Преподавание финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание

Методика составлена для преподавания в учреждении среднего профессионального образования раздела «Денежное обращение и кредит» дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» при подготовке специалистов по специальности «Банковское дело».
Раздел «Денежное обращение и кредит» предназначен для преподавания на первом курсе среднего профессионального образования экономического колледжа. При изучении данного раздела учащимся предварительно необходимо освоить следующие дисциплины: математика, статистика, основы экономической теории, экономика предприятия. Поэтому раздел «Денежное обращение и кредит», как и саму дисциплину «Финансы, денежное обращение и кредит», следует преподавать во втором семестре первого курса, когда учащиеся получат основные знания.
Целью данной разработки является раскрытие методики преподавания раздела «Денежное обращение и кредит» в рамках дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит».

Содержание

Введение……………………………………………………………….…ст2
Глава 1. Исходные условия разработки методики преподавания раздела «Денежное обращение и кредит» по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»………………………………………….ст4
Глава 2. Методика преподавания в учреждении среднего профессионального образования раздела «Денежное обращение и кредит»……………………………………………………………………. ст9
Глава 3. План теоретического занятия………………………………ст17
Заключение…………

Работа состоит из  1 файл

курсовая мпо кузина.doc

— 315.50 Кб (Скачать документ)

  При изучении второй темы «Кредит. Кредитная  система» первого учебного блока  преподавателю нужно обратить внимание на следующие моменты:

  1. Понятие о кредите и его функциях;
  2. Классификация кредита. Формы кредита. Основные принципы кредита.
  3. Понятие кредитной системы страны. Структура кредитной системы Российской Федерации
  4. Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации.

  В ходе преподавания первого блока  раздела «Денежное обращение и кредит» преподавателю необходимо провести по первой теме «Деньги. Денежное обращение. Денежная система» два комбинированных занятия, по второй теме «Кредит. Кредитная система» одно комбинированных занятия. При этом преподаватель должен использовать следующие формы, методы и средства обучения:

  1. формы занятий: теоретический, практический уроки;
  2. методы обучения: словесные методы (рассказ, беседа, лекция), наглядные методы (демонстрация слайдов, иллюстрация графиков, таблиц на доске), методы контроля и самоконтроля (текущий устный и письменный контроль, фронтальный и дифференцированный опрос, выполнение домашних заданий);
  3. средства обучения: символическая наглядность (схемы, таблицы), визуальные средства (слайды), словесные средства.

     При изучении второго блока также  как и первого, учащемуся необходимы знания основных понятий экономической теории, экономика предприятия, математика , а также знание пройденного материала первого учебного блока. Целью данного блока является изучение банковской системы,  освоение различия между центральным и коммерческими банками, а так же понятие работы денежной системы РФ.

  Для освоения учащимися первой темы «Банки»  необходимо освятить следующие вопросы:

  1. Функции и операции центральных банков. Рефинансирование коммерческих банков;
  2. Виды коммерческих банков. Банковская инфраструктура. Ресурсы коммерческих банков;
  3. Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Пассивные и активные операции коммерческих банков;
  4. Техника банковского кредитования хозяйствующих субъектов. Методы кредитования. Кредитная документация.

  При изучении второй темы «Безналичные расчеты» второго учебного блока преподавателю нужно рассказать следующие моменты:

  1. Платежная система Российской Федерации, ее элементы, денежный оборот;
  2. Основные принципы организации безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов;
  3. Платежи в финансовом секторе экономики. Очередность платежей;
  4. Корреспондентские отношения. Виды корреспондентских отношений ;
  5. Расчеты пластиковыми карточками.

     В ходе преподавания второго блока  преподавателю необходимо провести по первой теме «Банки » одно комбинированное  занятие, по второй теме «Безналичные расчеты» одно комбинированное занятие. При этом преподаватель должен использовать следующие формы, методы и средства обучения:

  1. формы занятий: теоретический, практический уроки;
  2. методы обучения: словесные методы (рассказ, беседа, лекция), наглядные методы (демонстрация слайдов, иллюстрация графиков, таблиц на доске), методы контроля и самоконтроля (текущий устный и письменный контроль, практические, фронтальный и дифференцированный опрос, выполнение домашних заданий);
  3. средства обучения: символическая наглядность (схемы, чертежи, таблицы), визуальные средства (слайды), словесные средства.

