Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:03, реферат

Описание

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится – будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это – люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди всегда выделялись в особую группу, в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним.

Работа состоит из  1 файл

Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике.docx

— 34.57 Кб (Скачать документ)

Для диагностики  физических и психических недостатков  создается постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия (из расчета одна комиссия на 10 тысяч  детей, но не менее чем одна на территории каждого субъекта РФ). 

Задачи комиссии весьма обширны. Это и проведение возможно более раннего психолого-медико-педагогического  обследования детей, и выявление  особенностей их развития в целях  установления диагноза и удовлетворения прав ребенка на получение образования. В задачу комиссии также входит консультирование родителей (или законных их представителей), педагогических, медицинских работников, социальных педагогов и других специалистов по вопросам, связанным со специальными условиями для получения детьми образования. Сведения, которые получает комиссия, заносятся в банк данных о детях с генными возможностями. В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят специалисты разного профиля: психолог, врач-психиатр, невропатолог, ортопед, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт. Кроме того, в состав комиссии обязательно входят представители специального образования – логопед, олигофрено-педагог (специалист, занимающийся детьми с отклонениями в умственном развитии), сурдопедагог (специалист, работающий с глухими детьми), тифлопедагог (специалист по работе со слепыми детьми); а также социальный педагог и юрист. Установление физического или психического отклонения у ребенка влечет за собой создание определенных условий, в том числе специальных образовательных учреждений: для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, психики, опорно-двигательного аппарата, со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой, для детей, подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям. Такие специализированные учреждения позволяют комплексно проводить работу как по оздоровлению детей, так и по их воспитанию и обучению, Однако изоляция ребенка в специальном образовательном учреждении, отделение от других, непохожих на него детей создает определенные трудности в его социализации, интеграции в общество. Поэтому такие дети, как правило, нуждаются в социально-педагогической помощи. Вместе с тем функции социального педагога в работе с этими категориями детей на сегодняшний день пока еще не определены. Но безусловно, социально-педагогическая деятельность по социализации детей, имеющих отклонения в физическом или психическом развитии, в дальнейшем получит официальный статус и будет иметь большое значение. 

Педагогические отклонения – такое понятие пока что редко  употребляется в педагогике и  социальной педагогике. Между тем  в педагогической деятельности для  реализации педагогических целей, стимулирования развития личности используются различные  нормы, с помощью которых регулируется деятельность обучаемых путем сопоставления  норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки ее успешности. Прежде всего это касается стандартов, определяющих уровень образования; затем перспективы, к достижению которой стремится школьник; это  могут быть и нормы индивидуального  развития ребенка, обеспечивающие новые, более высокие результаты в обучении, и другие. 

С наибольшей точностью  и определенностью можно говорить о нормах получения или неполучения (что является отклонением) образования. В последние годы в России появились  дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили образование. Такие отклонения от нормы могут  быть названы педагогическими. Педагогической нормой, или нормой образования, являются стандарты общего образования, которые  приняты в стране. В соответствии с этими стандартами ребенок  в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную, неполную среднюю (9 классов) или полную среднюю (11 классов) школу. Согласно Закону об образовании  РФ обязательным является общее среднее  образование. 

Однако есть дети, не получившие общего образования. К  этой категории детей относят  таких, которые не посещают школу; окончили только начальную школу; не получили общего среднего образования. Причин такого положения детей у нас в  стране довольно много: прогулы в  школе и неуспеваемость детей  приводит к нежеланию учиться; неблагополучие в семье толкает ребенка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь; экологические и социальные катаклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются  искалеченными, выпадающими из системы  образования на некоторое время. Увеличивается количество детей, склонных к бродяжничеству, которые также  не посещают школу. Можно назвать  еще много причин, по которым дети не учатся в школе. Следует отметить и большие трудности в получении  образования детей, имеющих отклонения в психическом или физическом развитии. Для таких детей, как  было показано выше, существуют школы, где они обучаются под руководством профессионально подготовленных специалистов. Но многое зависит от того, где живет  ребенок: в городе или сельской местности, из какой он семьи – или это  семья, заинтересованная в получении  образования своего ребенка, или  же семья, например, алкоголиков, бомжей, где образование ребенка занимает далеко не первое место в жизни. Если добавить сюда семьи переселенцев и  беженцев, которые имеют таких  детей, в этом случае проблема получения  образования детей еще более  усугубляется. Для некоторых детей, имеющих проблемы в здоровье, обучение проводится на дому индивидуально. Однако при этом, как правило, преподаются  только основные дисциплины, а такие, как музыка и изобразительное  искусство, входящие в стандарт общего образования, обычно дома детьми не изучаются. Вместе с тем они имеют большое  значение для развития способностей детей. Отделение ребенка от школьного  коллектива также негативно сказывается  на становлении и развитии ребенка, на его самоутверждении. 

Главное личностное затруднение таких детей, связанное  с интеграцией их в общество, заключается  в их дальнейшем профессиональном самоопределении  и получении профессионального  образования. Профессиональное самоопределение  выступает ведущим видом деятельности для подростка, закончившего 9 классов, и учащихся старших классов. Однако получение желаемого образования, отвечающего интересам и способностям детей, осложняется различными обстоятельствами объективного и субъективного характера: уменьшается количество учебных  заведений начального профессионального  образования, среднее и высшее профессиональное образование можно получить на конкурсной основе, увеличивается платное обучение, для подростков зачастую характерна неадекватная оценка своих возможностей и др. 

