Другими словами,
структура продукции современной
образовательной системы неоднородна
и включает, по крайней мере, две
неравные по объему части:
1) общественный
товар, предоставляемый основной
частью образовательных учреждений;
2) необщественный,
индивидуально ориентированный
товар/услуги, существование которого
предусмотрено ст. 45-47 Закона РФ
“Об образовании”.
2. Своеобразной
чертой услуг образования является
невозможность их непосредственного
денежного измерения. Ценовой
механизм часто не в состоянии
отразить всех затрат на производство
образовательных услуг. Если в
материальной сфере их сравнительно
легко измерить количественно
(в штуках или килограммах,
например) на единицу продукции,
то применительно к образовательным
услугам это трудно осуществимо.
Полезный результат такой услуги
может проявиться лишь спустя
продолжительное время, и его
практически можно измерить лишь
с помощью косвенных показателей.
3. Еще один
отличительный признак образовательных
услуг - многозначность целей,
поставленных перед производителями
этих услуг. Как правило, деятельность
образовательного учреждения не
направлена явно на достижение
прибыли. Напомним, что под образованием
в Законе “Об образовании”
понимается “...целенаправленный
процесс воспитания и обучения в
интересах человека,
общества, государства …». Но, с другой
стороны, вышеупомянутые интересы связаны
с ростом благосостояния, который предполагает
получение прибыли, необходимой для обеспечения
расширенного воспроизводства. Таким
образом, прибыль не является изначально
запретным ориентиром для учреждения
образования, но, конечно, и не сводится
только к нему.
4. Особенность
образовательных услуг проявляется
и в том, что они оказываются,
как правило, в комплексе с
созданием духовных ценностей,
преобразованием и развитием
личности обучающегося. Эти услуги
обеспечивают реализацию познавательных
интересов обучающихся, удовлетворяют
потребности личности в духовном
и интеллектуальном развитии, вносят
вклад в создание условий для
их самоопределения и самореализации,
участвуют в формировании, сохранении
и развитии разнообразных способностей
человека к труду, в специализации,
профессионализации и росте его
квалификации. Таким образом, можно
сказать, что образовательные
услуги непосредственно участвуют
в формировании человеческого капитала.
5. А. Панкрухин
главной особенностью оказания
образовательных услуг называет
сотворчество преподавателя и
слушателя. В сфере образования,
где преобразуется личность клиента,
он, не являясь профессионалом, претендует
на самую активную роль в
процессе производства и оказания
образовательных услуг. Важно
также и то, что оказание услуг
образования, предполагающее ярко
выраженную открытость этой сферы
для информационного, кадрового
и другого обмена, задает приоритет
сотрудничества и ограничивает
эффективность конкуренции производителей
образовательных услуг [11].
6. И в заключение
упомянем, что образовательные услуги
как никакой другой вид деятельности
находится под пристальным общественным
вниманием и внерыночным давлением.
Это положение наиболее отчетливо
проявляется в рамках политических
компаний, в которых вопрос общественного
образования обычно рассматривается
как элемент обеспечения национальной
безопасности, перспективы выживания
и развития нации.
Кроме того, отметим
еще ряд специфических особенностей
образовательных услуг, отличающих
их от других видов услуг:
- сезонность;
- высокая стоимость
(образовательные услуги обладают высокой
потребительной стоимостью, т.к. наращивают
потенциал личности, специалиста, а на
развитых рынках это выражается в признании
высокой стоимости, правомерности высоких
цен на них);
- относительная
длительность оказания (так, например,
в нашей стране получение первого высшего
профессионального образования по различным
специальностям может занимать от 4 до
6 лет);
- отсроченность
выявления результативности;
- зависимость
результатов от условий будущей работы
и жизни обучившегося;
- необходимость
дальнейшего сопровождения услуг;
- зависимость
приемлемости услуг от места их оказания
и места проживания потенциальных обучающихся;
- невозможность
перепродажи;
- необходимость
лицензирования (п. 6 ст. 33 Закона РФ «Об
образовании» гласит: «Право на ведение
образовательной деятельности … возникает
у образовательного учреждения с момента
выдачи ему лицензии (разрешения)»);
- конкурсный
характер (этот признак в основном проявляется
в большинстве государственных высших
учебных заведений);
- относительно
молодой возраст потребителей образовательных
услуг и другие.
- Рынок
образовательных
услуг.
Образовательные
услуги, как и любой товар, реализуются
на рынке, который понимается как
совокупность существующих и потенциальных
покупателей и продавцов товара. Рынок
образовательных услуг, в этом случае,
представляет собой рынок, на котором
взаимодействуют спрос на образовательные
услуги со стороны основных хозяйствующих
субъектов (отдельных личностей, домохозяйств,
предприятий и организаций, государства)
и их предложение различными образовательными
учреждениями. Помимо производителей
и потребителей образовательных услуг
в состав участников рыночных отношений
в этой сфере входят широкие круги посредников,
включая службы занятости, биржи труда,
органы регистрации, лицензирования и
аккредитации образовательных учреждений,
образовательные фонды, ассоциации образовательных
учреждений и предприятий, специализированные
образовательные центры и др. Все эти субъекты
содействуют эффективному продвижению
образовательных услуг на рынке и могут
выполнять такие функции, как информирование,
консультирование, участие в организации
сбыта образовательных услуг и ресурсной
поддержки образования.
