Приемы активизации познавательной деятельности студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 02:06, реферат

Описание

В педагогическом процессе задача является одним из средств овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой задачи, в особенности познавательной, требует от обучающихся не только актуализации, систематизации и воспроизведения ранее усвоенных знаний. В этом процессе обучающийся, опираясь на известное ему, ведет дальнейший поиск и усвоение новых знаний, неизвестных ему ранее способов и средств решения задачи. Задача стимулирует мышление студентов, сближает их учебную деятельность с научным поиском, в определенной степени знакомит с этапами, методам средствами научного познания и, безусловно, готовит обучающихся к их будущей практической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 138.56 Кб (Скачать документ)

Чтение лекции, рассказ  на семинарском занятии целесообразно  начинать с привлекательного факта, примера, постановки жизненной задачи, познавательного вопроса.

Опыт показал, что постановка вопросов, задач в начале занятия  может применяться в разных вариантах  план лекций может быть представлен  в виде вопросов возбуждающих интерес  студентов, поставлен проблемный вопрос по основному содержанию темы или  названы вопросы, представляющие затруднение  для студентов. Подобные вопросы  определяются на основе анализа опыта  учебной работы студентов прошлых  лет. Проблемы, задачи, вопросы в  начале лекции могут быть поставлены при помощи видиофрагментов, диафильмов, телевизионной вставки. Например, на экране показывается применение какого-то теоретического положения на практике и ставятся вопросы: «В чем сущность этой теории? Каковы ее особенности?»  Такое начало также будет способствовать мобилизации внимания студентов.

Таким образом, с учетом особенностей содержания изучаемого материала, особенностей состава слушателей, условий проведения занятий и других факторов, преподаватель  может разнообразить начало лекций, активизировать внимание студентов  с первых же минут занятия. Следует  отметить, что когда преподаватель  применяет, например, подробное повторение материала прошлой лекции или  сразу же приступает к обсуждению материала чрезмерной сложности, наблюдается  спад внимания и активности студентов. Поэтому целесообразны лишь те приемы, которые постепенно мобилизуют внимание слушателей и способствуют дальнейшему  развитию и поддержанию активности.

Активность студентов, их интерес к изучаемому материалу, развитый в начале лекции, должны быть поддержаны до конца занятия. В основной части лекции оправдывают себя следующие  приемы активизации:

1) сталкивание мнений  различных авторов, исследователей  данной проблемы. В процессе изложения  отдельных теоретических положений  преподаватель приводит мнения  различных ученых, показывая на  разногласие в их подходах  к решению данного вопроса.  В одном случае педагог на этом же занятии высказывает свое мнение по этому вопросу, обосновывает правильность ил наоборот, неточность того или иного подхода, а в другом — оставляет этот вопрос для самостоятельного об суждения самими студентами, а на одном из очередных занятий вновь возвращается к этому вопросу, проверяет правильность его решения студентами. Материал лекции будет принят с интересом в том случае, если лектор расскажет и о достижениях, и о трудности; изложит надежды и сомнения;

2) преподаватель по тому или иному вопросу делает вывод не до конца, т. е. рассмотрев основные сведения показав направление решения вопроса, задачи дает возможность самим студентам сделать выводы обобщения. Иногда лекция специально строится таким образом, что она прерывается на самом интересном месте, при разборе самого увлекательного положения, а обсуждение материала продолжается на следующей лекции.

3) установление контакта с аудиторией: использование элементов беседы, постановка вопросов. В особо сложных местах лекции могут быть поставлены вопросы: «Вам понятно, откуда получилось...?», «Вам ясно почему...?», «Вы поняли, каким именно образом...» и т. д. Такие вопросы особенно целесообразны на лекциях» семинарах, практических занятиях, консультациях.

4) использование эпизодов из жизни корифеев науки, фрагментов, образов из художественных произведений всегда оживляет лекцию, повышает эмоциональность и способствует лучшему запоминанию. Однако следует учесть, что лекция не эстрадное представление. Она ценна не шутками, развлекательными историями.

Иногда лекторы щедро  разбавляют свои лекции подобными отклонениями и лирическими отступлениями. В  лекции должен привлекать не внешний  «блеск», а глубина содержания материала, оригинальность постановки вопроса, своеобразие  подхода к решению научной  проблемы. Интересные исторические события, образы из художественных произведений применяются лишь как вспомогательный  материал, обеспечивающий доступность  темы, способствующий привлечению внимания студентов к данному вопросу;

5) связь содержания лекции с работами крупных конгрессов, конференций, участником которых был сам преподаватель;

6) лженеумение, лжезатруднение. При решении той или иной проблемы, задачи преподаватель создает такую обстановку, сам как бы оказывается в затруднительном положении, «не знает», как дальше действовать, и приглашает студентов вместе подумать, искать выход из положения;

7) педагогически целесообразная перемена интонации, темпа, громкости речи. Важно устанавливать правильный темп чтения лекции с учетом особенностей содержания темы, подготовленности студентов к слушанию лекций, т. е. опыта их учебной работы в вузе. Безусловно, не может быть постоянного темпа изложения материала. Он динамичен, меняется: в зависимости от содержания материала ускоряется или замедляется.

