Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:44, лекция
Язык народа есть произведение творческой способности дара слова не одного человека и не одной человеческой жизни, а бесчисленных жизней, бесчисленных поколений. В языке своем народ в продолжении многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка, каждая его форма, каждое выражение есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа.
КУРС ЛЕКЦИЙ
Язык народа есть произведение творческой способности дара слова не одного человека и не одной человеческой жизни, а бесчисленных жизней, бесчисленных поколений. В языке своем народ в продолжении многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка, каждая его форма, каждое выражение есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа. Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства. От всей жизни народа это единственный живой остаток на земле, и мы – наследники этих живых богатств, в которых сложились все результаты духовной жизни народа. К.Д.Ушинский
ЦЕЛЬ курса ТЕОРИЯ и МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЯ: Формирование профессионального мышления конкурентоспособного учителя русского языка.
Актуальность проблемы возрождения «русской школы» в условиях развития национальной модели образования приобретает особую остроту и значимость. «Национальная школа рассматривается сегодня как социальный институт нации, фактор сбережения ее культуры, духовности, интеллекта, физического здоровья» (Загрекова Л.В. Идеалы православного христианства и практика воспитания русского народа // Русское православие: Вехи истории. Н. Новгород, 1998).
Раскрывая механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности, важно (Г.М.Андреева. Социальная психология. 1980) с самого начала рассматривать личность в общей системе реальных отношений с внешним миром.
В соответствии с деятельностным подходом (Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) усвоение содержания исторического опыта людей (в контексте освоения лингвистических и речеведческих знаний) «осуществляется не путем передачи информации о нем человеку, а в процессе его собственной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира». Культурологический аспект изучения языка связан с изучением языка как феномена культуры и как средства приобщения к национальной культуре. «Личностно-ориентированное образование не занимается формированием человека с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления» и, соответственно, развития психических процессов и качеств личности. В результате этого характеристиками саморазвивающейся личности становятся усиление познавательной мотивации, саморефлексия (осознание, программирование и конструирование определенного образа «Я»), развитие индивидуального мировозрения (мироощущения, миропонимания, мировосприятия, мирооценки), интеллектуальных (как логико-понятийного, так и образного мышления), эмоционально-волевой сферы, духовности.
При отборе содержательно-дидактической основы курса необходимо учитывать факторы, положительно влияющие на процесс освоения знаний. Значимыми будут:
Современная концепция культуры речи отражает развитие диалогичности общения (А.К.Михальская), уход от стандартности, скованности речевого поведения (Ю.Н. Караулов).
Диалогическая концепция культуры речи предполагает развитие взаимопонимания, взаимодействия участников коммуникации: «монологический взгляд на мир и общение», стандартность речевых проявлений сменяется многоаспектным, многоголосым отражением мира, «равноправной ответной речью о мире». Задача преподавателя – подвести к самостоятельным выводам, сделать слушателей соучастниками решения проблемы.
Теория и практика культуры речи: вопросы коммуникативных качеств речи, речевых стратегий и тактик, терминологической культуры речи. Нормативный аспект. Любая единица языка изучается на текстовой, синтаксической основе. Перевод с репродуктивно-аналитического (с разной степенью интерпретации и компрессии чужие тексты) контекстного освоения изучаемых лингв. явлений на все более подуктивно-творческий происходит на образцах, клишированных формулах, которые требуется заполнить собственным содержанием
Учитывается многовариантность существующих учебных заведений: а) с позиции принадлежности муниципалитету, региону, корпоративные, частные, смешанного типа, б) избирательная предметная направленность разновидностей школ-лицеев, гимназий и пр., отдельных их параллелей, конкретных классов, экспериментальных площадок, базовых школ, авторских программ и т.д.
Во-вторых, индивидуализация обучения выражается в дифференцированном подходе к составу коллектива участников уч-восп процесса с точки зрения психолого-педагогической параметризации (социограмма, доминирующие типы восприятия, например, эстеты, логики, прагматики, публицисты и т.п., специфика микрорайона, родительского контингента и пр.)
Эвристическая поисковая направленность учебной деятельности, отбор и построение содержания на установлении связей энциклопедического, гуманистического, эстетического, экологического значения способствует реализации принципов личностно ориентированного образования и воспитания, формирующего менталитет и ценностноориентационную систему.