Кроме того, отличительная
особенность рынка образовательных
услуг заключается в значительной
роли государства и его органов управления.
В частности к их специфическим функциям
в сфере образования относятся:
- создание,
поддержка и укрепление благоприятного
общественного мнения, позитивного имиджа
образовательных институтов;
- гарантирование
гуманистичности образования, единства
федерального культурного и образовательного
пространства, общедоступности и адаптивности
образования, его светского характера,
свободы и плюрализма, демократизма управления
и автономности образовательных учреждений;
- финансирование
образования и предоставление гарантий
для долгосрочных инвестиций других субъектов
в эту сферу;
- применение
налоговых льгот и иных форм регулирования
рынка в целях развития приоритетных специальностей,
форм и методов подготовки специалистов,
образования в целом;
- лицензирование
и аттестация образовательных учреждений
и программ по ассортименту и качеству
услуг;
- информационное
обеспечение образовательных учреждений
и др.
- Классификация
образовательных
услуг.
По причине
отсутствия в литературных источниках
общепризнанной классификации образовательных
услуг, попытаюсь выделить их основные
виды, воспользовавшись Законом Российской
Федерации «Об образовании» и
комментариями к нему.
Вышеупомянутый
Закон в качестве одной из компонент
системы образования называет образовательную
программу, которая, как уже было
сказано в предыдущем параграфе,
по мнению некоторых исследователей,
является комплексом образовательных
услуг, которые в виде специфического
товара предлагаются на рынке.
Все образовательные
программы подразделяются на общеобразовательные
и профессиональные, каждая из которых,
кроме основной, может иметь и
дополнительную программу.
- общеобразовательные программы
направлены на решение задач формирования
общей культуры личности, адаптации личности
к жизни в обществе, на создание основы
для осознанного выбора и освоения профессиональных
образовательных программ и реализуются
в дошкольных образовательных учреждениях,
образовательных учреждениях начального
общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования.
- профессиональные программы
направлены на решение задач последовательного
повышения профессионального и общеобразовательного
уровней, подготовку специалистов соответствующей
квалификации и реализуются в образовательных
учреждениях профессионального образования,
имеющих государственную аккредитацию.
Изучение всего
объема предметов основной программы
является обязательным, а дополнительные
программы создаются, как правило,
по факультативным дисциплинам и
отражают особенности данного образовательного
учреждения или региона. Кроме того, у
дополнительных образовательных программ,
в отличие от основных, нет стандартов.
Их задачей является «более полное удовлетворение
разнообразных образовательных запросов
общества» [12].
К первой группе
относят следующие виды программ:
- дошкольного
образования;
- начального
общего образования;
- основного
общего образования;
- среднего
(полного) общего образования.
Важно отметить,
что Закон РФ «Об образовании»
указывает на возможность общеобразовательных
учреждений «по договорам и совместно
с предприятиями, учреждениями, организациями
проводить профессиональную подготовку
обучающихся в качестве дополнительных
(в том числе платных) образовательных
услуг при наличии соответствующей
лицензии (разрешения) на указанный
вид деятельности» (ст. 19).
Вторую группу
образовательных программ составляют:
- программы начального
профессионального
образования – имеют целью подготовку
работников квалифицированного труда
по основным направлениям общественно-полезной
деятельности на базе основного общего
образования; наиболее часто осуществляются
профессиональными училищами и профессиональными
лицеями;
- программы среднего
профессионального
образования предназначены для подготовки
специалистов среднего звена, удовлетворения
потребностей личности в углублении и
расширении образования; осуществляется
техникумами, колледжами, техникумами-предприятиями;
- программы высшего
профессионального
образования, освоение которых необходимо
для выполнения высококвалифицированного,
преимущественно умственного труда в
различных сферах. Данные программы реализуются
в высших учебных заведениях: университетах,
академиях и институтах;
- программы послевузовского
профессионального
образования предоставляют возможность
повышения уровня образования, научной,
педагогической квалификации после окончания
вуза в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре.
Образовательные
программы могут предоставляться
образовательными учреждениями в следующих
формах:
- очной,
- очно-заочной
(вечерней),
- заочной.
Допускается также
сочетание различных форм получения
образования. Стоит отметить, что
получение ряда профессий и специальностей
в вечерней и заочной формах не
разрешается (например, стоматология,
актерское искусство, ветеринария,
пожарная безопасность).
Помимо классификации,
данной в Законе РФ «Об образовании»,
можно выделить следующие виды образовательных
услуг.
По длительности
предоставления:
- долгосрочные
(обучение в общеобразовательной школе,
вузе и т.п.);
- среднесрочные
(повышение квалификации, переподготовка
кадров и т.п.);
- краткосрочные
(например, отдельные курсы, лекции, тренинги,
инструктажи).