Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 13:48, реферат
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность
ВВЕДЕНИЕ
Понятие социализации. Виды и этапы социализации человека.
Девиации как социально-педагогическое явление (общая характеристика)
Сущность детской преступности, причины ее возникновения и пути решения этой проблемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На сегодняшний день с усилением таких негативных тенденций, как имущественное неравенство, безработица, изменение в содержании ценностных ориентаций молодежи, нарастание процессов деформации семьи и многое другое, остро стоит проблема воспитания девиантных подростков.
Подростков,
чье поведение отклоняется от
принятых в обществе правил, норм поведения,
называют трудновоспитуемыми или трудными.
Под трудновоспитуемостью понимается
сопротивление педагогическим действиям,
которое может быть обусловлено
самыми разнообразными причинами, связанными
с усвоением некоторых
Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.
Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Следовательно, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.
Отсюда отклоняющееся поведение подростка представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием предполагаемым нравственным и правовым общественным нормативам.
Проблема отклоняющегося поведения рассматривалась различными школами и направлениями исследований в рамках таких понятий, как «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «аутоагрессивное поведение», «асоциальное поведение трудных подростков» и ряд других.
Ученые и практики различных областей знаний всегда уделяли повышенное внимание вопросам выявления, коррекции и профилактики отклоняющегося поведения в различных его аспектах.
В отечественное педагогике ХХ века отклоняющееся поведение исследовали такие выдающиеся ученые, как В.М.Бехтерев, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко и многие другие.
В последние
десятилетия значительный вклад
в разработку социально-педагогических
основ воспитательно-
Широко рассматривались аспекты данной проблемы в историко-философских, психолого-педагогических и медицинских исследованиях.
Непосредственно
проблемам деятельности школы по
профилактике отклоняющегося поведения
подростков посвящены труды таких
ученых, как М.А.Алемаскин, Б.Н.Алмазов,
Н.А.Закатова, И.А.Клейсберг, Н.А.Катаева,
И.А.Невский, А.Ф.Никитин, Р.В.Овчарова и
другие. Однако ряд авторов дают
различные классификации
Так, В.Э.Зисс считает, что отклоняющееся от принятых в обществе норм поведение наиболее соответствует понятию "педагогически вакуумный" подросток, так как включает в себя дисциплинарные, аморальные и противоправные поступки, которые совершаются этой категорией подростков. В качестве распространенных элементов структуры отклоняющегося поведения он выделяет:
- поступки,
связанные с нарушением
- поступки,
связанные с невыполнением
- поступки,
связанные с нарушением
Ряд исследователей,
в частности, И.А.Невский, отклоняющееся
и девиантное поведение связывают
воедино. В классификациях А.Г.Абрумовой,
Л.Я.Ждановой, В.В.Ковалева различается
девиантное (антидисциплинарное, асоциальное)
и делинквентное (криминальное) поведение.
В.В.Ковалев определяет Девиантное
поведение как отклонение от нравтственных
норм данного общества. По его мнению,
проявления антиобщественного поведения
отличаются многообразием и не всегда
легко поддаются
Им было выделено 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:
- Уклонение
от учебной и трудовой
- Систематическое
пребывание в антиобщественно
настроенных неформальных
- Антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершения мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях.
- Антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве.
- Антиобщественные
действия сексуального
- Злоупотребление алкоголем.
- Употребление наркотических и токсических веществ.
-Уходы из дома, бродяжничество.
- Азартные игры.
- Прочие виды отклоняющегося поведения.
А.Е.Личко выделяет следующие формы проявления нарушений поведения:
- Делинквентное поведение.
- Побеги из дома и бродяжничество.
- Ранняя
алкоголизация как
- Девиации сексуального поведения.
- Суицидальное поведение.
Под делинквентным
поведением А.Е.Личко подразумевает
мелкие антиобщественные действия, не
влекущие за собой уголовной
Однако В.В.Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывал, что понятие «делинквентное поведение» должно применяться только в случаях противоправных, противозаконных и преступных поступков, таких, например, как кражи, хулиганские действия, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование, убийство. По мнению ученого, расширение границ термина «делинквентное поведение» приводит к стиранию границ между криминальными и некриминальными поступками.
3. Сущность детской преступности, причины ее возникновения и пути решения этой проблемы.
Одной из самых
актуальных и социально значимых
задач, стоящих перед нашим обществом
сегодня, безусловно, является поиск
путей снижения роста преступлений
среди молодежи повышения эффективности
их профилактики. Необходимость скорейшего
решения этой задачи обусловлена
не только тем, что в стране продолжает
сохраняться достаточно сложная
криминогенная обстановка, но, прежде
всего тем, что в сферы организованной
преступности втягивается все больше
и больше несовершеннолетних, криминальными
группировками, созданными подростками,
совершаются опасные
Основными причинами увеличения правонарушений являются недостаточная эффективность проводимой воспитательно-профилактической деятельности и принимаемых мер органов образования, недостаточный уровень занятости детей, снижение родительской ответственности, уровня социально-экономического благосостояния семьи, ухудшение здоровья населения, в том числе психологического, негативное влияние средств массовой информации, кино и телевидения, рекламы и чрезвычайная доступность азартных игр и игровых автоматов.
Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике, хотя, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.
Социально-педагогическая концепция профилактики позволяет успешно преодолевать преобладавший на протяжении многих лет односторонний подход, рассматривавший личность только как продукт «воспитательного воздействия», а поэтому не учитывавший другие объективные факторы, например, социальные условия, оказывающие воздействие на личность.
Процесс перевоспитания,
как и в целом, профилактика правонарушений,
выступает, с одной стороны как
процесс приобщения личности к культуре
— материальной, интеллектуальной
и нравственной, а с другой —
как процесс индивидуального
развития, коррекции поведения личности.
Научно-техническая революция
- во-первых,
за счет качественных
- во-вторых,
это происходит за счет
Многие издержки,
упущения в воспитании являются следствием
того, что нет должной системы
в области индивидуальной работы,
организации воспитательно-
В практике индивидуального подхода, по мнению А.С. Maкаренко, встречаются наиболее часто две ошибки: первая заключается в стремлении «остричь всех под одну гребенку», втиснуть человека в стандартный шаблон, воспитать узкую человеческих типов. Вторая — пассивное следование за каждым индивидуумом, безнадежная попытка справиться сразу со всеми при помощи разрозненной возни с каждым человеком в отдельности. Это — гипертрофия «индивидуального подхода».
Индивидуальная
профилактика правонарушений включает
в себя исправительно-корректирующее
воздействие в качестве одного из
элементов, но не сводится только к
нему. Это целенаправленный процесс
управления перевоспитанием личности,
который заключается в том, что
правонарушители под
- выработку нравственного сознания;
- формирование
навыков и привычек
- воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным влияниям;
- социальное оздоровление микросреды.
Перевоспитание
личности правонарушителя
В структуре индивидуальной профилактики правонарушений можно выделить следующие основные задачи:
- своевременное
выявление лиц с социально-
- изучение
возрастных и психологических
особенностей личности
- разработка
программы индивидуального
- организация
взаимодействия и
Информация о работе Понятие социализации. Виды и этапы социализации человека