Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:45, статья
В мировой практике социально-правовой защиты детства выделяется несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся наименее защищенной частью общества. Среди них в особую группу выделяются дети с отклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, которые неизбежно ограничивают индивидуальные возможности жизнедеятельности и трудоспособности. Эта категория детей обозначается общепринятыми терминами, употребляемыми в международных юридических текстах: disabled (англ.), handicapl (франц.), personas con discapacidad (исп.), инвалиды, люди с недостатками в (рус.).
Л. И. Аксенова
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
// Дефектология. -1997. - № 1. - С. 3-10.
В мировой практике социально-правовой защиты детства выделяется несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся наименее защищенной частью общества. Среди них в особую группу выделяются дети с отклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, которые неизбежно ограничивают индивидуальные возможности жизнедеятельности и трудоспособности. Эта категория детей обозначается общепринятыми терминами, употребляемыми в международных юридических текстах: disabled (англ.), handicapl (франц.), personas con discapacidad (исп.), инвалиды, люди с недостатками в (рус.). Рабочая группа Комиссии по правам человека ООН, занимающаяся разработкой комплекса принципов и гарантий для защиты людей этой категории, пришла к единодушному выводу о необходимости использования данного термина, поскольку он более глубоко и научно определяет способности человека, отличные от нормальных, и не привносит уничижительного смысла в это слово. Дети-инвалиды входят в более широкую группу: «дети в беде» или «дети с особыми потребностями», «дети с ограниченными возможностями». Их жизнь отличается от нормального детства и нередко наполнена физической болью и душевными страданиями. Социальная поддержка детей этой категории считается одной из важнейших гуманистических задач всех стран международного сообщества и отражена в важнейших международных правовых документах.
Основные международные юридические концепции
Права лиц с психическими и физическими недостатками в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны международного сообщества и отражены в ряде документов Организации Объединенных Наций (ООН):
Всеобщая декларация прав человека,
Декларация о правах инвалидов,
Декларация о правах умственно отсталых лиц,
Конвенция о правах ребенка,
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.
В соответствии с принципами и целями, провозглашенными уставом Организации Объединенный Наций и Всеобщей декларацией прав человека, люди, имеющие какой-либо вид инвалидности, могут не только осуществлять весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав, закрепленных в этих и других документах, но и пользоваться признанным за ними правом осуществлять их на равных условиях с другими людьми. Это утверждение подкрепляется положениями как общего характера (ст. 55 и 56 устава Организации Объединенных Наций, обязывающие государства - члены сообщества содействовать повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям для экономического и социального прогресса и развития), так и особого характера (ст. 25 Всеобщей декларации, которая признает за каждым человеком «права на такой жизненный уровень ... который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи»). Также признается «право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности» и т. д.
Хотя Всеобщая декларация содержит всего лишь одно положение, касающееся инвалидности, этот документ имеет основополагающее значение для защиты прав инвалидов, поскольку речь идет о людях, равных в своих правах с другими людьми. Более того, Всеобщая декларация послужила основной и отправной точкой для разработки многих других документов и резолюций по данному вопросу, которые были приняты впоследствии.
Органы Организации Объединенных Наций по правам человека обратили особое внимание на необходимость обеспечить защиту детей, и детей-инвалидов в частности. 20 ноября 1987 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка - «великую хартию вольностей для детей, мировую конституцию прав ребенка». Главная цель конвенции - максимальная защита интересов ребенка. Ее положения, по сути, сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества. Ст. 23 конвенции целиком посвящена признанию прав «неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка» на достойную жизнь в обществе. Пункт 1 этой статьи предусматривает приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности.
Конвенция ООН о правах ребенка, предъявляя к государствам требования по соблюдению провозглашенных в ней прав детей, считает необходимым, чтобы каждое государство привело свое национальное законодательство в соответствие с этим международным актом.
Не менее значимым является еще один международный документ — Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной ассамблеей ООН, в которой отмечается, что они имеют те же гражданские и политические права, что и другие люди. Декларация заявляет, что инвалиды должны пользоваться особыми правами в получении специальных услуг, которые позволили бы им максимально проявлять свои способности и ускорили бы процесс их интеграции и реинтеграции в общество.
На изменение отношения общества к людям, страдающим умственной отсталостью, направлены основные положения Декларации ООН о правах умственно отсталых лиц. Этот документ подтверждает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. Настоящее и будущее этих людей основано на соблюдении тех же самых прав человека, которые являются благодеянием для всех людей на всем земном шаре.
На
основании анализа
Принцип
равенства прав, заключающийся в
понятии прав человека и четко
обозначенный во всех документах, предоставляет
инвалидам и лицам с
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями являются обладателями особых прав (например, право глухого пользоваться услугами переводчика во время судебного процесса и т.п.). Особые права упоминаются не в одном законодательном акте, а представлены во многих правовых документах.
Провозглашение
прав и свобод человека в международных
законодательных актах
Анализируя
законодательную политику Российской
Федерации, можно констатировать, что
за последние годы на государственном
уровне приняты определенные меры по ратификации
и реализации ряда международных документов.
Государственно-правовые основы социальной защиты инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в России
Свободы, права и обязанности граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти и другими компетентными органами.
Основным правовым актом в нашей стране является принятая в декабре 1993 г. Конституция Российской Федерации. Конституция регламентирует основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан. В главе «Права человека» конституции закреплены отвечающие духу и букве международных договоров и соглашений, заключенных Россией, демократичные и подлинно гуманистические положения, призванные обеспечить защиту прав всех слоев населения. Социальное равенство, равноправие, закрепленное в конституции, еще не есть фактически полное равенство в силу естественного различия между индивидами. Например, инвалид или больной человек имеют ограниченные возможности в реализации своих способностей по сравнению со здоровым человеком. Вот почему создаваемые на основе конституции другие законы предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан, главное назначение которых состоит в обеспечении социальной справедливости в общественной жизни.
Среди принципиально важных законодательных решений в области защиты прав человека в Российской Федерации за последние годы можно выделить следующие:
закрепление
прав детей в главных сферах их
жизнедеятельности в
разработка мер по улучшению здоровья населения, в том числе инвалидов и детей-инвалидов, их физического, умственного, психического развития (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, законы РФ «О социальной защите инвалидов», федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов», «О внесении изменений и дополнений в закон РФ "Об образовании", указ президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», указ президента РФ «О гарантиях прав граждан на получение образования», Семейный кодекс Российской Федерации, постановление правительства РФ и парламента «О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования», послание президента РФ парламенту «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов»);
определение
через государственные и
поддержка приемных семей, детей, лишившихся родительского попечения, решение ряда вопросов усыновления детей (Семейный кодекс Российской Федерации, Положение о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой);
преодоление
генетически обусловленных
формирование и реализация государственной политики в интересах детей и других незащищенных слоев населения (постановление правительства РФ «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей», закон РФ «О социальной защите инвалидов», указ президента РФ «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов»).
Перечень обозначенных выше документов доказывает стремление государства и правительства РФ выработать новый взгляд на положение наиболее уязвимой категории населения России - детей и инвалидов как особой социально-демографической группы общества, обладающей специфическими потребностями и интересами, удовлетворение которых должно осуществляться в приоритетном порядке.
Знание содержания нормативно-правовых актов по вопросам социальной защиты и социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями является непременным условием юридически грамотного осуществления практической работы специалистов, занимающихся проблемами полноценной реализации личностных прав детей и взрослых с особыми потребностями. С расширением в современном обществе масштабов социальной работы развивается и законодательная база. Основополагающее значение для организации и наполнения конкретным содержанием деятельности учебно-воспитательных учреждений, реабилитационных центров и социальных служб являются принятые в конце 1995 - начале 1996 г. федеральные законы РФ «О социальной защите инвалидов» (2 декабря 1995 г.), «Семейный кодекс Российской Федерации» (1 марта 1996 г.), «О внесении изменений и дополнений в закон РФ "Об образовании" (5 января 1996 г.).