Особое значение в этом плане имеет профессиональное образование детей-инвалидов и  детей, находящихся в местах лишения  свободы. Не следует сбрасывать со счетов и неадекватную установку у некоторых  детей на снижение престижности образования («деньги можно заработать и другим путем»). Следует также иметь в  виду довольно большую категорию  детей, которые самостоятельно не способны выбрать вид профессиональной деятельности в силу нарушения социального  развития на предшествующих этапах. Таких  детей объединяет нежелание или  неумение реализовать себя в социально  значимой профессиональной области  деятельности. В таком случае появляются дети, не получившие профессионального  образования, которые для преодоления  этого отклонения нуждаются в  социально-педагогической помощи специалиста. Социальные отклонения связаны с  понятием «социальная норма». 

Социальная норма  – это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или  деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено  или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступа ют моделью  должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые  создаются людьми на основе познания социальной реальности. 

Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет  свой исторический путь развития. Она  была известна еще в глубокой древности. Но общество, побуждаемое стремлением  к самосохранению, пыталось регулировать взаимоотношения между людьми и  вводило различные социальные ограничения: мифы, табу (запрет), традиции, религиозные  догма ты. По мере усложнения человеческого  общества и совершенствования общественных отношений стали формироваться  более устойчивые правовые, нравственные позиции людей по отношению к  поведению, отклоняющемуся от норм морали и права, принятых в том или  ином обществе. Социальные отклонения могут быть вызваны социальным статусом человека, его ролью как субъекта деятельности, характером выполняемой  деятельности, ценностными критериями и другими факторами. 

Социальные нормы  делятся на две большие группы: универсальные, т.е. распространяющиеся на каждого человека в обществе, и частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности  людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и др.). Социальные нормы  являются элементами системы нормативной  регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция). Социальные нормы можно сгруппировать  и по другим признакам, они могут  подразделяться на правовые, моральные, политические, религиозные и др. Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превращения внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применения различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоняется  от принятых социальных норм. 

Социальные нормы  и отклонения от них в поведении  человека представляют собой неотъемлемые факторы функционирования любого общества. Особенностью социальных норм для детей  является то, что они выступают  фактором воспитания, в процессе которого про исходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в  социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В  этом случае одной из важных функций  воспитания выступает, ее управляющая  функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение  детей и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект. 

В социологической, психологической и педагогической литературе достаточно основательно проработаны  проблемы детей с отклоняющимся  поведением, разновидностями которого являются детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. В научной педагогической литературе для этой категории детей  используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок не с девиантным, а социальным поведением» и др. Несмотря на некоторые тонкости в определении этих понятий, многие исследователи сходятся в одном – что в этом случае поведение ребенка не соответствует нормам и правилам, принятым в данном обществе. 

Причины такого отклоняющегося поведения также достаточно хорошо изучены. Они связаны с трудностями  подросткового переходного возраста, неопределенностью социального  положения в обществе, нестабильностью  развития страны, возникновением экстремальных  ситуаций, из которых ребенок не может самостоятельно найти выход, и др. 

Для оказания помощи таким детям создаются специализированные социальные службы. Дети, совершившие  общественно опасные деяния и  достигшие возраста одиннадцать  лет, по решению суда с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии могут направляться в специальные  школы или в специальные профессиональные учебные заведения, Среди детей, имеющих отклонения в социальном развитии, следует также выделить такую категорию, как дети, оставшиеся без попечения родителей. Это  дети-сироты и так называемые «социальные  сироты» – дети, которые имеют  биологических родителей, но в силу разного рода обстоятельств не живут  с ними. Для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существуют специальные образовательные и  социальные учреждения. К ним относятся: дома-ребенка, детские дома, школы-интернаты, социально-реабилитационные центры помощи детям, социальные приюты и др. 

Физические: болезнь; нарушения зрения; нарушения слуха; нарушения опорно-двигательного  аппарата. 

Психические: задержка психического развития; умственная отсталость; нарушения речи; нарушения эмоционально-ролевой  сферы; одаренность. 

Педагогические: отклонения в получении общего образования; отклонения в получении профессионального  образования. 

Социальные: сиротство; отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность. 

Следует отметить, что  в реальности «чистых» отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую. Социальные отклонения у ребенка обычно имеют  в качестве причин и предпосылок  отклонения в здоровье, психические  и педагогические отклонения. Например, детей с проблемами в физическом и психическом развитии объединяет то, что в первые годы жизни отклонения в здоровье отрицательно сказываются на формировании их биологических потребностей: физических, физиологических, вследствие чего они поздно осваивают предметно-манипулятивную деятельность. Такое запаздывание в физическом развитии ребенка, безусловно, оказывает влияние и на его социальное развитие. Чтобы это отставание не приобрело хронические формы устойчивой дезадаптации ребенка, необходимо развивать у него компенсаторные механизмы, определенные социально-психологические установки, позволяющие ему адаптироваться и интегрироваться в общество. 

Информация о работе Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике