Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 01:26, реферат
Очень часто технологический аспект педагогики понимается весьма однобоко, а именно, как применение в сфере образования аудиовизуальных средств, изобретений, промышленных изделий и процессов. Однако постепенно в мире складывается и иное представление о том, что такое «педагогическая технология» вообще и «технология обучения» в частности.
• учащиеся не владеют структурой речевого высказывания;
• у них не хватает запаса слов, с помощью которых можно построить речевое высказывание.
Активизация учебно-речевой деятельности учащихся на мотивационно-побудительном этапе связана с вызовом мотива говорения. Человек говорит тогда, когда испытывает потребность выразить свою мысль, т. е. испытывает потребность вербального осмысления окружающей действительности, которая, находя себя в предмете говорения — мысли, становится коммуникативно-познавательным мотивом говорения[12].
Потребность в высказывании может включаться и соединяться с другими потребностями. В подростковом возрасте на деятельность учащихся оказывают большое влияние потребности в самовыражении, в достижении цели, в повышении своей значимости в глазах сверстников, в овладении интересной информацией. Указанные потребности способствуют порождению внешних (социальных) и внутренних (учебно-познавательных) мотивов, которые способны оказать сильное воздействие на любую совершаемую подростками деятельность. При овладении иноязычным говорением подростки сначала проявляют интерес к нелингвистической увлекательной деятельности (например, игровой), в процессе которой они могут проявить себя, утвердиться в глазах сверстников, узнать много полезной информации, которая будет способствовать подключению учащихся к лингвистической деятельности и вызову коммуникативно-познавательного мотива говорения.
В коммуникативно-познавательном мотиве говорения воплощается коммуникативное намерение говорящего — готовность к речепорождению, к речевым действиям, то есть у учащихся происходит настрой на ту или иную речевую ситуацию и появляется цель речевого высказывания. Цель говорящего заключается в том, что он либо спрашивает, либо утверждает, либо призывает, либо разъясняет, выражая этим свое коммуникативное намерение[13].
Таким образом, коммуникативно-познавательный мотив говорения — явление глубоко личное, индивидуальное, непосредственно не управляемое, но, что очень важно для; практики обучения, «опосредованно регулируемое»[14]. Активизация учебно-речевой деятельности учащихся на мотивационно-побудительном этапе говорения способствует вызову сложного коммуникативно-познавательного мотива говорения, в котором воплощаются коммуникативно-познавательная потребность и коммуникативное намерение, являющиеся воплощением цели говорения.
Опираясь на все вышесказанное, необходимо отметить, что средствами, способными активизировать учебно-речевую деятельность на указанных этапах, являются игры. В методической литературе отмечается, что наиболее эффективными видами игр, которые можно использовать при обучении учащихся, являются ролевые и деловые игры.
Эти виды игр при обучению говорению способствуют:
• созданию особого отношения участников игры к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры в целом за счет игрового момента[15]);
• индивидуализации деятельности участников игры (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и свое «я» не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: личность — личность, личность — группа, личность — учитель);
• обепечению участников игры социально значимым видом деятельности (участники вне зависимости от внутреннего склада и уровня обученности участвуют в игре, так как сами условия исключают «пассивную» позицию);
• созданию условий для процесса усвоения знаний, формирования речевых навыков и умений в говорении (знания, навыки и умения формируются у участников в форме естественного учебного общения).
Использовать ролевые и деловые игры можно на заключительных или обобщающих уроках. На этапе подготовки к игре учащимся предлагается ряд упражнений, которые помогут им овладеть способами построения речевых высказываний и выбрать необходимые для этого языковые средства.
Вслед за упражнениями можно провести ролевые и деловые игры[16].
При проведении игр следует:
• создать игровую проблемную ситуацию;
• познакомить учащихся с игровой ситуацией;
• сформулировать главную задачу участникам игры, уточнить их роли в игре;
• вычленить необходимый для решения проблемы теоретический материал;
• создать графическую модель взаимодействия участников[17],
• реализовать принятое решение;
• проанализировать итоги работы;
• оценить результаты работы;
• обсудить полученные результаты с учащимися.
Заключение
Педагогика – это искусство, но как тогда можно говорить о технологиях?
Педагогика – прикладная наука, и, подобно всем прикладным дисциплинам, она не может не быть технологической. И суть её в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.
Идея внедрения педагогических технологий в практику массовой школы есть отражение необходимости повышения эффективности учебного процесса, гуманизации образования, развития личностного потенциала ученика, предупреждения тупиков его развития.
Снижение мотивации изучения иностранного языка, школьные перегрузки, массовое нездоровье школьников, их отторжение от процесса учения связаны не столько с несовершенством содержания образования, сколько с трудностями, которые испытывают педагоги при организации и проведении психологически и валеологически обоснованного процесса обучения. Проблема состоит в том, чтобы предоставить учителю методологию выбора и механизм реализации отобранного содержания в реальном учебном процессе.
Рассмотренные образовательные технологии являются достойными примерами для использования. На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как это формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью, всегда способной к поиску.
Поэтому данное исследование имеет как теоретическое, так и практическое значение, так как роль педагогических технологий в построении учебного процесса на уроках иностранного языка велика. Образовательные технологии выполняют функцию связующего звена между учебным материалом и учеником, помогая школьнику овладеть иностранным языком на высоком уровне, а также повышает уровень познавательной активности детей, мотивации и интереса.
Список использованных источников
1. Башарин В.Ф. Педагогическая технология: что это такое?//Специалист. 1993. №9.
2. Зимняя И.Л. Психология обучения неродному языку. - М., 1989.
3. Зимняя И.Л. Учебное пособие по курсу психологии в программе педагогической практики «Психология обучения видам речевой деятельности и аспектам языка». — М., 1977.
4. Зимняя И.Л. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследование речевого мышления в психолингвистике.— М., 1985.
5. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии».
6. Методики обучения иностранным языкам в средней школе: [Отв. ред. М. К. Колкова] – СПб.: КАРО, 2005.
7. Мильруд Р. П. Некоторые пути обучения самостоятельному иноязычному высказыванию // Иностранные языки в школе. — 1985 - №2. - С. 29-34.
8. Нефедова М.Л. Коллаж и коллажирование в учебном процессе // Иностранные языки в школе, 1993, №2.
9. Попова Э.И. Обучение монологическому высказыванию учащихся 6-7 классов средней общеобразовательной школы. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед.наук — Ленинград. 1985. - 220 с.
10. Программы по иностранному языку. 1-11 классы общеобразовательных учреждений. - М„ 2009.
11. Прокофьева BJI. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению // Иностранные языки в школе. —1990. - №5. — С. 41-45.
12. Рабинович Ф.М. К проблеме опор при развитии экспрессивных форм речи // Иностранные языки в школе. — 1986. — №5.
13. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.
14. Столяренко Л. Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.
15. Царькова В.Б. Речевые упражнения в английском языке. М.: Просвещение, 1980. — 135 с.
143
[1] [5; c. ]
[2] [1;c. 34]
[3] [13;c. 114]
[4] [14; c. 214]
[5] [6;c. 109]
[6] [4]
[7] [7;c. 29]
[8] [12;c. 37]
[9] [10; c. 135].
[10] [2; с. 121].
[11] [2; с. 26].
[12] [3; с. 73].
[13] [9;c. 25]
[14] [3; с. 109].
[15] [8;c. 15]
[16] [15;c. 35]
[17] [11;c. 42]