Права ребенка в российском и международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:44, реферат

Описание

В международном плане права человека получили бурное развитие во второй половине XX века. Это понятие, ранее относившееся только к национальному законодательству, стало активно утверждаться и развиваться в международных отношениях. Международное сообщество поняло важность проблемы, не только узаконив серию общепризнанных прав в конвенциях, пактах и соглашениях, но и разработав международный механизм для защиты прав человека.

Работа состоит из  1 файл

права ребёнка.docx

— 47.52 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

 

Комитет по образованию Администрации  Волгоградской области

ГОУ СПО  «Дубовский педагогический колледж» 
 
 
 
 
 
 

Реферат

    «Права  ребенка в российском и международном  праве» 

    Выполнила: Белоусова Анастасия,

    студентка группы 9-41

    _________

    (подпись)

    Проверила: Литвинова К.Н.,

    _________________

    (подпись) 
     
     
     
     

Дубовка

2010 
 

Содержание

Введение

В международном  плане права человека получили бурное развитие во второй половине XX века. Это  понятие, ранее относившееся только к национальному законодательству, стало активно утверждаться и  развиваться в международных  отношениях. Международное сообщество поняло важность проблемы, не только узаконив серию общепризнанных прав в конвенциях, пактах и соглашениях, но и разработав международный механизм для защиты прав человека.

Международные договоры по правам человека устанавливают  обязательства государств по предоставлению индивидам прав и свобод.

Национальное  законодательство каждого государства  определяет объем прав, их содержание и гарантии осуществления.

Все нормы  международного права, имеющие однородный объект и устанавливающие определенные правила в той или иной сфере  отношений, называют международными правовыми  стандартами.

Стандарты могут быть универсальными, т.е. признанными  во всем мире и региональными. Региональные стандарты имея особенности, вытекающие из традиции, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими (например, стандарты, принятые в рамках общеевропейского процесса).

Изучение  проблемы взаимоотношения норм международного и внутригосударственного права  в настоящее время является одной  из актуальных задач в контексте  обеспечения защиты общечеловеческих ценностей.

Международное сообщество под эгидой ООН активно  занимается разработкой источников общепризнанных прав человека, стремясь создать правовую основу для их эффективной  защиты и содействия их соблюдения.

Принятие  Всеобщей декларации прав человека - документа, закрепившего перечень прав и свобод человека - стало важным этапом в  развитии международных отношений.

Большая часть ее норм рассматривается в  качестве важного свидетельства  международного права, связывающего все  государства современного мира.

Вслед за принятием Всеобщей декларации прав человека, для того, чтобы придать  обязательную юридическую силу правам, провозглашенным в Декларации, была начата разработка двух международных  пактов о правах человека: одного - об экономических, социальных и культурных правах и другого - о гражданских  и политических правах.

К числу  международных договоров ООн, направленных на защиту конкретных прав человека, относятся:

1. Конвенция  о ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин.

2. Конвенция  о правах ребенка.

3. Конвенция  против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих  достоинств видов обращения и  наказания…

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. В ней были провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Она  оказала значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных  лиц во всех частях мира.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея  ООН единогласно принимает Конвенцию  о правах ребенка. Статьи 1-4 определяют  понятие «ребенок» (каждое человеческое  существо до достижения 18 лет); утверждают  один из основных принципов  Конвенций - приоритетность интересов  детей перед интересами общества.

Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей  индивидуальности; ответственность  и обязанности родителей.

Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в  них излагаются права детей на выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии.

Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались  в международных актах.

Статьи 20-26 определяют перечень прав детей  особо депривилегированных категорий  и обязанности государства по защите и помощи таким детям.

Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование, в том числе получение бесплатного  и обязательного начального.

Статьи 32-36 - определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой  другой эксплуатации.

Статьи 37-40 устанавливают права ребенка  в случае совершения им правонарушения или преступления.

Статьи 41-45 относятся ко II части Конвенции  и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые  ратифицировали Конвенцию.

Статьи 46-54 относятся ко III части Конвенции  и определяют процедурно-правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами  требований Конвенции ООН. 

Всего 2 минуты понадобилось, чтобы официально превратить международно-правовой акт  в универсальный стандарт, который  будет отныне служить мерилом  основных прав детей в мире.

Признавая ребенком человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, она рассматривает  детей как особую демографическую  группу населения, нуждающуюся в  специальной системе защиты, создание благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, признавая его самостоятельным  субъектом права.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом  права, Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление  одного права неотделимо от осуществления  других. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями  государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода  необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных  и духовных способностей, требует  не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища, но и предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.

