Понятие образовательной услуги. Платность дополнительной образовательной услуги в государственных и муниципальных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:35, реферат

Описание

Учитывая актуальность данной проблемы, в своей работе я попыталась рассмотреть сущность понятия «образовательная услуга», ее специфические особенности, отличия от других видов услуг, классификацию, а также платность дополнительной образовательной услуги в государственных и муниципальных учреждениях.

Содержание

Введение 3
Понятие об образовательной услуге 4
Характеристика и основные черты образовательной услуги 7
Рынок образовательных услуг 12
Классификация образовательных услуг 14
Дополнительные платные образовательные услуги 20
5.1. Нормативно-правовая база 20
5.2. Порядок оказания услуг 24
5.3. Заключение договора на оказание платных дополнительных образовательных услуг 28
5.4. Оплата дополнительных образовательных услуг 33
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 54.49 Кб (Скачать документ)

По используемым методам обучения:

    • традиционные,
    • программы проблемного обучения,
    • программы, основанные на анализе деловых ситуаций и т.п.

По способу  оплаты услуг:

    • платными;
    • условно бесплатными.

В этой связи  важно отметить, что согласно Закону РФ «Об образовании» образовательные  учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть:

    • государственными,
    • муниципальными,
    • негосударственными: частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

В зависимости  от того, к какому из вышеперечисленных  типов относится образовательное  учреждение, по-разному регулируется сфера предоставления им платных  образовательных услуг. Так в  ст. 45 сказано: «Государственное и муниципальное  образовательное учреждения вправе оказывать … платные дополнительные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и  государственными образовательными стандартами». Виды платных образовательных услуг  учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в своем уставе. Интересно, что согласно законодательству доход  от указанной деятельности государственного (муниципального) образовательного учреждения за вычетом доли учредителя должен реинвестируется в него же.

Предоставление  платных образовательных услуг  негосударственными образовательными учреждениями регламентируется ст. 46 Закона РФ «Об образовании»: «негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся  … в т.ч. за обучение в пределах государственных образовательных  стандартов». Подобная деятельность не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью  идет на возмещение затрат на обеспечение  образовательного процесса (в т.ч. на заработную плату), его развитие и  совершенствование. Негосударственное  образовательное учреждение, реализуя свое право, заключает письменный договор  с обучающимся (или его родителями), в котором определяются уровень образования, сроки обучения, размер платы, права, обязанность и ответственность сторон и т. д.

Как уже было сказано выше как общеобразовательные, так и профессиональные программы  могут быть основными и дополнительными. Остановимся подробнее на услугах  дополнительного образования.

В Комментариях к Закону РФ «Об образовании» находим  определение дополнительной образовательной  услуги – «деятельность по оказанию педагогической помощи в обучении и  воспитании за пределами основных образовательных  программ государственных образовательных  стандартов».

Согласно Закону РФ «Об образовании» дополнительные образовательные услуги реализуются  в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого  уровня профессионального образования  основной задачей дополнительного  образования является непрерывное  повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных  стандартов. Наряду с повышением общекультурного  уровня гражданина, его профессиональной, научной, педагогической квалификации дополнительное образование возможно также в специализированных сферах: экономики, права, менеджмента и  т.п.

Дополнительное  образование осуществляется посредством  ряда образовательных программ, выходящих  за пределы основных образовательных  программ и государственных образовательных  стандартов. Повышение квалификации предусматривается в рамках каждого  из четырех уровней профессионального  образования. По существу, это «надбазовое», а зачастую и последипломное образование.

Услуги дополнительного  образования различной направленности могут предоставляться:

  • в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
  • в образовательных учреждениях дополнительного образования:
  • в учреждениях повышения квалификации,
  • в институтах усовершенствования специалистов,
  • в центрах повышения квалификации,
  • на курсах различной направленности,
  • в центрах профессиональной ориентации,
  • в музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества,
  • в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии;
  • посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Важно также  отметить, что система дополнительного

профессионального образования рассматривается как  часть системы образования взрослых. Основная особенность этой системы  определяется тем, что ее контингент составляют взрослые люди, как правило, сочетающие учебу с работой, имеющие  общее или высшее образование. В  связи с этим образовательный  процесс в сфере дополнительного  образования имеет ряд отличительных  особенностей. К их числу относятся: потребность в обосновании (смысле), осознание назревшей необходимости  обучения, практическая направленность, потребность в самостоятельности, использование жизненного опыта  и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Дополнительные  платные образовательные  услуги.
Оказание  платных дополнительных образовательных  услуг становится все более важным направлением деятельности государственных  и муниципальных образовательных  учреждений в условиях рыночной экономики  и реформирования российского образования. Именно платные дополнительные образовательные  услуги способствуют более полному  удовлетворению возрастающих потребностей населения в образовании в  условиях недостаточного финансового  обеспечения за счет бюджетных средств. Однако при этом крайне важным является соблюдение норм действующего законодательства, особенно в части реализации конституционного принципа общедоступности и бесплатности дошкольного и основного общего образования. [13] 
В соответствии с п. 4 ст. 50 Закона "Об образовании" обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг. В свою очередь, муниципальные образовательные учреждения согласно п. 1 ст. 45 названного закона также имеют право оказывать данные услуги. Обратим особое внимание, что для той и другой стороны предоставление платных образовательных услуг является правом, а не обязанностью. 
 
5.1. Нормативно-правовая база
 
Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими оказание платных дополнительных образовательных услуг в образовательном учреждении, являются: 
- Закон "Об образовании"; 
- Гражданский кодекс; 
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее Закон "О защите прав потребителей"); 
- Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 (далее - Правила оказания платных образовательных услуг); 
- Приказ Минобразования РФ от 10.07.2003 N 2994 "Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования". 
При привлечении дополнительных финансовых ресурсов также необходимо использовать в работе следующие инструктивные письма Минобразования, в которых разъясняется порядок применения действующего законодательства в сфере оказания платных дополнительных образовательных услуг: 
- от 27.06.1995 N 48-М "О фактах неправомерного взимания денежных средств с родителей обучающегося"; 
- от 12.05.1995 N 724/7-16; 
- от 15.12.1998 N 57 "О внебюджетных средствах образовательных учреждений"; 
- от 19.01.2000 N 14-51-59ин/04 "О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг"; 
- от 23.08.2000 N 22-06-922 "О соблюдении законодательства Российской Федерации в области образования при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях"; 
- от 14.05.2001 N 22-06-648 "Об усилении контроля за исполнением законодательства об образовании Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях"; 
- от 01.10.2002 N 31ю-31нн-40/31-09; 
- от 25.12.2002 N 31-52-122/31-15 "О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования". 
Выделим наиболее важные положения, которые установлены действующим законодательством в качестве обязательных при оказании государственными и муниципальными образовательными учреждениями платных дополнительных образовательных услуг. 
1. Наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления на договорной основе должны быть отражены в уставе общеобразовательного учреждения (пп. 5 "ж" п. 1 ст. 13 Закона "Об образовании"). Правила оказания платных образовательных услуг также требуют, чтобы в уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений указывались перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления (п. 3). 
2. Дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан (п. 1 ст. 26 Закона "Об образовании"). Поэтому должен соблюдаться принцип добровольности предоставления платных дополнительных образовательных услуг (ученик или воспитанник имеет право, но не обязан получать эти услуги). 
Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг (п. 5 Правил оказания платных образовательных услуг). 
3. Согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796, и разъяснению Минобразования (Письмо N 31-52-122/31-15) деятельность образовательных учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не подлежит лицензированию. 
4. Платные дополнительные образовательные услуги оказываются образовательным учреждением на договорной основе. При этом до заключения договора учреждение обязано предоставить потребителю достоверную информацию о себе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. 
5. Образовательное учреждение обязано заключить договор при наличии возможности предоставить запрашиваемую потребителем образовательную услугу. Образовательное учреждение не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами. Стоимость предоставляемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между образовательным учреждением и потребителем. 
6. На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора. 
7. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, полученные от такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суде. 
8. К платным образовательным услугам, предоставляемым образовательными учреждениями, не относятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах. 
 
