Попутное научение и целенаправленное учение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:45, реферат

Описание

Представить базовые понятия теории научения, разобраться в сути этих понятий, более четко описать области их применения, а также выяснить соотношение между этими понятиями — цель данной работы.

Содержание

Введение
1 Понятие научение
2 Сущность научения
3 Виды научения
4 Соотношение понятий «научение», «учение», «обучение»
5 Попутное научение и целенаправленное учение
Заключение
Список литературы 3

Работа состоит из  1 файл

попутное научение и целенаправленное учение.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

Научение может явиться результатом всех видов деятельности вне зависимости от их характера. Кроме того многочисленные опыты и практика показывают, что приобретение опыта как побочного продукта в зависимости от регулярности может быть в определенных видах деятельности стабильным, более-менее постоянным, а также – случайным, эпизодическим.

Приобретение опыта в качестве стабильного побочного продукта может происходить в процессе стихийного общения, в игре (если она не организована специально с целью усвоения какого-либо вида опыта) и некоторые других деятельностях. Все они характеризуются тем, что, хотя субъект приобретения опыта не ставит перед собой цели – овладеть данным опытом, он его закономерно и стабильно получает в конце их процесса. При этом познавательный результат является единственным, рациональным оправданием затрат времени и сил субъекта. Вместе с тем реально действующий мотив сдвинут на процесс деятельности: человек общается с другими или играет потому, что получает удовольствие от самого процесса общения или игры. Помимо дидактической игры и стихийного общения приобретение опыта в качестве прямого продукта, но без сознательной цели достигается также в свободном наблюдении, в ходе чтения художественной литературы, просмотра кинофильмов, спектаклей и пр. В данном случае говорят о попутном или случайном научении.

Вторую большую группу деятельностей, в которых человек приобретает опыт, составляют такие их виды, которые осознанно или неосознанно осуществляются ради самого опыта. В данном случае говорят об учении. Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) его социокультурного (общественно-исторического) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. При использовании этого понятия в науке обращается внимание в основном на то, что в составе учебной деятельности приходится на долю ученика. Речь идет о предпринимаемых учеником учебных действиях, направленных на развитие способностей, на приобретение необходимых знаний, умений и навыков.

Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) социокультурного (общественно-исторического) опыта другому человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося. В данном случае имеет место постановка учителем и принятие учащимся учебной задачи, смысл которой для учителя заключается в том, чтобы научить, а для ученика — чему-либо научиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Ительсон Л. Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.—М., 1981;

2. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.:Просвещение: ВЛАДОС, 1995 – 496 с.;

3. Давыдов В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования//журнал «Вопросы психологии».—1991 №6 – 8 с.;

4.  Хегенкан Б., Олсон М. Теория научения – С.П., 2004. – 474 с.;

5. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения – Владимир, 1972. – 264 с.;

6. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. – 528 с.;

7. Габай Т. В. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов по спец. психологии. – М.: Академия, 2003. – 240 с.;

8. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология — М.: Владос-пресс, 2002. – 317с.

 

21

 



Информация о работе Попутное научение и целенаправленное учение