Предмет и задачи педагогики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:41, реферат

Описание

Слово педагогика происходит от греческого paidagogikё, которое образовано от paidagogos – воспитатель, учитель, преподаватель ( pais, paidos - дитя+ago – веду) и означает буквально «детоведение». В Древней Греции педагогами первоначально называли рабов, сопровождавших детей своего господина в школу. Позже педагоги – это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением и обучением детей. На Руси ХII в. учителя называли «мастер». Мастерами были свободные люди (дъячки или мирские), которые на дому стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном «Житии»: «Книги писати и учити ученики грамотные хитрости».

Содержание

Общее преставление о педагогике как науке…………………………………………3
2. Педагогика как наука и предмет её изучения………………………………………………4
3.Задачи педагогики для юристов………………………………………………………..8
Список использованной литературы…………………………………………………...13

Работа состоит из  1 файл

Предмет и задачи педагогики как науки.docx

— 42.65 Кб (Скачать документ)

Содержание

1.Общее преставление  о педагогике как науке…………………………………………3

2. Педагогика как наука и предмет её изучения………………………………………………4

3.Задачи педагогики  для юристов………………………………………………………..8

Список использованной литературы…………………………………………………...13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Общее представление о педагогике как науке 

          Общекультурное и мировоззренческое  самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, не отделимую от истории человечества.

     Слово педагогика происходит  от греческого paidagogikё, которое образовано от paidagogos – воспитатель, учитель, преподаватель ( pais, paidos - дитя+ago – веду) и означает буквально «детоведение».  В Древней Греции педагогами первоначально называли рабов, сопровождавших детей своего господина в школу. Позже педагоги – это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением и обучением детей. На Руси ХII в. учителя называли «мастер». Мастерами были свободные люди (дъячки или мирские), которые на дому стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном «Житии»: «Книги писати и учити ученики грамотные хитрости».

     Нужно отметить, что каждый человек  опытным путем приобретает определенные  педагогические знания, устанавливает  некоторые зависимости между  различными педагогическими явлениями.  Так, уже первобытные люди обладали  знаниями по воспитанию, которые  передавали от одного поколения  другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания  потом нашли отражение в поговорках  и пословицах (например, «повторение  – мать учения», «век живи  – век учись» и т.п.), в мифах  и легендах, сказках и анекдотах,  составивших содержание народной  педагогики, роль которой в жизни  общества, отдельной семьи, конкретного  человека чрезвычайно велика, так  как помогает вступать во взаимодействие  с другими людьми, общаться с  ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции. 

     Народная педагогика, возникнув  как ответ на объективную социальную  потребность в воспитании, обусловленную   развитием трудовой деятельности  людей, конечно, не может заменить  книг, школ, учителей, науки. Но она  старше педагогической науки,  образования как социального  института и первоначально существовала  независимо от них.

     Однако педагогическая наука,  в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения, обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему  и какие изменения происходят в развитии человека под влиянием  обучения и воспитания. Научные знания необходимы, чтобы управлять педагогическим процессом развития личности. Великий русский педагог К.Д.Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, справедливо отмечая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы и удачном, опыте воспитания. Педагогическую практику без теории он сравнивал со знахарством в медицине.

     В то же время житейский  педагогический опыт, несмотря на  устную форму своего существования,  не исчезал, а передавался из  века в век, выдерживал испытания  временем, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в  виде педагогической культуры  народа, его педагогической ментальности  и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К.Д.Ушинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а напротив, утверждал, что, общаясь с ней, воспитатель всегда найдет ответ и содействие.  
 

    2. Педагогика как наука и предмет её изучения

     

     Предмет педагогики – это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая  свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению.      Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

    Овладение педагогической наукой, развитие научно-педагогического  мышления не может происходить иначе, как через усвоение соответствующих  научных категорий и понятий. Педагогику, как каждую отрасль знания, условно можно сравнить с гигантской пространственной решеткой, в узлах  которой находятся понятия, отражающие объективные предметно-логические связи между явлениями внешнего мира и сохраняющие свою действенность  для человеческой деятельности. Понятийно-терминологическая  система представляет собой совокупность тех «кирпичиков», из которых уже  выстроено «здание» современной  науки и с помощью которых  осуществляется выработка нового знания. Будучи проводниками научно-педагогической информации, понятия и термины  способствуют адекватному постижению педагогической реальности и эффективному поведению. Основными понятиями  педагогики являются: воспитание, обучение, образование, развитие личности, и соответственно, самовоспитание, самообучение, самообразование и саморазвитие личности.

    Понятие «личность» — одно из центральных  в понятийно-терминологической системе  гуманитарных и социальных наук. Подход к определению личности основывается на общем философско-психологическом  различии понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Понятие  человек выражает общеродовые черты, присущие человеческому существу, указывает на его принадлежность к человеческому роду. Понятие индивид обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего одновременно природе и человеческому обществу. Понятие личность фиксирует общественно значимые черты человека, меру его социальности, а понятие индивидуальность выражает способ ее бытия как субъекта самостоятельной деятельности.