5.2. Порядок оказания услуг. 
 
Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан и носят дополнительный характер по отношению к обязательным образовательным программам. 
Образовательные программы подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). В соответствии со ст. 9 Закона "Об образовании" общеобразовательными являются программы: дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования и среднего (полного) общего образования. 
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним относятся программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования. 
Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. 
Как указывалось выше, платные дополнительные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета. Услуги, предоставляемые в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, согласно статусу образовательного учреждения, направленные на совершенствование образовательного процесса при наличии имеющихся условий и средств (например, снижение наполняемости классов (групп); деление на подгруппы против установленных норм; сдача экзаменов в порядке экстерната; дополнительные занятия с неуспевающими и некоторые другие услуги, предусмотренные типовыми положениями об образовательных учреждениях), не рассматриваются как платные дополнительные образовательные услуги, и привлечение на эти цели средств родителей не допускается. 
Взимание платы с родителей на доплату учителям, работающим в рамках соответствующих образовательных программ, является незаконным. Обеспечение хозяйственных нужд, проведение ремонтных работ, доплата обслуживающему персоналу, а также учителям-предметникам за проведение уроков в рамках основной образовательной деятельности также не относятся к платным дополнительным образовательным услугам, тем более что на эти цели выделяются бюджетные ассигнования. 
К платным дополнительным услугам, которые могут оказывать образовательные учреждения, относятся: 
I. Образовательные услуги: 
- реализация основных образовательных программ в учреждениях профессионального образования с полным возмещением затрат на обучение за счет юридических и физических лиц; 
- изучение учебных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренных учебным планом; 
- репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения; 
- различные курсы: по подготовке к школе и поступлению в учреждения профессионального образования (ссузы, вузы), по изучению иностранных языков (сверх обязательной программы), повышения квалификации, по переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в том числе вождение автомобиля, машинопись, стенография). 
II. Развивающие услуги: 
- различные кружки: по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам и так далее; 
- создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и так далее, то есть всему тому, что направлено на развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов; 
- создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение). 
III. Оздоровительные мероприятия: 
- создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии, специальное обучение по коррекции психического здоровья и прочие; 
- организация секций и групп по укреплению здоровья (волейбол, баскетбол, хоккей, фигурное катание, легкая атлетика, теннис, лыжи, общая физическая подготовка, различные игры и другие). 
IV. Организационные услуги: 
- организация досуга обучающихся (дискотеки, клубы по интересам, лектории, театр, концертная деятельность, экскурсии, туристические походы); 
- организация профилактических и лечебных мероприятий, групп по коррекции физического развития; 
- улучшение условий пребывания и питания и другие. 
Платные дополнительные образовательные услуги оказываются в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг, согласно которым исполнитель обязан довести до потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) информацию, содержащую следующие сведения: 
наименование и место нахождения (юридический адрес) исполнителя, а также сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера, срока действия и органа, их выдавшего; 
уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения; 
перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления; 
стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты; 
порядок приема поступающих и требования к ним; 
форму документа, выдаваемого по окончании обучения. 
Муниципальное образовательное учреждение обязано также предоставить для ознакомления по требованию потребителя: 
- устав муниципального образовательного учреждения; 
- лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса; 
- адрес и телефон учредителя муниципального образовательного учреждения, органа управления образованием; 
- образцы договоров в том числе об оказании платных дополнительных образовательных услуг; 
- основные и дополнительные образовательные программы, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору; 
- дополнительные образовательные программы, специальные курсы, циклы дисциплин и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые за плату только с согласия потребителя; 
- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных, в том числе платных дополнительных образовательных, услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; 
- другие относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге сведения по просьбе потребителя. 
Отметим, что способ доведения информации до потребителя устанавливается образовательным учреждением, как правило, самостоятельно, за исключением случаев, когда он определяется законами и иными правовыми актами. При этом учитывается доступность ознакомления с информацией (способы доведения информации до потребителей: объявления, информация на стендах, в буклетах, проспектах, предоставление информации по требованию потребителя и так далее). 
 
5.3. Заключение договора на оказание платных дополнительных образовательных услуг. 
 
Отношения между муниципальными образовательными учреждениями, как производителями образовательных услуг, и учащимися (воспитанниками), их родителями, выступающими в качестве покупателей образовательных услуг, регулируются не только Гражданским кодексом, Законом "Об образовании", Правилами оказания платных образовательных услуг, но и Законом "О защите прав потребителей", а также иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ними. 
Закон "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для их жизни и здоровья, на получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), а также определяет механизм реализации этих прав. При этом в законодательстве используются следующие основные понятия. 
Потребитель - организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично; 
Исполнитель - государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, оказывающие платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. 
Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию. 
Существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. 
Особенности заключения договора на обучение (регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей)) определяются в уставе образовательного учреждения (ст. 13 Закона "Об образовании"). 
Договор вступает в силу с момента его заключения и действует до определенного в нем срока окончания исполнения сторонами обязательства. При этом окончание срока действия договора не влечет прекращения договорных обязательств, кроме случаев прямого указания на это в законе или договоре. 
Для того чтобы договор считался действительным, необходимо выполнение ряда общих условий: 
- договор не противоречит нормам права; 
- стороны имеют определенный объем правоспособности (дееспособности); 
- воля сторон соответствует их волеизъявлению. 
Кроме того, должны соблюдаться форма договора и специальные условия, установленные для определенных договоров. 
При невыполнении указанных условий договор признается недействительным (ничтожным или оспоримым), со всеми вытекающими последствиями. 
Договор может быть изменен или расторгнут по закону, соглашению сторон, решению суда (при существенном нарушении договора; при существенном изменении обстоятельств или в иных случаях, предусмотренных законодательством или договором). 
При изменении договора обязательства сторон сохраняются, но в ином виде, а при расторжении - прекращаются. Обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, либо с момента вступления в законную силу решения суда. 
Заключение договора на оказание платных образовательных услуг в письменной форме с юридическими лицами и гражданами обусловлено требованиями действующего законодательства (ст. 161, п. 1 ст. 434, ст. 779-783 ГК РФ; ст. 4, 10 Закона "О защите прав потребителей"; п. 3 ст. 46 Закона "Об образовании"). 
Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой - у потребителя. Согласно договору заказчик обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и сроки, указанные в договоре. При этом в соответствии с законодательством РФ должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг. 
Стоимость предоставляемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем. На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию заказчика, потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора. 
Договор заключается в письменной форме и в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг должен содержать следующие сведения: 
наименование государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации - исполнителя и место его нахождения (юридический адрес); 
фамилию, имя, отчество, телефон и адрес потребителя; 
сроки оказания образовательных услуг; 
уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты; 
другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг; 
должность, фамилию, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя. 
Кроме того, необходимо включение в договор следующих разделов: права сторон, обязанности сторон, ответственность сторон. 
Ответственность образовательного учреждения за ненадлежащее исполнение обязательств по предоставлению платных образовательных услуг установлена действующим законодательством, в том числе Правилами оказания платных образовательных услуг. 
При обнаружении недостатков оказанных образовательных услуг, в том числе оказании их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами и учебными планами, потребитель вправе по своему выбору потребовать: 
1) безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором; 
2) соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг; 
3) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами. 
Кроме того, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки предоставленных образовательных услуг не устранены исполнителем либо имеют существенный характер. 
В случае если исполнитель своевременно не приступил к оказанию образовательных услуг или если во время оказания образовательных услуг стало очевидным, что оно не будет осуществлено в срок, а также в случае просрочки оказания образовательных услуг потребитель вправе по своему выбору: 
1) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель обязан приступить к оказанию образовательных услуг и (или) по истечении которого они должны быть оказаны; 
2) поручить оказать образовательные услуги третьим лицам по разумной цене и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; 
3) потребовать уменьшения стоимости образовательных услуг; 
4) расторгнуть договор. 
Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания образовательных услуг, а также в связи с недостатками оказанных образовательных услуг. 
Отметим, что специальные требования законодательством установлены только для договоров на предоставление платных дополнительных образовательных услуг образовательными учреждениями. Оказание же иных платных дополнительных услуг осуществляется в соответствии с общими нормами гражданского законодательства РФ и Закона "О защите прав потребителей". 
 
5.4. Оплата дополнительных образовательных услуг
 
Одним из вариантов приема платы за образовательные услуги от населения может быть оплата по безналичному расчету (через учреждения Сбербанка РФ, отделения связи). 
Организация расчетов с населением через учреждения Сбербанка РФ может производиться следующим образом: 
1. Образовательное учреждение заключает договор с соответствующим территориальным филиалом Сбербанка РФ (чаще всего с установлением определенного процента от сумм платежей в пользу Сбербанка РФ за оказываемые им услуги по сбору и перечислению средств). 
2. До наступления очередного срока платежа выписываются и передаются заказчикам - физическим лицам либо уведомления (счета на оплату), либо оформленные квитанции на оплату по форме, согласованной со Сбербанком РФ. Такие уведомления, счета, квитанции на оплату могут оформляться в учреждении с применением стандартных или специально разработанных компьютерных программ (например, с помощью электронных таблиц). Перед передачей заказчикам квитанций или уведомлений на оплату эти документы регистрируются в журнале, который заменяет журнал учета выданных счетов-фактур. Возможно также вторые экземпляры данных документов подшивать в отдельную папку в хронологической последовательности. В этом случае ведения отдельного регистра не требуется. 
3. При поступлении платы за образовательные услуги (за минусом вознаграждения Сбербанку РФ) необходимо развернуто отразить суммы оплаты оказываемых учреждением образовательных услуг (в доходах) и суммы оплаты услуг банка (в расходах). 
4. Для формирования выручки и финансовых результатов от реализации услуг в бухгалтерском учете согласно принятой учетной политике и договорам на оказание платных услуг необходимо периодически оформлять соответствующие документы, подтверждающие факт оказания заказчикам определенного объема услуг (акты, приказы, протоколы, списки и так далее). 
Осуществлять прием платы за обучение от физических лиц по безналичному расчету не всегда целесообразно в связи с задержкой платежей в межбанковских расчетах, а также в связи со значительной суммой, взимаемой Сбербанком РФ за услуги по приему платежей от населения. Поэтому плату за дополнительные образовательные услуги вносят в кассу учреждения. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Котлер Ф. «Маркетинг менеджмент», «ПИТЕР», 1998 г.
  2. Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.)
  3. Щетинин В. «Рынок образовательных услуг в современной России», Школа, N3, 1997 г.
  4. Щетинин В.П. «Своеобразие российского рынка образовательных услуг», Мировая экономика и международные отношения, №11, 1997 г.
  5. Попов Е.Н. «Услуги образования и рынок», Российский экономический журнал, № 6, 1992 г.
  6. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. – М..1998.
  7. Куров С.В. Особенности гражданско-правового регулирования возмездного оказания образовательных услуг // Право и образование. 2001.№6;
  8. Панкрухин А.П. «Философские аспекты маркетингового подхода к образованию», Alma Mater, № 1, 1997 г.
  9. Панкрухин А. «Образовательные услуги: точка зрения маркетолога», Аlma mater, N3, 1997 г.
  10. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика», «Дело», Москва, 1993 г.
  11. Панкрухин А.П. «Маркетинг образовательных услуг», Маркетинг в России и за рубежом, № 7-8, 1997 г.
  12. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» под редакцией Шкатуллы В.И., ЮРИСТЪ, Москва, 2001 г.
  13. http://sinergi.ru/DswMedia/platnyieuslugi.doc
 

   
 
 
 

Информация о работе Понятие образовательной услуги. Платность дополнительной образовательной услуги в государственных и муниципальных учреждениях