Предмет и задачи педагогики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:41, реферат

Описание

Слово педагогика происходит от греческого paidagogikё, которое образовано от paidagogos – воспитатель, учитель, преподаватель ( pais, paidos - дитя+ago – веду) и означает буквально «детоведение». В Древней Греции педагогами первоначально называли рабов, сопровождавших детей своего господина в школу. Позже педагоги – это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением и обучением детей. На Руси ХII в. учителя называли «мастер». Мастерами были свободные люди (дъячки или мирские), которые на дому стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном «Житии»: «Книги писати и учити ученики грамотные хитрости».

Содержание

Общее преставление о педагогике как науке…………………………………………3
2. Педагогика как наука и предмет её изучения………………………………………………4
3.Задачи педагогики для юристов………………………………………………………..8
Список использованной литературы…………………………………………………...13

Работа состоит из  1 файл

Предмет и задачи педагогики как науки.docx

— 42.65 Кб (Скачать документ)

    Образование человека осуществляется через его  воспитание и обучение. Понятие  «воспитание» употребляется в педагогике в широком и узком смыслах. В широком смысле воспитание — это передача социального опыта, знаний, умений, нравственных и правовых норм, духовных ценностей от старших поколений младшим. В узком смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека с целью формирования (сохранения) у него желательных и устранения нежелательных установок и способов поведения.

    В современном обществе действует  целый ряд институтов, занимающихся воспитанием: семья, образовательные  учреждения различного типа, средства массовой информации (СМИ), литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. В этой ситуации нередко  возникают вопросы о том, кто  более других ответствен за воспитание людей; стоит ли винить только семью  или педагогов в неудачах воспитания; какова роль СМИ в формировании поведенческих  установок молодежи и т. д. Очевидно, что инструментом координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов может стать ориентация на многовековые общечеловеческие ценности, нашедшие отражение как в заповедях  всех мировых религий, так и в  сводах писаных и неписаных правил человеческого общежития.

    Анализируя  понятие «воспитание», можно выделить в нем четыре аспекта:

  1. воспитатель;
  2. целенаправленные действия воспитателя;

    3)воспитываемый;

        4)поведение воспитываемого, которое хочет изменить воспитатель.

    Этот  анализ позволяет высветить процессуальный характер воспитания: то или иное поведение  воспитываемого зависит от успешных или неудачных действий воспитателя. Исходя из цели, которую намеревается достичь воспитатель в процессе изменения поведения воспитываемого, воспитание можно рассматривать  как формирование социальной зрелости, деловой и социальной компетентности, самостоятельности воспитанника, а  также как включение в социум и культуру. В педагогике различают  интенциональное (направленное, сознательное) и функциональное (ненамеренное, неосознанное) воспитание, а также опосредованное воспитание и самовоспитание.

    3.Задачи  педагогики для  юристов 

    Основной  задачей педагогической науки является изучение педагогической действительности с целью накопления и систематизации научных знаний для понимания, объяснения и прогнозирования процессов  обучения, воспитания, образования  и развития человеческой личности. Познавая закономерности этих процессов, педагогика указывает практике наиболее рациональные пути и средства педагогического  воздействия на личность, разрабатывает  эффективные образовательные технологии и методики.

    Другая  задача педагогов-ученых заключается  в исследовании и обосновании  образовательных ценностей и  норм, на основании которых должны определяться цели и содержание педагогической деятельности. Во все времена педагоги стремились помочь людям становиться  лучше, развивать и реализовывать  присущие им способности с наибольшей пользой для себя и для общества. С этих позиций педагогические знания необходимы и юристам, профессиональная деятельность которых постоянно  предполагает взаимодействие с другими  людьми. Но для того, чтобы помогать улучшаться другим, юрист сам должен быть образованным специалистом. Главной целью высшего юридического образования сегодня является содействие становлению демократической творческой конкурентоспособной личности специалиста, умеющего самостоятельно ставить и решать профессиональные проблемы в так называемом обществе риска.

