Понятие о воспитании. Воспитание как социальное явление и как педагогический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 11:59, контрольная работа

Описание

Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.
Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.

Содержание

1. Понятие о воспитании;
2. Процесс и результат воспитания;
3. Воспитание как социальное явление и как педагогический процесс;
4. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности;
I. Общество как залог правильного воспитания;
II. Управление процессом оспитания;
III. Социальные факторы, влияющие на становление личности;
IV. Влияние коллектива на воспитание ребёнка;
V. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

ПОНЯТИЕ О ВОСПИТАНИИ 111.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

Воспитание как социальное явление и как педагогический процесс. 

    Воспитание как общественное явление. Категория, цели воспитания в педагогике. Методология и методы воспитания.

    Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

     На  основе осознания взрослыми основных черт воспитания как общественного  явления в обществе возникает стремление к сознательному и целенаправленному использованию законов воспитания в интересах детей и общества. Старшие поколения сознательно обращаются к обобщению опыта воспитательных отношений, к изучению проявляющихся в нем тенденций, связей, законов, к использованию их в целях формирования личности. На этой основе и возникает педагогика, наука о законах воспитания и их использовании в целях сознательного и целенаправленного руководства жизнью и деятельностью детей.

     Итак, общественное явление — воспитание — необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации, является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.

     Прежде  чем рассматривать воспитание как предмет педагогики, небезынтересно познакомиться с различными воззрениями на это понятие. В учебнике Н.И. Болдырева «Методика воспитательной работы в школе», по которому занималось не одно поколение советских студентов, дается следующее определение:

    «Воспитание – это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов».

С позиций  деятельности дает определение и  высший в свет в 1985 году «Краткий психологический  словарь». Правда, его определение  дано с заметным «привкусом» идеологии:

«Воспитание – это деятельность по передаче новым поколениям общественно –  исторического опыта, диалектико-материалистического  мировоззрения, высокой морали, глубокой идейности, общественной активности, творческого  отношения к действительности, высокой культуры труда и поведения».

Изданный  тремя годами позже «Краткий педагогический словарь пропагандиста»  рассматривает  воспитание уже не как деятельность, а как процесс:

«Воспитание – объективно – закономерный процесс  подготовки людей к трудовой и  иной полезной деятельности в обществе». С таких же позиций определил воспитание и известный педагог – гуманист В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы»:

«Воспитание в широком смысле – это многогранный процесс постоянного духовного  обогащения и обновления».

     Воспитание  – процесс всеобщий. Все жизненное  пространство, в котором развивается, формируется и реализует свое природное назначение человек, пронизано  воспитанием.

     Воспитание  – процесс объективный. Оно не зависит от меры его признания, от термологических споров и конъюнктурных метаний. Это реальность человеческого бытия.

     Воспитание  – процесс многомерный. Его большая  часть связана с социальной адаптацией, с саморегуляцией каждой личности. В то же время другая часть осуществляется с помощью педагогов, родителей, воспитателей. Воспитание, конечно же, отражает особенности конкретной исторической ситуации, общее состояние всей государственной, в том числе образовательной, системы. Оптимальный путь к успеху – гуманистическая воспитательная система.

     Таким образом, воспитание – это и сложный  процесс освоения духовной и социально  – исторического наследия нации, и вид педагогической  деятельности, и великое искусство усовершенствования человеческой природы, и отрасль  науки – педагогика.

     Деятельность  учителя направлена на формирование личности растущего человека. Результаты ее находят отражения в облике воспитанника, в чертах его личности, в характере  и поведении. Полноценное развитие личности осуществляется при условии, если воспитание наиболее полно отражает требования общества, определяющие  цель воспитания.

     Цель  воспитания сообщает деятельности воспитателей перспективный, созидательный характер. Без точного знания цели и ее учета  в воспитательной деятельности нет  и не может быть полноценного воспитания.

В цели воспитания выражен определённый идеал, сформулированы требования к человеку - каким он должен быть и для каких  общественных нужд его надо подготовить.

     Следует отметить, что в современной педагогике проблема целей воспитания  является дискуссионной. Ни одно из существующих определений цели воспитания не представляется исчерпывающим.

В различных  педагогических концепциях цель воспитания трактуется в зависимости от сознательно  – философской позиции авторов.

     Современная отечественная педагогика предполагает наличие как идеальной, так и реальной цели воспитания.