«Контекст как психологическая категория прямо выводит на механизмы порождения продуктов психического…Контекст и ситуация связаны таким образом, что в ситуацию включаются не только внешние условия, но и сам действующий субъект и другие люди, с которыми он находится в отношениях общения и личностного взаимодействия. (А.А.Вербицкий. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пос. 1991). Контекст дает правила, по которым строится перцептивный мир; благодаря контексту человек знает, чего ему следует ожидать, может осмысленно интерпретировать продукты восприятия (Линдсей П, Норман Д. Переработка информации у человека)
Решение задачи формирования целостной личности профессионала-педагога концептуально связывают с реализацией в процессе образования национально-культурного компонента и личностно-ориентированного подхода
ОСНОВЫ
МОДЕЛИРОВАНИЯ УЧЕБНО-
Одной из ведущих тенденций развития образовательной ситуации сегодня становится переход к ценностной парадигме. Этот переход подготовлен восхождением педагогической мысли от односторонне-функционального к целостному представлению об образовании как универсальной ценности. Ориентация на данную тенденцию объективно требует развития концептуальной системы взглядов, интегрирующих ценностные основания традиционных и инновационных процессов (В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова. Введение в педагогическую аксиологию)
Осознание мира как глобальной ценности – новая ментальная парадигма, определяющая миропонимание, ценностные ориентации и мышление. Биосферное, экоцентрическое мировоззрение, при котором приоритетным становится понимание связей живой и неживой природы, природы и общества, а условия их устойчивости имеют важнейшее значение для поиска разрешения извечного противоречия образования, заключающегося в необходимости формирования научного мировоззрения на основе целостной научной картины мира и необходимости профессиональной специализации образования. Вся система образования, как и сама наука приобретает 2 новые глобальные функции:
Экологическая культура ( в широком смысле включающая в себя и социально- и личностно-психологическую, а значит и коммуникативную компетенцию) становится мерой цивилизованности общества. Акцентирование внимания на экологических ценностях – гармонизация в отношениях с окружающим миром, природой, другими людьми, а также с самим собой – усиление природоцентрического характера сознания: «Природа (вокруг человека, в других людях и в самом человеке выступает в таком случае в роли личностно значимого Другого для данного индивида) (В.И.Панов. Введение в экологическую психологию, М., 2001)
Переориентация (смещение акцентов) в преподавании словесности связана с необходимости удовлетворения нового социального заказа.
Эволюция образовательного идеала:
После 1917 года – ликбез.
30-е годы
– развитие риторических
60-70 – образованность, накопление знаний о языковых единицах. Критерий образованности – умение производить различные разборы (фонет, морфол., словобраз., синтакс.). Цель: опознавать, охарактеризовать языковую единицу по плану.
94г. РЯШ.
Проект нового ГОСТ
ФУНКЦИЯ ЯЕ
– главный мотивационный
Сопряженность эволюционного взаимодействия неживого, живого и мыслящего вещества в единой и целостной природно-социальной (природно-культурной) суперсистеме, где локальные процессы могут иметь региональные и глобальные последствия, отражены в бытийном и рефлексивном слоях сознания. Трансформация значений и смыслов – процессов означивания смыслов и осмысления значений – установление связей общественного и индивидуального мировоззрений, способствующих становлению целостного мировоззрения.
Например, в качестве иллюстративной дидактической группировки может быть рассмотрен подбор рече-языкового материала из упр. УМК Баранова для 7 кл..
КС возможных учебно-воспитательных понятий-характеристик: мировоззренческая позиция: потребитель (упр. 89, 175, 302, 306 и др.); наблюдатель (67, 78, 128, 93, 91, 157, 305, 313 и др.); сопереживатель (79, 81, 94, 131, 141, 139, 301 и пр.); созидатель (68, 160, 373, 394, 396, 404 и пр.); типические свойства; личностно-смысловые, деятельностные установки личности, коэволюционные идеи, эмоционально-ценностное отношение, оценка и др.
Субъект языковой политики ориентируется в вопросах языковой политики.
Современная
языковая ситуация может быть сравнима
с таковой в Петровскую эпоху и послереволюционным
периодом: характерно переименование
социально значимых объектов, преобразование
нормативно-стилистического уклада, возрастание
роли нелитературной сферы (просторечия,
жаргонов, диалектов… См. Валгина «Активные
процессы в современном русском языке»
2003, диплом Фетисовой: «Вариантность нормы
– не признак ее расшатывания и потери
стабильности, а показатель гибкости и
целесообразной приспособляемости нормы
к жизненной ситуации общения»; «Взаимодействие
внутренних и внешних факторов – главный
закон в развитии языка»; « Языку свойственны
процессы саморазвития, т.к. знаки языка
системно связаны и реагируют на изменения
в себе…Жизнь языка осуществляется в
обществе, которое создает условия для
тех или иных изменений и стимулирует
процессы, приводящие к удовлетворению
актуальных потребностей общества…»),
непомерное внедрение иноязычной лексики.
В целом для языковой ситуации нашего
времени – расшатывание, ослабление норм
на всех языковых уровнях. «Праздник вербальной
свободы», умноженный на высокий уровень
агрессивности в поведении людей ( и речевом
в том числе) приводит к тому, что непечатное
слово становится печатным, разгерметизируется
лексика ограниченных сфер употребления.
Безусловно недопустимое, с общественной
точки зрения, сегодня не имеет однозначно
оценочного отношения «плохо» или «хорошо».
Общество в целом потеряло ориентиры в
этой важнейшей области социального бытия.
Возрастает роль сознательного воздействия
общества на язык, необходима разноаспектная
языковая политика. На гос. уровне необходимость
принятия мер по воздействию на языковую
ситуацию осознана : факт создания при
Президенте РФ Совета по русскому языку
и разработки Федеральной целевой программы
«Русский язык». Такой субъект языковой
политики, как государство, в лице его
специальных органов (комитеты, комиссии
по вопросам языка), может влиять на язык
лишь опосредованно, путем выпуска словарей,
справочников и т.п. В соответствии
с установками модернизации образования
необходимо не просто «дать образование»,
а развить, обогатить личность, в Программе:
«Развить коммуникативную и общекультурную
компетенцию»; толерантность, ориентировочно-диагностические
навыки, уверенное поведение и пр. Способность
к оцениванию языковой ситуации, формирование
культурно-языковой личности как субъекта
языковой политики предполагает готовность
к идентификации языковой ситуации (определяемой
как совокупность форм существования
языка, обслуживающих общение в определенной
этнической общности или административно-
Информация о работе Проблема формирования взгляда на язык как национально-культурный феномен