  При изучении третьего блока учащемуся  необходимы знания основных понятий  экономической теории, математики экономики  организации, а также знание пройденного материала первого и второго учебного блока. Целью данного блока является изучение рынка ценных бумаг, разграничение валютно-финансовых и кредитных отношений , их значения и сущности.

     Для освоения учащимися темы «Рынок ценных бумаг» данного блока необходимо освятить следующие вопросы:

  1. Понятие, формирование, структура, классификация рынка ценных бумаг;
  2. Долевые и долговые ценные бумаги. Долговые обязательства Правительства РФ;
  3. Векселя, их виды и значение в хозяйственном обороте;
  4. Современное состояние рынка ценных бумаг и перспективы его развития;
  5. Законодательно-правовая база функционирования рынка ценных бумаг;

  При изучении второй темы «Международные валютно-финансовые и кредитные отношения» второго учебного блока преподавателю нужно рассказать следующие моменты:

  1. Мировая валютная и Национальные валютные системы
  2. Валютная система РФ
  3. Платежный баланс России
  4. Международные расчеты и кредитование в сфере внешнеэкономической деятельности
  5. Валютные счета предприятий. Валютные операции. Бартерные операции. Взаиморасчеты между предприятиями
  6. Кредитование внешней торговли. Специфика международных кредитов и форм банковского кредита
  7. Организация внешнеторговых контрактов. Платежи во внешнеторговых контрактах, смешанные условия платежей
  8. Проблема внешней задолженности Российской Федерации
  9. Парижский клуб. Лондонский клуб

  В ходе преподавания третьего блока  преподавателю необходимо провести по первой теме «Рынок ценных бумаг  » одно комбинированное занятия, второй темы «Международные валютно-финансовые и кредитные отношения» два комбинированных занятия . При этом преподаватель должен использовать следующие формы, методы и средства обучения:

  1. формы занятий: теоретический и практический уроки;
  2. методы обучения: словесные методы (рассказ, беседа, лекция), наглядные методы (демонстрация слайдов, иллюстрация графиков, таблиц на доске), методы контроля и самоконтроля (текущий устный и письменный контроль, практические работы, фронтальный и дифференцированный опрос, выполнение домашних заданий);
  3. средства обучения: символическая наглядность (схемы, чертежи, таблицы), визуальные средства (слайды), словесные средства.

     После изучения всех трех учебных блоков, т.е. после изучения всего раздела  «Денежное обращение и кредит»  необходимо провести итоговую контрольную  работу  в виде тестирования для проверки знаний учащихся, полученных во время изучения данного раздела. 
 
 
 
 
 

  Фрагмент  календарно-тематического  плана по разделу  «Денежное обращение и кредит» 

     Тема  занятия   Тип занятия   Элемент содержания   Контрольно-оценочная  деятельность   Дата
  вид форма план факт
  1 Деньги. Денежное обращение. Денежная система Комбинированный урок   Сущность, происхождение, функции и виды денег. Денежное обращение: наличное и безналичное. Закон денежного обращения. Денежная масса, скорость обращения денег Вводная Уст-ный конт-роль 25.04    
  2 Деньги. Денежное обращение. Денежная система Комбинированный урок   Денежная  система, ее элементы Инфляция, формы  ее проявления. Особенности инфляционного  процесса в РФ Ввод-ная Пись-мен-ный

Кон-троль

28.04    
  3   Кредит. Кредитная система Комбинированный урок   Кредит  как форма движения ссудного капитала. Функции кредита .Классификация  кредита, его формы. Принципы кредита. Структура кредитной системы  РФ Теку-щая Уст-ный кон-троль 5.05    
  4   Банки Комби-нированный урок   Функции и операции Центрального Банка России. Роль коммерческих банков в развитии рыночных отношений в РФ .Пассивные и активные операции коммерческих банков .Организация системы банковского кредитование Теку-щая Пись-мен-ный  кон-троль 
 
 
 
  
12.04    
  5 Безналичные расчеты Комбинированный урок   Платежная система РФ. Основы организации безналичных  расчетов. Традиционные формы расчетов в хозяйственной сфере. Современные  формы расчетов Теку-щая Ответ у доски 16.05    
  6 Рынок ценных бумаг Комбинированный урок Формирование  рынка ценных бумаг в РФ

Структура рынка ценных бумаг и виды ценных бумаг  Современное состояние рынка ценных бумаг и перспективы его развитии

