Права ребенка в российском и международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:44, реферат

Описание

В международном плане права человека получили бурное развитие во второй половине XX века. Это понятие, ранее относившееся только к национальному законодательству, стало активно утверждаться и развиваться в международных отношениях. Международное сообщество поняло важность проблемы, не только узаконив серию общепризнанных прав в конвенциях, пактах и соглашениях, но и разработав международный механизм для защиты прав человека.

Работа состоит из  1 файл

права ребёнка.docx

— 47.52 Кб (Скачать документ)

Приемные  родители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать  необходимые условия для получения  им образования, готовить ребенка к  самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность  перед обществом. Именно они являются законными представителями приемного  ребенка, защищают его права и  интересы.

Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. В соответствии с Положением о  приемной семье в нее могут  передаваться дети (ребенок) оставшиеся без попечения родителей:

7. дети-сироты;

8. дети, родители которых неизвестны;

9. дети, родители которых лишены родительских  прав, ограничены в родительских  правах, признаны в судебном порядке  недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

10.дети, родители которых по состоянию  здоровья не могут лично осуществлять  их воспитание и содержание, а  также дети, оставшиеся без попечения  родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях,  учреждениях социальной защиты  населения или других аналогичных  учреждениях.

Важно, что при передаче ребенка в  приемную семью на воспитание орган  опеки и попечительства должен руководствоваться  интересами ребенка. Обязателен учет мнения ребенка при его передаче в  приемную семью, а если ребенку исполнилось 10 лет, то необходимо его согласие.

Пока  в России немного приемных семей. Однако можно предположить, что их количество будет увеличиваться  по мере создания государством условий  для их нормальной жизнедеятельности, которые предполагают и наличие  определенных льгот, предоставляемых государством, местными органами власти таким семьям.

Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ является универсальным. Государство гарантирует общедоступность  и бесплатность дошкольного, основного  общего и среднего профессионального  образования в государственных  или муниципальных образовательных  учреждениях и на предприятиях.

Под образованием понимается целенаправленный процесс  воспитания и обучения в интересах  человека, общества, государства, который  сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных  государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им установленного государством образовательного уровня (ценза), которое удостоверяет соответствующим  документом.

Общественные  отношения, связанные с организацией образования и получением образования  регулируются законодательством об образовании. Основными источниками  этого законодательства являются Закон  Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон  Российской Федерации «Об образовании, а такие законы и иные нормативные  акты субъектов Российской Федерации  в области образования».

Государство гарантирует возможность получения  образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к  религии, убеждений и т.п. и обеспечивает всем гражданам право на образование  путем создания системы образования.

Формы получения образования могут  быть разные. Законодательство предусматривает  очную, очно-заочную (вечернюю), заочную  формы, а также форму семейного  образования, самообразования и  экстернат. Следовательно, право выбора конкретной формы получения образования  остается у гражданина.

Подавляющее большинство граждан России получают образование в образовательных  учреждениях. Основные типы этих учреждений предусмотрены законодательством  об образовании и включают в себя: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального  и послевузовского профессионального  образования и др.

Очевидно, что применительно к несовершеннолетним основными типами образовательных  учреждений являются общеобразовательные - начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Именно в их обучается подавляющее  большинство детей.

В соответствии с действующим законодательством  образовательные учреждения по своим  организационно-правовым формам могут  быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций  и объединений).

В действительности, большинство образовательных учреждений в нашей стране являются муниципальными и государственными, по названию органов, которые их учредили.

Именно  учредители (муниципалитет, государство...) устанавливают порядок приема граждан  в образовательные учреждения на ступени начального общего, основного  общего, среднего (полного) общего и  начального профессионального образования.

Этот  порядок должен обеспечить прием  всех граждан, которые проживают  на самой территории и имеют право  на получение образования соответствующего уровня.

Закон предписывает правило, в соответствии с которым при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее  обязано ознакомить его и (или) его  родителей (законных представителей) с  уставом этого учреждения и другими  документами, которыми регулируется образовательный  процесс в данном учебном учреждении. Другими словами, если родители (один из них) пришли с ребенком в школу, с тем, чтобы записать в нее  ребенка, их знакомство со школой должно начинаться с ознакомления с уставом  и другими документами, а обязанность  ознакомить - лежит на администрации  школы. Те же действия администрация  должна осуществлять и в случае, когда в школу для решения  вопроса о получении образования  приходит несовершеннолетний без родителей.

Ознакомление  с уставом школы родителей  и несовершеннолетних имеет большое  значение еще и потому, что в  соответствии с действующим законодательством  об образовании такие вопросы, как  возраст, с которого то или иное образовательное  учреждение осуществляет прием граждан, продолжительность обучения несовершеннолетних на каждой ступени образования определяются именно уставом каждого образовательного учреждения.

Государство гарантирует гражданам общедоступность  и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Что же касается среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, которые можно получить в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то их также можно получить бесплатно, но только на основе конкурса. Однако условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных. Вне конкурса в соответствии с действующим законом, при успешной сдаче экзаменов принимаются дети-сироты, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях. В соответствии с действующим законодательством гражданам, поступающим в образовательные учреждения предоставлена возможность обучаться на родном языке. Определение языка, на котором ведется обучение в образовательном учреждении, должно содержаться в уставе этого учреждения.

