Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:45, статья

Описание

В мировой практике социально-правовой защиты детства выделяется несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся наименее защищенной частью общества. Среди них в особую группу выделяются дети с отклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, которые неизбежно ограничивают индивидуальные возможности жизнедеятельности и трудоспособности. Эта категория детей обозначается общепринятыми терминами, употребляемыми в международных юридических текстах: disabled (англ.), handicapl (франц.), personas con discapacidad (исп.), инвалиды, люди с недостатками в (рус.).

Работа состоит из  1 файл

Аксенова Л. И. Правовые основы спец. образования.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

Л. И. Аксенова

ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ  С ОТКЛОНЕНИЯМИ В  РАЗВИТИИ

// Дефектология. -1997. - № 1. -  С. 3-10.

 

    В мировой практике социально-правовой защиты детства выделяется несколько  категорий детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся наименее защищенной частью общества. Среди них в особую группу выделяются дети с отклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, которые неизбежно ограничивают индивидуальные возможности жизнедеятельности и трудоспособности. Эта категория детей обозначается общепринятыми терминами, употребляемыми в международных юридических текстах: disabled (англ.), handicapl (франц.), personas con discapacidad (исп.), инвалиды, люди с недостатками в (рус.). Рабочая группа Комиссии по правам человека ООН, занимающаяся разработкой комплекса принципов и гарантий для защиты людей этой категории, пришла к единодушному выводу о необходимости использования данного термина, поскольку он более глубоко и научно определяет способности человека, отличные от нормальных, и не привносит уничижительного смысла в это слово. Дети-инвалиды входят в более широкую группу: «дети в беде» или «дети с особыми потребностями», «дети с ограниченными возможностями». Их жизнь отличается от нормального детства и нередко наполнена физической болью и душевными страданиями. Социальная поддержка детей этой категории считается одной из важнейших гуманистических задач всех стран международного сообщества и отражена в важнейших международных правовых документах.

          Основные  международные юридические  концепции

    Права лиц с психическими и физическими  недостатками в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны международного сообщества и отражены в ряде документов Организации Объединенных Наций (ООН):

    Всеобщая  декларация прав человека,

    Декларация  о правах инвалидов,

    Декларация  о правах умственно отсталых лиц,

    Конвенция о правах ребенка,

    Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

В соответствии с принципами и целями, провозглашенными уставом Организации Объединенный Наций и Всеобщей декларацией прав человека, люди, имеющие какой-либо вид инвалидности, могут не только осуществлять весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав, закрепленных в этих и других документах, но и пользоваться признанным за ними правом осуществлять их на равных условиях с другими людьми. Это утверждение подкрепляется положениями как общего характера (ст. 55 и 56 устава Организации Объединенных Наций, обязывающие государства - члены сообщества содействовать повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям для экономического и социального прогресса и развития), так и особого характера (ст. 25 Всеобщей декларации, которая признает за каждым человеком «права на такой жизненный уровень ... который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи»). Также признается «право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности» и т. д.

    Хотя  Всеобщая декларация содержит всего  лишь одно положение, касающееся инвалидности, этот документ имеет основополагающее значение для защиты прав инвалидов, поскольку речь идет о людях, равных в своих правах с другими людьми. Более того, Всеобщая декларация послужила основной и отправной точкой для разработки многих других документов и резолюций по данному вопросу, которые были приняты впоследствии.

    Органы  Организации Объединенных Наций  по правам человека обратили особое внимание на необходимость обеспечить защиту детей, и детей-инвалидов в частности. 20 ноября 1987 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка - «великую хартию вольностей для детей, мировую конституцию прав ребенка». Главная цель конвенции - максимальная защита интересов ребенка. Ее положения, по сути, сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества. Ст. 23 конвенции целиком посвящена признанию прав «неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка» на достойную жизнь в обществе. Пункт 1 этой статьи предусматривает приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности.

    Конвенция ООН о правах ребенка, предъявляя к государствам требования по соблюдению провозглашенных в ней прав детей, считает необходимым, чтобы каждое государство привело свое национальное законодательство в соответствие с этим международным актом.

    Не  менее значимым является еще один международный документ — Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной ассамблеей ООН, в которой отмечается, что они имеют те же гражданские и политические права, что и другие люди. Декларация заявляет, что инвалиды должны пользоваться особыми правами в получении специальных услуг, которые позволили бы им максимально проявлять свои способности и ускорили бы процесс их интеграции и реинтеграции в общество.

    На  изменение отношения общества к  людям, страдающим умственной отсталостью, направлены основные положения Декларации ООН о правах умственно отсталых лиц. Этот документ подтверждает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. Настоящее и будущее этих людей основано на соблюдении тех же самых прав человека, которые являются благодеянием для всех людей на всем земном шаре.

    На  основании анализа вышеперечисленных  международных документов можно сделать следующие выводы.

    Принцип равенства прав, заключающийся в  понятии прав человека и четко  обозначенный во всех документах, предоставляет  инвалидам и лицам с ограниченными возможностями те же права, что и всем людям.

    Инвалиды  и лица с ограниченными возможностями являются обладателями особых прав (например, право глухого пользоваться услугами переводчика во время судебного процесса и т.п.). Особые права упоминаются не в одном законодательном акте, а представлены во многих правовых документах.

    Провозглашение  прав и свобод человека в международных  законодательных актах неотделимо от возложения на граждан определенных обязанностей. Любое государство, принимая решение о ратификации (принятии) того или иного международного правового документа, обязуется привести свое национальное законодательство в соответствие с принципами, отраженными в этом документе.

    Анализируя  законодательную политику Российской Федерации, можно констатировать, что за последние годы на государственном уровне приняты определенные меры по ратификации и реализации ряда международных документов. 

    Государственно-правовые основы социальной защиты инвалидов и лиц  с ограниченными  возможностями в  России

    Свободы, права и обязанности граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти и другими компетентными органами.

    Основным  правовым актом в нашей стране является принятая в декабре 1993 г. Конституция Российской Федерации. Конституция регламентирует основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан. В главе «Права человека» конституции закреплены отвечающие духу и букве международных договоров и соглашений, заключенных Россией, демократичные и подлинно гуманистические положения, призванные обеспечить защиту прав всех слоев населения. Социальное равенство, равноправие, закрепленное в конституции, еще не есть фактически полное равенство в силу естественного различия между индивидами. Например, инвалид или больной человек имеют ограниченные возможности в реализации своих способностей по сравнению со здоровым человеком. Вот почему создаваемые на основе конституции другие законы предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан, главное назначение которых состоит в обеспечении социальной справедливости в общественной жизни.

    Среди принципиально важных законодательных  решений в области защиты прав человека в Российской Федерации за последние годы можно выделить следующие:

    закрепление прав детей в главных сферах их жизнедеятельности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и заключительными замечаниями Комитета ООН по правам ребенка (Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ "Об образовании", указ президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности», федеральная программа «Дети России»);

    разработка  мер по улучшению здоровья населения, в том числе инвалидов и  детей-инвалидов, их физического, умственного, психического развития (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, законы РФ «О социальной защите инвалидов», федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов», «О внесении изменений и дополнений в закон РФ "Об образовании", указ президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», указ президента РФ «О гарантиях прав граждан на получение образования», Семейный кодекс Российской Федерации, постановление правительства РФ и парламента «О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования», послание президента РФ парламенту «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов»);

    определение через государственные и общественные институты системы компенсаций, в том числе семьям, имеющим детей-инвалидов (указ президента РФ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», закон РФ «О социальной защите инвалидов»);

    поддержка приемных семей, детей, лишившихся родительского  попечения, решение ряда вопросов усыновления детей (Семейный кодекс Российской Федерации, Положение о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой);

    преодоление генетически обусловленных заболеваний, снижение рождаемости детей у  лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, («Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», указ президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ», федеральная программа «Дети России»);

    формирование  и реализация государственной политики в интересах детей и других незащищенных слоев населения (постановление правительства РФ «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей», закон РФ «О социальной защите инвалидов», указ президента РФ «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов»).

    Перечень обозначенных выше документов доказывает стремление государства и правительства РФ выработать новый взгляд на положение наиболее уязвимой категории населения России - детей и инвалидов как особой социально-демографической группы общества, обладающей специфическими потребностями и интересами, удовлетворение которых должно осуществляться в приоритетном порядке.

    Знание  содержания нормативно-правовых актов  по вопросам социальной защиты и социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями является непременным условием юридически грамотного осуществления практической работы специалистов, занимающихся проблемами полноценной реализации личностных прав детей и взрослых с особыми потребностями. С расширением в современном обществе масштабов социальной работы развивается и законодательная база. Основополагающее значение для организации и наполнения конкретным содержанием деятельности учебно-воспитательных учреждений, реабилитационных центров и социальных служб являются принятые в конце 1995 - начале 1996 г. федеральные законы РФ «О социальной защите инвалидов» (2 декабря 1995 г.), «Семейный кодекс Российской Федерации» (1 марта 1996 г.), «О внесении изменений и дополнений в закон РФ "Об образовании" (5 января 1996 г.).

Информация о работе Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии