Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:03, реферат
В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится – будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это – люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди всегда выделялись в особую группу, в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним.
Таким образом, любое
отклонение нельзя рассматривать «в
чистом виде», оно, как правило, интегрирует
другие виды отклонений. Поэтому в
федеральном законе РФ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» введено понятие «дети,
находящиеся в трудной
Для работы социального
педагога очень важное значение имеет
пограничная зона между нормой и
отклонением. Так, если говорить о социальных
отклонениях, то между нормальным типом
поведения и отклоняющимся, отмеченным
такими чертами, как безволие, чрезмерная
активность, гнев и страх, резко выраженная
внушаемость и др., располагается
неизмеримое количество переходных
ступеней от нормы к отклонению,
Вследствие этого нет возможности
провести четкую грань между естественным
проявлением характера ребенка
и отклонениями в нем.
Поэтому, с одной стороны, работа социального педагога направлена на профилактику отклонений, предупреждение нарушений определенных норм и правил, принятых в обществе, с другой – на реабилитацию детей, в развитии которых установлены те или иные отклонения. Это очень важная и большая работа: как помочь детям, «выпавшим из социальной колеи», вернуться в общество.
Теории отклонений
Уровень достигнутого
сегодня знания позволяет выделить
среди многочисленных факторов, являющихся
источником отклонения в развитии ребенка
и его социализации, три основные
группы: биогенные, социогенные и
психогенные. При этом можно сделать
вывод о том, что любая «поломка»,
любое ограничение
В качестве причин, вызывающих
отклоняющееся поведение, в рамках
медицинской модели социального
выпадения выдвигались
В течение долгого
времени для обозначения людей
с ограниченными возможностями
повсеместно использовалось слово
«инвалид» (от лат. бессильный, слабый),
которое противопоставляло эту
категорию граждан здоровым, сильным
людям, подчеркивая, что инвалиды –
более слабые, а потому менее способные.
По сути дела это слово выражало
отношение общества к данной категории
людей, которое проявлялось в
реальной жизни в том, что они
не могли решать самостоятельно свои
проблемы, участвовать в политической
и экономической жизни
В 60-х годах XX века
на смену медицинской модели пришла
социальная модель, развитию которой
послужила теория психоанализа. Этот
новый подход к проблемам людей
с ограниченными возможностями
был инициирован ими самими, когда
они стали объединяться в ассоциации
и различные движения, чтобы отстаивать
свои права. В фокусе этой модели находятся
не внутренние причины, обусловливающие
ограниченные возможности человека
(болезнь, нарушения в развитии и
т. д.), а взаимосвязь между отдельным
человеком и социумом. С этой точки
зрения ограничение возможностей человека
вызвано во многом отношением к нему
окружающих людей, выделяющим его из
общества, а также барьерами, которые
существуют в окружающей его среде
(архитектурной, социальной, психологической,
педагогической и др.), рассчитанной
прежде всего на здоровых людей. Другими
словами, ограниченные возможности
как проблема являются результатом
социальной, экономической и политической
дискриминации таких людей в
обществе. Чтобы преодолеть ее, необходима
интеграция людей с ограниченными
возможностями в общество на их собственных
условиях, а не путем их приспособления
к нормам и правилам жизни здоровых
людей. В связи с этим новым
подходом в современной зарубежной
литературе слово «инвалид» как
выражающее социальное притеснение
и неравноправие определенной категории
граждан теперь не употребляется.
В рамках социальной
модели отклоняющееся поведение
детей стало рассматриваться
во взаимосвязи с процессами семейного
воспитания и межличностного взаимодействия.
С разработкой таковой теории
изменились приоритеты в объяснении
социальных выпадений. Неадекватное, не
соответствующее социальным ожиданиям
поведение детей и подростков
стало рассматриваться как
Теории социальных отклонений, не связанных с физическими и психическими нарушениями, будут рассмотрены ниже, при характеристике девиаций.
Информация о работе Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике