Правовое регулирование института усыновления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 14:31, курсовая работа

Описание

Одним из самых старейших правовых институтов является институт усыновления. В разные периоды развития истории отношение к данному институту было неоднозначным и его содержание с течением времени изменялось. Но начинается история развития института усыновления с римского периода. Изучение римского законодательства позволяет сделать вывод о том, что наряду с усыновлением предусматривались и иные формы устройства ребенка в семью.

Работа состоит из  1 файл

КР.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

     Законодатель  долгое время не менял своих позиций  относительно незаконнорожденных детей  и в целом относился к этому  отрицательно. Запрещение усыновления  незаконнорожденных распространялось главным образом на привилегированные  сословия, низшим же сословиям, для которых брак есть такое же таинство, как и для других, усыновление незаконнорожденных не запрещалось. Очевидно, что не святость брака служила причиной запрещения в первом случае, ибо эта святость имела одинаковую силу для всех сословий. Следовательно, запрещение усыновления было вызвано иными соображениями. Законодатель мог опасаться, что при дозволении усыновления незаконнорожденных детей в привилегированные сословия под видом таковых могли быть записаны и лица, по происхождению принадлежащие к другим сословиям. Таким образом, посредством усыновления незаконнорожденных могло быть увеличено число лиц, пользующихся привилегиями сословия, к которому принадлежал усыновитель. Такой мотив запрещения был обусловлен тем, что дворянам дозволялось усыновлять только своих законнорожденных родственников, и не иначе как с Высочайшего разрешения. Напротив, мещанам, крестьянам и солдатам дозволялось усыновлять всех, кого они захотят, и законнорожденных и незаконнорожденных. Очевидно, что чем большими правами наделено сословие, тем труднее было в него попасть незаконнорожденным детям, и, следовательно, не религиозные соображения затрудняли усыновление высшими сословиями.

     Начало  улучшению легальной судьбы внебрачных детей было положено Законом от 12 марта 1891 г.15, которым было дозволено узаконение их через последующий брак. Дальнейший шаг был сделан Законом от 3 июня 1902 г., который представлял собой первый цельный законодательный акт об этих детях. В нем впервые заменяется легальный термин "незаконнорожденные" более мягким - "внебрачные". Наследственные права внебрачных детей были тесно связаны с общим взглядом законодателя на этих детей и положением их в семье родителей. Наследственные права внебрачных детей определялись при издании Свода законов: незаконнорожденные дети, хотя бы они и были воспитаны теми, кто именуется их родителями, не имеют права на имя и фамилию отца и законное после него или после матери своей наследство в имуществе (т. 10, ч. 1 ст. 136). Новый закон основывался на разграничении собственности на родовую и благоприобретенную. Такое положение предопределило уменьшение наследственных прав внебрачных детей по отношению к детям родным. Новеллой Закона от 3 июня 1902 г.16 было то, что он не только дозволял, но и облегчал использование этого закона для усыновления. Так, хотя им не отменялось запрещение усыновления лицами, имеющими собственных или узаконенных детей, это ограничение не касалось усыновления собственных внебрачных детей. Наличие своих законных или узаконенных детей этому не препятствовало. В этом случае необходимо было получить согласие другого супруга на усыновление. Согласию супруга закон придавал настолько большое значение, что если его не было в живых, то до достижения его законными детьми совершеннолетия усыновление вообще не допускалось. Данный закон не предусматривал условие относительно обязательной разницы в возрасте в 18 лет между усыновителем и усыновленным, а также о том, что усыновителю должно быть не менее 30 лет. Такие ограничения не распространялись на усыновление внебрачных детей.17

     Следующее новшество сводилось к тому, что  хотя по общему правилу и требовалось  согласие родителей усыновляемого, но при усыновлении внебрачного  ребенка необходимо было согласие матери лишь в том случае, если она значится в метрической записи о его рождении или если происхождение от нее ребенка удостоверено судом (ст. 132-15, п. 3 ст. 150-1). Непременное требование согласия матери, материнство которой не установлено, затрудняло бы усыновление.

     Дозволение  усыновления внебрачных детей открывает путь для существенных улучшений в их судьбе. Путем усыновления внебрачный ребенок мог приобрести личное почетное гражданство (ст. 153) или быть причисленным к купечеству (ст. 156), он мог наследовать в благоприобретенном имуществе не только после матери, но и после отца, если последний был усыновителем, и, таким образом, получал значительно больше прав, чем внебрачное неусыновленное дитя.18

     Закон проявил больше решительности, предоставив, матери родительскую власть над ее внебрачными детьми. Что касается отца, то связь его с внебрачным ребенком, напротив, слабее, он привлекался к выплате алиментов только тогда, когда у матери не было средств или их было недостаточно. Алиментарная обязанность не подлежала переходу к наследникам родителей, что, конечно, недостаточно обеспечивало права внебрачных детей.

     Внебрачные  дети наследовали только после матери. Поскольку существовали различия в  законодательстве между родовой  и благоприобретенной собственностью, внебрачные дети наследовали только в благоприобретенном имуществе матери.19

     В дореволюционном законодательстве выделялся еще один прием в  крестьянском быту, соединенный с  усыновлением, - так называемое примачество. Так, по сути, называли усыновление  в крестьянском быту, но оно существенно  отличалось от других видов усыновления. Такое усыновление допускалось, когда у усыновителя не было родных детей или когда сыновья отделились от отца и обзавелись своим хозяйством. Усыновлять дозволялось как законнорожденных, так и незаконнорожденных, лиц как мужского, так и женского пола.

     Обращаясь к вопросу о формах, в которых  совершалось усыновление в крестьянском быту, следует отметить, что в  некоторых местностях оно совершалось  простым принятием усыновляемого  в долю усыновителя, т.е. в домашнем порядке, а в других - с соблюдением ряда формальностей.20

     Институт  усыновления в законодательстве советского периода прошел определенную реформацию. Кодекс законов об актах  гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918г. содержал в  ст. 183 следующее положение: «С момента вступления в силу настоящего Закона не допускается усыновление ни своих родных, ни чужих детей. Всякое такое усыновление, произведенное после указанного в настоящей статье момента, не порождает никаких обязанностей и прав для усыновителей и усыновляемых».21 Так же в статье 182 данного кодекса говорилось, что усыновленные ранее дети приравнивались в правах к родным.

     Существует  множество мнений, касающихся столь  кардинального отрицания института  усыновления. Например, П.И. Люблинский писал «…Государство должно быть высшим опекуном ребёнка… Оно рассматривает родительскую власть как некоторую подчиненную его надзору форму попечения о ребенке… Государство определяет минимум необходимого для ребёнка образования, ухода и благополучия… Семейные отношения перестают быть одним из институтов частного права и становятся одним из отделов права публичного, проникнутого властным вмешательством государства…»22

     Полагаем, можно говорить о том, что в 1917-1926 гг. в России был осуществлен социальный эксперимент, попытка претворения в жизнь теоретических посылок о преимуществе воспитания общественного перед семейным, попытка кардинального изменения правовых, идеологических, моральных основ отношения общества к детям, лишенным родительского попечения. Но увеличение числа беспризорных детей, многочисленные случаи фактического принятия детей в семьи без надлежащего юридического оформления, попытки использовать хотя бы отдаленно схожие правовые институты для закрепления фактически возникших отношений усыновления, ярко показали искусственность такого подхода, и власть вынуждена была это признать.

       Основы воссозданного правового  института усыновления были схожи  с правовыми основами усыновления  в дореволюционной России: допускалось  усыновление только несовершеннолетних  и в их интересах. Связь с родителями не прекращалась полностью. В частности, была сохранена обязанность родителей предоставлять усыновленному содержание, если усыновители не в состоянии были материально его обеспечить. Как и в дореволюционном праве, было закреплено условие о необходимости получения согласия усыновляемого на усыновление, а также на его отмену, если ребенок достиг определенного возраста (в дореволюционном праве - 14 лет, в советском - десяти лет).

       Несмотря на преемственность  в ряде вопросов, многое было решено по-новому. В первую очередь, изменились цели установления усыновления - отсутствие сословного деления в обществе повлекло за собой отказ от отношения к усыновлению как к способу сохранения фамилии, герба и титула, была провозглашена недопустимость использования усыновления для целей пополнения семьи рабочими руками. Отпала необходимость в запретах и особых требованиях в отношении установления усыновления, действовавших до 1917 г. для представителей ряда сословий. Изменился порядок установления усыновления - вместо судебной процедуры была предусмотрена административная. Полагаем, это было вызвано стремлением к упрощению и ускорению порядка усыновления, что соответствовало целям, которые ставил законодатель, возрождая институт усыновления, - максимально быстрое устройство в семью огромного количества безнадзорных и беспризорных детей. Не сохранилось условие о разнице в возрасте между усыновителем и усыновленным. Повысилась роль общества в контроле за отношениями усыновления - требовать отмены усыновления могли любое физическое лицо, любой государственный орган.

       Изменения в порядке усыновления,  отсутствие или наличие преемственности  между дореволюционным и послеоктябрьским  законодательством можно оценивать  по-разному. Однако сам факт  возрождения института усыновления в России в 1926 г., безусловно, явился важным событием, своего рода вехой на пути развития отечественного законодательства.

1.2. Понятие и условия усыновления.

     Общеизвестно, что при отсутствии родителей  заменяющие их лица осуществляют попечение над ребенком, а при их отсутствии независимо от причины ребенок попадает в категорию лиц, утративших родительское попечение. Утрата родительского попечения относится к широкому по содержанию понятию. К категории детей, утративших попечение родителей, относятся дети, у которых родителей нет (умерли, погибли), а также дети, лишившиеся родительского попечения в силу признания родителей безвестно отсутствующими либо недееспособными. В этих случаях отсутствие родительской заботы является следствием обстоятельств объективного характера, поэтому вопрос о семейно-правовой ответственности не возникает, поскольку отсутствует состав семейного правонарушения. Кроме причин объективного характера, утраты родительского попечения, существуют и субъективные причины (в частности, нежелание родителей осуществлять свои родительские права в отношении ребенка, их злоупотребление спиртными напитками и наркотическими веществами и др.); но независимо от причины утраты родительского попечения ребенок все равно нуждается в правовой защите.23

     Изучение  семейно-правовой литературы позволяет  сделать вывод о неоднозначном  понятии усыновления. КоБС РСФСР  не содержал легального определения  понятия усыновления. Более того, толкование его норм не позволяло  четко ответить на вопрос, что такое усыновление. В учебной литературе советского периода усыновление чаще всего именовали как акт усыновления. В науке семейного права не было глубоких исследований и, следовательно, четких аргументов и выводов о содержании понятия усыновления. Если оценивать выводы советских ученых с современных теоретических позиций, то можно сказать, что усыновление понималось, во-первых, как юридический факт ("акт усыновления"), во-вторых, как институт семейного права и, в-третьих, как правоотношение. Справедливости ради следует сказать, что современные авторы используют такие термины, как "акт усыновления", но допускают смешение терминов "акт усыновления" и "правовой институт". Так, Г.В. Арутюнян приходит к выводу, что "усыновление представляет собой правовой институт и таким образом усыновление есть акт, направленный на возникновение родительских прав и обязанностей на основании закона".24 Безусловно, усыновление можно рассматривать в таком смысле и в настоящее время, но дело в том, что советские ученые проводили различие между этими понятиями по правовой природе составляющих их явлений. Полагаем, что такой подход к определению усыновления отличался односторонностью, отсутствием комплексного исследования такого многогранного, многозначного явления, как усыновление. Более того, представляется, что не может быть единственного понятия усыновления в принципе, поскольку в нем невозможно отразить все аспекты и многообразную правовую природу.

     Итак, о понятии усыновления можно  говорить в следующих смыслах:

     1) усыновление - форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей. В этом понятии акцентируется внимание на конечной цели - обеспечение ребенку в чужой семье условий, отвечающих той бытовой, психологической, духовной близости, которая существует в родных семьях;

     2) усыновление как форма устройства  детей, оставшихся без попечения  родителей, - это способ определения  юридической судьбы ребенка посредством  деятельности государственных, муниципальных  органов власти, а также суда, направленный на его устройство в семью усыновителей для воспитания;

     3) усыновление - юридический факт, устанавливаемый в судебном порядке  и порождающий возникновение  комплекса правоотношений, аналогичных  по содержанию с родительскими;

     4) усыновление - сложная система  правоотношений, различных по правовой  природе, в которой усыновитель  и усыновленный состоят в правоотношениях  как между собой, так и с  третьими лицами;

     5) усыновление - комплексный институт  законодательства, содержащий нормы различной отраслевой принадлежности, направленные на регулирование отношений по усыновлению, а также отношений между усыновителем, усыновленным и третьими лицами.25

     6) Усыновление - правовой институт, призванный создать между усыновителем  и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми, а также их родственниками по происхождению.26

     Представляется, что единого понятия усыновления  быть не может, поскольку невозможно отразить многоаспектную правовую природу этого явления. Вместе с тем действующее законодательство (СК РФ) придает правовое значение усыновлению прежде всего как форме воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей.

     Для того чтобы состоялось усыновление, требуется соблюдение нескольких одинаково важных условий. Большинство ученых, специалистов в области семейного права, рассматривали условия усыновления как определенные юридические факты. Вместе с тем определение понятия условия в литературе не раскрывалось; авторы ограничивались лишь перечислением условий, необходимых для усыновления, не разделяя при этом собственно понятие "условия усыновления" и его содержание. Не исследовалась и природа каждого из условий. Необходимость точного определения этих понятий обусловлена острой потребностью практики, что позволит решить многие сложные вопросы. В четком понятийном аппарате нуждается и доктрина на новом этапе развития семейного законодательства.

Информация о работе Правовое регулирование института усыновления в РФ