Правовое воспитание учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:14, курсовая работа

Описание

Важнейшими задачами каждого образовательного учреждения и каждого классного руководителя, воспитателя являются:
• ознакомление учащихся с правовыми актами государства;
• воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;
• привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;

Содержание

1.Теоретическая часть 2-15
Введение 2-4
1.1. Основной материал 5-15
1.2. Психолого-педагогическая характеристика группы 9-11
1.3.Годовой план 11-14
1.4. Фрагмент годового плана воспитательной работы по системно- ролевой модели 14-15
2.Практическая часть 16-25
2.1. Структура и план воспитательного мероприятия 16-17
Этапы воспитательного мероприятия 17-25
2.2. Подготовительный этап 17-18
2.3. Ход мероприятия 16-24
2.4. Окончание урока 24
2.5. Выводы. Анализ. Коррекция 25
3. Литература 26

Работа состоит из  1 файл

Правовое воспитание учащихся.docx

— 54.28 Кб (Скачать документ)

Содержание

1.Теоретическая  часть                                                                               2-15

Введение                                                               2-4

       1.1. Основной материал                                                                5-15

     1.2. Психолого-педагогическая характеристика группы   9-11 

        1.3.Годовой план                                                                                  11-14

       1.4. Фрагмент годового плана воспитательной работы по системно-                       ролевой модели                                              14-15

2.Практическая  часть                                                                                 16-25

2.1. Структура и план воспитательного мероприятия                                16-17

      Этапы воспитательного мероприятия                                                    17-25

         2.2. Подготовительный этап                                                                  17-18

         2.3. Ход мероприятия                                                                             16-24

         2.4. Окончание урока                                                                                24

         2.5. Выводы. Анализ. Коррекция                                                        25 

3. Литература                                                          26  

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая часть

Введение

Актуальность  выбранной темы

        В своём развитии человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, проституции несовершеннолетних, экономической эксплуатации.

        В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека. Статья 11 декларации практически без изменений содержится в ст.49 Конституции РФ и отображает один из главных принципов юридической ответственности – презумпцию невиновности.

        В 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка и её подписала 61 страна, где говорится, что ребёнок должен быть воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Положение Конвенции вошли в Семейный кодекс РФ и Закон об образовании.

     Конвенцию о правах ребёнка должны знать дети всего мира. Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают, что из бесправного запуганного ребёнка может вырасти только бесправный запуганный взрослый.

       Построение правового государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Поэтому воспитание правосознания у подростков становится одной из важнейших задач любого образовательного учреждения.

      Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость подрастающего поколения.

        Только в условиях сочетания правовых и нравственных норм и правил поведения народ становится законопослушным, дисциплинированным и исполнительным.

      Важнейшими задачами каждого образовательного учреждения и каждого классного руководителя, воспитателя являются:

  • ознакомление учащихся с правовыми актами государства;
  • воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;
  • привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;
  • усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

   В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник любого образовательного учреждения должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям и многие другие.

        

 

 

        Объект исследования - воспитательный процесс в образовательном учреждении.

        Предмет исследования - Правовое воспитание учащихся в ОУ СПО

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Основной материал

Сущность  и технология правого воспитания учащихся

Детские годы - это такой период в развитии человека, когда в его сознании и психике закладывается основа общественного разумного существа, намечаются и получают развитие черты характера, проявляется понимание интереса, формируются воля и стремления, симпатии и антипатии. В начальной школе у ребенка не только складываются основы научных представлений об окружающем мире, но и зарождаются в сознании первые проявления гражданственности, выкристаллизовываются психологические категории долга, обязанности, понимания своего права на определенные блага. Поэтому в его душу надо заронить добрые семена и воспитать его в благородных понятиях чести и совести, нравственности и справедливости, добра и гуманности. Без этого даже самое высокое образование, полученное им впоследствии, ничего не будет стоить. Вместе с тем человек в детском возрасте весьма восприимчив к воздействию отрицательных факторов, легко раним грубостью и жестокостью, высокая впечатлительность и отсутствие жизненного опыта развивают у него неверные ассоциации при восприятии сознанием различных явлений. Разумеется, здесь не приходится говорить о каком-либо специальном правовом воспитании.

Всем комплексом воспитательных форм ребенку прививаются уважение и  любовь к политическому строю, к  правилам поведения людей и порядкам их взаимоотношений, к общественным богатствам, в нем воспитывается  дух равноправия, альтруизма, нетерпимости к плохому. Это могут быть:

- игровые ситуации с элементами  правовых знаний, практические мероприятия,  направленные на знакомство с  деятельностью правоохранительных  и судебных органов, органов  социальной защиты;

- игры, профилактические беседы  на правовые темы для детей,  разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе.

С целью повышения правовой культуры учащихся, прав личности ребенка в  школе могут быть созданы традиционные правовые уроки, викторины, встречи  с представителями правоохранительных органов. Детские арбитражи, юридические  консультации, деловые игры с правовым содержанием, активные формы пропаганды юридических знаний - все это действительные формы повышения правовой культуры детей.

Подростки - очень сложные существа с психологией полуребенка - полувзрослого, жадно впитывающие впечатления, фиксирующие в своем сознании все и вся, тянущиеся к самостоятельности, «взрослости» и при этом далеко не застрахованные от опрометчивых решений и поступков, от серьезных ошибок. Но они уже имеют определенный жизненный опыт, взгляды и оценки окружающих явлений и событий, ясно обнаруживают интересы и стремления, проявляют известную политическую и гражданскую зрелость, понимание своих общественных обязанностей. Они также чутки к проявлениям общественных противоречий, к явлениям, которые мешают становлению верных и прочных правовых представлений и убеждений. Именно в этом возрасте у молодых людей формируется мировоззрение, складываются позитивное либо негативное отношение к государственным и правовым институтам. Поэтому очень важной является работа со школьной молодежью с целью повышения уровня их правового и политического сознания и правовой культуры.

Острая и напряженная борьба за души подростков требует использования  в процессе воспитания его правовых форм. Правовое воспитание складывается в первую очередь из формирования у них на базе правовой идеологии  правильного понимания существа и задач политической и правовой организации общества, воспитания уважения к закону, стоящему на страже общественных интересов, внушения им необходимости  соблюдения действующих в обществе и охраняемых государством правил поведения.

Правовое воспитание старшей части  молодежи - юношества - должно логически и практически завершать становление ее правового сознания и подготовить к общественной жизни и полноценному участию в производственной деятельности. С этим периодом связано включение в сферу трудовых, семейных отношений, завершение формирования мировоззрения, характера, привычек, убеждений. Нельзя забывать о противоречивости и сложности процесса развития юношества, когда одинаково опасны и излишняя опека, и увлечение административными мерами, толкающими к развитию негативных и нигилистических черт в характере, порождающих ложные понятия и представления в сознании.

Массовое познание молодежью правовых норм и законов самых основных законодательных документов России, таких как Конституция, Гражданский  и Трудовой кодексы, принятые палатами Федерального Собрания Российской Федерации  позволит молодым взаимодействовать  с другими людьми и с государством, согласно принципам и нормам, называемым правами, свободами и обязанностями  российских граждан.

Не менее важно и то, что  правовое воспитание даст возможность  молодежи активно участвовать в  законотворческих процессах со своими законодательными инициативами. В условиях глобальных социальных перемен именно молодежь ориентирована на строительство  законодательства с учетом инновационных  явлений в технологических и  социальных сферах. Кроме того, правовая грамотность сориентирует молодежь в существующих информационных потоках  и подскажет ей правильное направление  её гражданского выбора.

В системе правового воспитания молодежи возможно использование следующих основных направления:

    • обучающее направление правового воспитания молодежи включает в себя совокупность мер, направленных на обучение молодежи российского законодательства в рамках общеобразовательного процесса.
    • консультативное направление правового воспитания молодежи в регионе предполагает активную деятельность общественных юридических служб во всех городах, где студенты и начинающие юристы и правоведы в рамках стажировки и практики окажут консультативные юридические услуги любому молодому человеку, способствуя росту его правовой грамотности и разбирая отдельные случаи в праве.
    • факультативное направление выражается в проявлении активности молодежи в различных гражданских региональных молодежных движениях, в рамках деятельности которых будет повышаться правовая грамотность молодых людей. Примерами таких движений могут стать региональные мероприятия молодежного движения от «Единой России» «Молодая гвардия». Кроме того, следует проводить специализированные конференции и семинары по поддержанию уровня правовой грамотности среди молодежи.

Значительным вкладом в развитие программы правового воспитания молодежи может стать его инициативное направление, предполагающее создание Молодежных центров законодательных инициатив. Основной целью деятельности будет определение значимых законодательных инициатив региональной молодежи, способствующих оперативному обеспечению устойчивого развития региона.

Необходимо отметить, что низкая правовая грамотность среди молодого населения России приводит к росту социальной напряженности, которая выражается в острых политических и социальных конфликтах. Таким образом, правовое воспитание и образование молодежи – это есть неотъемлемая часть воспитательного  и образовательного процесса.

 

 

Правовое  воспитание учащихся, его цели и  задачи

         Цель воспитания- формирование правовой культуры учащихся.

       Задачи воспитания:

     1. Формирование представлений о праве, правах человека и правовом обществе;

     2. формирование примеров и образцов поведения в правовом обществе;

     3. формирование мотивов и потребностей в защите своих прав и свобод, применение полученных знаний в правовом обществе;

        Методы воспитания: беседы, дискуссии, иллюстрации,  примеры, рассказы из жизни и их обсуждения, поощрения,.

       Средства воспитания: учебные аудио и видео фильмы, таблицы, стенды, раздаточные материалы, речь педагога, некоторые законодательные акты (обучающего характера), конституция, законы и др.

        Формы проведения: игра, конкурс, сценическая постановка, встречи , экскурсии, конференции и др.

1.2. Психолого-педагогическая  характеристика группы

      Номер группы: 44

     Отделение: Очное

     Специальность: полиграфическое дело

     Количественный состав: 14 человек

            1. Обще- демографические сведения

      Возрастной состав: от 15 до 18 лет

      Половой состав: Преобладание количества девушек

      Национальный состав: Многонациональность, преимущественно русские

        По социальному происхождению: нет яркого расслоения по уровню материальной обеспеченности.

         В группе 80% учащихся москвичи, 20 % приехали  из регионов (краснодарский край, ростовская область, владимирская область ).

         В группе 2 учащихся из неполных семей; один учащийся-сирота, опекунами являются бабушка и дедушка.

        2. Учебная деятельность группы

Уровень  успеваемости группы составляет 3,9%.

Информация о работе Правовое воспитание учащихся