    Понятие личность, следовательно, включает в себя совокупность присущих индивиду социальных качеств, которые образовались у него на основе природных свойств (пол, темперамент и т. д.) в процессе активных взаимодействий с социальной средой (семья, школа и проч.) и деятельности (игровой, познавательной, трудовой). Уровень развития личности характеризуется степенью сформированности социально значимых качеств, которые позволяют человеку управлять своими природными, биологическими инстинктами.

    Развитие  личности есть последовательные количественные и качественные прогрессивные и  регрессивные изменения, которые происходят в ее структуре. Они затрагивают все сферы личности: потребностно-мотивационную, интеллектуальную, поведенческую. Личностное развитие не прекращается до момента смерти человека, изменяясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. В связи с этим возможны разные модели поведения для каждой стадии развития личности. Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс или регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения качеств.

    Развитие  личности учащегося является основной целью любой системы образования. Истоки самого понятия «образование»  восходят к раннему Средневековью, соотносясь с понятиями «образ», «образ Божий». Образование с эпохи  Возрождения понималось как постижение этого образа и следование ему. Образование  становится способом создания своего образа, своей личности.

    Аналогичное содержание имеет немецкоязычный термин «Bildung» образование, корневой морфемой которого также является «образ» — Bild. С позиций гуманитарного образования образованным человеком считается тот, кто может управлять своими природными инстинктами, делать сознательный нравственный выбор, устанавливать отношения с другими людьми, понимать основные взаимосвязи в окружающем мире, логически мыслить, размышлять об основных вопросах бытия: о смысле и цели жизни, смерти, возможностях человеческого разума и познания. Согласно классику немецкой философии И. Канту (1724—1804), образование — это приобретение способности к разумному самоопределению и самосовершенствованию, способности вырабатывать собственные моральные убеждения и пользоваться своим разумом без руководства со стороны другого человека.

    Образование возникло вместе с обществом и  стало органичной частью его жизни. Развитие и функционирование образования  обусловлено всеми условиями  и факторами существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными. История человеческого  общества свидетельствует, что больших  успехов в развитии всегда достигали  те народы и государства, у которых  образование было поставлено лучше. Образование ориентировано на характер и ценности культуры, освоение ее достижений и ее воспроизводство, принятие социокультурных  норм и включение человека в их дальнейшее развитие. Культура понимается как система сознания и образцов поведения людей, предметов и  явлений в жизни общества, воспроизводящаяся  при смене поколений.

    Термин  «образование» употребляется обычно в трех значениях:

  1. для обозначения системы образования;
  2. для обозначения образовательного процесса;
  3. для характеристики результата этого процесса.

    Понятие «система образования» раскрывается в  ст. 8 Закона РФ «Об образовании» (в  ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ): «Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

    преемственных образовательных программ и государственных  образовательных стандартов различного уровня и направленности;

    сети  реализующих их образовательных  учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

    органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

    объединений юридических лиц, общественных и  государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области  образования».

    Следовательно, система образования может быть государственной, частной, муниципальной или федеральной. Она характеризуется уровневостью: дошкольное, школьное (начальная, средняя, старшая ступень); высшее (бакалавриат, подготовка специалиста, магистратура); повышение квалификации; аспирантура, докторантура.

    Образование имеет профиль: общее, специальное (естественно-научное, математическое, юридическое и т. д.). Для каждого уровня характерны определенные образовательные учреждения: детские сады, школы, гимназии, лицеи, институты, университеты, академии со своими организационными формами обучения — урок, лекция, семинар и т. п. — и специфическими формами контроля — опрос, зачет, экзамен и др. Обязательный минимум каждой образовательной  программы устанавливается соответствующим  государственным образовательным  стандартом (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»).

    Образование как процесс  определяется в преамбуле Закона РФ «Об образовании»: «Под образованием... понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государственных образовательных уровней (образовательных цензов)».

    Исходя  из данного определения, важно подчеркнуть, что в настоящее время образование  рассматривается в качестве главного инструмента культурной преемственности  поколений, что обучение и воспитание суть стороны единого процесса образования. Образование понимается сегодня  как плодотворный процесс соединения знаний с качествами личности, вследствие чего эти знания, сформированные умения, установки и мировоззрение приобретают  индивидуализированный образ, позитивно  преображая личность. Непрерывность  образования в настоящее время  выступает в качестве его основной черты как процесса, который не прекращается до конца сознательной жизни человека, а лишь видоизменяется по целям, содержанию и формам.

    Образование как результат  подразумевает совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, а также интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, сформированных в результате обучения и воспитания в определенной образовательной системе. В этом смысле можно говорить об общем или профессиональном, широком или недостаточном образовании. Стандартизированные требования к знаниям, умениям, навыкам, качествам выпускника специального учебного заведения содержатся в так называемых профессионально-квалификационных характеристиках. Например, международный стандарт специалиста с высшим образованием, рекомендованный ЮНЕСКО, предполагает, в частности, владение одним или двумя иностранными языками и компьютером. Важно подчеркнуть, что любое образование, общее или профессиональное, должно обязательно включать воспитание личной ответственности каждого за использование тех или иных знаний и умений.

    Образованный  человек сегодня должен быть:

  1. ответственным за осуществление гуманистических ценностей;
  2. способным это делать;
  3. терпимым (диалогичным) по отношению к инакомыслящим людям.

    Можно согласиться с древним афоризмом: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».

Информация о работе Предмет и задачи педагогики как науки