Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 14:31, курсовая работа
Одним из самых старейших правовых институтов является институт усыновления. В разные периоды развития истории отношение к данному институту было неоднозначным и его содержание с течением времени изменялось. Но начинается история развития института усыновления с римского периода. Изучение римского законодательства позволяет сделать вывод о том, что наряду с усыновлением предусматривались и иные формы устройства ребенка в семью.
Одним из самых старейших правовых институтов является институт усыновления. В разные периоды развития истории отношение к данному институту было неоднозначным и его содержание с течением времени изменялось. Но начинается история развития института усыновления с римского периода. Изучение римского законодательства позволяет сделать вывод о том, что наряду с усыновлением предусматривались и иные формы устройства ребенка в семью.
Так, римскому праву, наряду с усыновлением, было известно и так называемое узаконение, которое относилось к одному из искусственных способов возникновения отцовской власти. Узаконение допускалось лишь касательно детей, рожденных в конкубинате. Узаконивать можно было только своих собственных детей.1sub_996
Кроме того, отцовская власть могла быть установлена не только над детьми, рожденными в браке, но и над чужими детьми путем усыновления. Существовало два вида усыновления:
1.
Аrrogatio. Оно осуществлялось публично
в народном собрании, с участием
как усыновителя, так и
После того как все обстоятельства были исследованы и было установлено, что кандидаты отвечают всем требованиям, народному собранию, как единственному законодательному органу в Риме, предлагалось рассмотреть и решить вопрос об усыновлении. Если вопрос решался положительно, то это означало, что процедура усыновления считалась законом.
В
дальнейшем необходимость в
Процедура усыновления состояла в публичном оформлении соглашения усыновителя с усыновленным. С момента прекращения созыва народных собраний arrogatio производится путем оформления рескриптом императора.
2.
Аdoptio. Он означал смену главы
семьи, которому подчинялся
Adoptio
совершалось путем
Adoptio
отличалось от arrogatio частноправовым
характером, с самого начала не
содержало ограничений для
Таким
образом, из всего вышеизложенного
можно сделать следующие
В силу подчинения отцовской власти усыновленный становился агнатом всех агнатов усыновителя, поэтому и приобретал права наследования не только после него, но и после агнатов.
Отцовская
власть была учреждением чисто
Дальнейшая история развития института усыновления прослеживается в документах, относящихся к XIV-XV вв. Причем документы этого периода содержали информацию лишь о конкретных, единичных случаях усыновления.4
Для рассмотрения истории становления института усыновления в России в первую очередь обратимся к труду Нечаевой А.М.. Она рассматривает ряд процедур, которые предусматривало усыновление, сохранявшихся на территории нашей страны долгое время. В их числе:
Следовательно, усыновление было известно тогда, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили и дети, и рабы, и принятые в семью из чужой семьи (примаки). Но если ранее потребность в усыновлении вызывало сохранение численности и прочности общины, то со временем всё отчётливей становится другая цель – иметь наследника.
В период реформ Петра I усыновлению должного внимания не уделялось. А расцвет законодательства об усыновлении приходится на конец периода царствования Екатерины II и дальнейшее развитие в период царствования Александра I.
В
зависимости от сословной принадлежности
усыновителя различали три
Для каждого вида усыновления были предписаны особые правила, закреплялись общие условия усыновления, как материального, так и формального характера. Более того, усыновление лицами, принадлежащими к дворянскому сословию, получало значение генеалогического.6
Для заключения сделки об усыновлении необходимо было соблюдение ряда условий: усыновитель должен был быть возраста не менее 30 лет и по крайней мере на 18 лет старше своего усыновляемого.7 ( ст. 146 Законов гражданских).
Так как усыновление имеет целью заменить то, в чем отказала природа, то лицам, состоящим в браке, усыновлять не дозволяется, если у них есть свои дети. Поэтому лицам, имеющим собственных детей, усыновлять детей запрещалось (ст. 145 Зак. гражд). Если усыновитель состоял в браке, требовалось согласие другого супруга на усыновление (ст. 145, 150, 152 Зак. Гражд.).
Воспрещалось усыновление лицами, которые по сану своему обречены на безбрачие (ст. 145 Зак. гражд). Это положение дублировало природу усыновления, представляющего собой средство замены семьи лишенным ее. Поэтому тот, кто обрекал себя на жизнь одинокую, не должен был прибегать к этому средству, например монахи. При этом лица духовенства, имеющие семьи, могли быть усыновителями, так как принимающий священнослужительский сан не обрекает себя на безбрачие. Усыновление священнослужителями и церковными причетниками допускалось не иначе как с разрешения епархиального архиерея (ст. 151 Зак. гражд).8 Что касается других сословий, то усыновление крестьянами и мещанами разрешалось при наличии уведомления об этом их обществ. Для усыновления нижними воинскими чинами требовалось разрешение их начальства (ст. 160 Зак. гражд.).
Закон специально подчеркивал, что усыновитель должен иметь общую гражданскую правоспособность (ст. 146 Зак. гражд.). В силу этого можно сделать вывод, что усыновление не допускалось не только лицами, лишенными всех прав состояния, но также (учитывая, что усыновление - действие сугубо личное) и безумными, сумасшедшими, глухими и вообще состоящими под опекой и неспособными к самостоятельной юридической деятельности, проявляющими свою юридическую жизнь посредством законного представительства.9
Что касается процедуры усыновления, то она заключалась в оформлении воли его участников: усыновить и стать усыновленным. При этом воля в материальном смысле должна была иметь решительный характер: ни под условием, ни на срок усыновление устанавливать было нельзя, так как это было бы противно природе усыновления - восполнить отсутствие потомства.
Необходимо
заметить, что российский закон никогда
не говорил о необходимости
Акт усыновления порождал определенные правовые последствия: публичного и частноправового характера. Первые состояли в том, что усыновление влияло на изменение объема прав усыновленного в зависимости от того, к какому сословию принадлежал усыновитель. Например, если усыновителем был дворянин, то в результате акта усыновления усыновленный приобретал почетное личное гражданство; если усыновителем было лицо, относящееся к городскому состоянию, то усыновленный приписывался к семейству усыновителя. Если в качестве усыновителя выступал купец, то усыновленный мог быть занесен в купеческое свидетельство наравне с его родными детьми (ст. 156 Зак. гражд.). Если усыновителем был иностранец, усыновленный зачислялся в русское подданство (ст. 163 Зак. гражд.).12
Частноправовые последствия усыновления различны относительно усыновляемого, усыновителя и родственников того и другого. Усыновленный по отношению к своему усыновителю приобретает юридическое положение "законного дитяти", причем действие усыновления распространялось и на потомство усыновленного (ст. 156 Зак. гражд.). Относительно передачи фамилии усыновленному российское законодательство предусматривало некоторые особенности. Согласно ст. 152 Законов гражданских, усыновление не влекло автоматической передачи фамилии усыновителя усыновленному ребенку. Такая передача ограничивалась рядом факторов. В частности, передача фамилии не допускалась, если усыновленный пользовался большими правами состояния, нежели усыновитель, а передача этих прав усыновленному потомственным дворянином возможна была только с Высочайшего разрешения. Кроме того, усыновленный приобретал право на получение содержания и воспитания от усыновителя (ст. 156, 172 Зак. гражд.). Вместе с тем закон предусматривал, что усыновленный ребенок не порывает юридической связи со своими родителями (ст. 156-157 Зак. гражд.). Вступая во все права и обязанности законных детей, усыновленный может осуществлять их по отношению к родителям, если усыновитель сам не в состоянии выполнять эти обязанности по отношению к усыновленному ребенку. В противном случае усыновление не улучшало бы, а ухудшало положение усыновленного, что противоречило бы цели усыновления - служить на пользу усыновленных.
Что касается оснований прекращения отношений, вытекающих из усыновления, то они совпадали с основаниями, по которым прекращалась родительская власть: смерть усыновителя или лишение его всех прав состояния.13
Вне
зависимости от того, кто был усыновителем,
процедура усыновления
Информация о работе Правовое регулирование института усыновления в РФ