Так, основные положения, которые  должны быть усвоены и записаны студентами, излагаются в замедленном темпе, а интересные факты, вспомогательный  материал сообщаются в более быстром  темпе.

Важную роль играет умение преподавателя регулировать громкость  речи. Педагогически необоснованным является чрезмерное усиление громкости  речи в начале лекции: якобы излишняя громкость звучания голоса способствует быстрой мобилизации внимания студентов, что это помогает устранению непрекратившегося  разговора в аудитории. Педагогически  оправданным является некоторое  ослабление громкости и темпа  речи в начале с тем, чтобы постепенно его усиливать. Ослабление громкости  речи в начале занятия способствует активному сосредоточению внимания студентов, которые по собственной  инициативе просят своих соседей  быстрее включиться в работу. Громкость  речи меняется и на следующих этапах лекции. Преподаватель должен соразмерить  громкость речи с размерами аудитории  и акустическими особенностями  помещения.

Определенное значение имеет  умелое использование пауз, которые  нужны и для студентов, и для  самого преподавателя. Во время паузы  студенты анализируют сведения, полученные в процессе слушания, фиксируют отдельные  положения в тетради, а преподаватель  мысленно готовит очередной тезис. Паузы обычно делаются после изложения  целого тезиса, законченного положения. Длительность паузы не должна превышать 7—10 секунд.

8) приведение по ходу изложения материала убедительных примеров, фактов из жизни, практики, которые интересны для данной аудитории, анализ которых активизирует мыслительную деятельность студентов, одновременно обучает их методике анализа жизненных фактов и примеров. Факты и примеры должны быть использованы во взаимосвязи с обсуждаемыми положениями.

9) акцент на те или иные вопросы. Переходя к изложению нового положения, преподаватель обращает внимание студентов на важность, сложность того или иного вопроса: «Прошу обратить внимание на следующий вопрос...», «А теперь рассмотрим вопрос более сложный...» и тому подобными фразами педагог подчеркивает особенности отдельных вопросов.

В данной работе названы  лишь некоторые способы и приемы активизации познавательной деятельности на занятиях (в основном на лекциях). В богатом опыте передовых, творчески  работающих преподавателей можно обнаружить множество других приемов, что требует  их внимательного изучения и обобщения.

Безусловно, важную роль в  решении проблемы активизации деятельности студентов на занятиях играют внутренняя теплота, наличие у преподавателей глубокой убежденности в достоверности, точности тех положений, фактов, которые  он излагает на лекции, наличие у  преподавателя умений, связанных с техникой педагогического дела, которые играют немаловажную роль в повышении интереса студентов, привлечении их внимания к изучаемой теме: умение правильно определять местонахождение в аудитории, «точно рассчитывать свои движения» (А. С. Макаренко), жесты, мимику и умение «немного играть». Важно соблюдать правила поведения преподавателя перед студенческой аудиторией, которые сформулировал А. А. Космодемьянский: а) педантичная дисциплина лектора. Нужно полностью исключить всякого рода объективные причины («особые» случаи), срывающие точное начало лекции или ее окончание;

б) величайшая требовательность к самому себе.

Всегда преподаватель  обязан иметь в виду: технику записей  на доске; правильность и строгость  языка лекции; необходимость постоянного  наблюдения за аудиторией и необходимость  чувствовать аудиторию; не следует  рассуждать перед студенческой аудиторией о предметах, которые вы плохо  знаете; не нужно украшать лекцию лозунгами  и поучениями, в которые вы сами не верите и в жизни не исполняете; не следует рассказывать анекдотов. Необходимо помнить, что можно «освежить» («дать передохнуть») аудиторию мудро, обогащая внутренний мир студентов». Как показало специальное изучение, студенты не остаются безразличными  к личности преподавателя: манера обращения  педагога, его понимание студентов, уважение к ним, справедливая требовательность оказывают влияние на активность их учебной работы.

Процесс активизации будет  тем продуктивнее, я выше мастерство преподавателя, ибо педагогическое мастерство состоит из множества  элементов, среди которых важное место занимает умение активизировать познавательную деятельность студентов, организовать их творческие способности.

 

Технические средства обучения

 

Современные технические  средства позволяют убедительно  и доходчиво в короткий отрезок  времени раскрыть содержание сложных  явлений, способствуют активизации  познавательной деятельности студентов.

Эксперимент, анализ опыта  работы преподавателей показали, что  систематическое использование  современных технических средств  позволяет:

1) повысить эффективность процесса обучения; при помощи их создается возможность познакомить студентов с широким кругом вопросов, недоступных при обучении без применения технических средств; сообщит более полные сведения об изучаемых явлениях, процессах, предметах;

2) развивать познавательную активность, самостоятельность, повышать интерес к изучаемой дисциплине;

3) систематически контролировать знания и умения, и повышать качество проверки знаний;

4) совершенствовать формы и методы обучения, уделить больше времени самостоятельной работе студентов;

5) учитывать индивидуальные  особенности студентов, развивать  их способности.

Цели и задачи применения технических средств, их виды педагогикой  определены довольно четко. Однако способы  их применения остаются нерешенными. Накоплен полезный опыт применения современных  различных средств, проведены эксперименты по выявлению их эффективности в  учебном процессе. Анализ этого материала  позволяет выделить три способа  применения их в обучении.

Первый способ. Органическое соединение материалов технических  средств (видеофильмов, диапозитивов, звукозаписи, диафильмов и других) с  систематическим изложением знаний преподавателем на занятиях. Преподаватель, читая лекцию, проводя семинарские, практические занятия, консультации и  другие формы, учебной работы, в нужный момент использует те или иные средства. В данном случае технические средства используются как вспомогательный  материал, усиливающий наглядность, доходчивость, доказательность изложения  знаний. Они как будто вписываются  в логику изложения как органически  необходимое средство, без которого эффективное объяснение и усвоение материала невозможны. Применение их как бы вызывается самим ходом  изложения материала. Преподаватель  применяет фрагменты видеофильмов, кадры диафильмов, отдельные диапозитивы, машины-тренажеры, контролеры и другие средства по ходу изложения. При этом студенты не готовятся специально для  просмотра, например, видеофильма, так  как он включается только на несколько  минут, дополняя занятие иллюстративным материалом, сообщая новые сведения. После демонстрации фильма педагог  продолжает изложение при помощи других средств. Высокая эффективность  такого использования технических  средств обеспечивается органическим слиянием материала технических  средств с традиционными способами  и средствами обучения. В процессе подготовки к занятию преподаватель  определяет последовательность применения различных видов технических  средств, определяет, какие положения, факты будут изложены при помощи тех или иных средств.

При этом способе преподаватель  может применять один-два вида средств или их комплекс. С точки  зрения дидактической, более эффективным  является применение комплекса средств: видеофильмов, диапозитивов, диафильмов и так далее, что способствует организации восприятия материала  различными органами чувств и обеспечивает разнообразие деятельности студентов. Известно, что поддержание высокой  продуктивности умственной деятельности невозможно без смены одних форм, способов, средств учебного труда  другими.

Таким образом, основной материал дается преподавателем, а технические  средства являются лишь вспомогательными средствами, облегчающими труд преподавателя  и студентов.

Такой способ применения технических  средств в настоящее время  является наиболее распространенным и  в будущем найдет еще более  широкое применение.

В этом случае применяются  следующие виды технических средств.

1. Видеофильмы — фильмы, посвященные одному из наиболее сложных вопросов темы. Обычно они очень короткие, рассчитаны на 5—10 минут демонстрации и легко приспосабливаются к структуре занятия. Применяются на всех видах лекций, семинарских, практических, лабораторных занятий, во время консультаций, т. е. на всех занятиях, проводимых под руководством преподавателя.

Видеофрагменты удобны еще  в том отношении, что они демонстрируются  в нужный момент, не нарушая последовательности изложения материала. Выбор их для  того или иного занятия не составляет особого труда. Как правило, по названию видеофрагмента легко определяется его содержание, т. е. в его названии указывается, обсуждению какого вопроса  посвящен данный фрагмент. Например: «Диффузия  в металлах», «Параметрические колебания», «Сила и деформация» и т. д.

3. Диафильмы — серия  фотографических позитивных (цветных  или черно-белых) изображений.  Кадры в них объединяются общей  темой в определенной системе.  Как правило, каждый последующий  кадр развивает содержание предыдущего.  В нем одни кадры раскрывают  основные мысли, а другие —  развивают их, помогают глубже  раскрыть содержание основных  кадров.

Диафильмы создают у студентов  конкретные представления об изучаемом  предмете, явлении, процессе. Проецируемые на экран изображения видны всем, отличаются от обычных таблиц, плакатов четкостью и размерами изображения. Они могут быть применены во всех формах учебных занятий. Методика их применения в основном мало отличается от методики использования обычных  таблиц, плакатов. На занятии диапроектор  включается в тот момент, когда  требуется наглядная демонстрация изучаемых процессов, явлений. Таким  образом, с помощью диафильма  преподаватель излагает только ту часть  материала, которую без диафильма  объяснить весьма трудно.

Информация о работе Приемы активизации познавательной деятельности студента