Идеальная цель воспитания отражает соответствие идеалу воспитания, под которым понимается всесторонне развитая гармоническая личность.

Философы  древности представляли себе человека  средоточением  функциональных добродетелей. В дальнейшем проблема  всесторонне развитой личности была сформулирована К. Марксом.

     История развития человеческого общества показывает, что в одном человеке реально  не могут быть развиты с должной  полнотой все стороны его личности. Идеальная цель воспитания является ориентом на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности.

Реальные  цели воспитания в отличие от идеальных изменяются в зависимости от целого ряда условий.

Реальные  цели воспитания имеют исторический характер.

Сформулированная  обществом реальная цель воспитания носит объективный характер, поскольку  отражает принятые обществом ценности и направлена на воспитание необходимых  обществу людей.

     Цели  воспитания могут носить и субъективный характер – как правило, в том случае, когда конкретная семья формирует для себя, каким они хотят вырастить своего ребенка. Такая цель может совпадать с реальной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие.

В истории педагогики цели воспитания рождаются в бесконечных спорах о том, что такое воспитанный человек, каким он должен быть.

     Древние мыслители полагали, что целью  воспитания должно быть воспитание добродетелей:

Платон  отдавал предпочтение воспитанию ума, воли, чувств;

Аристотель  – воспитанию мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной частоты.

     По  мнению Яна Амоса Коменского, воспитание должно быть направленно на достижение трёх целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание).

     Дж. Локк  считал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена, человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно».

     К. Кельвеций  утверждал, что в основу воспитания должна быть положена «единая  цель». Эта цель может быть выражена как стремление к благу общества, то есть к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего числа  граждан.

     Ж.Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания общечеловеческим ценностям.

     И. Песталоцци говорил, что цель воспитания – развить способности и дарования  человека, заложенные в него природой,  постоянно их совершенствовать и  таким образом обеспечить гармоническое развитие сил и способностей человека.

     И. Кант возлагал на воспитание большие  надежды и видел его цель в  том, чтобы готовить воспитанника к  завтрашнему дню.

     И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее  развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека.

     По  мнению К.Д. Ушинского, воспитанный  человек – это, прежде всего человек  нравственный: «Мы смело, высказываем  убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы  познаниями».

     Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у учеников осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и цивилизации.

     Методы  воспитания – это пути (способы) достижения заданной цели воспитания.

     Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется. Какими причинами детерминируется применение того или иного метода? Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют воспитателя отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели? Выбор методов жестоко детерминирован, ибо он глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы.

     На  практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший — оптимальный. Выбор метода — всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами времени, энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать между собой эффективность различных методов воспитания.

     Среди общих причин (условий, факторов), определяющих выбор методов воспитания, прежде всего должны быть учтены следующие:

  • Цели и задачи воспитания: цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.
  • Содержание воспитания: надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены разным смыслом. Поэтому, очень важно правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом. Поскольку содержательная характеристика методов очень важна, она также учитывается при классификации.

     Возрастные  особенности воспитанников: одни и  те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников. За возрастом — приобретенный социальный опыт, уровень социального, нравственного, духовного развития. Формировать, скажем, чувство ответственности нужно и в младшем, и в среднем, и в старшем школьном возрасте, но методы воспитания должны меняться. Те, которые подходят первокласснику, снисходительно воспринимаются в третьем и отвергаются в пятом классе.

  • Уровень сформированности коллектива (школьного класса):по мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными, гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
  • Индивидуальные и личностные особенности воспитанников: общие методы, общие программы — лишь канва воспитательного взаимодействия, необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».
  • Условия воспитания: к ним кроме материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических относятся и отношения, складывающиеся в классе — климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др. Абстрактных условий, как известно, не бывает, они всегда конкретны. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства. Обстоятельства, в которых совершается воспитание, получили название педагогических ситуаций.
  • Средства воспитания: методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов, существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации — необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т. д.), средства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность учителей и учеников. Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма нарушается, значение фактора может стать определяющим. Известно, например, какие послабления делаются больным детям. Невыспавшийся, нервничающий воспитанник требует иных методов, чем воспитанник здоровый и бодрый. Отсутствие необходимых наглядных пособий вынуждает воспитателя корректировать методы, обходиться тем, что есть, и т. д.

Информация о работе Понятие о воспитании. Воспитание как социальное явление и как педагогический процесс