    В современной России именно от профессиональных юристов зависит максимально  эффективное правовое регулирование  общественных отношений, развитие демократии, укрепление законности и правопорядка. Поэтому в качестве непреходящей задачи педагогики для юристов следует  назвать разработку и совершенствование  научных основ высшего юридического образования, формирование ценностных ориентации и других профессионально  значимых качеств.

    Ценностные  ориентации профессиональных юристов, для которых характерно, прежде всего, участие в государственном управлении, обусловливают степень индивидуального  усвоения принципов и требований действующего права, меру убежденности в их необходимости и справедливости, готовность последовательно воплощать  их в жизнь в процессе повседневной юридической деятельности. Индивидуализированная  система ценностей юристов во многом определяет правовое развитие общества через создание новых и  толкование устоявшихся юридических  понятий, а также оценку тех или  иных фактов социальной жизни и поведения  людей.

    Как показывает историческая практика, профессиональное сознание большинства юристов в  силу их социального положения отличается консервативным, нередко даже реакционным  характером. Согласно результатам большого социологического исследования профессионального  сознания юристов, проведенного в нашей  стране в середине 80-х гг. XX в., такое профессионально значимое качество, как демократичность оказалось на последнем (21-ом) месте в перечне необходимых юристу качеств. Только в конце этого списка можно отыскать и такие профессионально важные для творческой личности юриста качества, как самокритичность, самостоятельность, настойчивость и активность. Зато дисциплинированность — неотъемлемое качество при штамповке «людей-винтиков» для государственной машины — занимает достаточно высокое (6-е) место.

      Естественно, сознание и поведение во многом определяются господствующими в данном обществе в данное время социально-экономическими отношениями. Однако, в первую очередь преподавателям и юристам, необходимо постоянно помнить об универсальном характере демократических ценностей, завоеванных с большим трудом и немалой кровью в течение веков европейскими народами. И, разумеется, в силу своих возможностей нужно стремиться к воплощению этих ценностей в жизнь.

      Педагогика высшей школы позволяет научно обосновать требования к современному учебному процессу, выявить его закономерности, перевести преподавание с уровня информирования на уровень управления профессиональным развитием будущих специалистов, способствовать обоснованному выбору преподавателем адекватных методов и средств обучения с учетом специфики высшего юридического образования.

    Курс  педагогики высшей школы дает возможность  преподавателю понять основные теоретико-педагогические проблемы, овладеть понятийным аппаратом  педагогики, ориентироваться в педагогических технологиях, основных составляющих педагогического  процесса (цели, содержание, методы, средства, контроль и т. п.).

    Предмет педагогики высшей юридической школы — это изучение сущности и закономерностей процесса высшего юридического образования и развития личности будущего юриста в условиях вуза.

    Среди других задач педагогики для юристов выделяют следующие:

    обучение  педагогическим знаниям и умениям, которые позволят юристу путем необходимых  воспитательных воздействий добиться усвоения человеком общественных норм и побудить его к правопослушному поведению;

    исследование  и развитие ключевых компетенций, которые  являются основными структурными элементами личности следователя, судьи, прокурора, адвоката, юрисконсульта и представителей других юридических специальностей, т. е. формирование профессиональной компетентности;

    формирование  у юристов установки на самообразование  и самовоспитание, а также соответствующей  системы знаний, умений и навыков;

    подготовка  к адекватному исполнению социальных ролей гражданина и семьянина  на основе начального педагогического  образования.

    Профессиональная  компетентность —  это интегративное качество личности специалиста, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в его готовности и способности к успешной профессиональной деятельности с учетом ее социальной значимости. Содержание и структура профессиональной компетентности во многом определяется спецификой и структурой профессиональной деятельности. Так, говоря о компетентном юристе,  предполагают, что это сведущий в области юриспруденции специалист, имеющий право на основе своих специальных знаний, умений, навыков, обязанностей и полномочий осуществлять юридическую деятельность, решать подведомственные вопросы.

      Реализация компетентностного подхода в контексте модернизации юридического образования позволяет раскрыть желаемый результат образования через совокупность различного вида компетенций, обеспечивающих необходимый уровень профессионализма личности и деятельности выпускника юридического вуза.

