Понятие о воспитании. Воспитание как социальное явление и как педагогический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 11:59, контрольная работа

Описание

Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.
Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.

Содержание

1. Понятие о воспитании;
2. Процесс и результат воспитания;
3. Воспитание как социальное явление и как педагогический процесс;
4. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности;
I. Общество как залог правильного воспитания;
II. Управление процессом оспитания;
III. Социальные факторы, влияющие на становление личности;
IV. Влияние коллектива на воспитание ребёнка;
V. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

ПОНЯТИЕ О ВОСПИТАНИИ 111.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

     В педагогической литературе можно найти  описание большого количества методов для достижения практически любых целей. Методов и особенно различных версий (модификаций) накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов, которая помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.

     По  каким признакам могут быть выстроены  в систему методы воспитания? Таких признаков много, поскольку метод воспитания — явление многомерное. Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций: одни более пригодны для решения практических задач, другие представляют лишь теоретический интерес.

     По  характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев и дри). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно ( Т. А. Ильина,

И.Т.Огородников). Она включает методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Маръенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

     По  результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса: влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

     В настоящее время наиболее объективной  и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, предусматривающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания (Г. И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:

1.    формирования сознания личности;

2.    организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

3.    стимулирования поведения и деятельности.

     Педагогика, как и любая другая наука, оперирует  своими понятиями, выражающими определенные обобщения. Такие обобщения принято  называть педагогическими категориями.

     Основные  педагогические категории включают воспитание, обучение и образование.

     Педагогика  прибегает также к общенаучным  категориям: к их числу относятся  развитие и формирование. Воспитание - это общая, вечная и конкретно-историческая категория. Понятие "воспитание" имеет два основных значения: социальное и педагогическое.

     Воспитание  в социальном смысле, по существу, отождествляется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. Ребенка готовит к жизни все социальное устройство общества - семья, детский сад, школа, средства массовой информации, церковь и др. Имеют значение и многие другие внешние воздействия, обстоятельства и условия: этническая принадлежность человека, природное и культурное окружение, место жительства и др. Воспитание в педагогическом смысле - это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Если воспитание имеет своей целью развитие личности в целом (в детском саду, школе, семье), то обычно говорят о воспитании в широком педагогическом смысле. Если взрослые воздействуют на ребенка с целью формирования у него определенных психических и личностных качеств, то имеется в виду воспитание в узком педагогическом смысле.

     Воспитательные  воздействия могут быть и внутренними, когда человек сам предъявляет к себе требования, пытается с помощью определенной деятельности воздействовать на себя с целью формирования каких-то качеств. Такая работа над собой называется самовоспитанием. По словам В.А. Сухомлинского, истинное воспитание "совершается только тогда, когда есть самовоспитание".

     Обучение  - целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. Обучение состоит из двух неразрывно связанных явлений: преподавания и учения.

     Под образованием принято понимать процесс овладения системой знаний и умений, выработанных человечеством; формирование на этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, сознания и поведения, целенаправленную деятельность, с приобщением человека к культуре, к знаниям.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Воспитание  растущего человека как формирование развитой личности. 

     Преодоление отчуждения человека от его подлинной  сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. 

     В этом двуедином процессе реальная возможность  развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и  духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. 

     Цель  работы рассмотреть воспитание как социальное явление.

     Задачи  работы: 

     1. Общество как залог правильного воспитания.

          2. Управление процессом воспитания.

          3. Социальные факторы, влияющие на становление личности.

          4. Влияние коллектива на воспитание ребенка. 

       
 
 

Общество  как залог правильного  воспитания. 

    Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

    Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

    И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

    Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

    Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

    Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания.

    Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

    Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития.

    Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. "Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности".

    Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.

    "Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

    Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность во благе другого.

    Показательно, что накопительница психологического опыта - литература устами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту истину. На рубеже XX столетия великий русский писатель поставил перед всем человечеством чрезвычайно простой и одновременно архисложный вопрос: что же происходит с человеком в современном мире?

    Почему простые и ясные основы его жизни (труд, забота о ближнем, любовь к природе и бережное к ней отношение, сострадание к человеку и др.) вдруг начинают терять для него весь свой смысл и значение?

    Что же такое эта самая "цивилизованность" современного человека, если благодаря ей он утрачивает целостность нравственного сознания и начинает стремиться к самым варварским формам саморазрушения, зачастую сам не замечая этого?

    При этом писатель как предчувствовал, какие чудовищные формы примет в "массовом" сознании обывателя XX столетия эта "эмансипированная" стихия "животности".

    Пытаясь разобраться во всем этом, Л. Н. Толстой вскрыл противоречия нравственного бытия человека современного общества, указав, что главная причина утраты им веры и осмысленности своего существования кроется в слепом эгоизме, извратившем духовноценностную природу познания.

Информация о работе Понятие о воспитании. Воспитание как социальное явление и как педагогический процесс