Попутное научение и целенаправленное учение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:45, реферат

Описание

Представить базовые понятия теории научения, разобраться в сути этих понятий, более четко описать области их применения, а также выяснить соотношение между этими понятиями — цель данной работы.

Содержание

Введение
1 Понятие научение
2 Сущность научения
3 Виды научения
4 Соотношение понятий «научение», «учение», «обучение»
5 Попутное научение и целенаправленное учение
Заключение
Список литературы 3

Работа состоит из  1 файл

попутное научение и целенаправленное учение.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«Воронежский государственный технический университет»

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по курсу: Психология и педагогика

по теме: Попутное научение и целенаправленное учение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: аспирант кафедры КИПР

Веревкин Дмитрий Александрович

Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения

Научный руководитель:

Муратов Александр Васильевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2012

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

1 Понятие научение

2 Сущность научения

3 Виды научения

4 Соотношение понятий «научение», «учение», «обучение»

5 Попутное научение и целенаправленное учение

Заключение

Список литературы

3

4

6

8

11

13

20

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Совершенно очевидно, что закономерности научения изучались задолго до появления современной науки. Ведь необходимость успешно передавать свой опыт следующим поколениям заставляла эмпирически совершенствовать процедуру обучения. Именно поэтому к моменту начала экспериментальных исследований этой проблемы в психологии уже существовали определенные обыденные представления о том, как и чему, следует учить. Сложился определенный свод понятий, относящихся к описанию приобретения человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Представить базовые понятия теории научения, разобраться в сути этих понятий, более четко описать области их применения, а также выяснить соотношение между этими понятиями — цель данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



1 Понятие научение

 

Обучить, научить, выучить, учить, научиться... Наверное, ни одно слово не используется в педагогике так часто, как слово «учение» и его различные производные. Но, что такое — «научение»?

Интуитивно каждый из нас представляет, что это такое.

Если мы все же попросим дать более точное определение, то человек, не изучавший педагогики, ответит приблизительно:

«Ну, например, ученик не знал, почему бывают приливы. Ему объяснили. Он повторил по учебнику и теперь знает. Мы говорим, что он выучил материал. Или человек не мог бегать на коньках. Потренировался. И теперь может. Он выучился. Или студент на первом курсе не умел решать задачи на дифференциальные уравнения. А на третьем — умеет. Это и называется научился.»

Учитель, изучавший педагогику, скажет то же самое короче и более обобщенно: «Научение — это усвоение учащимся определенной системы знаний, умений и навыков».

Итак, – раньше не знал, не мог, не умел. А теперь знает, может, умеет. Значит, научение связано с какими-то изменениями в учащемся, в его поведении и в его действиях.

Какие это изменения?

Слова «знает», «умеет», «может» указывают на те задачи, с которыми сталкивается человек. Например, объяснить, почему бывают приливы, бегать на коньках, решать дифференциальные уравнения.

О научении говорят в том случае, когда человек стал знать или уметь то, чего не знал или не умел раньше. Эти новые знания, умения, навыки могут быть следствием деятельности направленной на их приобретение, или выступать как побочный эффект поведения реализующего цели, не связанные с данными знаниями и умениями.

Научение выражается в том, что человек овладевает действиями, нужными для успешного решения соответствующих задач. Причем, эти действия могут включать и физические (движения, позы), и психические (наблюдение, размышление, припоминание), и речевые акты (называние, рассказывание, письмо).

Значит, научение предполагает такие изменения внешней (физической) и внутренней (психической) деятельности или поведения, которые приводят их в соответствие с целью этой деятельности (или поведения), позволяют достичь этой цели. Короче, научение выражается в целесообразном изменении внешней и внутренней деятельности (или поведения).

Впрочем, не всякие изменения деятельности или поведения могут быть названы научением. В него, например, не входят процессы и результаты, которые характеризуют биологическое созревание организма, разворачиваются и протекают по биологическим, в частности генетическим, законам. Хотя процессы созревания также связаны с

приобретением организмом нового и изменением уже имеющегося опыта, хотя они также могут способствовать лучшему приспособлению организма к условиям окружающей среды, эти процессы тем не менее нельзя назвать научением. Они мало или почти не зависят от обучения и научения. Например, внешнее анатомо-физиологическое сходство ребенка и родителей, умение схватывать предметы руками, следить за ними и ряд других возникают в основном по законам созревания. Оно же, в свою очередь, может быть определено как биологически детерминированный процесс изменения организма, его функций, включая некоторые психологические и поведенческие признаки, изначально, вероятно, заложенные в генотипе.

Следовательно, чтобы целесообразное изменение деятельности или поведения имело характер научения, это изменение непосредственно должно вызываться не какими-то врожденными свойствами организма, а определенной предшествующей деятельностью или поведением. По этой же причине не относятся к научению изменения поведения, непосредственно вызванные утомлением, травмами, механическими воздействиями извне, голодом, жаждой, болью, сильными чувствами, действием химических препаратов, а также физиологическим созреванием.

Нет научения и в тех случаях, когда изменения деятельности или поведения носят мимолетный характер. Так, относительно человека, который один раз удачно выполнил акробатический номер, но затем не мог его повторить, не говорят, что он научился этому номеру.

Итак, подведем итоги. Во-первых, одной из характеристик научения является изменение поведения. Другими словами, результат научения всегда должен быть виден в поведении. Во-вторых, это изменение поведения относительно постоянно, оно не является ни временным ,ни постоянным. В-третьих, изменение поведения необязательно следует сразу за опытом научения. Несмотря на то, что, возможно, имеется потенциал для измененного поведения, этот потенциал может не быть преобразован в поведение немедленно. В-четвертых, изменение поведения (или потенциальное поведение) происходят из опыта или практики. В-пятых, опыт или практику необходимо подкреплять, только те ответные реакции, которые приводят к подкреплению, будут выучены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Сущность научения

 

В среде ученых понятие научения применяется в более широких пределах, оно обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли). Такие привычные и распространенные понятия, как эволюция, развитие, выживание, приспособление, отбор, совершенствование, имеют некоторую общность, наиболее полно выражающуюся в понятии научения, которое пребывает в них или явно, или по умолчанию. Понятие развития, или эволюции, невозможно без предположения о том, что все эти процессы происходят вследствие изменения поведения живых существ. А в настоящее время единственным научным понятием, полно охватывающим эти изменения, является понятие научения. Живые существа научаются новым видам поведения, которые обеспечивают более эффективное выживание. Все, что существует, приспосабливается, выживает, приобретает новые свойства, и это происходит по законам научения. Итак, выживание в основном зависит от способности к научению.

С простейшими проявлениями научения мы встречаемся в природе буквально на каждом шагу. Везде, где имеются более или менее сложно организованные живые существа, наблюдаются те или иные формы целесообразного изменения их поведения под влиянием опыта, то есть научение. Как показывают наблюдения, все позвоночные – млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, рыбы – обладают до той или иной степени способностью к научению. Многие виды насекомых тоже способны кое-чему научаться. Так, например, пчел удавалось «научить» подлетать только к тарелочке определенного цвета. Тараканов можно научить приходить для кормежки в определенное место и в определенное время. Муравьев можно научить кратчайшим путем пробегать данный лабиринт. Даже червей удавалось научигь правильному выбору пути в       Т-образном лабиринте. В ряде опытов морских звезд успешно «приучали» передвигаться к месту кормления в ответ на зажигание лампочки в аквариуме. Есть сведения, что даже у пресноводных гидр (т. е. существ еще без нервной системы) удавалось выработать оборонительную реакцию на свет, если его перед этим сопровождали электрическим ударом.

Любопытно, что количество «упражнений», которые потребовались этим примитивным организмам для научения, оказалось таким же, как у многих высокоразвитых млекопитающих (8—20 повторений).

Все это свидетельствует о том, что за явлениями научения стоят какие-то общие почти для всех живых существ механизмы. Причем в своей основе эти механизмы могут быть настолько просты, что они имеются даже у очень примитивных организмов – без головного мозга и даже без центральной нервной системы.

В чем же заключаются те изменения поведения всех этих существ, по которым мы судим о научении? При всем их видимом разнообразии эти изменения можно свести к следующему. В жизнедеятельности организма, т. е. попытках добыть пищу, спастись от опасности, осуществить акты размножения или выращивания потомства, одни действия в данных условиях оказываются вредными, другие – бесполезными, а третьи – приводят к цели. В итоге этого опыта, после определенного числа повторений, действия, которые вредят организму или не дают эффекта, возникают все реже. Действия же, которые способствуют выживанию и размножению данного животного в данных условиях, осуществляются при наличии этих условий все чаще.

Таким образом, научение оказывается механизмом, с помощью которого живое существо приспосабливается к изменениям условий внешнего мира.

Этим научение отличается от инстинкта. Инстинкт – механизм приспособления поведения животного к неизменному миру. Иногда инстинктивное поведение может быть чрезвычайно сложным и достигать высочайшей целесообразности. (Достаточно вспомнить пчел и муравьев, с их сложным строительством, разделением труда в сообществе, уходом за потомством и т. д.). Однако в основе этого поведения лежат неизменные врожденные программы. Поэтому, стоит измениться окружающим условиям, как шаблонная слепота инстинкта приводит организмы к массовой гибели. Механизм научения у животных, дополняя инстинкты, в той или иной степени компенсирует этот их дефект. Что касается человека, то он живет в непрестанно создаваемом им самим и стремительно изменяющемся мире. Поэтому, для него основным и, пожалуй, единственным способом приспособления к реальности становится именно научение. И, естественно, что оно приобретает столь же сложный, многообразный и качественно новый характер, как тот сложнейший мир техники, социальных отношений, материальной и духовной деятельности, в котором живет и в котором действует человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Виды научения

 

У человека есть несколько видов научения. Первый и простейший из них объединяет человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой центральной нервной системой. Это — научение по механизму импринтинга, т. е. быстрого, автоматического, почти моментального по сравнению с длительным процессом обучения приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения. К примеру, достаточно в поле зрения новорожденного утенка появиться матери-утке и начать двигаться в определенном направлении, как, встав на собственные лапки, птенец начинает автоматически всюду следовать за ней. Это происходит, как показал К. Лоренц, даже тогда, когда в поле зрения новорожденного птенца оказывается не утка-мать, а какой-либо иной движущийся предмет, например человек. Другой пример: достаточно прикоснуться каким-либо твердым предметом к внутренней поверхности ладони новорожденного, как у него автоматически сжимаются пальцы руки. Как только новорожденный касается груди матери, у него сразу же срабатывает врожденный сосательный рефлекс. Через описанный механизм импринтинга формируются многочисленные прирожденные инстинкты включая двигательные, сенсорные и другие. По традиции, сложив шейся со времен И. П. Павлова, подобные формы поведения называют безусловными рефлексами, хотя для их наименования больше подходит слово «инстинкт». Такие формы поведения обычно генотипически запрограммированы и мало поддаются изменению. Тем не менее элементарное научение хотя бы в виде подходящего «пускового» сигнала необходимо и для включения в действие инстинктов. Кроме того, показано, что многие инстинктивные формы поведения сами по себе достаточно пластичны.

Информация о работе Попутное научение и целенаправленное учение