    Компетенции — это обобщенные способы действий, обусловливающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. К числу основных компетенций, образующих профессиональную компетентность юриста, относят профессионально-предметные знания, умения, навыки, способности, понимание, ответственность, человеколюбие, справедливость. С психологической точки зрения содержание профессиональной компетентности составляют следующие компоненты:

  1. гностический (когнитивный), отражающий наличие необходимого объема профессиональных знаний;
  2. регулятивный, включающий в себя проектировочные и конструктивные умения, позволяющие прогнозировать и принимать эффективные решения;
  3. рефлексивно-статусный, дающий право действовать определенным образом в сфере своих полномочий;

    4) коммуникативный, обеспечивающий  успешность межличностного взаимодействия  в профессиональной деятельности  и общении.

    Ключевые  компетенции — это компетенции широкого спектра использования, обеспечивающие продуктивность различных видов деятельности и универсальность специалиста. Специалист проявляет свои компетенции только в деятельности, в конкретной ситуации. Важным компонентом компетенции является опыт — интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения профессиональных задач.

    Создавая  компетентностную модель юриста на основе анализа профессиограмм различных  юридических специальностей и требований госстандарта, следует редуцировать ее, заранее снизив требования, связанные  с опытом профессиональной деятельности, который в ходе обучения в юридическом  вузе студент в должном объеме приобрести не может. Вместе с тем  целесообразно всемерно расширять  в образовательном процессе все  виды учебной деятельности, приближенные к профессиональной: учебно-производственные практики, учебно-исследовательскую  работу студентов, деловые, ролевые  игры, инсценировки судебных заседаний, любые виды творческой профессионально  ориентированной самостоятельной  работы студентов.

    Особую  роль играет коммуникативная компетенция  юристов, поскольку в современном  обществе востребована высокая речевая  культура, к чему явно недостаточно готовят российские вузы. Как одна из главных ключевых компетенций, она  характерна для профессий «повышенной  речевой ответственности», где слово  является профессиональным инструментом, от владения которым зависит успех  профессиональной деятельности юриста, преподавателя, врача, экономиста и  др. Профессиональная компетентность юристов обязательно связана с коммуникативной компетентностью, которая включает в себя знания о языковых средствах и ситуациях общения, владение комплексом речетворческих умений, позволяющих юристу добиться результативности в общении и взаимодействии, правильно строить и понимать различные тексты, адекватно использовать языковые и речевые средства применительно к конкретным условиям и задачам общения. Под коммуникативной компетентностью понимается совокупность знаний в области коммуникативных дисциплин (педагогика, психология, конфликтология, логика, этика, русский и иностранные языки, риторика, культура речи и др.); коммуникативные и организаторские способности и др. 

    Студенты  и выпускники юридических вузов  в основной массе недостаточно владеют  основами профессионального общения. Привыкнув в повседневном общении  говорить как придется, юрист может  повторять привычные ошибки и  в сфере профессиональной коммуникации. Неряшливость речи, недостаточный уровень  владения специальным языком права  — это следствие низкого уровня профессионального мышления и речевой  культуры студентов. Курс «Русский язык и культура речи» наряду с преподаванием  других коммуникативных дисциплин  в определенной степени способствует развитию коммуникативной компетенции  юриста. Но в целом этот курс не решает проблему обучения общению, поскольку сложные и профессионально востребованные жанры, такие, как деловая беседа, переговоры, презентации, дискуссии, судебные прения, допрос, нуждаются в специально организованном обучении не только в плане овладения речевым мастерством, но и в плане осуществления средствами общения эффективного взаимодействия с другими людьми.

    Одним из важнейших критериев оценки профессиональной компетентности специалистов считается  владение понятийным аппаратом, специальной  лексикой (терминологией) данной предметной области. Известно, что освоение любой  профессиональной деятельности происходит тремя путями: через показывание, через собственную деятельность, через язык. Это соответствует  наглядным, практическим и словесным  методам обучения. Практический язык юристов не всегда совпадает с  языком теории права: в процессе обучения студенты знакомятся в основном с  нормативными и общенаучными юридическими терминами, однако на практике они познают  отчасти другой профессиональный язык специалистов, включая профессиональный сленг, жаргонизмы.

Информация о работе Предмет и задачи педагогики как науки