Понятие образовательной услуги. Платность дополнительной образовательной услуги в государственных и муниципальных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:35, реферат

Описание

Учитывая актуальность данной проблемы, в своей работе я попыталась рассмотреть сущность понятия «образовательная услуга», ее специфические особенности, отличия от других видов услуг, классификацию, а также платность дополнительной образовательной услуги в государственных и муниципальных учреждениях.

Содержание

Введение 3
Понятие об образовательной услуге 4
Характеристика и основные черты образовательной услуги 7
Рынок образовательных услуг 12
Классификация образовательных услуг 14
Дополнительные платные образовательные услуги 20
5.1. Нормативно-правовая база 20
5.2. Порядок оказания услуг 24
5.3. Заключение договора на оказание платных дополнительных образовательных услуг 28
5.4. Оплата дополнительных образовательных услуг 33
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 54.49 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра «Педагогические измерения» 
 
 
 
 
 
 

Реферат

на тему: «Понятие образовательной услуги. Платность  дополнительной образовательной услуги в государственных и муниципальных  учреждениях» 
 
 
 

Выполнила

Ст. гр. БМЗС-51

Саблина А. В.

Проверила

Корсунова Е. Ф. 
 
 
 
 
 
 

г. Ростов-на-Дону

2011 г. 

Содержание.

Введение                                                                                                                   3

  1. Понятие об образовательной услуге                                                           4
  2. Характеристика и основные черты образовательной услуги                   7
  3. Рынок образовательных услуг                                                                   12
  4. Классификация образовательных услуг                                                    14
  5. Дополнительные платные образовательные услуги                                20

5.1. Нормативно-правовая  база                                                                            20

5.2. Порядок оказания  услуг                                                                                 24

5.3. Заключение  договора на оказание платных  дополнительных образовательных  услуг                                                                                          28

5.4. Оплата дополнительных  образовательных услуг                                        33

Список литературы                                                                                                35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Развитие рыночных отношений в России обусловило тот  факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился рынок образовательных  услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже превышает спрос. Вместе с тем, если инструменты маркетинга уже достаточно продолжительное время применяются  в бизнесе, экономике, рекламе, то образование  и коммерция еще недавно воспринимались общественным мнением как антагонистические  понятия. Поэтому в сфере образования  маркетинговые и рыночные инструменты  управления используются в недостаточной  степени. Однако проблема актуальности применения маркетинга в области  образования вызывает огромный интерес. Реальная жизненная практика, опыт деятельности процветающих образовательных  учреждений наглядно демонстрируют, что  надежным залогом успешной деятельности образовательного учреждения в условиях рынка является использование маркетингового подхода в управлении своей деятельностью, в частности сбытом и продвижением услуг.

Учитывая актуальность данной проблемы, в своей работе я попыталась рассмотреть сущность понятия «образовательная услуга», ее специфические особенности, отличия  от других видов услуг, классификацию, а также платность дополнительной образовательной услуги в государственных и муниципальных учреждениях. 
 
 
 
 
 

  1. Понятие об образовательной  услуге.
 

Прежде чем  дать определение термину «образовательная услуга» кратко обозначим сущности понятий «услуга» и «образование». 

Ф.Котлер предлагает следующее определение: «Услуга любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» [1].

По определению, принятому 20-ой сессией Генеральной  конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. В Законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение образования - «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [2].

В то же время  образование как отрасль представляет собой «совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную  деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения  в образовательных услугах, на воспроизводство  и развитие кадрового потенциала общества»[3]. Главной целью образования  как педагогического процесса, его  миссией является приращение ценности человека как личности, работника, гражданина.

Основным видом  деятельности учреждений образования  является создание образовательных  услуг. Что скрывается за термином "образовательная услуга"? В чем ее отличие от других видов услуг?

Анализ отечественной  литературы и периодики показал, что среди исследователей, изучающих  данную проблему, единое мнение по поводу того, что же считать образовательной услугой, отсутствует. В связи с этим постараюсь выделить лишь основные подходы.

Наиболее распространенный из них под образовательными услугами понимает «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства» [4].

Согласно другому  подходу услуга образования в  процессе потребления трансформируется в рабочую силу, качество которой  зависит не только от совокупности потребленных образовательных услуг, но и от количества и качества личного  труда, затраченных в процессе потребления  этих услуг, личных способностей, степени  их реализации и других субъективных факторов. Поэтому в рамках этого  подхода следует отличать совокупность знаний, умений, навыков, которая является продуктом совместного труда преподавателя и обучающегося, от образовательных услуг, потребленных обучающимся, которые суть продукт труда преподавателей. Таким образом, «именно образовательные услуги (т.е. совокупность труда преподавателей), а не знания, умения, навыки, как это часто утверждается в литературе, могут рассматриваться как товарная продукция учебного заведения» [5].

В законодательстве определение образовательных услуг отсутствует. В правовой литературе по данному вопросу высказано достаточно много различных суждений. М.И. Брагинский одним из первых делает анализ не соответствию наполнения содержания термина услуги и его трактовку в нормативных актах [6].

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 46) «образовательным услугам» отводит  второстепенную роль, поскольку, в соответствии с Законом, они могут оказываться  образовательным учреждением только «за пределами определяющих его  статус образовательных программ».

В Федеральном  законе «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» от 7 июля 1995 года  она определена как  предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых отношений. Но данное определение для образовательной деятельности не соответствует. В толковом словаре юридических терминов услуга определяется  как экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительские стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека. Но в образовательных правоотношениях присутствуют не только экономические отношения, и не всегда они напрямую связаны с разумными потребностями человека (занятия музыкой, живописью и т.п.). В юридическом словаре дается следующее определение - услуга, как правило, является результатом деятельности и предоставляющаяся на основании соответствующего гражданско-правового договора.

С.В. Куров под  образовательной услугой понимает «организованную, целенаправленную, устойчивую деятельность (действия), осуществляемую одним или несколькими субъектами (преподавателем, педагогом или коллективом  педагогов) посредством коммуникативных  средств (личного, непосредственного  взаимодействия с другим субъектом  – обучающимся) по передаче знаний, формированию умений, навыков, оказанию воздействий, формирующих личность человека, гражданина путем организации  и управления его учебной деятельности (действий)»[7].

А.В. Белозеров  определяет образовательные услуги как «услуги по воспитанию и обучению, то есть действия по передаче обучающемуся информации, направленные на усвоение ее обучающимся в виде знаний, навыков  и умений». 
 
 
 

  1. Характеристика  и основные черты образовательной услуги.

Рассмотрим специфику образовательных услуг, которая проявляется и в традиционных характеристиках услуг и в чертах, присущих только образовательным услугам.

Сначала рассмотрим, каким образом особенности услуг  как таковых проявляются в  образовании. Поскольку услуги не материальны и не осязаемы, маркетинг рекомендует продавцам формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат: образовательные стандарты учебные планы и программы, информация о методах, формах и условиях обучения, сертификаты, лицензии, дипломы.

Свойство неотделимости от источника в отношении образовательной услуги означает, что в результате купли-продажи такой услуги продавец теряет право собственности на свой специфический товар, но покупатель такого права не приобретает: «сам этот товар «исчезает», поскольку потребляется в тот же момент, что и производится и передается» [5]. В то же время, любая замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а следовательно, и спрос. Кроме того, особенность именно образовательных услуг проявляется в том, что начало их потребления происходит одновременно с началом их оказания.

Непостоянство качества в отношении образовательных услуг помимо неотделимости от исполнителя и невозможности установления жестких стандартов на процесс и результат оказания услуги имеет еще одну причину – «изменчивость «исходного материала»» [8].

Свойство несохраняемости образовательных услуг проявляет себя двояко. С одной стороны, «невозможно заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании повышения спроса» [9], т.е. образовательные услуги (как и всякие другие нематериальные блага) не могут накапливаться ни у продавца (преподавателя), ни у потребителя (обучающегося), не могут им и перепродаваться. Вместе с тем, эта черта образовательных услуг выглядит «смягченной», поскольку некоторая учебная информация может быть частично подготовлена и зафиксирована на материальных носителях (например, книгах, дисках). Другой стороной несохраняемости образовательных услуг является естественное для человека забывание полученной информации, а также устаревание знаний, к которому приводят научно-технический и социальный прогрессы.

Теперь проанализируем отличительные черты образовательных услуг, присущие только им.

1. Специфика  образовательных услуг заключается  в том, что, по мнению многих  исследователей, они относятся к  категории "общественных благ (товаров)". Напомним, что общественными  благами называются товары, работы  и услуги, призванные удовлетворять  коллективные потребности, которые  невозможно измерить в денежной  форме и которые в связи  с этим не может дать рынок.  Предоставление общественных благ, а, следовательно, оплату и  ответственность за их производство  берет на себя государство.  Но все же большинство специалистов  относят данные услуги к категории  "квазиобщественное благо". Например, С. Фишер подчеркивает, что забота  государства о потреблении насущных  благ не исключает сотрудничества  со сферой бизнеса [10]. Дж. Стиглиц относит часть образовательных услуг (начальное, среднее образование) к общественным, а другую часть (высшее, послевузовское, профессиональное) к квазиобщественным благам [ 9].

Информация о работе Понятие образовательной услуги. Платность дополнительной образовательной услуги в государственных и муниципальных учреждениях