Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 11:59, контрольная работа
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.
Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.
1. Понятие о воспитании;
2. Процесс и результат воспитания;
3. Воспитание как социальное явление и как педагогический процесс;
4. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности;
I. Общество как залог правильного воспитания;
II. Управление процессом оспитания;
III. Социальные факторы, влияющие на становление личности;
IV. Влияние коллектива на воспитание ребёнка;
V. Заключение.
В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов для достижения практически любых целей. Методов и особенно различных версий (модификаций) накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов, которая помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.
По каким признакам могут быть выстроены в систему методы воспитания? Таких признаков много, поскольку метод воспитания — явление многомерное. Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций: одни более пригодны для решения практических задач, другие представляют лишь теоретический интерес.
По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев и дри). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно ( Т. А. Ильина,
И.Т.Огородников). Она включает методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Маръенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.
По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса: влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, предусматривающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания (Г. И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:
1. формирования сознания личности;
2. организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
3. стимулирования поведения и деятельности.
Педагогика, как и любая другая наука, оперирует своими понятиями, выражающими определенные обобщения. Такие обобщения принято называть педагогическими категориями.
Основные педагогические категории включают воспитание, обучение и образование.
Педагогика прибегает также к общенаучным категориям: к их числу относятся развитие и формирование. Воспитание - это общая, вечная и конкретно-историческая категория. Понятие "воспитание" имеет два основных значения: социальное и педагогическое.
Воспитание в социальном смысле, по существу, отождествляется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. Ребенка готовит к жизни все социальное устройство общества - семья, детский сад, школа, средства массовой информации, церковь и др. Имеют значение и многие другие внешние воздействия, обстоятельства и условия: этническая принадлежность человека, природное и культурное окружение, место жительства и др. Воспитание в педагогическом смысле - это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Если воспитание имеет своей целью развитие личности в целом (в детском саду, школе, семье), то обычно говорят о воспитании в широком педагогическом смысле. Если взрослые воздействуют на ребенка с целью формирования у него определенных психических и личностных качеств, то имеется в виду воспитание в узком педагогическом смысле.
Воспитательные воздействия могут быть и внутренними, когда человек сам предъявляет к себе требования, пытается с помощью определенной деятельности воздействовать на себя с целью формирования каких-то качеств. Такая работа над собой называется самовоспитанием. По словам В.А. Сухомлинского, истинное воспитание "совершается только тогда, когда есть самовоспитание".
Обучение - целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. Обучение состоит из двух неразрывно связанных явлений: преподавания и учения.
Воспитание
растущего человека
как формирование развитой
личности.
Преодоление
отчуждения человека от его подлинной
сущности, формирование духовно развитой
личности в процессе исторического развития
общества не совершается автоматически.
Оно требует усилий со стороны людей, и
эти усилия направляются как на создание
материальных возможностей, объективных
социальных условий, так и на реализацию
открывающихся на каждом историческом
этапе новых возможностей для духовно-нравственного
совершенствования человека.
В
этом двуедином процессе реальная возможность
развития человека как личности обеспечивается
всей совокупностью материальных и
духовных ресурсов общества. Однако наличие
объективных условий само по себе еще
не решает задачу формирования развитой
личности. Необходима организация систематического,
базирующегося на знании и учете объективных
закономерностей развития личности процесса
воспитания, который служит необходимой
и всеобщей формой этого развития.
Цель работы рассмотреть воспитание как социальное явление.
Задачи
работы:
1. Общество как залог правильного воспитания.
2. Управление процессом воспитания.
3. Социальные факторы, влияющие на становление личности.
4. Влияние коллектива на воспитание
ребенка.
Общество
как залог правильного
воспитания.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.
И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.
Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.
Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания.
Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.
Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития.
Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. "Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности".
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.
"Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность во благе другого.
Показательно, что накопительница психологического опыта - литература устами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту истину. На рубеже XX столетия великий русский писатель поставил перед всем человечеством чрезвычайно простой и одновременно архисложный вопрос: что же происходит с человеком в современном мире?
Почему простые и ясные основы его жизни (труд, забота о ближнем, любовь к природе и бережное к ней отношение, сострадание к человеку и др.) вдруг начинают терять для него весь свой смысл и значение?
Что же такое эта самая "цивилизованность" современного человека, если благодаря ей он утрачивает целостность нравственного сознания и начинает стремиться к самым варварским формам саморазрушения, зачастую сам не замечая этого?
При этом писатель как предчувствовал, какие чудовищные формы примет в "массовом" сознании обывателя XX столетия эта "эмансипированная" стихия "животности".
Пытаясь разобраться во всем этом, Л. Н. Толстой вскрыл противоречия нравственного бытия человека современного общества, указав, что главная причина утраты им веры и осмысленности своего существования кроется в слепом эгоизме, извратившем духовноценностную природу познания.