Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 13:48, реферат
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность
ВВЕДЕНИЕ
Понятие социализации. Виды и этапы социализации человека.
Девиации как социально-педагогическое явление (общая характеристика)
Сущность детской преступности, причины ее возникновения и пути решения этой проблемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Изо дня в день каждый из нас сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения. И все чаще источником подобной агрессии становятся молодые люди. Ведь именно в подростковом возрасте происходит коренной перелом в формировании личности человека. Этот «переход» пронизывает все стороны жизни подростка и делает его наименее защищенным слоем населения.
В современном российском обществе, как и во всём мире, девиантное поведение молодежи стало массовым явлением и характеризуется устойчивыми тенденциями роста. Сегодня оно охватывает подростковую и даже детскую часть молодежи, что, в свою очередь, усиливает взаимовлияние различных форм девиации, а так же способствует возрастанию деструктивных социальных последствий.
История свидетельствует, что общество во все времена пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Несомненно, социальные отклонения претерпевали изменения. Прежде всего, под влиянием изменения социальных норм и ценностей. Стоит заметить, что современное российское общество находится на сложной стадии своего развития: старые нормы полностью разрушены, а новые не созданные даже на уровне теории. И если люди старшего поколения имеют возможность приспособиться к возникшей ситуации, то молодежь наиболее сильно подвержена негативному влиянию внешних источников. В сознании молодых людей нет адекватного понимания «что есть норма».
В настоящее время в российском обществе наблюдается неблагоприятное состояние преступности среди детей, темпы роста преступности детей в семь раз превышает темпы роста населения в данной возрастной группе. Преступность детей растет более быстрыми темпами по сравнению с преступностью в целом: коэффициент преступности за двадцать последних лет вырос более чем в два раза. Увеличилось число повторно совершивших преступления: за пятнадцать лет на треть.
Наиболее
раннее выявление и своевременное
принятие необходимых профилактических
мер к детям, совершающим первые,
не представляющие большой общественной
опасности правонарушения, в значительной
степени позволяют не допустить
формирования у этих лиц стойкой
направленности на совершение в дальнейшем
каких-либо преступлений. Все это
вместе обусловливает необходимость
всестороннего анализа
Становление
личности происходит в процессе её
социализации. Социализация личности
– процесс формирования личности
в определенных социальных условиях.
В ходе этого процесса происходит
усвоение человеком социального
опыта, то есть преобразование его в
собственные ценности и ориентации.
Такое преобразование предполагает
избирательное перенесение на собственную
систему поведения и отношение
тех норм и правил, которые приняты
в данном обществе или группе. Также
можно сказать, что процесс социализации
личности осуществляется на основе передачи
культурных завоеваний предшествующих
поколений новым поколениям.
Роль –
это социальная функция личности.
Социальная роль – это нормативно
одобренный образец поведения, ожидаемый
от каждого, занимающего данное положение.
Эти ожидания не зависят от сознания
и поведения конкретного
Одним из важнейших в теории социализации личности является вопрос о ее стадиях и фазах. Раскроем этот вопрос.
Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Их можно разделить на два вида: адаптации и интериоризации (интернализации). Раскроем содержание каждой из фаз.
Фаза адаптации.
Адаптацию чаще всего характеризуют как приспособление личности к окружающей социальной среде и её освоение. Смыслом этого освоения выступает принятие личностью норм и ценностей среды. Адаптация – это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации — освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. Адаптация выступает как внешний процесс социализации, приобретая при этом активную и пассивную форму. Активная форма заключается в стремлении личности не только понять и освоить нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в неудовлетворенности ими и желании их изменить. Пассивная форма адаптации проявляется в принятии этих норм и ценностей и безусловном подчинении им. Разумеется, она не обязательно означает одобрение всего того, к чему нужно приспосабливаться.
Фаза интернализации (интериоризации).
Интернализация –
Основные стадии социализации.
Имеются разные мнения относительно границ социализации и количества стадий. Относительно границ социализации есть две основных точки зрения. Одни полагают, что процесс социализации происходит на протяжении всей жизни человека и завершается лишь с его смертью. Другие считают, что социализация, начинаясь с самого раннего детства, завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в стадию профессионально-трудовой деятельности.
Говоря о
стадиях социализации, нужно иметь
в виду три главных критерия: время
физического и социального
1. Первичная стадия социализации, или стадия адаптации. Эту стадию можно подразделить на три этапа.
· Младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста), основная форма деятельности на данном этапе – общение. Основными агентами социализации в этот период выступают семья и ближайшие родственники.
· Детство (от 3 до 6 – 7 лет). Здесь основной формой деятельности становится игра, причем прежде всего ролевая. Например, ребенок учится, «примеривает» себя на различные социальные роли – мамы, папы и т.д. Наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации – дошкольное образовательное учреждение. Таким образом количество социальных институтов постепенно возрастает. Переход от моноинституциональной к полиинститутциональной социализации бывает весьма трудным и мучительным для ребенка.
· Подростковый возраст (от 6 – 7 до 13 – 14 лет). В период этого этапа происходит несколько значительных перемен, переломов, характеризующих особенности социализации. Во-первых, меняется основная форма деятельности: вместо игры (хотя она часто продолжает сохранять значительное место в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, накладывающее особую печать на процесс социализации.
Обобщим признаки
этой стадии. Данный период объединяет
в себе возраст человека от момента
рождения до нижних границ подросткового
возраста. На данном этапе происходит
усвоение социального опыта
2. Стадия индивидуализации.
Период, имеющий нижней границей подростковый
возраст (13 – 14 лет) и характеризующийся
известной временной
Подчеркивая важность каждого этапа социализации из тех, что уже рассмотрены и будут рассмотрены, нужно отметить особое значение данного этапа социализации. Он как бы подводит итог, завершает «восходящую» траекторию социализации и создает предпосылки для перевода развития личности в состояние физической, психологической и социальной зрелости, определенной стабильности.
Зрелость
– это самостоятельность
3. Стадия интеграции.
Стадия, характеризующая такой период жизни человека, когда появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция происходит благополучно, если личностные свойства человека принимаются обществом, группой. Если этого не происходит, то возможны следующие варианты: сохранение непохожести и проявление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом; изменение себя по принципу «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, социальная адаптация.
Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.
4. Трудовая стадия.
Эта стадия охватывает весь период зрелости
человека (хотя демографические границы
«зрелого» возраста условны), его
трудовой деятельности. Характеризуется
высокой активностью в
5. Послетрудовая стадия.
Характеризуется существенным вкладом личности в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его последующим поколениям. К этой стадии относится период, когда происходит осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание. Большое значение в процессе социализации имеет переключение человека на иные формы деятельности, которые становятся для него доминантными и приносят глубокую удовлетворенность. В течение последней стадии социализации личности особую роль играют социальные институты, связанные с возможностью ее социальной защиты и оказания ей морально-психологической помощи. Нужно также отметить, что роль семьи становится все более значимой для человека, принимает значение как на первых стадиях социализации.
Информация о работе Понятие социализации. Виды и этапы социализации человека