Понятие технологии обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 01:26, реферат

Описание

Очень часто технологический аспект педагогики понимается весьма однобоко, а именно, как применение в сфере образования аудиовизуальных средств, изобретений, промышленных изделий и процессов. Однако постепенно в мире складывается и иное представление о том, что такое «педагогическая технология» вообще и «технология обучения» в частности.

Работа состоит из  1 файл

курсовая окончательная.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)


6

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ?

1.1.          АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.

 

Очень часто технологический аспект педагогики понимается весьма однобоко, а именно, как применение в сфере образования аудиовизуальных средств, изобретений, промышленных изделий и процессов. Однако постепенно в мире складывается и иное представление о том, что такое «педагогическая технология» вообще и «технология обучения» в частности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) ТЕХНОЛОГИЯ — ЭТО ПЕДАГОГИЧЕСКИ И ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫЙ ПРОЦЕСС ДОСТИЖЕНИЯ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ВИДЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ НА ОСНОВЕ СПЕЦИАЛЬНО ПЕРЕРАБОТАННОГО СОДЕРЖАНИЯ, А ТАКЖЕ ПОЭТАПНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ.[1]

Ключевые понятия, включаемые различными авторами в термин «педагогическая технология» (по В.Ф. Башарину)[2]

Таблица 1

ф.И. эксперта или название работы

Смысловое значение понятия «педагогическая технология»

Сакамото Т. (Япония)

Систематизированное обучение на основе системного способа мышле­ния

Фридман Л., Пальчевский (Россия)

Совокупность учебных ситуаций, призванных реализовать педагоги­ческую систему

Таланчук Н. (Россия)

Упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей

Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978

А. Выявление принципов и приемов оптимизации образовательного процесса

Б. Использование ТСО

Кларин М. (Россия)

Конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей

Беспалько В. (Россия)

A.                Педагогическое мастерство

  Б. Описание (проект) процесса формирования личности учащегося

B.              Содержательная   техника реализации учебно-воспитательного процесса

Проект «Новые ценности в образовании», Институт педагогических   инноваций РАО, 1995

 

Сложные и открытые системы приемов и методик, объединенных приоритетными образовательными целями, концептуально взаимоувязанных между собой задач и содержания, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса

Все приведенные определения обращают нас к общему толкованию понятия «технология» — techne — искусство, мастерство и logos — наука, закон. Дословно «технология — наука о мастерстве»[3].

 

 

 

 

 

1.2.          КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ[4]

 

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие техно­логии по своим целям, содержанию, применяемым мето­дам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

По сущностным и инструментально значимым свой­ствам (например, целевой ориентации, характеру взаимо­действия учителя и ученика, организации обучения) выде­ляются следующие классы педагогических технологий.

По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

По ведущему фактору психического развития: биогенные, cоциогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

В принципе, не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо един­ственный фактор, метод, принцип — педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология стано­вится характерной и получает от этого свое название.

По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальт-технологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.

По ориентации на личностные структуры: информа­ционные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам — ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий — СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравствен­ные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений — СЭН), технологии саморазвития (формирова­ние самоуправляющих механизмов личности — СУМ); эв­ристические (развитие творческих способностей) и приклад­ные (формирование действенно-практической сферы (СДП)).

По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально- ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный про­цесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных — комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии, и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

По типу организации и управления познавательной де­ятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько — дидактических систем):

1) классическое лекционное обучение (управление — разомкнутое, рассеянное, ручное);

2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

3) система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

4) обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, на­правленное, автоматизированное) — самостоятельная работа;

5) система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) — групповые, дифференцированные способы обучения;

6) компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, ав­томатизированное);

7) система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) — индивидуальное обучение;

8) «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

-   традиционная классическая классно-урочная система Я.А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

-   современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;

-   групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдель­ным учащимся в качестве репетитора;

-   программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным ис­пользованием всех остальных видов.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

а)              Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

б)              Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

в)              Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет ме­сто в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий са­мостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и тех­нологии свободного воспитания.

г)              Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

д)              Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

е)              Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

ж)              Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании — Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс — это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

Способ, метод, средство обучения определяют назва­ния многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:

-   массовая (традиционная) школьная технология, рас­считанная на усредненного ученика;

-   технологии продвинутого уровня (углубленного изу­чения предметов, гимназического, лицейского, специально­го образования и др.);

-   технологии компенсирующего обучения (педагоги­ческой коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

- различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);

-              технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модерниза­ций и модификаций, которым в них подвергается суще­ствующая традиционная система.

Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конст­руируется некоторая полидидактическая технология, ко­торая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной ори­гинальной авторской идеи. Существенно, что комбиниро­ванная дидактическая технология может обладать каче­ствами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основ­ную модернизацию, делает наибольший вклад в достиже­ние целей обучения. По направлению модернизации тра­диционной системы можно выделить следующие группы технологий.

а) Педагогические технологии на основе гуманиза­ции и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом лич­ностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

Информация о работе Понятие технологии обучения