Правовое регулирование института усыновления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 14:31, курсовая работа

Описание

Одним из самых старейших правовых институтов является институт усыновления. В разные периоды развития истории отношение к данному институту было неоднозначным и его содержание с течением времени изменялось. Но начинается история развития института усыновления с римского периода. Изучение римского законодательства позволяет сделать вывод о том, что наряду с усыновлением предусматривались и иные формы устройства ребенка в семью.

Работа состоит из  1 файл

КР.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

Глава 1. Правовое регулирование  института усыновления  в РФ

1.1. История развития усыновления в России

     Одним из самых старейших правовых институтов является институт усыновления. В разные периоды развития истории отношение  к данному институту было неоднозначным и его содержание с течением времени изменялось. Но начинается история развития института усыновления с римского периода. Изучение римского законодательства позволяет сделать вывод о том, что наряду с усыновлением предусматривались и иные формы устройства ребенка в семью.

     Так, римскому праву, наряду с усыновлением, было известно и так называемое узаконение, которое относилось к одному из искусственных  способов возникновения отцовской  власти. Узаконение допускалось лишь касательно детей, рожденных в конкубинате. Узаконивать можно было только своих собственных детей.1sub_996

     Кроме того, отцовская власть могла быть установлена не только над детьми, рожденными в браке, но и над чужими детьми путем усыновления. Существовало два вида усыновления:

     1. Аrrogatio. Оно осуществлялось публично  в народном собрании, с участием  как усыновителя, так и усыновляемого.  При этом усыновителем и усыновленным  могли быть только лица, которые  имели право участвовать в  народном собрании. К числу таких  лиц не принадлежали женщины и несовершеннолетние, следовательно, они не могли быть усыновителями и усыновленными. Кроме того, поскольку правовая природа усыновления была определена и выражалась в том, что усыновление подражает природе, то предъявлялись определенные требования к кандидатам в усыновители.2sub_999 Эти требования сводились к следующему: между усыновителем и усыновленным обязательно должна быть разница в возрасте, составляющая 18 лет, усыновителем мог быть лишь тот, кто сам является лицом своего права, так как из лиц чужого права самостоятельным был лишь глава семьи, так как отцовская власть принадлежала только ему.

     После того как все обстоятельства были исследованы и было установлено, что кандидаты отвечают всем требованиям, народному собранию, как единственному законодательному органу в Риме, предлагалось рассмотреть и решить вопрос об усыновлении. Если вопрос решался положительно, то это означало, что процедура усыновления считалась законом.

     В дальнейшем необходимость в санкционировании усыновления народным собранием была отмененаsub_9910, усыновление производилось частным образом с публичным объявлением о нем. 3

     Процедура усыновления состояла в публичном  оформлении соглашения усыновителя  с усыновленным. С момента прекращения созыва народных собраний arrogatio производится путем оформления рескриптом императора.

     2. Аdoptio. Он означал смену главы  семьи, которому подчинялся подвластный.  Такое усыновление влекло разрыв  кровных связей с прежней семьей и создавало кровные узы с семьей усыновителя.

     Adoptio совершалось путем использования  Законов 12 таблиц о троекратной  emancipatio. Согласно этим правилам, процедура  усыновления слагалась из двух  этапов: на первом происходило  освобождение подвластного из-под отцовской власти, под которой он находился до сих пор, а на втором подвластный вступал под власть усыновителя. Для освобождения от власти подвластного сына необходима была его троекратная фиктивная продажа, с последующим освобождением мнимым покупателем. В данном случае подвластный лишь выходил из-под власти, не становясь при этом усыновленным. Поэтому, после того как "продажа сына" совершалась в третий раз, "покупатель" не отпускал его на "свободу", а выступал в качестве ответчика по иску vindicatio in patriam potestam. Такой иск предъявлял усыновитель по заранее достигнутой с ним договоренности. Он являлся вместе с подвластным к претору, где позитивно или путем молчания признавал иск, после чего претор объявлял подвластного состоящим под patria усыновителя.

     Adoptio отличалось от arrogatio частноправовым  характером, с самого начала не  содержало ограничений для усыновления  совершеннолетних и женщин, тем  более что освобождение женщины  от власти наступало уже после  ее однократной "продажи". Объяснялось  это тем, что adoptio совершалось вне народного собрания, которое являлось законодательным органом и осуществляло усыновление только в форме arrogatio. Очевидно, что процедура "троекратного выкупа" была достаточно сложной, поэтому при Юстиниане она была заменена простым заявлением перед судом. Существовавшие до него два вида усыновления вводили усыновленного в агнатическую семью усыновителя. Юстиниан попытался ослабить ее значение, так как она не уничтожала власть кровного отца, а лишь устанавливала право наследования усыновленного после усыновителя.

     Таким образом, из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы, свидетельствующие о роли и значении института усыновления в Древнем  Риме. Усыновление имело целью  ввести в агнатическую семью когнатов или узаконить внебрачных детей. Для римлянина усыновление было средством приобрести в усыновляемом лицо, которое после смерти усыновителя было бы преемником его культа от его имени, словом, его политического и религиозного "я". Сообразно такой высокой цели и роли этого института, назначенной ему после смерти усыновителя, усыновление необходимо было "обставить" строгими условиями еще при жизни усыновителя. Это был суррогат тех отношений, которые существовали между естественными родителями и детьми. Римский закон подражал природе (imitatio naturam) и копировал те отношения, которые практиковались между естественным отцом и сыном. Для достижения первой цели в Риме кастратам было воспрещено не только жениться, но и усыновлять детей, для достижения второй цели римское законодательство наделяло усыновителя отцовской властью. На основании того, что усыновление по своей сути было средством приобретения отцовской власти, оно не допускалось там, где эта власть уже существовала или могла существовать.

     В силу подчинения отцовской власти усыновленный становился агнатом всех агнатов усыновителя, поэтому и приобретал права наследования не только после него, но и после агнатов.

     Отцовская власть была учреждением чисто семейственного, непрерывного характера, следовательно, с ее существованием несовместимы были ни условия, ни сроки, а поэтому усыновление не подлежало этим ограничениям. Отцовская власть могла прекратиться лишь по воле ее обладателя, когда он эмансипировал своего сына. Поэтому таким же способом прекращалось и усыновление.

     Дальнейшая история развития института усыновления прослеживается в документах, относящихся к XIV-XV вв. Причем документы этого периода содержали информацию лишь о конкретных, единичных случаях усыновления.4

     Для рассмотрения истории становления  института усыновления в России в первую очередь обратимся к труду Нечаевой А.М.. Она рассматривает ряд процедур, которые предусматривало усыновление, сохранявшихся на территории нашей страны долгое время. В их числе:

  • Обряд фактического рождения;
  • Женитьба на вдове брата;
  • Фактический прием усыновляемого в дом;
  • Особый договорной акт между усыновителем и усыновленным.5

     Следовательно, усыновление было известно тогда, когда  существовала древняя семья с  патриархальным отцом семейства  во главе, в которую одинаково  входили и дети, и рабы, и принятые в семью из чужой семьи (примаки). Но если ранее потребность в усыновлении вызывало сохранение численности и прочности общины, то со временем всё отчётливей становится другая цель – иметь наследника.

     В период реформ Петра I усыновлению должного внимания не уделялось. А расцвет законодательства об усыновлении приходится на конец периода царствования Екатерины II и дальнейшее развитие в период царствования Александра I.

     В зависимости от сословной принадлежности усыновителя различали три главных вида усыновления:

  • усыновление дворянами,
  • усыновление лицами податных состояний,
  • усыновление иностранцами.

     Для каждого вида усыновления были предписаны особые правила, закреплялись общие  условия усыновления, как материального, так и формального характера. Более того, усыновление лицами, принадлежащими к дворянскому сословию, получало значение генеалогического.6

     Для заключения сделки об усыновлении необходимо было соблюдение ряда условий: усыновитель  должен был быть возраста не менее 30 лет и по крайней мере на 18 лет старше своего усыновляемого.7 ( ст. 146 Законов гражданских).

     Так как усыновление имеет целью  заменить то, в чем отказала природа, то лицам, состоящим в браке, усыновлять не дозволяется, если у них есть свои дети. Поэтому лицам, имеющим собственных детей, усыновлять детей запрещалось (ст. 145 Зак. гражд). Если усыновитель состоял в браке, требовалось согласие другого супруга на усыновление (ст. 145, 150, 152 Зак. Гражд.).

     Воспрещалось  усыновление лицами, которые по сану своему обречены на безбрачие (ст. 145 Зак. гражд). Это положение дублировало природу усыновления, представляющего собой средство замены семьи лишенным ее. Поэтому тот, кто обрекал себя на жизнь одинокую, не должен был прибегать к этому средству, например монахи. При этом лица духовенства, имеющие семьи, могли быть усыновителями, так как принимающий священнослужительский сан не обрекает себя на безбрачие. Усыновление священнослужителями и церковными причетниками допускалось не иначе как с разрешения епархиального архиерея (ст. 151 Зак. гражд).8 Что касается других сословий, то усыновление крестьянами и мещанами разрешалось при наличии уведомления об этом их обществ. Для усыновления нижними воинскими чинами требовалось разрешение их начальства (ст. 160 Зак. гражд.).

