием  любви к ребенку и другими  факторами. Постепенно накапливающиеся  неразрешенные конфликты и приводят к отклоняющемуся поведению. А поскольку  оно обусловлено не только болезненными-процессами, на которые практически невозможно влиять, становится возможной его  коррекция. Таким образом, социальная модель позволила рассматривать  поведение ребенка не только как  отклоняющееся, но и корректирующееся. 

Теории социальных отклонений, не связанных с физическими  и психическими нарушениями, будут  рассмотрены ниже, при характеристике девиаций.

Информация о работе Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике