Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:45, статья
В мировой практике социально-правовой защиты детства выделяется несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся наименее защищенной частью общества. Среди них в особую группу выделяются дети с отклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, которые неизбежно ограничивают индивидуальные возможности жизнедеятельности и трудоспособности. Эта категория детей обозначается общепринятыми терминами, употребляемыми в международных юридических текстах: disabled (англ.), handicapl (франц.), personas con discapacidad (исп.), инвалиды, люди с недостатками в (рус.).
Основные статьи закона РФ «О социальной защите инвалидов» вступили в силу с 1 января 1996 г. (за исключением ст. 28, 29, 30). Чтобы понять самую суть нового закона, нужно знать, что ранее действовавшее законодательство об инвалидах не содержало ни одного кодифицированного, единого правового акта. Многочисленные правовые нормы были разбросаны по разным источникам, принимались в разное время, касались разных категорий инвалидов, характеризовались непоследовательностью и противоречивостью, что затрудняло их применение.
Инвалидность трактовалась как степень утраты трудоспособности. При такой постановке вопроса дети в возрасте до 16 лет не могли быть признаны инвалидами (лишь с выходом приказа Минздрава СССР № 1265 от 14.12.79 г. в нашей стране официально появился термин «дети-инвалиды»).
Новый закон вводит правовое понятие «инвалид». Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное: 1) заболеванием; 2) последствиями травм; 3) анатомическими дефектами. Не всякое нарушение здоровья ведет к инвалидности, а только то, которое связано со стойким расстройством функций организма. Назначение инвалидности ребенку является юридическим актом и осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ № 117 от 4 июля 1991 г. «О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет». К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем». Именно ограничение жизнедеятельности вызывает необходимость особой социальной защиты инвалидов, которая определяется ст. 2 закона как система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими возможностей участия в жизни общества.
Закон
предусматривает, что признание
лица инвалидом и определение
групп инвалидности осуществляется
не врачебно-трудовыми
Закон закрепил за инвалидами особые условия реализации их имущественных прав (ст. 15, 17).
Ст. 18 закона посвящена воспитанию и обучению детей-инвалидов. Согласно ей образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами общего среднего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. При реализации права инвалидов на образование государство гарантирует им необходимые для этого условия. Общее образование осуществляется бесплатно как в общеобразовательных, так и в специальных образовательных учреждениях.
Закон предусматривает создание специальных условий для пребывания детей-инвалидов в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей, возможности которых не позволяют посещать такие учреждения, создаются специальные дошкольные учреждения. Если и это невозможно, специальное обучение организуют на дому.
Содержание детей-инвалидов в учреждениях системы государственного образования осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Оговариваются в законе особые права инвалидов на труд, медицинское обслуживание и лечение, транспортное обслуживание и жилищные льготы.
Гарантированные законом права инвалидов и особые условия их реализации направлены на повышение социального статуса человека с ограниченными возможностями в структуре современного общества, на обеспечение им относительно независимой жизнедеятельности. С выходом закона можно говорить о том, что федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов» получила единую законодательную базу.
В Российской Федерации законодательное закрепление вопросов, связанных с обеспечением надлежащих условий для воспитания и обучения подрастающего поколения, нашло отражение в законе «Об образовании» (1992 г.), который признан одним из самых демократичных в мире. Однако некоторые его положения нуждались в дополнительной доработке. В апреле 1994 г. появился проект поправок, подготовленный образовательными ведомствами, который, по мнению правоведов, педагогов, социальных работников, существенно ухудшал и бюрократизировал закон «Об образовании». Всего ведомствами было предложено 130 поправок, ужесточающих закон, разрушающих его идеологию свободы, сотрудничества и развития. При помощи средств массовой информации Комитет по образованию Государственной думы предложил обсудить новый законопроект с привлечением специалистов и всех заинтересованных лиц. В результате из ведомственных поправок было принято всего 19, еще восемь оставлены как варианты, а 103 совершенно неприемлемые, контрреформаторские поправки отменены. После длительной и острой дискуссии на всех уровнях законотворческих государственных структур был принят окончательный вариант федерального закона, который утвержден президентом РФ и получил название «О внесении изменений и дополнений в закон РФ "Об образовании"». Новый закон был опубликован и вступил в силу с 5 января 1996 г.
В нем закреплены государственные гарантии в сфере образования.
Закон утверждает государственные гарантии на получение образования лицам с отклонениями в развитии. В частности, статья 50, пункт 10 закона предусматривает создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Финансирование
указанных образовательных
Направление детей и подростков в эти учреждения проводится только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) по заключению специальных психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
Рассматривая вопросы законодательства в области образования детей со специальными нуждами, необходимо констатировать, что существующий федеральный закон затрагивает лишь некоторые аспекты специального образования. Назрела необходимость принятия закона «О специальном образовании», проект которого разработан группой российских правоведов и дефектологов при участии европейских консультантов, специализирующихся в этой области. Закон был принят Государственной думой, где и находится в настоящее время с замечаниями президента, требующими внесения некоторых изменений. Создание закона «О специальном образовании», предусматривающего широкую вариативность образовательных возможностей для детей и взрослых, включая интегрированное обучение, имеет важное значение для дальнейшего развития всей системы образования в России.
Новый Семейный кодекс Российской Федерации введен в действие 1 марта 1996 г. Принятие нового Семейного кодекса связано в первую очередь с коренными изменениями в политической и социально-экономической жизни страны, непосредственно затрагивающими такие важные социальные институты общества, какими являются брак и семья. Регулирование семейных отношений приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами, и прежде всего с новым Гражданским кодексом РФ. В нормах Семейного кодекса получили свое отражение положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных Российской Федерацией, а также положительный опыт реформирования семейного законодательства в зарубежных странах. Кодекс учел практику применения действующего законодательства, критику его отдельных положений, предложения, высказанные в процессе его подготовки законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, практическими работниками, учеными.
Основные положения российского семейного законодательства — добровольность брака, единобрачие, равенство прав супругов в семье, приоритет семейного воспитания детей, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов, а также прав и интересов нетрудоспособных членов семьи — остаются незыблемыми. Однако формы и способы их обеспечения претерпели существенные изменения.
Кодекс
охватывает все основные аспекты
семейных отношений. Сюда входят личные
неимущественные и
Одной из важнейших тенденций нового кодекса является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект «родительской власти». Соответствующие нормы кодекса исходят из основополагающего принципа - правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка (а не прав и обязанностей родителей) и включает следующие основные права ребенка: жить и воспитываться в семье; знать своих родителей (насколько это возможно);
право на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии - другими ответственными за это лицами);
на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
на
общение с обоими родителями и
другими родственниками (ст. 55); на защиту
своих прав и законных интересов
(в том числе право
выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни (ст. 57); на имя и фамилию (ст. 58);
на получение содержания и право собственности на принадлежащее ему имущество (ст. 60).
Впервые в кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (с. 65). Усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав (ст. 69-72). Восстановление родительских прав допускается только при наличии согласия ребенка, достигшего 10 лет (ст. 72). Дальнейшее развитие получил институт судебного ограничения родительских прав (ст. 73-76). Допускается также досудебное, немедленное отобрание ребенка у родителей в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье (ст. 77).
Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов (ст. 61-69). Анализируя законодательную базу по защите социально-экономических, социально-культурных, гражданских и политических прав детей, в том числе детей с отклонениями в развитии, можно объединить их в свод социальных прав на каждом этапе детства.
С момента рождения:
право на гражданство по принципу крови, а не места проживания;
право на имя, отчество и фамилию;
пособие по случаю рождения при многодетности и малообеспеченности его в семье, инвалидности.
До 1,5 года:
право не разлучаться с матерью;
право быть принятым в ясли;
оплачиваемый отпуск матери по уходу за ребенком;
право на постоянную заботу со стороны родителей.
До 3 лет:
право матери находиться с ребенком в больнице;
отпуск матери по уходу за ребенком без сохранения содержания;
право на иностранное усыновление детей с отклонениями в развитии;
право быть принятым в детский сад;
право на воссоединение с семьей и контакты с обоими родителями и другими членами семьи.
С 6-7 лет:
право на образование, поступление в государственную школу, бесплатное и обязательное начальное образование.
С 10 лет:
усыновление только с согласия ребенка;
право решения, с кем быть в случае развода родителей.
С 11 лет:
право на свободное участие в культурной жизни, творческой деятельности, на свободный досуг и отдых;
определение в специальную школу и воспитательное учреждение.
С 14 лет:
изменение гражданства с согласия ребенка;
определение в специальное ПТУ и право на свободный выбор учебного заведения;