§2.Процесс  закрепления в  российском законодательстве международных стандартов о правах ребенка.

Конвенция не дает конкретных показателей и  это трудно сделать, так как существуют различные условия, возможности  и традиции в разных странах. Конвенция  определяет общие стандарты, нравственные и правовые нормы, которые способствуют политике в защиту детства. Каждая страна, с учетом этих мировых стандартов и своих возможностей, совершенствует национальное законодательство, осуществляет практическую деятельность в интересах детей в соответствии с конкретными требованиями Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и Плана действий по осуществлению этой декларации.

13 июня 1990 года Конвенция о правах  ребенка была ратифицирована  Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 года вступила в силу для  Российской Федерации как правопреемника. Правительство РФ, подписав международные  документы ООН об обеспечении  выживания, защиты и развития  детей, взяло на себя обязательство  не только самому принимать  соответствующие акты, но и поощрять  правительственные и неправительственные  организации в регионах к подготовке  программ в интересах детства.

На основании  Указа Президента Российской Федерации  от 1 июня 1992 года № 543 «О первоначальных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и  развития детей в 90-е годы» и  Постановлением Совета Министров - Правительства  РФ от 23 августа 1993 года № 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка  и Всемирной декларации об обеспечении  выживания, защиты и развития детей» была разработана Федеральная целевая  программа «Дети России». Она  одобрена Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 9 сентября 1993 года №999 «О федеральной программе  «Дети России» и включено в  перечень программ, принимаемых к  финансированию из Федерального бюджета.

Целью данной программы является создание условий для нормального развития детей, находящихся в особо сложных  условиях, обеспечения их социальной защиты в период коренных социально-экономических  преобразований и реформ. В состав Федеральной программы «Дети  России» входят федеральные целевые  программы:

«Дети-инвалиды»  направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными  способностями, возможностями и  семей, в которых они воспитываются. Создание условий для независимой  жизни этой части населения, решение  медико-санитарных, социально-экономических  и нравственных проблем детей-инвалидов, создание системы реабилитации таких  детей, организации разработки и  выпуска изделий, необходимых для  нормальной жизнедеятельности и  адаптации в обществе.

Программа «Дети-сироты» включает комплекс мер  по созданию наиболее благоприятных  условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной  жизни в современной социально-экономической  обстановке: предупреждению причин появления  социального сиротства, развитию форм устройства детей-сирот, воспитывающихся  в учреждениях интернатного типа, развитию кадровой и материальной базы этих учреждений, совершенствованию медицинского обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Программа «Планирование семьи» ориентирована  на создание системы, обеспечивающей население  знаниями вопросов планирования семьи; разработку новых подходов к обучению подростков, их родителей по вопросам сексуального и репродуктивного  поведения, этике семейно-брачных  отношений; усилений ответственности  семьи и школы за половое воспитание подростков; организацию службы с  профессионально подготовленными  кадрами по вопросам планирования семьи  и обеспечения ее современным  оборудованием, средствами контрацепции в нужном объеме и ассортименте; активизацию научных исследований по проблеме планирования семьи с  учетом региональных и национальных особенностей.

Программа «Дети Чернобыля» нацелена на снижение воздействия на детей неблагоприятных  факторов чернобыльской катастрофы. Она включает комплекс мер по улучшению  качества жизни, медицинской, психологической  и реабилитационной помощи детям  и женщинам, проживающим на территориях, подвергшихся радиоактивному воздействию; по обеспечению правовой и социальной защиты детей, беременных женщин и кормящих матерей; укреплению материально-технической  базы детских лечебно-профилактических, школьных и дошкольных учреждений.

Программа «Дети Севера» нацелена на обеспечение  защиты интересов детей, живущих  на Севере, в первую очередь детей  малочисленных народов, создание условий  для достижения нормального уровня жизни и представления для  них равных стартовых возможностей, удовлетворения их потребностей в физическом, психологическом им социальном развитии в течение всего периода социализации.

Позднее в состав Федеральной программы  «Дети России» были включены также: «Одаренные дети», «Организация летнего  отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев».

В содержание этой государственной программы  входят акты, направленные на улучшение  воспитания подрастающего поколения, на противодействие развитию криминальных тенденций в среде несовершеннолетних (Указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав»); о поддержке детей, лишившихся родительского попечения, приемных семей, решение ряда вопросов усыновления детей (Положение о  порядке выплаты денежных средств  на детей, находящихся под опекой) и др.

Информация о работе Права ребенка в российском и международном праве