Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 11:59, контрольная работа
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.
Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.
1. Понятие о воспитании;
2. Процесс и результат воспитания;
3. Воспитание как социальное явление и как педагогический процесс;
4. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности;
I. Общество как залог правильного воспитания;
II. Управление процессом оспитания;
III. Социальные факторы, влияющие на становление личности;
IV. Влияние коллектива на воспитание ребёнка;
V. Заключение.
Тольяттинский
государственный
университет
Институт
заочного обучения
Контрольная
работа
По теоретической педагогике
На тему: «Понятие о воспитании. Воспитание как социальное явление и как педагогический процесс»
Студентки группы: ХОБз-331
Ткаченко Евгения
Александровна
Преподаватель: Дрыгина Е.Н.
Оценка ______________________________
Регистрационный номер ______________________
Дата ______________________________
СОДЕРЖАНИЕ:
ПОНЯТИЕ О ВОСПИТАНИИ
Понятие
«воспитание» в широком
и узком значении.
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.
Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.
Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.
Следующая основная категория педагогики – обучение. Это планомерный организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений, навыков, руководства его познавательной деятельностью и выработки у него мировоззрения, средство получения образования. Основу обучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве исконных компонентов содержания, а со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения.
Знание – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятии и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания действительности.
Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действии, доведенных до совершенства путем многократных упражнений.
Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда им придают необходимую направленность, формируя как бы попутно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитательный характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения.
Обучая –
воспитываем, воспитывая – обучаем.
Обращаясь
к справочной литературе, можно описать
воспитание как «процесс систематического
и целенаправленного воздействия на духовное
и физическое развитие личности в целях
подготовки ее к производственной, общественной
и культурной деятельности. Тесно связано
с образованием и обучением». Несмотря
на дальнейшее идеологическое продолжение,
с таким определением сложно спорить.
Поэтому попытаемся его понять.
Процесс
и результат воспитания.
Следует сразу отделить два различных понятия – воспитание как процесс и воспитание как результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан, получил такое или иное воспитание, подразумевая под этим суммарный результат, полученный в результате воспитательного процесса (тут воспитание смыкается с понятием образования). Но, по моему мнению, в воспитании решающее значение имеет не достигаемая цель, а способ ее достижения.
Человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически до самой смерти. Хотя сила этого воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса и так далее. Педагогика как наука о воспитании на текущий момент имеет в своем арсенале четыре парадигмы, согласно которым осуществляется воспитательный процесс:
Каждая из них находит свое применение в определенных условиях. Далее предпринята попытка, выделить смысл воспитания при применении каждой парадигмы. При этом под смыслом понимается тот результат, который реально достигается в результате применения парадигмы, а не планируемый результат, который хотелось бы видеть.
Что же собственно является результатом самовоспитания? Так как в процессе воспитания происходит формирование определенных отношений индивида с окружающим его обществом, допустимо будет сказать, что результатом самовоспитания является личность. Под личностью здесь понимается совокупность социально значимых особенностей конкретного человека. Тут возникает интересный казуистический вопрос – является ли личностью Робинзон Крузо? С формальной точки зрения получается, что Робинзон перестал быть личностью, как только попал на необитаемый остров (отсутствие общества) и вновь стал ею, встретив Пятницу. Видимо, следует уточнить, что социально значимые особенности индивида являются его свойствами, не исчезающими (по крайней мере, сразу) при исчезновении общества. Наоборот, сила личности Робинзона как раз и проявилась в сохранении общества внутри себя (иначе бы он просто одичал). Смысл самовоспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.
Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека с использованием внешней системы принуждения, кнутом и пряником. При этом считается, что воспитуемый не может осознать смысла воспитания, оценить его необходимость в процессе воспитания, поэтому единственным способом достижения поставленной задачи является принуждение.
Согласно андрологической парадигме, воспитуемый осознает процесс самовоспитания, ставит себе цели и достигает их. Преподавателю в такой схеме отводится роль помощника, который должен поддержать, подтолкнуть человека на этом пути. Теория этой парадигмы не сформирована, тут (впрочем, как и в педагогике в целом) преобладает феноменологический подход. Сама концепция радует тем, что воспитатель и воспитуемый находятся в равном положении. Но тут возникает другое противоречие. Для того чтобы у воспитуемого сформировалась какая-либо цель, необходимо как минимум сформировать ему пространство выбора цели. А для того, чтобы совершить выбор, следует представлять все то, из чего приходится выбирать. Но представить это можно только уже либо в процессе, либо после окончания процесса воспитания. Следует заметить, что данная парадигма применяется в основном в высшем образовании, так что под воспитанием в данном случае понимается получение образования.
Согласно акмеологической парадигме, в процессе воспитания человеку следует предоставить максимальную помощь в раскрытии его индивидуальности, реализации потенциальных возможностей, помочь взобраться на собственную вершину.
Такой подход имеет ярко выраженную творческую направленность, находит применение в гуманитарных сферах, различных художественных и других школах и студиях. В отношении к человеку проявляется максимальная индивидуальность.
Концепция коммуникативной парадигмы предусматривает общение и взаимное совершенствование группы людей из одной предметной области, примерно одинаковых по уровню развития. В процессе взаимного общения происходит обмен информацией, знаниями и умениями, совершенствование людей. В научной сфере это реализуется разнообразными симпозиумами, конференциями, семинарами и так далее. Коммуникативная парадигма также лежит в основе различных групповых психологических тренингов.
Самовоспитание человека состоит в том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности – устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия.
Нет ничего более
сложного и более важного, чем
трезвая, объективная самооценка. «Познай
самого себя» – учили великие
мыслители древности. Сложно беспристрастно
контролировать свое поведение, последствия
своих поступков. Еще более сложно объективно
оценить свое место в обществе, свои возможности,
т.к. психофизиологический потенциал во
многом определяется врожденными генетическими
задатками, типом высшей нервной деятельности
и эмоционально-волевой сферой. Однако
систематический и строгий самоанализ
необходим, благодаря нему человек может
рассчитывать на свое духовное, нравственное
развитие.
Выделяются следующие виды воспитания человека:
По содержанию воспитания:
По институциональному признаку:
По доминирующим принципам и стилю отношений (эта разделение не является ни общепринятым, ни чётким):
В силу значительной широты охвата понятия в целом, в российской педагогике выделяется такое понятие, как:
Социальное воспитание — целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.
Категория воспитания — одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть, отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений.
Дефекты
воспитания являются своеобразным «браком»
процесса воспитания, когда в силу тех
или иных причин у особи не вырабатываются
некоторые из этологических стереотипов
или же, соответственно, не усваиваются
определенные адаптивные нормы. Дефекты
воспитания могут быть относительно безвредными,
но могут и представлять существенную
опасность, как для самой особи, так и для
ее окружения и среды обитания. Причинами
возникновения дефектов воспитания могут
быть по отдельности или в совокупности
следующие факторы:
Наличие дефектов
воспитания может быть причиной проявления
в дальнейшем у индивида различных
форм девиантного поведения. Одновременно
с этим механизм формирования дефектов
воспитания в природе является своеобразным
фильтром, действующим в рамках естественного
отбора и предотвращающим устойчивое
воспроизведение определенных патологий
(не обязательно поведенческих) в потомстве.