Приемы активизации познавательной деятельности студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 02:06, реферат

Описание

В педагогическом процессе задача является одним из средств овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой задачи, в особенности познавательной, требует от обучающихся не только актуализации, систематизации и воспроизведения ранее усвоенных знаний. В этом процессе обучающийся, опираясь на известное ему, ведет дальнейший поиск и усвоение новых знаний, неизвестных ему ранее способов и средств решения задачи. Задача стимулирует мышление студентов, сближает их учебную деятельность с научным поиском, в определенной степени знакомит с этапами, методам средствами научного познания и, безусловно, готовит обучающихся к их будущей практической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 138.56 Кб (Скачать документ)

Опыт показывает, что на занятиях могут быть использованы целостные  диафильмы и отдельные кадры.

В первом случае лекция от начала до конца сопровождается кадрами  диафильма т. е. диафильм составлен  таким расчетом, что все основные положения даны в кадpax. Проецируя  эти кадры на экран, преподаватель  в определенной системе ведет  изложение материала. Время от времени  он выключает диапроектор, ведет  изложение материала другими  средствами: словесно, при помощи видео  и т. д.

Использование диафильмов дает возможность студентам подробно фиксировать основные положения  и лучше запоминать содержание материала. При помощи подобных диафильмов организуются обсуждения решение задач и другие способы активизации мысли тельной деятельности студентов.

В другом случае на занятии  используются лишь несколько кадров (в зависимости от содержания материала  и наличия кадров, отвечающих задачам  изложения темы). И здесь целесообразно  сочетание кадров диафильма с  другими средствами.

Педагогическая эффективность  применения диафильмов зависит от умения преподавателя правильно использовать их на занятиях. Не всегда диафильмы  применяются правильно и поэтому  не дают должного эффекта. Назовем лишь некоторые ошибки: а) материал на занятии  объясняется без диафильма, а  в конце отдельно демонстрируется  весь диафильм, что требует дополнительного  времени на объяснение, так как  преподаватель вкратце снова (повторно) объясняет материал; при этом диафильм уже не вызывает особого интереса обучающихся, б) преподаватель ограничивается демонстрацией кадров на экране и  краткими, комментариями к ним, не организуется активная работа студентов  по сравнению, анализу фактов, сведений, приведенных в кадрах.

Для того, чтобы успешно  работать с диафильмом, преподавателю  нужно ознакомиться с его содержанием  заранее. При этом целесообразно  не только просмотреть содержание фильма, а важно продумать основные мысли, вокруг которых следует сосредоточить  внимание студентов: комментарии к  кадрам, вопросы, задаваемые с целью  активизации внимания студентов. Следует  продумать способы связи содержания кадров диафильма с другими средствами (натуральные образцы, видеофрагменты и т. д.).

Диафильмы с успехом могут  быть использованы при проверке знаний, организации самостоятельной работы студентов на аудиторных занятиях. Такие кадры специально готовятся (отбираются) заранее.

4. Диапозитивы представляют  собой фотографическое позитивное  изображение (черно-белое или  цветное) на прозрачном стекле  или пленке. Они удобны тем,  что легко приспосабливаются  к методике преподавания, логике  изложения каждого преподавателя  и структуре любого занятия,  ибо каждый диапозитив составляет  отдельный кадр. В зависимости  от содержания, логики изложения  преподаватель подбирает нужный  кадр и определяет их последовательность. Таким образом, для каждой темы, для каждого занятия можно  укомплектовать набор диапозитивов  в различных вариантах. Отдельные  диапозитивы из одной серии,  посвященной одной теме, можно  применять при изучении и других  тем.

Методика применения диапозитивов во многом сходна с использованием таблиц, плакатов. Однако по сравнению  с ними диапозитив имеет некоторые  преимущества: а) на экране дает крупные  размеры изображения; б) кадры отличаются яркостью, четкостью, что позволяет  всем студентам (сидящим и на последних  рядах) получать правильное представление, точную информацию об изучаемом материале;

Диапозитивы можно без  особого затруднения изготовить своими силами и широко использовать при объяснении материала, с целью  организации самостоятельной работы, контроля знаний. Во многих случаях они применяются в сочетании с другими техническими средствами (натуральными образцами, видеофрагментами, диапозитивами, контролирующими устройствами и т.д.).

Весьма эффективным является замена обычных настенных таблиц, плакатов диапозитивами. Они удобнее  для хранения, переноски и дают больше эффекта при демонстрации.

6. Звукозапись, широко  применяемая в преподавании языков, с успехом может быть использована  в системе других технических  средств. Например, прослушивание  шума работы машин, механизмов  в различных ситуациях и определение  по шуму их дефекта или состояния.  Так, в медицинских техникумах  используются записи шума работы  здорового и больного сердца. Студентам таким образом демонстрируется  явление, которое не может быть  показано обычными средствами.

Кроме вышеназванных, при  первом способе могут быть использованы действующие стенды, модели, натуральные  образцы лабораторного оборудования.

Здесь названы технические  средства, используемые на занятиях. Однако это не значит, что все они применяются  на одном занятии и одновременно; с учетом содержания изучаемого материала  преподаватель в ход занятия  вводит лишь некоторые из них.

Такой способ применения технических  средств успешно осуществляется в аудиториях, оборудованных вышеназванными средствами. Подобные аудитории в  педагогической печати называются автоматизированными, так как многие процессы включения, выключения, подачи материала выполняются  автоматически. Наличие в них  различных технических средств, позволяют преподавателю рационально  использовать разнообразные средства, демонстрировать процессы, явления  в динамике, статике, организовать сопоставление  различных объектов, обсуждение различных  мнений и взглядов, т. е. активизировать мыслительную деятельность студентов. Эти аудитории позволяют качественно  решать многие дидактические, методические вопросы. Опыт показывает, что при  отсутствии хорошо оборудованной аудитории  даже самые качественные технические  средства используются недостаточно эффективно. Так как отрицательно сказываются  организационные, технические и  методические недостатки: слабая приспособленность  аудиторий, отсутствие необходимых  технических средств и TV. Поэтому  наиболее целесообразным является оборудование всех основных аудиторий, кабинетов, лабораторий  необходимыми техническими средствами.

Второй способ. Изучаемый  материал на лекции усваивается, в основном, при помощи технических средств. На этих занятиях преподаватель сам  не ведет систематического изложения  знаний, а организует, направленнуюдеятельность студентов на восприятие материала, изложенного при помощи технических  средств.

При этом способе основное время на занятии посвящается  просмотру видеофильма, телевизионной  передачи. Следует отметить, что  данный способ является менее распространенным, так как он сложен в организационном  отношении и, кроме того, почти  нет учебных видеофильмов, видеозаписей, посвященных систематическому изложению  учебных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Бабанский Ю. К. Интенсификация  процесса обучения. М., 1989.

2. Виноградова М. Д.  Коллективная познавательная деятельность. М., 1987.

3. Гоноблин Ф. Н. Внимание  и его воспитание. М., 1982.

4. Ермолаев Б. А. Учить  учиться. М., 1988.

5. Ерецкий М. Н. Совершенствование  обучения в техникуме. М., 1987

6. Поля М. Н. Как побуждать  учащихся к учению и труду.  Кишинев 1989.

7. Сенько Ю. В. Меллер  Е. Н. Обучение и познавательная  активность учащихся. М., 1989

8. Скаткин М.Н. Совершенствование  процессов обучения. М., 1981.

9. Страхов И. В. Воспитание  внимания у учащихся. М., 1988.

10. Шамова Т. И. Активизация  обучения студентов. М., 1982


Информация о работе Приемы активизации познавательной деятельности студента