Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 02:06, реферат
В педагогическом процессе задача является одним из средств овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой задачи, в особенности познавательной, требует от обучающихся не только актуализации, систематизации и воспроизведения ранее усвоенных знаний. В этом процессе обучающийся, опираясь на известное ему, ведет дальнейший поиск и усвоение новых знаний, неизвестных ему ранее способов и средств решения задачи. Задача стимулирует мышление студентов, сближает их учебную деятельность с научным поиском, в определенной степени знакомит с этапами, методам средствами научного познания и, безусловно, готовит обучающихся к их будущей практической деятельности.
Опыт показывает, что на занятиях могут быть использованы целостные диафильмы и отдельные кадры.
В первом случае лекция от начала до конца сопровождается кадрами диафильма т. е. диафильм составлен таким расчетом, что все основные положения даны в кадpax. Проецируя эти кадры на экран, преподаватель в определенной системе ведет изложение материала. Время от времени он выключает диапроектор, ведет изложение материала другими средствами: словесно, при помощи видео и т. д.
Использование диафильмов дает возможность студентам подробно фиксировать основные положения и лучше запоминать содержание материала. При помощи подобных диафильмов организуются обсуждения решение задач и другие способы активизации мысли тельной деятельности студентов.
В другом случае на занятии используются лишь несколько кадров (в зависимости от содержания материала и наличия кадров, отвечающих задачам изложения темы). И здесь целесообразно сочетание кадров диафильма с другими средствами.
Педагогическая эффективность
применения диафильмов зависит от умения
преподавателя правильно
Для того, чтобы успешно
работать с диафильмом, преподавателю
нужно ознакомиться с его содержанием
заранее. При этом целесообразно
не только просмотреть содержание фильма,
а важно продумать основные мысли,
вокруг которых следует сосредоточить
внимание студентов: комментарии к
кадрам, вопросы, задаваемые с целью
активизации внимания студентов. Следует
продумать способы связи
Диафильмы с успехом могут
быть использованы при проверке знаний,
организации самостоятельной
4. Диапозитивы представляют
собой фотографическое
Методика применения диапозитивов во многом сходна с использованием таблиц, плакатов. Однако по сравнению с ними диапозитив имеет некоторые преимущества: а) на экране дает крупные размеры изображения; б) кадры отличаются яркостью, четкостью, что позволяет всем студентам (сидящим и на последних рядах) получать правильное представление, точную информацию об изучаемом материале;
Диапозитивы можно без особого затруднения изготовить своими силами и широко использовать при объяснении материала, с целью организации самостоятельной работы, контроля знаний. Во многих случаях они применяются в сочетании с другими техническими средствами (натуральными образцами, видеофрагментами, диапозитивами, контролирующими устройствами и т.д.).
Весьма эффективным является замена обычных настенных таблиц, плакатов диапозитивами. Они удобнее для хранения, переноски и дают больше эффекта при демонстрации.
6. Звукозапись, широко
применяемая в преподавании
Кроме вышеназванных, при
первом способе могут быть использованы
действующие стенды, модели, натуральные
образцы лабораторного
Здесь названы технические средства, используемые на занятиях. Однако это не значит, что все они применяются на одном занятии и одновременно; с учетом содержания изучаемого материала преподаватель в ход занятия вводит лишь некоторые из них.
Такой способ применения технических
средств успешно осуществляется
в аудиториях, оборудованных вышеназванными
средствами. Подобные аудитории в
педагогической печати называются автоматизированными,
так как многие процессы включения,
выключения, подачи материала выполняются
автоматически. Наличие в них
различных технических средств,
позволяют преподавателю
Второй способ. Изучаемый материал на лекции усваивается, в основном, при помощи технических средств. На этих занятиях преподаватель сам не ведет систематического изложения знаний, а организует, направленнуюдеятельность студентов на восприятие материала, изложенного при помощи технических средств.
При этом способе основное время на занятии посвящается просмотру видеофильма, телевизионной передачи. Следует отметить, что данный способ является менее распространенным, так как он сложен в организационном отношении и, кроме того, почти нет учебных видеофильмов, видеозаписей, посвященных систематическому изложению учебных программ.
Список использованной литературы
1. Бабанский Ю. К.
2. Виноградова М. Д.
Коллективная познавательная
3. Гоноблин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М., 1982.
4. Ермолаев Б. А. Учить учиться. М., 1988.
5. Ерецкий М. Н.
6. Поля М. Н. Как побуждать учащихся к учению и труду. Кишинев 1989.
7. Сенько Ю. В. Меллер
Е. Н. Обучение и
8. Скаткин М.Н.
9. Страхов И. В. Воспитание внимания у учащихся. М., 1988.
10. Шамова Т. И. Активизация обучения студентов. М., 1982
Информация о работе Приемы активизации познавательной деятельности студента