Теку-щая Уст-ный кон-троль 19.05    
  7   Международные валютно-финансовые и кредитные  отношения Комбинированный урок Мировая и национальные валютные системы. Валютная система РФ. Валютное регулирование и контроль. Платежный баланс, баланс движения капитала и кредита. Теку-щя     23.05    
  8   Международные валютно-финансовые и кредитные  отношения   Комбинированный урок Виды операций. Международные расчеты и кредитование. Внешнеторговый контракт. Проблемы внешней задолженности РФ. Внешний долг РФ. Парижский и Лондонский клубы Теку-щая Письменныый контроль 26.05    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 3. План теоретического занятия

  Предмет: Финансы и кредит

  Тема  занятия: Кредит. Кредитная система

  Цели  занятия:

  1. Обучающие:
  2. Учащийся должен иметь представления об кредите и кредитной системе
  3. Учащийся должен различать виды кредитования
  4. Учащийся должен знать кредитную систему РФ
  5. Воспитательные:
  6. Воспитать в учащемся чувство ответственности за себя и свое поведение
  7. воспитывать в учащихся способности самостоятельно получать знания
  8. Развивающие:
  9. Способствовать развитию памяти учащихся
  10. Способствовать развитию навыков логического и аналитического мышления учащихся
  11. Способствовать развитию навыков применения ранее изученного материала для усвоения нового

  Форма занятия: Комбинированный урок

  Время занятия: 90 минут

  Наглядные пособия и технические  средства обучения: компьютер, проектор, проективная доска , программа PowerPoint, слайды 
 
 
 
 
 
 

  Ход занятия.

  1. Начало занятия.

  Преподаватель заходит в аудиторию, говорит  «Здравствуйте», ждет пока группа успокоится. Учащиеся встают около своих мест. Преподаватель говорит «Садитесь», учащиеся садятся. Затем преподаватель проводит перекличку по журналу, отмечая присутствующих на занятии.

  1. Работа с пройденным ранее учебным материалом.

  Преподаватель: «На прошлом занятии мы закончили тему « Денежная система». Сейчас мы проведем небольшой опрос по изученному материалу и начнем новую тему». (слайд 1) И так, преступим:

  Вопрос 1. Дайте понятие  термину денежная система - это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически, закрепленное национальным законодательством. Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве

  Вопрос 2.  Какие 2 типа денежных систем различают в зависимости от того, в какой форме функционируют деньги ? -1системы металлического обращения, при которых денежный товар (благородные металлы) непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги размены на металл; 2системы обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами.

  Вопрос 3. Что такое биметаллизм  и его разновидности.

  Биметаллизм — это денежная система, при которой государство 
законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за двумя 
благородными металлами (обычно за золотом и серебром), предусматривая свободную чеканку монет из обоих металлов и их неограниченное обращение.

  три разновидности биметаллизма.

  1. Система параллельной валюты, при  которой соотношение между золотыми  и серебряными монетами устанавливалось стихийно.

  2. Система двойной валюты, при которой  государство фиксировало соотношение  между металлами, а чеканка  золотых и серебряных монет  и прием их населением производились  по этому соотношению.

  3. Система «хромающей» валюты, при которой золотые и серебряные монеты являлись законным платежным средством, но не на равных основаниях. Например, если чеканка монет из серебра производилась в закрытом порядке, то они практически выступали знаками золота.

  Вопрос 4. Что такое монометаллизм. Золотой стандарт. Его разновидности ? Монометаллизм — денежная система, при которой один металл (золото или серебро) служит всеобщим эквивалентом и основой 
денежного обращения, а функционирующие монеты и знаки стоимости размены на золото или серебро.
золото различаются три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт и золотодевизный (золотовалютный) стандарт.

  Вопрос 5.  Перечислите  Виды денежных знаков. Основными видами денежных знаков являются: кредитные банковские билеты (банкноты), а также государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета, являющиеся законными платежными средствами в стране.

  Вопрос 6. Что такое безналичное  и наличное обращение  денежной массы? Наличное обращение - движение наличных денег в сфере обращения при выполнении ими двух функций – средства обращения и средства платежа. Объём обращения наличных денег составляет в странах с развитой экономикой менее 10%. Безналичное обращение - движение стоимости без участия наличных денег путем перечисления денежных средств по счетам кредитных организаций.

Информация о работе Преподавание финансов