Проблема формирования взгляда на язык как национально-культурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:44, лекция

Описание

Язык народа есть произведение творческой способности дара слова не одного человека и не одной человеческой жизни, а бесчисленных жизней, бесчисленных поколений. В языке своем народ в продолжении многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка, каждая его форма, каждое выражение есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа.

Работа состоит из  1 файл

КУРС ЛЕКЦИЙ.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

КУРС ЛЕКЦИЙ

  1. Проблема формирования взгляда на язык как национально-культурный феномен

 Язык  народа есть произведение творческой способности  дара слова не одного человека и не одной  человеческой жизни, а бесчисленных жизней, бесчисленных поколений. В языке своем народ в продолжении многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка, каждая его форма, каждое выражение есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа. Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства. От всей жизни народа это единственный живой остаток на земле, и мы – наследники этих живых богатств, в которых сложились все результаты духовной жизни народа.  К.Д.Ушинский

 ЦЕЛЬ  курса ТЕОРИЯ и МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЯ: Формирование профессионального мышления конкурентоспособного учителя русского языка.

 Актуальность  проблемы возрождения «русской школы» в условиях развития национальной модели образования приобретает особую остроту и значимость. «Национальная  школа рассматривается сегодня  как социальный институт нации, фактор сбережения ее культуры, духовности, интеллекта, физического здоровья» (Загрекова Л.В. Идеалы православного христианства и практика воспитания русского народа // Русское православие: Вехи истории. Н. Новгород, 1998).

 Раскрывая механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности, важно (Г.М.Андреева. Социальная психология. 1980) с самого начала рассматривать личность в общей системе реальных отношений с внешним миром.

 В соответствии с деятельностным подходом (Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) усвоение содержания исторического опыта людей (в контексте освоения лингвистических и речеведческих знаний) «осуществляется не путем передачи информации о нем человеку, а в процессе его собственной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира». Культурологический аспект изучения языка связан с изучением языка как феномена культуры и как средства приобщения к национальной культуре. «Личностно-ориентированное образование не занимается формированием человека с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления» и, соответственно, развития психических процессов и качеств личности. В результате этого характеристиками саморазвивающейся личности становятся усиление познавательной мотивации, саморефлексия (осознание, программирование и конструирование определенного образа «Я»), развитие индивидуального мировозрения (мироощущения, миропонимания, мировосприятия, мирооценки), интеллектуальных (как логико-понятийного, так и образного мышления), эмоционально-волевой сферы, духовности.

 При отборе содержательно-дидактической  основы курса необходимо учитывать  факторы, положительно влияющие на процесс  освоения знаний. Значимыми будут:

  1. Совершенствование рефлексии как важного личностного образования, как способа самопознания и познания мира.

Современная концепция  культуры речи отражает развитие диалогичности  общения (А.К.Михальская), уход от стандартности, скованности речевого поведения (Ю.Н. Караулов).

Диалогическая концепция культуры речи предполагает развитие взаимопонимания, взаимодействия участников коммуникации: «монологический взгляд на мир и общение», стандартность речевых проявлений сменяется  многоаспектным, многоголосым отражением мира, «равноправной ответной речью о мире». Задача преподавателя – подвести к самостоятельным выводам, сделать слушателей соучастниками решения проблемы.

  1. Опора на ментальный опыт и его обогащение. Лингвокультурологическое развитие, выявление специфики национального мировосприятия.

Теория и практика культуры речи: вопросы коммуникативных качеств речи, речевых стратегий и тактик, терминологической культуры речи. Нормативный аспект. Любая единица языка изучается на текстовой, синтаксической основе. Перевод с репродуктивно-аналитического (с разной степенью интерпретации и компрессии чужие тексты) контекстного освоения изучаемых лингв. явлений на все более подуктивно-творческий происходит на образцах, клишированных формулах, которые требуется заполнить собственным содержанием

  1. Усиление мотивационных составляющих обучения.. Осознание жизненной важности (не только для аттестации по предмету) приобретаемых знаний и умений. Приемы проблемных вопросов: формулировка проблемы должна входить в круг личных интересов и потребностей субъектов учебно-воспитательного процесса, с одной стороны, и предполагает работу с рече-языковыми реалиями, текстоконструированием. Эффективность любого коммуникативного действия возрастает, если оно не только подготовлено обдумыванием, прогнозированием результатов, планированием (зачем, что, где, как, когда сказать), но и соотнесено с собственным эмоционально-ценностным опытом, подкреплено образно-эстетическим переживанием. (Где только можно, обучение должно стать переживанием – Эйнштейн. ЛОПС личностно ориентир. Пробл. Сит. –Николина).
  2. Социально-личностная ориентированность дидактического материала.

Учитывается многовариантность  существующих учебных заведений: а) с позиции принадлежности муниципалитету, региону, корпоративные, частные, смешанного типа, б) избирательная предметная направленность разновидностей школ-лицеев, гимназий и пр., отдельных их параллелей, конкретных классов, экспериментальных площадок, базовых школ, авторских программ и т.д.

Во-вторых, индивидуализация обучения выражается в дифференцированном подходе к составу коллектива участников уч-восп процесса с точки зрения психолого-педагогической параметризации (социограмма, доминирующие типы восприятия, например, эстеты, логики, прагматики, публицисты и т.п., специфика микрорайона, родительского контингента и пр.)

Эвристическая поисковая направленность учебной деятельности, отбор и  построение содержания на установлении связей энциклопедического, гуманистического, эстетического, экологического значения способствует реализации принципов личностно ориентированного образования и воспитания, формирующего менталитет и ценностноориентационную систему.   

 «Контекст как психологическая  категория прямо  выводит на механизмы  порождения продуктов  психического…Контекст  и ситуация связаны  таким образом, что  в ситуацию включаются не только внешние  условия, но и сам действующий субъект и другие люди, с которыми он находится в отношениях общения и личностного взаимодействия. (А.А.Вербицкий. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пос. 1991). Контекст дает правила, по которым строится перцептивный мир; благодаря контексту человек знает, чего ему следует ожидать, может осмысленно интерпретировать продукты восприятия (Линдсей П, Норман Д. Переработка информации у человека)

 Решение задачи формирования целостной личности профессионала-педагога концептуально связывают с реализацией в процессе образования национально-культурного компонента и личностно-ориентированного подхода

  

 ОСНОВЫ  МОДЕЛИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Одной из ведущих тенденций  развития образовательной  ситуации сегодня становится переход к ценностной парадигме. Этот переход подготовлен восхождением педагогической мысли от односторонне-функционального к целостному представлению об образовании как универсальной ценности. Ориентация на данную тенденцию объективно требует развития концептуальной системы взглядов, интегрирующих ценностные основания традиционных и инновационных процессов (В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова. Введение в педагогическую аксиологию)

 Осознание мира как глобальной ценности – новая  ментальная парадигма, определяющая миропонимание, ценностные ориентации и мышление. Биосферное, экоцентрическое мировоззрение, при котором приоритетным становится понимание связей живой и неживой природы, природы и общества, а условия их устойчивости имеют важнейшее значение для поиска разрешения извечного противоречия образования, заключающегося в необходимости формирования научного мировоззрения на основе целостной научной картины мира и необходимости профессиональной специализации образования. Вся система образования, как и сама наука приобретает 2 новые глобальные функции:

  1. Неогуманистическую: ориентация образовательного процесса на выживание и продолжение развития человечества, заботе о будущих поколениях;
  2. Экологическую, тесно связанную с 1. и направленную на сохранение биосферы и природы в целом (Земли и Космоса), обеспечение благоприятных условий для устойчивого развития личности и общества.

Экологическая культура ( в широком смысле включающая в себя и социально- и личностно-психологическую, а значит и коммуникативную компетенцию) становится мерой цивилизованности общества. Акцентирование внимания на экологических ценностях – гармонизация в отношениях с окружающим миром, природой, другими людьми, а также с самим собой – усиление природоцентрического характера сознания: «Природа (вокруг человека, в других людях и в самом человеке выступает в таком случае в роли личностно значимого Другого для данного индивида) (В.И.Панов. Введение в экологическую психологию, М., 2001)

Переориентация (смещение акцентов) в преподавании словесности связана с необходимости удовлетворения нового социального заказа.

Эволюция  образовательного идеала:

После 1917 года – ликбез.

30-е годы  – развитие риторических умений, воспитать ораторствующую личность, агитатора, акцент на выразительность  речи.

60-70 – образованность, накопление знаний о языковых единицах. Критерий образованности – умение производить различные разборы (фонет, морфол., словобраз., синтакс.). Цель: опознавать, охарактеризовать языковую единицу по плану.

94г. РЯШ.  Проект нового ГОСТ образования. Цель: формирование культурно-языковой личности.

ФУНКЦИЯ ЯЕ – главный мотивационный компонент обучения, поскольку ведущей функцией языка является коммуникативная.

Сопряженность эволюционного взаимодействия неживого, живого и  мыслящего вещества в единой и целостной природно-социальной (природно-культурной) суперсистеме, где локальные процессы могут иметь региональные и глобальные последствия, отражены в бытийном и рефлексивном слоях сознания. Трансформация значений и смыслов – процессов означивания смыслов и осмысления значений – установление связей общественного и индивидуального мировоззрений, способствующих становлению целостного мировоззрения.

Например, в качестве иллюстративной дидактической группировки  может быть рассмотрен подбор рече-языкового материала из упр. УМК Баранова для 7 кл..

КС возможных учебно-воспитательных понятий-характеристик: мировоззренческая позиция: потребитель (упр. 89, 175, 302, 306 и др.); наблюдатель (67, 78, 128, 93, 91, 157, 305, 313 и др.); сопереживатель (79, 81, 94, 131, 141, 139, 301 и пр.); созидатель (68, 160, 373, 394, 396, 404 и пр.); типические свойства; личностно-смысловые, деятельностные установки личности, коэволюционные идеи, эмоционально-ценностное отношение, оценка и др.

 Субъект языковой политики ориентируется в вопросах языковой политики.

  Современная  языковая ситуация может быть сравнима с таковой в Петровскую эпоху и послереволюционным периодом: характерно переименование социально значимых объектов, преобразование нормативно-стилистического уклада, возрастание роли нелитературной сферы (просторечия, жаргонов, диалектов… См. Валгина «Активные процессы в современном русском языке» 2003, диплом Фетисовой: «Вариантность нормы – не признак ее расшатывания и потери стабильности, а показатель гибкости и целесообразной приспособляемости нормы к жизненной ситуации общения»; «Взаимодействие внутренних и внешних факторов – главный закон в развитии языка»; « Языку свойственны процессы саморазвития, т.к. знаки языка системно связаны и реагируют на изменения в себе…Жизнь языка осуществляется в обществе, которое создает условия для тех или иных изменений и стимулирует процессы, приводящие к удовлетворению актуальных потребностей общества…»), непомерное внедрение иноязычной лексики. В целом для языковой ситуации нашего времени – расшатывание, ослабление норм на всех языковых уровнях. «Праздник вербальной свободы», умноженный на высокий уровень агрессивности в поведении людей ( и речевом в том числе) приводит к тому, что непечатное слово становится печатным, разгерметизируется лексика ограниченных сфер употребления. Безусловно недопустимое, с общественной точки зрения, сегодня не имеет однозначно оценочного отношения «плохо» или «хорошо». Общество в целом потеряло ориентиры в этой важнейшей области социального бытия. Возрастает роль сознательного воздействия общества на язык, необходима разноаспектная языковая политика. На гос. уровне необходимость принятия мер по воздействию на языковую ситуацию осознана : факт создания при Президенте РФ Совета по русскому языку и разработки Федеральной целевой программы «Русский язык». Такой субъект языковой политики, как государство, в лице его специальных органов (комитеты, комиссии по вопросам языка), может влиять на язык лишь опосредованно, путем выпуска словарей, справочников  и т.п. В соответствии с установками модернизации образования необходимо не просто «дать образование», а развить, обогатить личность, в Программе: «Развить коммуникативную и общекультурную компетенцию»; толерантность, ориентировочно-диагностические навыки, уверенное поведение и пр. Способность к оцениванию языковой ситуации, формирование культурно-языковой личности как субъекта языковой политики предполагает готовность к идентификации языковой ситуации (определяемой как совокупность форм существования языка, обслуживающих общение в определенной этнической общности или административно-территориальном объединении) и самоидентификации по отношению к параметрам языковой ситуации.

Информация о работе Проблема формирования взгляда на язык как национально-культурный феномен