Основное  общее образование и государственная  аттестация (итоговая) являются обязательными  для всех учащихся. Однако, действующее  законодательство об образовании требование обязательности основного общего образования  применительно к каждому конкретному  обучающемуся (школьнику, гимназисту, лицеисту и т.п.) трансформирует таким  образом, что оно - требование, сохраняет  силу до достижения им (школьником, гимназистом, лицеистом и т.п.) возраста пятнадцати лет, если такое образование не было получено обучающимся ранее. Данное положение позволяет утверждать, что после достижения учащимся возраста 15 лет и его желании покинуть образовательное учреждение (школу, лицей, гимназию и т.п.) права задерживать  его у администрации образовательного учреждения нет. И наоборот, если несовершеннолетний не получил основного общего образования, и ему не исполнилось пятнадцати лет, и если несовершеннолетний не имел оснований, указанных в законе, на его исключение из образовательного учреждения, то администрация школы не вправе исключить его только потому, что ему исполнилось пятнадцать лет. В тоже время законом установлен предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования во всех типах образовательных учреждений по очной форме обучения - 1 8 лет.

Наряду  с предоставлением конкретных правомочий учащимся уставы образовательных учреждений содержат и перечень обязанностей, возлагаемых на несовершеннолетних. Так, учащиеся должны (обязаны) соблюдать  Правила для учащихся, которые  должны быть разработаны в каждом образовательном учреждении и приняты  его органом управления (например, Советом школы). Учащиеся обязаны  подчиняться требованиям педагогов; обязаны заботиться о младших; обязаны  соблюдать правила гигиены, иметь  аккуратный вид; обязаны поддерживать чистоту в классах, в других помещениях; обязаны бережно относиться к имуществу образовательного учреждения.

За неисполнение без уважительных причин обязанностей, о которых я сказала выше, а  также за нарушение норм запретов к учащимся могут быть применены  дисциплинарные меры воздействия, которые  также содержаться в уставах  образовательных учреждений. Что  же это за меры? Чаще всего в уставах  к мерам дисциплинарного воздействия  относят: объявление выговора, возложение обязанности возместить вред или  принести публичное извинение, вызов  родителей (законных представителей) на собеседование, и самое строгое  взыскание - исключение из образовательного учреждения.

Говоря  о возможности исключения за совершение противоправных действий, закон имеет  в виду, прежде всего, совершение учащимся преступлений. По общему правилу, уголовной  ответственности подлежит лицо, достигшее  к моменту совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Вместе с тем уголовный закон предусматривает  случаи, когда уголовная ответственность  поступает с 14-летнего возраста. Что же это за случаи? Четырнадцатилетние подлежат уголовной ответственности  за убийство, умышленное причинение тяжкого  вреда здоровью, изнасилование, кражу, грабеж, разбой, вымогательство и другие деяния, перечень которых содержит в ч. 2 ст. 20 Уголовного кодекса РФ. Для нас важно отметить, что  за совершение любого преступления учащегося  могут исключить из образовательного учреждения.

Очевидно, что под противоправным действием, можно рассматривать и совершенное  учащимся образовательного учреждения административного правонарушения. Административной ответственности  подлежат лица, достигшие к моменту  совершения административного правонарушения возраста шестнадцать лет. Административное законодательно определяет перечень правонарушений, ответственность за совершение которых  наступает с 16-летнего возраста.

В последние  годы в юридической науке стали  активно исследоваться проблемы ювенальной юстиции. В российской правовой печати появился ряд работ с подробной  информацией о международных  стандартах в области отправления  правосудия в отношении несовершеннолетних, деятельности детских судов. В развитии зарубежных стран, история становления  функционирования аналогичных судебных органов в дореволюционной России.

Они явились  важной составной часть уже о  правосудии для несовершеннолетних.

Так, в  работах Г. М. Миньковского, Н. И. Гуковской, А. И. Долговой, В. В. Шимановского подробно, с использованием данных изучения следственно-судебной практики прокомментировано действующее  уголовно процессуальное законодательство, сформулированы предложения по его  оптимизации, а также даны практические рекомендации.

Наиболее  актуальные с теоретической и  практической точек зрения вопросы  производства по делам о преступлениях  несовершеннолетних стали предметом  обсуждения на проведенных в 1982 году в г.Москве и в 1992 году в Омске  научно-практических семинарах.

Таким образом, с учетом мировых стандартов, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, страна совершенствует национальное законодательство, осуществляет деятельность в интересах детей. 13 июня 1990 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом  СССР; 15 сентября 1990 года вступила в  силу для РФ как правопреемника. Правительство РФ, подписав международные  документы ООН, взяло на себя обязательства  принимать соответствующие этим документам - акты, а также поощрять различные действия неправительственных  организаций по деятельности в области  детства.

Информация о работе Права ребенка в российском и международном праве