Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 02:06, реферат
В педагогическом процессе задача является одним из средств овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой задачи, в особенности познавательной, требует от обучающихся не только актуализации, систематизации и воспроизведения ранее усвоенных знаний. В этом процессе обучающийся, опираясь на известное ему, ведет дальнейший поиск и усвоение новых знаний, неизвестных ему ранее способов и средств решения задачи. Задача стимулирует мышление студентов, сближает их учебную деятельность с научным поиском, в определенной степени знакомит с этапами, методам средствами научного познания и, безусловно, готовит обучающихся к их будущей практической деятельности.
Министерство образования и науки Украины
Днепропетровский национальный университет им.О.Гончара
Факультет украинской и иностранной филологии и искусствоведения
Кафедра английской филологии
Приемы активизации познавательной деятельности студента
Выполнила
Ст.гр. УА-12м-1
Стражева Мария
Днепропетровск
2012
Одним из важнейших средств развития познавательной активности и творчества студентов являются задачи и творческие задания.
В педагогическом процессе задача является одним из средств овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой задачи, в особенности познавательной, требует от обучающихся не только актуализации, систематизации и воспроизведения ранее усвоенных знаний. В этом процессе обучающийся, опираясь на известное ему, ведет дальнейший поиск и усвоение новых знаний, неизвестных ему ранее способов и средств решения задачи. Задача стимулирует мышление студентов, сближает их учебную деятельность с научным поиском, в определенной степени знакомит с этапами, методам средствами научного познания и, безусловно, готовит обучающихся к их будущей практической деятельности.
Хорошо известно, что студент
нередко может изложить прочитанный
им материал, но бывает не в состоянии
применить его в своей
Однако роль и значение
задач не следует переоценивать.
Решение задач дает положительные
результаты только тогда, когда оно
применяется в сочетании с
другими способами и средствами
и когда преподаватель
В обучении задачи могут выполнять различную роль. Они применяются с целью: 1) более доказательного разъяснения на занятиях отдельных теоретических положений; 2) эффективной организации применения знаний на практике и показа практического значения теоретических положений; 3) повторения, воспроизведения и закрепления знаний; 4) контроля и самоконтроля знаний, умений; 5) формирования умений творческого использования знаний в новых условиях; 6) организации целенаправленной подготовки студентов к очередной лекции, семинарским, практическим и другим занятиям.
Задачи могут быть использованы на лекциях, семинарских, практических занятиях, консультациях, во время учебной и производственной практик и т. д.
Очередная лекция начинается с обсуждения первой задачи, в процессе которого студентами выдвигаются разные — верные и ошибочные — мнения. Уловив удобный момент в обсуждении, преподаватель начинает изложение основных положений лекции и в нужное время обращает внимание студентов на содержание второй задачи.
Педагогические задачи обсуждаются с большим интересом, оживленно, споры продолжаются и после лекции. Опыт показывает, что применение задач заметно повышает активность, интерес студентов к лекции и изучаемой дисциплине в целом. Готовых решений педагогических задач нет, поэтому студент должен их решить самостоятельно. Для этого он просматривает специальную литературу по педагогике и психологии, обращается к справочникам, словарям, анализирует прошлый опыт (школьные годы) и т. д.
Использование педагогических задач позволяет осуществить связь теории с практикой, развивает у студентов умение самостоятельного решения практических вопросов обучения и воспитания.
Таким образом, педагогические задачи способствуют повышению эффективности занятий только при соблюдении определенных требований: во-первых, они должны быть связаны с обсуждаемой на лекции проблемой; во-вторых, задачу следует подбирать с учетом знаний, прежнего жизненного опыта студентов, иначе она не вызовет интереса; в-третьих, на лекции надо применять не более одной или двух задач; в-четвертых, следует использовать разнообразные виды задач — ситуативные, теоретико-методологические и другие.
На семинарских, практических занятиях возможности решения задач шире. На них сущность отдельных обсуждаемых положений может быть представлена в виде задачи. Целесообразным является включение их в плансеминарских занятий, издаваемых в помощь студенту, или дать текст задачи в конце семинарского занятия тем, чтобы к следующему семинару студенты решили из самостоятельно.
При выборе задач для использования
на различных; занятиях необходимо прежде
всего определить те аспекты, проблемы
изучаемой темы, которые могут
и должны быть доведены до обучающихся
и усвоены ими в процессе решения
познавательных задач. В целях развития
познавательной активности студентов
приемлема не всякая задача, а только
та, которая: во-первых, способствует организации
творческой познавательной деятельности
студентов, более активному овладению
основными, принципиальными проблемами
данной науки и ее методами, средствами;
во-вторых, учитывает педагогические
требования к содержанию, структуре
учебных занятий и включается
в систему средств как
Следует подчеркнуть, что иногда встречается смешение познавательной задачи с заданием, упражнением.
В чем особенность заданий и какую роль они играют в активизации учебной деятельности студентов? Задание в жизненной практике и педагогике понимается как разновидность учебы, работы, которая возложена (задана) на кого-нибудь ограничена в объеме и сроках выполнения. Так, работники выполняют трудовое (плановое) задание, а учащиеся домашние учебные задания, студенты - задания, связанные с их учебой.
По своему характеру учебные
задания бывают различными. Например,
прочитать указанные страницы учебника,
подготовить к семинару доклад, к
следующему занятию решить предложенные
задачи. На практических занятиях дается
задание — выполнить упражнения
и т.д. Задания бывают краткосрочные
(выполнить к с дующему
Особенно ценны задания, способствующие развит познавательной активности, творческих способностей студентов. Например, решение познавательных задач, расстановка экспериментов, подготовка творческих рефератов, докладов, конструирование и др.
Эффективными являются не отдельные, случайные задания, а их система, обеспечивающая постепенное развитие творческой активности каждого студента.
Вопросы и их роль в активизации деятельности студентов
Вопросы педагога являются
одним из самых распространенных
приемов активизация
Преподаватели широко используют вопросы направленные на проверку усвоения материала, выяснение запаса знаний студентов. Такие вопросы требуют воспроизведения усвоенного материала и часто примёняются на семинарских, лабораторных занятиях, зачетах, экзаменах.
Однако роль вопросов в учебном процессе этим не исчерпывается. Путем задавания вопросов можно организовать активную познавательную деятельность студентов на лекциях, семинарских и других занятиях. При помощи вопросов можно направить познавательную деятельность студентов на определение сходства и различия в процессах, на обобщение и доказательство, выявление причин тех или иных явлений. При их помощи можно организовать усиленную интеллектуальную поисковую деятельность студентов.
Общеизвестно, что вопросы, направленные на актуализацию ранее усвоенных знаний и их воспроизведение лишь частично активизируют мыслительную деятельность обучающихся. Утверждение некоторых дидактов что вопросы, заданные с целью получения ответов, содержащих известные обучающимся знания, не возбуждают активную мыслительную деятельность учащихся, требует уточнения. Многие вопросы (если они не требуют лишь воспроизведения заученных цифровых данных,) формул, таблиц, ответ на которые дается почти автоматически, без поисков в памяти нужной информации), активизируют деятельность головного мозга, направляя ee на поиск нужного ответа. Бесспорно, что уровень мыслительной активности личности при этом будет не на таком высоком уровне, который достигается при помощи вопросов, содержащих область неизвестного, требующих поиска новых знаний.
В основном применяются вопросы, требующие: 1) восстановления ранее усвоенных знаний и их воспроизведения; 2) поиска новых знаний, глубокого анализа фактов, их сравнения, сопоставления.
Для ответа на вопросы первой группы обучающиеся вспоминают те факты, сведения о явлениях, процессах и которые были выдвинуты в процессе учебной, трудовой деятельности. Подобные вопросы используются на зачетах, экзаменах, т. е. в процессе контроля знаний и организации их применения на практике. Они способствуют систематизации знаний, обеспечивают прочность запоминания.
Вопросы второй группы содержат
в себе элементы неизвестного, спорного,
неясного. В дидактике их называют
проблемными. Они содержат в себе
область неизвестною. Для ответа
на проблемные вопросы требуются
новые знания, поиск которых максимально
активизирует мыслительную деятельность
студентов. Обычно познавательная проблема
формулируется преподавателем в
виде проблемного вопроса. Характерными
признаками проблемного вопроса
являются: а) наличие неизвестного,
спорного, неясного, которые создают
познавательную трудность; б) опора (связь)
этого неизвестного, спорного на ранее
усвоенные знания. Решение неизвестного
является развитием имеющихся
Однако нельзя противопоставлять
эти группы вопросов. Анализ процесса
обучения показывает, что они применяются
в сочетании, вступая в тесное
взаимодействие, дополняют друг друга.
Даже на занятиях с проблемным обучением
педагог не обходится без вопросов,
требующих воспроизведения
Следует особо отметить,
что в целях активизации
Важно научить студентов
правильно формулировать
Приемы активизации
Как известно, с целью
активизации внимания, мыслительной
деятельности студентов на занятиях
применяются разнообразные
Активная познавательная
деятельность должна быть организована
с самого начала занятия. Активность
студентов на последующих этапах
лекции во многом зависит от того, как
организована его деятельность в
начале занятий, от того, как сумеет
преподаватель с первых же слов овладеть
их вниманием, увлечь темой. Если, входя
в аудиторию, преподаватель «не
видит» студентов, не устанавливает
с ними контакт, не обратит внимание
на то, как они подготовлены к
занятию, не назовет тему и план лекции,
то такое начало занятия не организует
студентов на серьезное отношение
к теме и не вызовет интереса у
многих студентов; «именно на таких
лекциях чаще всего можно наблюдать
чтение романов некоторыми студентами,
переводы с английского, решение
задач, а иногда — полное безделье».
Начало любого занятия требует четкой
организации, требовательности, глубокого
продумывания каждого структурного
элемента. Психологи отмечают, что
перестройка внимания студента в
системе перерыв (перемена) — лекция
сопряжена с включением слушателей
в новую психологическую
Опыт показывает, что целесообразно применять энергичную форму качала занятия и весьма важно разнообразить вводную часть различными приемами. Как известно, начало лекции (и других занятий) может быть организовано по-разному: 1) связь темы данной лекции с содержанием прошлого занятия (преподаватель, напоминая один из основных вопросов прошлой лекции, прокладывает мостик-переход к новой теме); 2) подчеркивание значения темы лекции для будущей деятельности студента, для практики; 3) студенты вводятся в интересный мир поисковых работ преподавателя, где указывается гипотеза, сложность проблемы, какой аспект этой проблемы будет предметом сегодняшнего обсуждения; 4) дается интересная историческая справка, показывающая предысторию данной темы или справка о лицах, работающих над этой темой; 5) ставится интересный, захватывающий вопрос или задача, решению которой посвящается данная лекция.
Информация о работе Приемы активизации познавательной деятельности студента