     Закон специально подчеркивал, что усыновитель должен иметь общую гражданскую правоспособность (ст. 146 Зак. гражд.). В силу этого можно сделать вывод, что усыновление не допускалось не только лицами, лишенными всех прав состояния, но также (учитывая, что усыновление - действие сугубо личное) и безумными, сумасшедшими, глухими и вообще состоящими под опекой и неспособными к самостоятельной юридической деятельности, проявляющими свою юридическую жизнь посредством законного представительства.9

     Что касается процедуры усыновления, то она заключалась в оформлении воли его участников: усыновить и стать усыновленным. При этом воля в материальном смысле должна была иметь решительный характер: ни под условием, ни на срок усыновление устанавливать было нельзя, так как это было бы противно природе усыновления - восполнить отсутствие потомства.

     Необходимо  заметить, что российский закон никогда  не говорил о необходимости предварительного договора между участниками усыновления, но несомненно, что окружному суду (по месту жительства усыновителя или усыновленного), ведущему дело об усыновлении, должны быть представлены данные, удостоверяющие наличие согласия всех участников усыновления, тем более что личная явка их в суд была необязательна. Кроме того, суду также должны были быть представлены сведения и удостоверения, что соблюдены и прочие условия, требования закона относительно возраста, семейного, сословного состояния усыновителя и усыновляемого, а равно религии и согласия указанных выше лиц (ст. 145-151 Зак. гражд.). Суд, приняв во внимание все эти данные и выслушав заключение прокурора, выносил определение об удовлетворении ходатайства или об отказе в этом.10 Усыновление считалось состоявшимся со дня вступления определения суда в законную силу. Данное определение можно было обжаловать в Судебную палату в порядке частного производства.11 Заинтересованные лица имели право оспаривать законность усыновления в течение двух лет со дня вступления определения суда в законную силу.

     Акт усыновления порождал определенные правовые последствия: публичного и частноправового характера. Первые состояли в том, что усыновление влияло на изменение объема прав усыновленного в зависимости от того, к какому сословию принадлежал усыновитель. Например, если усыновителем был дворянин, то в результате акта усыновления усыновленный приобретал почетное личное гражданство; если усыновителем было лицо, относящееся к городскому состоянию, то усыновленный приписывался к семейству усыновителя. Если в качестве усыновителя выступал купец, то усыновленный мог быть занесен в купеческое свидетельство наравне с его родными детьми (ст. 156 Зак. гражд.). Если усыновителем был иностранец, усыновленный зачислялся в русское подданство (ст. 163 Зак. гражд.).12

     Частноправовые  последствия усыновления различны относительно усыновляемого, усыновителя и родственников того и другого. Усыновленный по отношению к своему усыновителю приобретает юридическое положение "законного дитяти", причем действие усыновления распространялось и на потомство усыновленного (ст. 156 Зак. гражд.). Относительно передачи фамилии усыновленному российское законодательство предусматривало некоторые особенности. Согласно ст. 152 Законов гражданских, усыновление не влекло автоматической передачи фамилии усыновителя усыновленному ребенку. Такая передача ограничивалась рядом факторов. В частности, передача фамилии не допускалась, если усыновленный пользовался большими правами состояния, нежели усыновитель, а передача этих прав усыновленному потомственным дворянином возможна была только с Высочайшего разрешения. Кроме того, усыновленный приобретал право на получение содержания и воспитания от усыновителя (ст. 156, 172 Зак. гражд.). Вместе с тем закон предусматривал, что усыновленный ребенок не порывает юридической связи со своими родителями (ст. 156-157 Зак. гражд.). Вступая во все права и обязанности законных детей, усыновленный может осуществлять их по отношению к родителям, если усыновитель сам не в состоянии выполнять эти обязанности по отношению к усыновленному ребенку. В противном случае усыновление не улучшало бы, а ухудшало положение усыновленного, что противоречило бы цели усыновления - служить на пользу усыновленных.

     Что касается оснований прекращения  отношений, вытекающих из усыновления, то они совпадали с основаниями, по которым прекращалась родительская власть: смерть усыновителя или лишение его всех прав состояния.13

     Вне зависимости от того, кто был усыновителем, процедура усыновления различалась  в зависимости от того, усыновляли законнорожденного ребенка или  ребенка, рожденного вне закона.14

Информация о работе Правовое регулирование института усыновления в РФ