Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:03, реферат
В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится – будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это – люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди всегда выделялись в особую группу, в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним.
Для диагностики
физических и психических недостатков
создается постоянная межведомственная
психолого-медико-
Задачи комиссии
весьма обширны. Это и проведение
возможно более раннего психолого-
Педагогические отклонения
– такое понятие пока что редко
употребляется в педагогике и
социальной педагогике. Между тем
в педагогической деятельности для
реализации педагогических целей, стимулирования
развития личности используются различные
нормы, с помощью которых регулируется
деятельность обучаемых путем сопоставления
норм с показателями, характеризующими
процессы и результаты этой деятельности,
формируются оценки ее успешности.
Прежде всего это касается стандартов,
определяющих уровень образования;
затем перспективы, к достижению
которой стремится школьник; это
могут быть и нормы индивидуального
развития ребенка, обеспечивающие новые,
более высокие результаты в обучении,
и другие.
С наибольшей точностью
и определенностью можно
Однако есть дети,
не получившие общего образования. К
этой категории детей относят
таких, которые не посещают школу; окончили
только начальную школу; не получили
общего среднего образования. Причин такого
положения детей у нас в
стране довольно много: прогулы в
школе и неуспеваемость детей
приводит к нежеланию учиться; неблагополучие
в семье толкает ребенка на
улицу, где он вместо посещения уроков
начинает зарабатывать себе на жизнь;
экологические и социальные катаклизмы,
когда дети теряют родителей, оказываются
искалеченными, выпадающими из системы
образования на некоторое время.
Увеличивается количество детей, склонных
к бродяжничеству, которые также
не посещают школу. Можно назвать
еще много причин, по которым дети
не учатся в школе. Следует отметить
и большие трудности в
Главное личностное
затруднение таких детей, связанное
с интеграцией их в общество, заключается
в их дальнейшем профессиональном самоопределении
и получении профессионального
образования. Профессиональное самоопределение
выступает ведущим видом
Особое значение
в этом плане имеет профессиональное
образование детей-инвалидов и
детей, находящихся в местах лишения
свободы. Не следует сбрасывать со счетов
и неадекватную установку у некоторых
детей на снижение престижности образования
(«деньги можно заработать и другим
путем»). Следует также иметь в
виду довольно большую категорию
детей, которые самостоятельно не способны
выбрать вид профессиональной деятельности
в силу нарушения социального
развития на предшествующих этапах. Таких
детей объединяет нежелание или
неумение реализовать себя в социально
значимой профессиональной области
деятельности. В таком случае появляются
дети, не получившие профессионального
образования, которые для преодоления
этого отклонения нуждаются в
социально-педагогической помощи специалиста.
Социальные отклонения связаны с
понятием «социальная норма».
Социальная норма
– это правила, образец действия
или мера допустимого (дозволенного
или обязательного) поведения или
деятельности людей или социальных
групп, которое официально установлено
или сложилось на том или ином
этапе развития общества. Фактически
социальные нормы выступа ют моделью
должного поведения, должных общественных
отношений и деятельности, которые
создаются людьми на основе познания
социальной реальности.
Тенденция к отклонению
от общепринятых правил поведения имеет
свой исторический путь развития. Она
была известна еще в глубокой древности.
Но общество, побуждаемое стремлением
к самосохранению, пыталось регулировать
взаимоотношения между людьми и
вводило различные социальные ограничения:
мифы, табу (запрет), традиции, религиозные
догма ты. По мере усложнения человеческого
общества и совершенствования
Социальные нормы
делятся на две большие группы:
универсальные, т.е. распространяющиеся
на каждого человека в обществе,
и частные, относящиеся и регулирующие
определенную сферу профессиональной
деятельности или жизнедеятельности
людей (например, врач, социальный педагог,
брат, друг и др.). Социальные нормы
являются элементами системы нормативной
регуляции и обеспечения
Социальные нормы
и отклонения от них в поведении
человека представляют собой неотъемлемые
факторы функционирования любого общества.
Особенностью социальных норм для детей
является то, что они выступают
фактором воспитания, в процессе которого
про исходит усвоение социальных
норм и ценностей, вхождение в
социальную среду, усвоение социальных
ролей и социального опыта. В
этом случае одной из важных функций
воспитания выступает, ее управляющая
функция, задачей которой является
управление и организация обстоятельств,
которые влияют на сознание и поведение
детей и при этом обеспечивается
нужный воспитательный эффект.
В социологической,
психологической и
Причины такого отклоняющегося
поведения также достаточно хорошо
изучены. Они связаны с трудностями
подросткового переходного
Для оказания помощи
таким детям создаются
Физические: болезнь;
нарушения зрения; нарушения слуха;
нарушения опорно-
Психические: задержка
психического развития; умственная отсталость;
нарушения речи; нарушения эмоционально-
Педагогические: отклонения
в получении общего образования;
отклонения в получении профессионального
образования.
Социальные: сиротство;
отклоняющееся поведение: алкоголизм,
токсикомания, наркомания, проституция,
беспризорность, безнадзорность, бродяжничество,
правонарушения, преступность.
Следует отметить, что
в реальности «чистых» отклонений,
как правило, не бывает. Одно отклонение
провоцирует другое, одна группа отклонений
накладывается на другую. Социальные
отклонения у ребенка обычно имеют
в качестве причин и предпосылок
отклонения в здоровье, психические
и педагогические отклонения. Например,
детей с проблемами в физическом
и психическом развитии объединяет
то, что в первые годы жизни отклонения
в здоровье отрицательно сказываются
на формировании их биологических потребностей:
физических, физиологических, вследствие
чего они поздно осваивают предметно-манипулятивную
деятельность. Такое запаздывание в физическом
развитии ребенка, безусловно, оказывает
влияние и на его социальное развитие.
Чтобы это отставание не приобрело хронические
формы устойчивой дезадаптации ребенка,
необходимо развивать у него компенсаторные
механизмы, определенные социально-психологические
установки, позволяющие ему адаптироваться
и интегрироваться в общество.
Информация о работе Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике