Понятие образовательной услуги. Платность дополнительной образовательной услуги в государственных и муниципальных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:35, реферат

Описание

Учитывая актуальность данной проблемы, в своей работе я попыталась рассмотреть сущность понятия «образовательная услуга», ее специфические особенности, отличия от других видов услуг, классификацию, а также платность дополнительной образовательной услуги в государственных и муниципальных учреждениях.

Содержание

Введение 3
Понятие об образовательной услуге 4
Характеристика и основные черты образовательной услуги 7
Рынок образовательных услуг 12
Классификация образовательных услуг 14
Дополнительные платные образовательные услуги 20
5.1. Нормативно-правовая база 20
5.2. Порядок оказания услуг 24
5.3. Заключение договора на оказание платных дополнительных образовательных услуг 28
5.4. Оплата дополнительных образовательных услуг 33
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 54.49 Кб (Скачать документ)

Другими словами, структура продукции современной  образовательной системы неоднородна  и включает, по крайней мере, две  неравные по объему части:

1) общественный  товар, предоставляемый основной  частью образовательных учреждений;

2) необщественный, индивидуально ориентированный  товар/услуги, существование которого  предусмотрено ст. 45-47 Закона РФ  “Об образовании”.

2. Своеобразной  чертой услуг образования является  невозможность их непосредственного  денежного измерения. Ценовой  механизм часто не в состоянии  отразить всех затрат на производство  образовательных услуг. Если в  материальной сфере их сравнительно  легко измерить количественно  (в штуках или килограммах,  например) на единицу продукции,  то применительно к образовательным  услугам это трудно осуществимо.  Полезный результат такой услуги  может проявиться лишь спустя  продолжительное время, и его  практически можно измерить лишь  с помощью косвенных показателей.

3. Еще один  отличительный признак образовательных  услуг - многозначность целей,  поставленных перед производителями  этих услуг. Как правило, деятельность  образовательного учреждения не  направлена явно на достижение  прибыли. Напомним, что под образованием  в Законе “Об образовании”  понимается “...целенаправленный  процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства …». Но, с другой стороны, вышеупомянутые интересы связаны с ростом благосостояния, который предполагает получение прибыли, необходимой для обеспечения расширенного воспроизводства. Таким образом, прибыль не является изначально запретным ориентиром для учреждения образования, но, конечно, и не сводится только к нему.

4. Особенность  образовательных услуг проявляется  и в том, что они оказываются,  как правило, в комплексе с  созданием духовных ценностей,  преобразованием и развитием  личности обучающегося. Эти услуги  обеспечивают реализацию познавательных  интересов обучающихся, удовлетворяют  потребности личности в духовном  и интеллектуальном развитии, вносят  вклад в создание условий для  их самоопределения и самореализации, участвуют в формировании, сохранении  и развитии разнообразных способностей  человека к труду, в специализации,  профессионализации и росте его  квалификации. Таким образом, можно  сказать, что образовательные  услуги непосредственно участвуют  в формировании человеческого капитала.

5. А. Панкрухин  главной особенностью оказания  образовательных услуг называет  сотворчество преподавателя и  слушателя. В сфере образования,  где преобразуется личность клиента,  он, не являясь профессионалом, претендует  на самую активную роль в  процессе производства и оказания  образовательных услуг. Важно  также и то, что оказание услуг  образования, предполагающее ярко  выраженную открытость этой сферы  для информационного, кадрового  и другого обмена, задает приоритет  сотрудничества и ограничивает  эффективность конкуренции производителей  образовательных услуг [11].

6. И в заключение  упомянем, что образовательные услуги  как никакой другой вид деятельности  находится под пристальным общественным  вниманием и внерыночным давлением.  Это положение наиболее отчетливо  проявляется в рамках политических  компаний, в которых вопрос общественного  образования обычно рассматривается  как элемент обеспечения национальной  безопасности, перспективы выживания  и развития нации.

Кроме того, отметим  еще ряд специфических особенностей образовательных услуг, отличающих их от других видов услуг:

  • сезонность; 
  • высокая стоимость (образовательные услуги обладают высокой потребительной стоимостью, т.к. наращивают потенциал личности, специалиста, а на развитых рынках это выражается в признании высокой стоимости, правомерности высоких цен на них); 
  • относительная длительность оказания (так, например, в нашей стране получение первого высшего профессионального образования по различным специальностям может занимать от 4 до 6 лет);
  • отсроченность выявления результативности;
  • зависимость результатов от условий будущей работы и жизни обучившегося; 
  • необходимость дальнейшего сопровождения услуг;
  • зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся;
  • невозможность перепродажи;
  • необходимость лицензирования (п. 6 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Право на ведение образовательной деятельности … возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения)»);
  • конкурсный характер (этот признак в основном проявляется в большинстве государственных высших учебных заведений);
  • относительно молодой возраст потребителей образовательных услуг и другие.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Рынок образовательных  услуг.

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются  на рынке, который понимается как  совокупность существующих и потенциальных  покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования.

Кроме того, отличительная  особенность рынка образовательных  услуг заключается в значительной роли государства и его органов управления. В частности к их специфическим функциям в сфере образования относятся:

  • создание, поддержка и укрепление благоприятного общественного мнения, позитивного имиджа образовательных институтов;
  • гарантирование гуманистичности образования, единства федерального культурного и образовательного пространства, общедоступности и адаптивности образования, его светского характера, свободы и плюрализма, демократизма управления и автономности образовательных учреждений;
  • финансирование образования и предоставление гарантий для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу;
  • применение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка в целях развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, образования в целом;
  • лицензирование и аттестация образовательных учреждений и программ по ассортименту и качеству услуг;
  • информационное обеспечение образовательных учреждений и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Классификация образовательных  услуг.
 

По причине  отсутствия в литературных источниках общепризнанной классификации образовательных  услуг, попытаюсь выделить их основные виды, воспользовавшись Законом Российской Федерации «Об образовании» и  комментариями к нему.

Вышеупомянутый  Закон в качестве одной из компонент  системы образования называет образовательную  программу, которая, как уже было сказано в предыдущем параграфе, по мнению некоторых исследователей, является комплексом образовательных  услуг, которые в виде специфического товара предлагаются на рынке.

Все образовательные  программы подразделяются на общеобразовательные  и профессиональные, каждая из которых, кроме основной, может иметь и  дополнительную программу.

  • общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
  • профессиональные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

Изучение всего  объема предметов основной программы  является обязательным, а дополнительные программы создаются, как правило, по факультативным дисциплинам и  отражают особенности данного образовательного учреждения или региона. Кроме того, у дополнительных образовательных программ, в отличие от основных, нет стандартов. Их задачей является «более полное удовлетворение разнообразных образовательных запросов общества» [12].

К первой группе относят следующие виды программ:

    • дошкольного образования;
    • начального общего образования;
    • основного общего образования;
    • среднего (полного) общего образования.

Важно отметить, что Закон РФ «Об образовании» указывает на возможность общеобразовательных  учреждений «по договорам и совместно  с предприятиями, учреждениями, организациями  проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных  услуг при наличии соответствующей  лицензии (разрешения) на указанный  вид деятельности» (ст. 19).

Вторую группу образовательных программ составляют:

    • программы начального профессионального образования – имеют целью подготовку работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования; наиболее часто осуществляются профессиональными училищами и профессиональными лицеями;
    • программы среднего профессионального образования предназначены для подготовки специалистов среднего звена, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования; осуществляется техникумами, колледжами, техникумами-предприятиями;
    • программы высшего профессионального образования, освоение которых необходимо для выполнения высококвалифицированного, преимущественно умственного труда в различных сферах. Данные программы реализуются в высших учебных заведениях: университетах, академиях и институтах;
    • программы послевузовского профессионального образования предоставляют возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации после окончания вуза в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре.

Образовательные программы могут предоставляться  образовательными учреждениями в следующих  формах:

    • очной,
    • очно-заочной (вечерней),
    • заочной.

Допускается также  сочетание различных форм получения  образования. Стоит отметить, что  получение ряда профессий и специальностей в вечерней и заочной формах не разрешается (например, стоматология, актерское искусство, ветеринария, пожарная безопасность).

Помимо классификации, данной в Законе РФ «Об образовании», можно выделить следующие виды образовательных  услуг.

По длительности предоставления:

    • долгосрочные (обучение в общеобразовательной школе, вузе и т.п.);
    • среднесрочные (повышение квалификации, переподготовка кадров и т.п.);
    • краткосрочные (например, отдельные курсы, лекции, тренинги, инструктажи).

Информация о работе Понятие образовательной услуги. Платность дополнительной образовательной услуги в государственных и муниципальных учреждениях