Понятие социализации. Виды и этапы социализации человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 13:48, реферат

Описание

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Понятие социализации. Виды и этапы социализации человека.
Девиации как социально-педагогическое явление (общая характеристика)
Сущность детской преступности, причины ее возникновения и пути решения этой проблемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

соцпедагогика.docx

— 38.48 Кб (Скачать документ)
  1. Девиации как социально-педагогическое явление (общая характеристика)

На сегодняшний  день с усилением таких негативных тенденций, как имущественное неравенство, безработица, изменение в содержании ценностных ориентаций молодежи, нарастание процессов деформации семьи и  многое другое, остро стоит проблема воспитания девиантных подростков.

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудновоспитуемыми или трудными. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим действиям, которое может быть обусловлено  самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного  обучения и воспитания.

Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке  рассматривается через явление, которое называется девиация.

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления  изменчивости, которое присуще как  человеку, так и окружающему его  миру. Изменчивость в социальной сфере  всегда связана с деятельностью  и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью  подростка. Следовательно, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

Отсюда отклоняющееся поведение подростка представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием предполагаемым нравственным и правовым общественным нормативам.

Проблема  отклоняющегося поведения рассматривалась  различными школами и направлениями  исследований в рамках таких понятий, как «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «аутоагрессивное поведение», «асоциальное поведение трудных  подростков» и ряд других.

Ученые и  практики различных областей знаний всегда уделяли повышенное внимание вопросам выявления, коррекции и  профилактики отклоняющегося поведения  в различных его аспектах.

В отечественное  педагогике ХХ века отклоняющееся поведение  исследовали такие выдающиеся ученые, как В.М.Бехтерев, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко и многие другие.

В последние  десятилетия значительный вклад  в разработку социально-педагогических основ воспитательно-образовательного процесса внесли труды таких ученых, как С.А.Беличева, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, С.И.Григорьев, В.И.Загвязинский, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, В.Д.Семенов, Г.Н.Филонов  и другие.

Широко рассматривались  аспекты данной проблемы в историко-философских, психолого-педагогических и медицинских  исследованиях.

Непосредственно проблемам деятельности школы по профилактике отклоняющегося поведения  подростков посвящены труды таких  ученых, как М.А.Алемаскин, Б.Н.Алмазов, Н.А.Закатова, И.А.Клейсберг, Н.А.Катаева, И.А.Невский, А.Ф.Никитин, Р.В.Овчарова и  другие. Однако ряд авторов дают различные классификации отклоняющемуся поведению.

Так, В.Э.Зисс считает, что отклоняющееся от принятых в обществе норм поведение наиболее соответствует понятию "педагогически  вакуумный" подросток, так как  включает в себя дисциплинарные, аморальные и противоправные поступки, которые  совершаются этой категорией подростков. В качестве распространенных элементов  структуры отклоняющегося поведения  он выделяет:

- поступки, связанные с нарушением подростками  норм права;

- поступки, связанные с невыполнением подростками  своих основных социальных обязанностей;

- поступки, связанные с нарушением Уголовного  кодекса.

Ряд исследователей, в частности, И.А.Невский, отклоняющееся  и девиантное поведение связывают  воедино. В классификациях А.Г.Абрумовой, Л.Я.Ждановой, В.В.Ковалева различается  девиантное (антидисциплинарное, асоциальное) и делинквентное (криминальное) поведение. В.В.Ковалев определяет Девиантное поведение как отклонение от нравтственных  норм данного общества. По его мнению, проявления антиобщественного поведения  отличаются многообразием и не всегда легко поддаются систематизации.

Им было выделено 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:

- Уклонение  от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы,  систематическое невыполнение заданий,  прогулы частично объяснялись  пробелами в знаниях, которые  делали невозможным дальнейшее  продолжение учебы.

- Систематическое  пребывание в антиобщественно  настроенных неформальных группах.

- Антиобщественные  насильственные действия. Они выражаются  в агрессии, драках, совершения мелких  грабежей, порче и уничтожении  имущества и тому подобных  действиях.

- Антиобщественные  корыстные действия, выражающиеся  в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве.

- Антиобщественные  действия сексуального характера.  Этот вариант отклоняющегося  поведения выражается в совершении  циничных непристойных действий  сексуального характера, направленных  обычно на лиц противоположного  поля.

- Злоупотребление  алкоголем.

- Употребление  наркотических и токсических  веществ.

-Уходы из  дома, бродяжничество.

- Азартные  игры.

- Прочие  виды отклоняющегося поведения.

А.Е.Личко  выделяет следующие формы проявления нарушений поведения:

- Делинквентное  поведение.

- Побеги  из дома и бродяжничество.

- Ранняя  алкоголизация как токсикоманическое  поведение.

- Девиации  сексуального поведения.

- Суицидальное  поведение.

Под делинквентным  поведением А.Е.Личко подразумевает  мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к  асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание  мелких денег и т.д.

Однако В.В.Ковалев  возражает против такой трактовки  делинквентности, указывал, что понятие  «делинквентное поведение» должно применяться  только в случаях противоправных, противозаконных и преступных поступков, таких, например, как кражи, хулиганские  действия, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование, убийство. По мнению ученого, расширение границ термина «делинквентное поведение» приводит к стиранию границ между криминальными и некриминальными поступками.

3. Сущность детской преступности, причины ее возникновения и  пути решения этой проблемы.

Одной из самых  актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом  сегодня, безусловно, является поиск  путей снижения роста преступлений среди молодежи повышения эффективности  их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена  не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная  криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными  группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального  равновесия и благополучия.

Основными причинами  увеличения правонарушений являются недостаточная  эффективность проводимой воспитательно-профилактической деятельности и принимаемых мер  органов образования, недостаточный  уровень занятости детей, снижение родительской ответственности, уровня социально-экономического благосостояния семьи, ухудшение здоровья населения, в том числе психологического, негативное влияние средств массовой информации, кино и телевидения, рекламы  и чрезвычайная доступность азартных игр и игровых автоматов.

Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике, хотя, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.

Социально-педагогическая концепция профилактики позволяет  успешно преодолевать преобладавший  на протяжении многих лет односторонний  подход, рассматривавший личность только как продукт «воспитательного воздействия», а поэтому не учитывавший другие объективные факторы, например, социальные условия, оказывающие воздействие  на личность.

Процесс перевоспитания, как и в целом, профилактика правонарушений, выступает, с одной стороны как  процесс приобщения личности к культуре — материальной, интеллектуальной и нравственной, а с другой —  как процесс индивидуального  развития, коррекции поведения личности. Научно-техническая революция и  последствия ее в сфере социальной жизни привели к тому, что появилась  возможность более эффективно управлять  процессом перевоспитания личности. Это расширение сферы управляемого осуществляется:

- во-первых, за счет качественных изменений  субъекта перевоспитания, так как  воспитательно-профилактическое действие  в настоящее время осуществляют  не только педагоги, социальные  педагоги, специалисты по социальной  работе, но и силы общественности, производственные коллективы, учреждения  культуры, печать, радио, кино, телевидение;

- во-вторых, это происходит за счет углубления  и расширения воспитательных  и профилактических задач, поскольку  общественное производство, социально-политическая  и культурная жизнь активно  способствуют эффективной организации  всей системы профилактики правонарушений, в частности среди несовершеннолетних, с учетом изменяющихся условий, особенностей различных возрастных групп, их занятости.

Многие издержки, упущения в воспитании являются следствием того, что нет должной системы  в области индивидуальной работы, организации воспитательно-профилактического  процесса с конкретными правонарушителями. Важно при этом преодолеть ограниченное понимание самого индивидуального  подхода, который нередко сводится к учету частных особенностей юношей и девушек, имеющих отклонения в поведении. «Индивидуальный подход, — писал А.С. Макаренко, — не означает возню с уединенной капризничающей личностью, под флагом индивидуального  подхода не следует протаскивать мещанское индивидуалистическое воспитание. Беспомощен тот педагог, который  потворствует недостаткам ученика, слепо следует его капризу, подыгрывается  и сюсюкает вместо того, чтобы воспитывать и переделывать его характер. Индивидуальный подход в том и заключается, чтобы применительно к его индивидуальным способностям и склонностям сообщить ему качество личности, определяемое общественным характером воспитания».

В практике индивидуального подхода, по мнению А.С. Maкаренко, встречаются наиболее часто две ошибки: первая заключается в стремлении «остричь всех под одну гребенку», втиснуть человека в стандартный шаблон, воспитать узкую человеческих типов. Вторая — пассивное следование за каждым индивидуумом, безнадежная попытка справиться сразу со всеми при помощи разрозненной возни с каждым человеком в отдельности. Это — гипертрофия «индивидуального подхода».

Индивидуальная  профилактика правонарушений включает в себя исправительно-корректирующее воздействие в качестве одного из элементов, но не сводится только к  нему. Это целенаправленный процесс  управления перевоспитанием личности, который заключается в том, что  правонарушители под воздействием воспитателей, общественности и коллективов  вырабатывают у себя правильные взгляды  и убеждения, овладевают навыками и привычками социально-позитивного поведения, развивают свои чувства и волю, изменяют, таким образом, интересы, стремления и наклонности. С другой стороны, индивидуальная профилактика направлена на устранение неблагоприятных влияний на конкретную личность окружающей среды. Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выбирать профилактические методы, обеспечивающие:

- выработку  нравственного сознания;

- формирование  навыков и привычек позитивного  поведения;

- воспитание  волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным влияниям;

- социальное  оздоровление микросреды.

Перевоспитание  личности правонарушителя несовершеннолетнего  возраста, выработка положительных  навыков и привычек, волевых усилий связаны с различными, особыми  сферами психологической деятельности, опираются на определенные физиологические факторы, специфика которых не может не учитываться при выборе методов профилактики.

В структуре  индивидуальной профилактики правонарушений можно выделить следующие основные задачи:

- своевременное  выявление лиц с социально-отклоняющимся поведением и склонных к совершению правонарушений, а также родителей и других лиц, отрицательно влияющих на них;

- изучение  возрастных и психологических  особенностей личности несовершеннолетних  правонарушителей с целью не  допущения конфликта молодого  человека с обществом, устранения  способствующих ему причин и  условий;

- разработка  программы индивидуального воспитательно-профилактического  воздействия на правонарушителя  и окружающую его среду с  учетом имеющихся форм и методов,  результативности их применения;

- организация  взаимодействия и преемственности  в воспитательно-профилактической  работе всех субъектов социально-педагогической  деятельности, повседневного и непрерывного  контроля за образом жизни  подростков с девиантным поведением, реагирование на «срывы» и  поощрение позитивных сдвигов.

Информация о работе Понятие социализации. Виды и этапы социализации человека